Занятость и безработицы в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование занятости в Республике Беларусь, уяснение понятия рынка труда, занятости и безработицы, определение основных тенденций и направлений развития и регулирования явления занятости, анализ, составление прогноза рынка труда и предложение конкретных мероприятий по содействию занятости населения.
Работа написана с помощью материалов, научных трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы государственного регулирования занятости.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа21212.docx

— 62.35 Кб (Скачать)

     Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции № 142 и в Рекомендациях № 150 [7].

     1.2. Безработица: понятие и классификация

     Как известно, для любой работы нужен  стимул. Он может быть позитивным и негативным.  Позитивным  стимулом  называется  расчет  на  материальное  или моральное вознаграждение.  Негативные стимулы можно условно подразделить  на прямые и  более  “утончённые”,  косвенные.   К  прямым  негативным  стимулам относятся, например,  угроза голода, физическая расправа и  т.д.   Все  чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается  или как сумеешь, но если появиться человек,  способный работать  лучше,   то  уступи ему своё место и иди в очередь,   за  пособием  или за  подаянием.   Этот негативный косвенный стимул   действует безотказно.   Негативные  косвенные стимулы особенно эффективны,  когда сформирован и достаточно  развит  рынок труда.

     Вообще, проблема  безработицы  присуща   рыночной  экономике.   Если  в середине   XIX  века  западные  идеологи  объясняли    наличие   безработных “плохим поведением” самих рабочих,  то в новых  условиях  они  заговорили  о “несовершенствах” и этим объясняли возникновение и   существования “избыточного”  населения.  Так появилась теория  “фрикционной”  безработицы, выставлявшая в качестве причин  этого  порока  капитализма   “фрикции”  (  в перев.  трения, неполадки)  на рынке труда.  Возникновение  и  существование такой безработицы объяснялись   несоответствием   между   изменившимися потребностями в рабочей силе  и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам,  а  также   недостаточной   мобильностью    рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной”   безработицы,   согласно   которой    в безработице будто бы повинны сами рабочие,  так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату,   соответствующую предельной производительности.  Вместе с тем история данной проблемы показывает,   что люди  добровольно лишают  себя  заработков  и   безработные   возникают   и существуют только из-за  “неполадок” на рынке [6, стр. 455].

     В  такой  обстановке   появляется   теория,   объясняющая   безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее   автор  Джон  Мейранд Кейнс показал,  что помимо  “добровольной”  и   “фрикционной”   безработицы существует “недобровольная”  или “вынужденная”.

     Незанятость  определенной   части   населения    является   результатом действия объективных процессов:

    • неравномерного развития производственных сил;
    • противоречивого характера  НТП;
    • высоких темпов модернизации производства.

     Кейнс утверждал,  что 3-4%  населения остаются  без работы   в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

     По  закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г.   «безработными считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  –  до 55 лет, мужчины –  до  60),  постоянно  проживающие  на  территории  РБ,  не имеющие работы,   не  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью,   не обучающиеся в  дневных   учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной  службе занятости» [7].

     Согласно  определению международных организаций  –  Международной организации труда  (МОТ)  и  Организации   экономического  сотрудничества  и развития  (ОЭСР),  безработные – это люди, не  имеющие  работы,   кто  готов приступить к работе  и  ищет  работу  в  течение  последних  четырех  недель

     Так, например, в США безработными,  считаются  гражданские  лица, которые:

          . не имели занятости в течении недели обследования;

          . предпринимали усилия найти  работу в  течении  предыдущих  4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам   государственной службы  занятости или к друзьям);

          . лица, временно уволенные   или  лица,  нанятые  на  новую  работу, которые должны приступить  к работе в течение 30 дней.

     В  Японии безработным считается тот, кто не работал  в  течение  недели обследования  ни одного часа, в Великобритании  –  кто  не  имеет  работы  в течение недели обследования,  ищет работу в течение этой недели или не  может искать ее  из-за болезни,  а  также  кто  ждет  результатов  переговоров  об устройстве  на работу.   Органами  трудоустройства  и  статистикой  развитых капиталистических  стран   не   рассматриваются    как   безработные   лица, проживающие в застойных  районах,   где  нет  и  не  предвидится   свободных рабочих  мест.   Если  даже  люди,    проживающие   в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро  разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые  ищущие  работу и возвращаются на  работу  после  длительного  перерыва.   К  первой  группе относится прежде всего молодежь,  ко второй – женщины, оставившие  работу  в связи с рождением  и  воспитанием  малолетних  детей.   Основной  же  массив безработных – это лица,  уволенные с предприятий и имеющие стаж  работы.   В эту категорию в основном  входят  работники,  потерявшие  работу  вследствие структурных изменений в экономике и производстве,  закрытия  предприятий   и учреждений,  модернизации производства, перехода на новые виды  продукции  и т.д.  Среди них люди различных квалификаций и профессий,   готовые  работать по своей специальности на  других  предприятиях,   пройти  переподготовку  и повысить свою квалификацию [3, стр. 322].

     Безработица  может  существовать  в  разнообразных  формах.   Основными являются:

  • фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с  переходом с одной работы на другую. Она  возникает  из-за   несовершенства  в техническом  функционировании  рынка  труда,  отсутствие   информации  о наличии  рабочих  мест,   стремление  граждан   лучше   применить   свои способности и носит краткосрочный характер;
  • структурная  –  вид  вынужденной  безработицы,  вызываемой  структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей,   что  изменяет, в  свою  очередь,  структуру  общего   спроса   на   рабочую   силу    в профессиональном  или региональном разрезе;
  • циклическая  –  безработица,  вызванная  спадом   производства.   Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,  а безработица растет;
  • скрытая – излишнее количество работников,  занятых в производстве,  хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;
  • “конверсионная” –  безработица,   связанная  с  сокращением  численности армии и занятых в отраслях ВПК;
  • молодёжная безработица;
  • остаточная  -  безработица,   вызванная  ограничением   работающих   по состоянию  здоровья,   по  возрасту,  более  низкой  производительностью мобильностью,  отсутствием  стремления   к  повышению   квалификаций   у пожилых.

     Кроме  того,  существуют  сезонная,   технологическая,    региональная, застойная  и другие виды безработицы.

     Монетаристы (М..Фридмен,   К.Викселль)   выделяют   естественную    и вынужденную безработицу.  К естественной относят фрикционную и  структурную. В этом случае ещё  говорят  о  естественной  норме  безработицы  или  уровне безработицы при полной занятости.  В  настоящее  время  экономисты  считают, что естественный уровень безработицы  равен  примерно  5-6%.   Если  текущая безработица   значительно   превышает   естественную норму,   то    это свидетельствует о вынужденной безработице.

     В таблицах приведены статистические показатели по безработице в Беларуси [Прилож. А]

     Безработица, в  особенности  вынужденная,  -  это  нечто  большее,  чем экономическое бедствие,   это  также  и  социальная  катастрофа.   Депрессия приводит к бездеятельности,  а  бездеятельность  –  к  потере  квалификации, потере   самоуважения, упадку   моральных   устоев,     распаду    семьи, самоубийствам, социальной  напряжённости.  История  убедительно  показывает, что массовая безработица приводит  к  быстрым,  а  иногда  и  очень  быстрым социальным  политическим  переменам  (вспомним  хотя  бы  приход  Гитлера  к власти). Поэтому государства  пытаются  снижать  уровни  безработицы,  чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и  потрясений. 
 
 

      2. Регулирование занятости в современной Республике Беларусь

     2.1. Особенности  государственного регулирования занятости в Республике Беларусь

     Упорная борьба государственных чиновников с безработицей, приводит в легкое недоумение. Официально зарегистрированных безработных 1,1 %, а правительство  усилено борется с проблемой. В 2005 г. ужесточается закон о занятости, в мае 2007 г. приняты поправки ужесточающие ответственность нанимателя при нарушении закона о занятости, для усиления контроля над рынком труда насаждается практически полная кантрактизация работников, вводятся прогнозные показатели безработицы, роста заработной платы и пр., необходимые к исполнению. Но ведь если уровень безработицы в нашей стране так мал (191 место в мире), то возникает вопрос: с чем бороться? Тут чиновники попадают в свою же ловушку. По официальной статистике безработицы практически нет, но раз с нею борются — значит, она существует. И если ставятся цели уменьшить официальную безработицу, навязывая обязательные к исполнению показатели, то напрашивается логический вывод: официальную безработицу, называя обязательные к исполнению показатели, то напрашивается логический вывод: официальную безработицу хотят свети на нет. Но это не значит избавиться от безработицы вовсе. Нашим чиновникам следует признать, что безработица—это объективно существующая реальность. Полная занятость—это нонсенс, который противоречит всем экономическим законам, согласно которым в любой экономике всегда присутствует естественный уровень безработицы (фрикционная плюс структурная безработица). Не вдаваясь в подробности, фрикционная безработица—это безработица, которая связана со сменой места работы. На поиск и подбор новой работы необходимо какое-то время, в течение которого человек и является безработным. Структурная безработица связана со сменой места работы и необходимостью перепрофилирования (в отличие от фрикционной, где безработные могут получить работу без переподготовки) в результате переструктурирования экономической жизни (с течением времени в структуре потребительского спроса и технологии происходят важные изменения, которые в конечном итоге изменяют структуру общего спроса на рабочую силу).

     Государственная политика занятости направленная, в  том числе и на снижение численности  официально зарегистрированных безработных  на самом деле мало влияет на уровень  реальной безработицы и в этом смысле малоэффективна. Ужесточение  мер государственной политики в  данной сфере приводит к переходу части безработных из статуса  зарегистрированных в положение  незарегистрированных в положение  незарегистрированных безработных  из статуса зарегистрированных в  положение незарегистрированных безработных  и существенно не влияет на изменение  уровня реальной безработицы. В этой связи настораживают заявления  министра труда и социальной защиты Владимира Потупчика о «поэтапном вовлечении трудоспособных граждан  в экономику». В этом, по его мнению, заключается главная цель Государственной программы содействия занятости на 2007 год. Это означает, что если будут введены показатели трудоустройства, то они будут необходимы к выполнению и могут привести к насильственной поголовной занятости, как в советские времена [1, стр.3].

     Целью государственной политики занятости  должно стать стремление к полной занятости, но только в новом понимании. В командно - административной экономике  полная занятость приравнивалась к  всеобщей, тотальной, поголовной. В  новых экономических условиях данный термин приобретает новую трактовку  и подразумевается не просто занятость, а эффективную занятость. Полная занятость достигается, когда спрос  на рабочую силу совпадает с ее предложением и является мимолетным явлением, которое постоянно будет  нарушаться из-за не изменений потребностей общества, структуры производства. Существенно повлиять на снижение реальной безработицы может только создание благоприятной макроэкономической среды, способствующей созданию новых рабочих мест. Для этих целей следует предпринять ряд мер, таких как:

  • Создание комфортных условий для развития малого и среднего бизнеса, что даст возможность организовать новые рабочие места и, как следствие, снизит безработицу
  • Более четкое и оперативное согласование потребности рынка труда с рынком образовательных услуг
  • Социально ответственное реконструирование организаций и предприятий
  • Создание новых рабочих мест

     Методы  борьбы с безработицей в нашей  стране имеют свои обязанности: сокращая зарегистрированную ее часть, не учитывается  вторая основная более массовая ее составляющая -не зарегистрированные безработные. Поэтому одной из основных причин неэффективности государственной  политики в сфере занятости является, прежде всего, сама система учета  безработных (точнее не учета незарегистрированной ее части). Эта система, настолько  несовершенна, что официальная статистика не отражает реальную картину на рынке  труда и не позволяет принимать  обоснованные и правильные решения  для создания наиболее оптимальной  структуры занятости. Так с помощью  нехитрых расчетов легко можно прийти к выводу о нестыковках некоторых  данных. Так согласно официальной  статистике 6066 тысяч человек в  Беларуси на конец 2006 г. находились в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54)

     В первом полугодии 2007 г. В экономике  страны было занято 4409 тысяч человек.

     Численность безработных, зарегистрированных в  органах государственной службы занятости, на конец июля 2007 г. составила 46,7 тысяч человек.

     Трудовыми мигрантами, по оценке Минэкономики, являются около 600тысяч белорусов. Об этом заявил на заседании Совета министров в  Миске министр экономики Беларуси Николай Зайченко, но это только оценка.

Информация о работе Занятость и безработицы в Беларуси