В
настоящее время департамент
ведет работу по привлечению неправительственных
организаций к обучению безработных женщин
предпринимательским навыкам для обеспечения
ими самостоятельной занятости.
Государственная
служба занятости принимает меры
по трудоустройству безработных
женщин. Так, в утверждаемую ежегодно
правительством республиканскую программу
содействия занятости населения включен
специальный раздел “Занятость женщин”,
предусматривающий использование активных
мер по ее обеспечению. Однако этих мер
недостаточно для коренного изменения
ситуации, сложившейся в сфере улучшения
изменения ситуации профессиональной
подготовки женщин.
Необходимо
принять меры по предоставлению женщинам
еще до трудоустройства равного
с мужчинами доступа к профессиональной
подготовке в учебных заведениях
и к подготовке и переподготовке
на предприятиях. Такая подготовка должна
реально улучшить перспективы их трудоустройства.
Для этой цели следует принять – в основном
на национальном уровне и по линии правительства
(в сотрудничестве с организациями предпринимателей
и трудящихся, а также с учреждениями,
осуществляющими профессиональную подготовку
в частном секторе) – следующие меры:
-
Разработать эффективную систему
информации о рынке труда. Система
своевременной и подробной информации
о рынке труда, учитывающая
гендерную специфику женщин, может помочь
органам, определяющим политику, учреждениям,
осуществляющим подготовку, работодателям
и отдельным трудящимся получать сведения
о потребностях и планировать программы
профессиональной подготовки. При определении
спроса на новые профессии следует учитывать
информацию как о национальном, так и о
местном рынке труда.
-
Координировать действия министерств,
организаций предпринимателей и
трудящихся, учебных заведений и
местных учреждений с целью
выявления потребностей в профессиональной
подготовке и максимально приближать
ее к спросу на рынке труда.
-
Создавать стимулы и оказывать
содействие предприятиям, чтобы
побудить их организовывать профессиональную
подготовку и переподготовку
женщин и облегчить эту задачу.
Государственные субсидии, налоговые
льготы или компенсация затрат на профессиональную
подготовку, а также схемы специальных
сборов и субсидий – все это, как показывает
мировой опыт, побуждает фирмы проводить
обучение своих сотрудников.
-
Добиваться того, чтобы профессиональная
подготовка женщин включала не только
приобретение производственных навыков,
но и основы трудового законодательства,
техники безопасности и гигиены труда,
правильного питания, планирования размеров
семьи и ее социального обеспечения.
Необходимо:
-
Учитывать во всех социальных программах
гендерные вопросы, вопросы улучшения
положения женщин.
-
Разработать механизмы смягчения
последствий переходного периода
и реформ.
-
Задействовать местные женские
НПО в оказании социальных
услуг населению, вовлечении населения
в решении социальных программ через НПО.
-
Использовать мировой опыт (доступ
к кредитным ресурсам, самозанятость,
семейный бизнес, микрокредитование,
деятельность в НПО), развитие
малого и среднего бизнеса,
как наиболее доступного для
средних слоев населения.
-
Исходя из понимания материнства
как социальной функции женщины,
обеспечивающей генофонд нации,
правительству добиться того, чтобы
охрана материнства и детства
стала действительно приоритетной
целью в государственной политике.
Прежде всего, разработать механизм
достаточного ресурсного обеспечения
программ по защите материнства и детства.
-
Разработать обширную программу
мероприятий, направленных на
уменьшение смертности, с обозначением
министерств, ведомств, ответственных
за выполнение, с указанием финансирования,
сроков исполнения.
С
одной стороны, формирование рыночных
отношений позволило женщине
принять участие в экономических
преобразованиях, женщины были вовлечены
в развитие малого и среднего бизнеса.
С другой стороны, высокая конкуренция
со стороны мужчин, обусловленная не только
жесткими законами бизнеса, но и психологией
превосходства мужчин, ограничением для
женщин доступа к процессам приватизации
и к кредитным ресурсам, сокращает возможности
женщин увеличить свои доходы, проявить
себя в этой сфере.
Следовательно,
для улучшения положения женщин
в экономике существенно важно:
1)
При разработке и оценке макро-
и отраслевой экономической и
социальной политики учитывать
гендерные факторы и показатели
занятости и бедности и контролировать
ее осуществление с точки зрения дифференцированного
воздействия на мужчин и женщин.
2)
Следить за тем, чтобы при
проведении курса на экономический
рост поддерживался необходимый
баланс в плане создания рабочих
мест, особенно таких, которые
могли бы занять малоимущие женщины.
3)
Пересматривать политику и программы
на общенациональном и отраслевом
уровнях, стремясь при этом
к их последовательности и
согласованности. Нужно развивать
координацию действий различных
отраслевых министерств и учреждений
(например, министерств образования, труда
и социальной защиты, сельского хозяйства,
промышленности) и организаций предпринимателей
и трудящихся по соблюдению гендерного
баланса при проведении политики занятости.
4)
Стратегии и цели макрополитики
должны конкретно оцениваться с точки
зрения вовлечения в них женщин в плане
как участия, так и получения выгод. Необходимо
проводить такую социальную политику,
чтобы женщины, могли противостоять неблагоприятным
экономическим условиям, сохраняя и приумножая
свои средства к существованию, материальные
ценности и доходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
своей курсовой работе я попыталась
определиться с понятиями занятость
и безработица. Занятость – это
не запрещенная законом деятельность
граждан, которая, как правило, приносит
им заработок (доход). В частности, такая
деятельность может осуществляться на
основе трудового договора, членства в
коллективных предприятиях, договора
гражданско-правового характера (подряда,
поручения, авторского и др.), а также предпринимательской
деятельности и других, не запрещенных
законом видов трудовой деятельности.
Безработными считаются трудоспособные
граждане в трудоспособном возрасте (женщины
до 58 лет, мужчины до 63 лет), постоянно проживающие
на территории Казахстан, не имеющие работы
и не занимающиеся предпринимательской
деятельностью, не обучающиеся в дневных
учебных заведениях и не состоящие на
воинской службе, зарегистрированные
в государственной службе занятости.
-
Рассмотрела три основных подхода
к объяснению причин безработицы.
Представители первого подхода считают,
что безработица появляется из-за слишком
высокой заработной платы; второго - в
результате недостаточного эффективного
спроса и, соответственно, низкого спроса
на рабочую силу; третьего - из-за деформаций
и негибкости рынка труда.
-
Так же рассмотрели три основных
вида безработицы: фрикционную,
структурную и циклическую. Фрикционная
безработица порождается постоянным
перемещением населения из одного
региона в другой, сменой профессии,
этапов жизни. Структурная безработица
возникает в результате несовпадения
спроса на рабочую силу и предложения
труда, связанного с технологическими
изменениями в производстве, которые порождают
и структурные изменения в спросе на рабочую
силу. Под циклической безработицей мы
понимаем безработицу, вызванную спадом,
то есть той фазой экономического цикла,
которая характеризуется недостаточностью
общих, или совокупных, расходов.
-
Рассмотрела две концепции объясняющие
причины влияющие на уровень
занятости и безработицы, а
именно неоклассическую концепцию
и кейнсианскую концепцию.
-
Рассмотрела социально-экономические
последствия безработицы, которые
рассматриваются наряду с проблемами
бедности и социальной нестабильности
как одни из наиболее острых
глобальных и национальных проблем.
-
Проанализировать уровень занятости
и уровень безработицы в РК.
По
данным таблицы 2 количество занятого
населения в РК на 2007 год по сравнению
с 2006 годом выросло на 1,1%.
В Костанайской области выросло
на 0,7%, в Карагандинской области
выросло на 0,3%, в Астане выросло
на 0,3%. Основными причинами роста увеличения
занятости в период с 2006 – 2007 годы является:
экономический рост, сопровождающийся
созданием новых рабочих мест и проведением
эффективной социальной политикой государства.
По данным таблицы 3 уровень безработицы
в РК на 2007 год по сравнению с 2003 годом
снизилось на 1,5 %. В Костанайской области
на 1,2 %, а в Карагандинской области
и г. Астане уровень безработицы снизился
на 0,8%.
-
Проанализировала демографические тенденции
в РК. Численность населения республики
на 1 января 2009 года по текущим данным составила
15 миллионов 778 тысяч человек, в том числе
городского - 8 миллионов 423 тысяч (53,4%),
сельского - 7 миллионов 354 тысячи человек
(46,6%). «По сравнению с январем прошлого
года она увеличилась на 206,7 тысяч человека,
или на 1,3%, что обусловлено увеличением
числа родившихся и снижением смертности
населения», - констатирует агентство
по статистике РК.
-
Так же я, рассмотрела гендерные
аспекты состояния рынка труда,
прежде всего, соотношение спроса
на мужской и женский труд. И, как правило,
в первую очередь выявляются проблемы
обеспечения занятости женщин. В условиях
конкуренции на рынке труда и в сфере занятости
имеют место проявления различных форм
скрытой и косвенной дискриминации женщин,
следствием которой является то, что им
предоставляются в основном работы, требующие
сравнительно невысокого уровня квалификации,
ответственности, и поэтому низкооплачиваемые.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Ивашковский
С.Н. – Макроэкономика: Учебник 2-ое издание,
Москва, 2002
- Бункина М.К.,
Семенов В.А. Макроэкономика (основы макроэкономической
политики): Учебное пособие.-М., АО «ДИС»,1996
- Ларрен Ф.Б.,
Сакс Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный
подход. Учебник. М.: Юрайт-Издат, 1996
- Грегори,
Мэнкью Н. Принципы макроэкономика/
Н.Г. Мэнкью; пер. с англ.- 2-е изд. – С-Пб.:
«Питер»,2004
- Булатов
А.С. Экономика – М.: Юристъ, 1999
- Малева
Т.М. Государственная и корпоративная
политика занятости – М.: Инфра-М,
1999
- Соловых И.Н.,
Соболев А.В., Волкова Т.Н. Экономическая
теория – М.: Талант, 1998
- Автономов
В.С. Введение в экономику –
М.: Вита-пресс, 2000
- Агапова Т.А,
Серегина С.Ф. – Макроэкономика: Учебник,
Москва, 2004
- Макконнелл
К, Брю С. – Экономикс, Москва, 1992
- Долан Э.Дж.,
Линдсей Д. Макроэкономика. /Пер.с англ.
В.Лукашевича и др.; Под общей ред. Б.
Лисовича,- С-Пб: АО «Санк-Петербург оркестр»,1994
- Сакс Дж.
Макроэкономика. Глобальный подход. М.:
«Олма-Пресс образование», 1999
- Луссе А.
Макроэкономика: ключевые вопросы. Учебное
пособие: С-Пб6 Изд. «Питер», 1999
- http://www.stat.kz/publishing/Pages/publications.aspx
- www.5ballov.ru.