Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы: определиться с понятиями занятость и безработица, проанализировать уровень занятости и уровень безработицы в РК, а так же выяснить причины, влияющие на уровень занятости и безработицы.
Введение….………………………………………………………………………..4
1.Теоретические особенности понятий занятости и безработицы…...…………………………………………………………………..7
1.1 Понятие занятости и безработицы………………………………………...…7
1.2 Виды безработицы……………………………………………………...……11
1.3 Причины, влияющие на уровень занятости и безработицы………………13
1.4 Социально – экономические последствия безработицы…………………..17
2. Анализ занятости и безработицы в РК…………...………………………….19
2.1 Оценка основных индикаторов рынка труда………………………………19
2.2 Анализ демографических тенденций в РК…………………………………22
2.3 Оценка взаимосвязи влияния демографических и социальных факторов на уровень занятости и безработицы………………………………………………24
3. Гендерные аспекты состояния рынка труда в РК…………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……...……………………………………………………….34
Демографические
процессы всегда опережают прогнозы
политические, экологические, социальные,
экономические, так как везде играют людские
факторы, человеческие ресурсы. Поэтому
многие научные прогнозы и предпринимаемые
новые законодательства, а также различные
административные решения молодого государства
должны проходить через демографическую
экспертизу, так как Казахстан все еще
находится в состоянии демографического
детерминизма. Именно здесь должна осуществляться
целенаправленная политика народонаселения
на региональном уровне со стратегией
развития и планом конкретных действий.
2.3
Оценка взаимосвязи влияния
факторов на уровень занятости и безработицы
Специфической особенностью казахстанского рынка труда являются резкие территориальные различия в уровне безработицы вследствие ограниченной территориальной мобильности населения. Огромная разбросанность населенных пунктов по территории республики, значительные разнообразия в экономическом и социальном развитии регионов привели к значительным различиям в уровне занятости и безработицы, статистические данные за ряд лет показывают значительную дифференциацию территорий по уровню безработицы.
Анализ показывает, что наблюдается значительный разброс показателей безработицы, более 3% пунктов. Самый низкий уровень безработицы отмечается в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Алматинской областях. Высокий уровень безработицы по сравнению со среднереспубликанским сохраняется в Мангистауской, Кызылординской и Жамбылской областях. Особенно тяжелое положение в сельской местности и малых городах. В сельской местности, объективный учет безработных не отлажен, объективную картину занятости выявить трудно. Распад сельскохозяйственного производства привел к росту безработных, миграции сельского населения в город. Хотя доля сельских мигрантов в общереспубликанской миграции меньше, чем городских жителей, переселенцы из сельской местности, как правило, чаще попадают в разряд безработных, поскольку они не имеют профессии, а если имеют ее, то низкой или не требуемой в городе квалификации. Чаше всего они усиливают конкуренцию на вторичном рынке труда, среди работников, ищущих временную и сезонную работу, или пополняют ряды безработных. Больше всего выходцев из села ищут работу в городах Алматы и Астане.
В южных областях, к которым относится Южно-Казахстанская и Кызылординская и Жамбылская, значительное количество многодетных семей, более высокая, чем в других регионах республики рождаемость, больше населения занятого личным подсобным хозяйством. В этих областях больше проявляется свойственное менталитету казахского народа гендерное дифференцирование при приеме на работу женщин, которые больше склонны к домашней занятости. В этих же регионах развит семейный бизнес, то есть, члены семьи работают, но поскольку заработная плата не начисляется, то в занятых они, как правило, не числятся. Данные обстоятельства и являются основной причиной высокого уровня безработицы в этом регионе. Вместе с тем имеются и другие причины, а именно:
- значительная дифференциация безработицы по районам областей
- высокая доля сельского населения, не имеющего доступных сфер приложения труда
- низкий профессиональный и образовательный уровень населения
-
несоответствие спроса и предложения
на рынке труда в профессионально-
- низкая конкурентоспособность отдельных, довольно значительных по численности групп населения (молодежи, женщин, имеющих детей, многодетных матерей, инвалидов и т.д.)
- наличие
нелегальной трудовой миграции из сопредельных
государств.
3 ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В Послании Президента Н.Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» особое внимание уделяется политике занятости – «самой действенной политикой была и остается политика мотивации к производительному труду и создание новых рабочих мест». Применительно к членам общества «занятость есть участие человека в общественно организованном процессе труда с целью создания общественных благ на условиях индивидуальной оплаты труда, обеспечивающей ему нормальное для данного общества социальное положение при отсутствии гарантий на постоянную работу». В условиях транзитного периода в сфере занятости особую актуальность приобретает равенство мужчин и женщин.
Это связано с тем, что хотя все население в целом испытывает на себе негативные последствия структурной перестройки, именно вследствие гендерного дисбаланса в обществе положение женщин оказывается наиболее тяжелым. Статистика и сформировавшаяся терминология, отражающая ситуацию в обществе, свидетельствует об этом (“феминизация безработицы”, “феминизация бедности”, повышение женской и детской смертности, увеличение преступлений в отношении женщин, бытовое насилие в семье на фоне общей неустроенности). В Казахстане в 2008 году женский доход составлял 0,64 мужского дохода. Сокращение уровня доходов и социальных достижений женщин определяется еще и тем, что, выполняя репродуктивную функцию и оставляя на время рынок труда, молодые женщины теряют квалификацию и навыки и упускают возможность карьерного роста.
Рассматривая гендерные аспекты состояния рынка труда, прежде всего, анализируется соотношение спроса на мужской и женский труд. И, как правило, в первую очередь выявляются проблемы обеспечения занятости женщин.
Уровень
женской безработицы в
- экономическая активность женщин всегда была ниже на 9-11 %, что обусловлено более активной ролью женщин в семье, как домохозяйки и матери, занятой по уходу за детьми, и пассивной ролью в общественном труде;
-
на рынке труда наиболее
-
60 % безработных женщин имеют
- 61 % женщин относятся к категории длительно не работавших и слабо адаптированы к условиям современного рынка труда.
При отсутствии явных форм дискриминации ощущаются ее косвенные проявления. Во многих случаях при выборе работников работодатель явное предпочтение отдает мужчинам, даже если на рабочем месте применим женский труд.
Немаловажной проблемой при устройстве на работу является возрастной ценз - 55 % женщин, состоящих на учете, находятся в возрасте старше 40 лет, 60 % безработных предпенсионного возраста - женщины. Анализируя рубрику найма на работу в газетах, обращаешь внимание на то, что сегодня для работодателя самый популярный возраст работника - до 35 лет. И, хотя при включении в банк данных поступающих вакансий, специалисты органов занятости прослеживают, чтобы работодатели не указывали возрастные пределы, тем не менее, для некоторых руководителей предприятий возраст является основной причиной отказа в приеме на работу, хотя об этом прямо не указывается.
При
найме на работу работодатели зачастую
выдвигают необоснованно
Значительную роль в конкурентоспособности женщин на рынке труда имеет уровень образования. Из состоящих на учете в органах занятости безработных женщин только 35 % имеют специальное профессиональное образование, остальные - среднее и основное общее образование. Причем доля безработных женщин, имеющих профессиональное образование, в городах выше (68 %), чем на селе (32 %).
Если в сельской местности высокий уровень образования позволяет женщинам находить работу, то в городах многие женщины-специалисты остаются невостребованными. На официальном рынке труда предлагаемые вакансии в основном состоят из рабочих должностей (77 %), которые не удовлетворяют людей с высшим и средним профессиональным образованием.
Выделим
возможные источники
-
различия в человеческом
- профессиональная сегрегация, когда женщины преобладают в “женских”, а мужчины – в “мужских” профессиях;
-
характер работы, которую женщины
выбирают или на которую они
вынуждены согласиться из-за
- различия в оплате в рамках одной и той же профессии или работы на одном и том же предприятии;
- разная оплата за труд равной ценности (даже для профессий, в которых преобладают женщины, предполагают тот же уровень квалификации, затрачиваемых усилий, ответственности и условий труда, что и “мужские” профессии, они, как правило, оплачиваются ниже, чем последние).
Таким образом, в условиях конкуренции на рынке труда и в сфере занятости имеют место проявления различных форм скрытой и косвенной дискриминации женщин, следствием которой является то, что им предоставляются в основном работы, требующие сравнительно невысокого уровня квалификации, ответственности, и поэтому низкооплачиваемые.
В последние годы в числе обратившихся за трудовым посредничеством в органы занятости граждан безработные женщины составляют от 52 до 56 %. В первом полугодии 2006 года официально зарегистрировалось 6982 женщины, оказано содействие в трудоустройстве 2333, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень трудоустройства женщин по отношению к обратившимся возрос до 41 % (2001 г. - 27 %).
В числе участников общественных работ доля женщин в текущем году возросла до 65 % (3447 чел.). При этом общественные работы популярны как среди жительниц городов, так и сельской местности. Финансирование из бюджета усиливает значимость общественных работ как формы социальной защиты населения для обеспечения временной занятости безработных. По сравнению с 2001 годом средства на финансирование общественных работ увеличены почти вдвое (со 129,8 млн. тенге до 264,8 млн. тенге). Это в свою очередь позволило увеличить сроки их предоставления отдельным гражданам, особенно из числа получателей АСП - от 3 до 6 месяцев на селе и почти до 1 года в городах области. Популярность общественных работ среди женщин объясняется также тем, что решениями местных исполнительных органов некоторым категориям: одиноким и многодетным и матерям, имеющих малолетних детей, лицам, имеющим ограничения в труде, они предоставляются на льготных условиях с полной оплатой труда (работа неполный день, гибкий график работы). Участвуя в общественных работах, женщины имеют возможность не только реализовать свой трудовой потенциал, но адаптироваться к условиям современного рынка труда, что повышает социальную значимость работ.
В отличие от общественных работ, доля женщин в числе направленных на профессиональную подготовку, переподготовку намного меньше. В первом полугодии на обучение направлено 369 безработных женщин или 43 % от общего числа охваченных обучением безработных. Это обусловлено зависимостью профессиональной подготовки, переподготовки кадров от конъектуры рынка труда. Как уже говорилось выше, сегодня на рынке труда преимущественным спросом пользуется мужская рабочая сила. Кроме того, несмотря на то, что все затраты на обучение безработных финансируются из средств бюджета, обучающиеся безработные не получают стипендии, за счет чего могли бы обеспечить себя в период обучения. Это - один из сдерживающих факторов, влияющих на пассивное отношение безработных, особенно имеющих семьи, к возможности прохождения обучения на краткосрочных курсах.
В своем Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года Глава государства сказал: "Государственная система поддержки граждан должна быть выстроена таким образом, чтобы стимулировать их к переобучению и получению новой профессии". В соответствии с данным положением нами акимам городов и районов рекомендовано рассмотреть вопрос о выплате материальной помощи безработным в период прохождения ими профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в размере государственной стипендии.
В Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677, одной из стратегических задач, направленных на достижение гендерного равенства на рынке труда, является дальнейшее развитие предпринимательства и самозанятости среди женщин.
В области имеются положительные примеры развития таких национальных художественных промыслов, как изготовление национальной одежды, ковровых изделий, музыкальных инструментов, изделий из кожи, шерсти, дерева, в сфере которых применим женский труд. Известен опыт ОФ "Жауказын" с. Сарышыганак (г. Аксу), организовавшего безработных женщин села на производство изделий из шерсти, а также выпуск сыра на основе швейцарской технологии.
В 2004 году в 9 районах области с целью снижения уровня бедности 831 малообеспеченной семье оказана социальная помощь на развитие личных подворий и самостоятельной занятости, на эти цели из местных бюджетов выделено 29,1 млн. тенге. В 2005 году такая помощь оказана 175 семьям на сумму 7,1 млн. тенге. В п. Майкаин и с. Коктобе семьи оралманов полученную помощь с целью обеспечения самостоятельной занятости направили на приобретение швейного оборудования для оказания услуг населению по шитью национальной одежды, изготовлению предметов национального быта.
Информация о работе Занятость и безработица в Республике Казахстан