Занятость и безработица. Проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Многие страны при переходе к рыночным отношениям столкнулись с такими проблемами как безработица и обеспечение эффективной занятости. Как известно, занятость и рынок труда – это важнейшие социальные индикаторы, по которым можно судить о национальном благополучии, эффективности курса реформ и их привлекательности для населения. Поэтому перед государствами с переходной экономикой стали задачи поиска путей реформирования ранка труда и его инфраструктуры. Одни пошли эволюционным путем (постепенное реформирование экономики), другие – революционным (кардинальным реформированием экономики, шоковая терапия). И на сегодняшний момент мы имеем разные результаты экономического и социального развития стран с переходной экономикой.

Содержание

РЕФЕРАТ …………………………………………………………………………...3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..................................4
1. Понятия занятости и безработицы. Причины и последствия безработицы ………………………………………………………………………………………5
2. Безработица в странах с переходной экономикой ………………………..….10
3. Проблема занятости и безработицы в Республике Беларусь ……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Безработица в странах с переходной экономикой (курсовая).doc

— 340.50 Кб (Скачать)

Следует подчеркнуть, что динамика занятости населения имеет различную направленность в разрезе городской и сельской местности. Начиная с 1996 г. наблюдается тенденция роста городской занятости, в то время как сельская местность по-прежнему теряет свои кадры.

Снижение уровня занятости на селе обусловлено дальнейшим исчерпанием его демографической базы (сельское население в 1995 г. составило 31,9%, а в 2007 г. – 26,6%), постарением кадров, миграционным оттоком молодежи в города, ограниченные возможности создания новых рабочих мест, вследствие низкого уровня развития социальной инфраструктуры и сельского предпринимательства.

Следует отметить, что в последние годы на фоне снижения уровня занятости в сельском хозяйстве возросла численность работников на селе в таких отраслях, как промышленность, строительство, транспорт, связь и  торговля.

В современных условиях переход к эффективной сельской занятости сдерживается невысоким качеством рабочей силы и низкой ценой труда, которая, в свою очередь, стимулирует миграцию трудоспособного сельского населения в города. Вместо создания конкурентной среды на сельском рынке труда зачастую проводится принудительное закрепление кадров.

Главная задача политики занятости в сельской местности – повышение эффективности использования и развитие кадрового потенциала села в соответствии с потребностями сельского рынка труда. Реализация этой задачи предусматривает комплекс взаимоувязанных действий в области инвестиционной и технико-технологической политики по совершенствованию агропромышленного производства и созданию развитой социальной инфраструктуры. Определенные шаги в этом направлении намечены Программой развития села на 2005-2010 годы. Неотъемлемой частью решения проблемы рациональной занятости сельских тружеников является организационное переустройство села на базе агрогородков, создание новых рабочих мест в социальной сфере, развитие сельского предпринимательства, личных подсобных и фермерских хозяйств, стимулирование притока рабочей силы в сельскую местность, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Что касается городской занятости, то тенденция ее роста в целом по стране обусловлена увеличением численности работающих в Минске. Высвобождение работников отчасти сдерживалось за счет механизма государственных дотаций для предприятий базовых отраслей, что позволило им избежать массированного сброса излишней численности персонала путем переведения части работников в режим неполной занятости. В результате для большинства городов был типичен высокий уровень вовлеченности трудовых ресурсов с низким эффектом фактического их использования.

Важным фактором трансформации отраслевой структуры занятости стало сокращение численности работников в производственном секторе экономики и усиление ее социальной направленности. Ведущей производственной отраслью производства остается промышленность, где сегодня сосредоточено более 26,4% всех работающих (рис. 3.1). Наблюдаемая здесь тенденция сокращения занятости является неизбежной стороной перестройки промышленного сектора и повышения его конкурентоспособности.

Рис.3.1

Распределение численности занятого населения по отраслям экономики

В последние годы вследствие наращивания объемов производства и активизации процесса создания новых рабочих мест темпы высвобождения работников заметно снизились. Процесс реструктуризации, особенно крупных промышленных предприятий, начал давать положительные результаты, проявившиеся не только в увеличении выпуска и реализации продукции, но и в стабилизации уровня занятости и повышении производительности труда в этой отрасли.

Однако, несмотря на наметившийся процесс оптимизации кадрового персонала, сохраняется проблема избыточной занятости. Большинство промышленных предприятий по-прежнему ориентированы на сохранение кадров путем перевода работников в режим сокращенного рабочего времени и вынужденных отпусков. Сегодня масштабы вынужденной неполной занятости заметно сократились, но тем не менее они еще значительны. Около 17% работников промышленности либо не востребованы производством и отправлены в административные отпуска, либо работают в сокращенном режиме, что оборачивается нерациональным использованием рабочей силы и потерями рабочего времени.

Одной из ведущих производственных отраслей экономики является строительство. Следствием улучшения функционирования строительного комплекса стало увеличение спроса на рабочую силу и приток кадров в эту отрасль (8,4%) (рис. 3.1). Дальнейшее повышение эффективности использования ресурсов труда в строительстве будет сопровождаться ускорением ввода в действие социально-культурной сферы, прежде всего в сельской местности, модернизацией строительного производства при расширении инвестиций на создание новых рабочих мест.

Неоднозначная ситуация сохраняется в социально-культурных отраслях, где в последние годы отмечается тенденция сокращения численности работающих (рис. 3.1). Устойчивое снижение кадрового потенциала наблюдается в искусстве, в науке и научном обслуживании. Наметившееся уменьшение численности работников в образовании во многом обусловлено проводимой оптимизацией сети учреждений образования, реструктуризацией дошкольных учреждений и школ в связи с их малокомплектностью и сокращением числа детей, особенно в сельской местности. Следствием реструктуризации медицинской помощи, стало уменьшение численности работников в здравоохранении.

Все более очевидно необходимость пересмотра политики сохранения кадров путем административного сокращения рабочего времени и предоставления вынужденных отпусков, поскольку это неизбежно сопровождается нерациональным использованием ресурсов труда, снижением квалификации работников. Стратегия обеспечения занятости должна исходить из необходимости повышения эффективности использования трудовых ресурсов и постепенной ликвидации скрытой безработицы на производстве. Решение данной проблемы состоит не в трансформации вынужденной неполной занятости в открытую безработицу, а в реализации системы мер, направленных на обновление и улучшение структуры рабочих мест, перераспределением работником в сферу услуг. Важное значение в этом отношении имеют адекватные системы переквалификации, помогающие высвобожденным работникам получить профессию, соответствующую потребностям структурной перестройки производства и экономики. Не менее важной для стимулирования перераспределения работников в трудонедостаточные отрасли представляется задача повышения оплаты труда и развитие инфроструктуры. Безусловно, большую роль в деле создания новых рабочих мест играет малый бизнес.

Но на современном этапе межотраслевая мобильность рабочей силы по-прежнему остается низкой. Так, общее высвобождение работников из производственной сферы экономики значительно превысило прирост работников в сферу услуг. В соответствии с этим можно предположить, что более половины высвобожденных работников покинули общественное производство и перераспределились либо в домашнее хозяйство, либо в сферу неформальной занятости. Значение неформальной занятости неоднозначно. Бесспорно, участие в неформальном секторе экономики в какой-то мере способствует решению проблем занятости и уменьшению численности официально регистрируемых безработных, а также выполнению важной социальной функции – росту доходов населения. Кроме того эта деятельность иногда выступает начальной ступенью создания собственного дела, которое в последствии может превратиться в более серьезную форму предпринимательства и увеличить число рабочих мест. В то же время расширение неформальных видов деятельности имеет ряд негативных моментов. В неформальном секторе отсутствуют социальные гарантии для данной категории граждан и почти отсутствует контроль за условиями труда. Более трети занятых в нем не уверены в перспективах своей деятельности и в любое время могут пополнить ряды безработных, обострив тем самым напряженность на рынке труда.

Основной проблемой национального рынка труда является сохраняющийся дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы в разрезе профессий и специальностей. Несоответствие профессионально-квалификационной структуры вакансий и безработных усугубляется низкой трудовой мобильностью рабочей силы, порождая проблему дефицита на одних локальных рынках при избытке этих же профессий на других. Подавляющее большинство вакансий сегодня предназначено для рабочих при растущем спросе на рабочие места со стороны специалистов – таких как педагоги, товароведы, юристы, экономисты. Данные специальности трудоизбыточны во всех областях. Это не позволяет обеспечить полную занятость, следствием чего становится рост числа граждан, которые в установленном порядке не регистрируются в качестве безработных.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в РБ составляет на 2008 г. 0,8% [13]. Это достаточно малый уровень безработицы, что свидетельствует о том, что в стране существуют значительные масштабы нерегистрируемой безработицы. Одной из причин этого является проблема взаимодействия безработных со службой занятости.

Важную роль в решении задачи трудоустройства населения играет государственная служба занятости, однако в этой структуре существует ряд проблем. Например, качественное несоответствие ожиданий, возлагаемых безработными на эту структуру, и возможностей их удовлетворить. В службе занятости варианты трудоустройства предлагаются всем, вставшим на учет, но от них в силу разных причин отказываются 2/3 безработных; главные  причины – неудовлетворенность оплатой труда, несоответствие предложенной работы специальности безработного и др. К тому же не все, кто обратился в службу занятости, получают статус официально безработного. Подобная ситуация приводит к тому, что значительная часть безработных остается вне влияния государственной службы занятости и возникают предпосылки для перемещения рабочей силы в неконтролируемую сферу экономики.

Также существует проблема взаимодействия службы занятости с предприятиями. Кадровые службы часто отказываются принимать на работу лиц по направлениям службы занятости, они отводят службе занятости второе место после найма по рекомендации. Таким образом, безработные в вопросе трудоустройства в первую очередь рассчитывают на помощь родственников и знакомых, во вторую – на себя и лишь в третью – на помощь службы занятости.

Одной из причин безработицы является проблема региональной трудовой мобильности рабочей силы. Действие механизма территориальных трудовых перемещений изначально сводится на нет отсутствием развитого рынка жилья, нерешенными вопросами сохранения прав собственности (в силу чего люди неохотно оставляют свои жилища), существующей системой разрешительной прописки и другими факторами нерыночного состояния экономики. Это обуславливает резко негативное отношение безработных ко всем видам территориальных перемещений из трудоизбытчных в трудонедостаточные регионы республики.

Можно выделить основные особенности и тенденции безработицы в РБ. Одной из самых устойчивых тенденций, проявляющейся на национальном рынке труда, является феминизация официально регистрируемой безработицы. Об этом свидетельствует ряд факторов: превалирование удельного веса женщин в составе всех зарегистрированных безработных на протяжении всего периода существования биржи труда (численность безработных мужчин 15,2 тыс.чел., женщин – 28,9 тыс.чел.) [13]; динамика их численности, имеющая тенденцию к росту; численное преобладание женщин в составе отдельных социально-демографических групп безработных. В период резких структурных преобразований в экономике женщины, с одной стороны, быстрее теряют рабочие места в силу своей меньшей профессиональной защищенности, а с другой – с большим трудом находят новую работу, являясь менее конкурентоспособной группой по сравнению с мужчинами. Именно женский контингент персонала предприятий, ведущих кадровые сокращения, в большей степени страдает от увольнений.

Следующей особенностью национального рынка труда являются скрытые процессы, происходящие в его рамках. Наличие нерегистрируемой безработицы и скрытой занятости является достаточно объемной его частью. Нерегистрируемая безработица оказывает значительное влияние на состояние рынка труда прежде всего в том плане, что количество неофициальных безработных значительно превышает их регистрируемый показатель.

Еще одна особенность безработицы в стране – это ее региональный характер. Так по данным Министерства статистики РБ, уровень безработицы в столице на конец 2007 г. был равен 0,4%, а в Минской области 0,9%. В то же время в Витебской области он составлял 1,3%, в Могилевской – 1,1%, в Гомельской – 1,2% по отношению к экономически активному населению [13]. Существуют отдельные регионы, где уровень безработицы является устойчиво высоким. В особенности высоким уровнем безработицы выделяются те регионы, которые характеризуются наличием монофункциональных производств.

Оценивая состояние безработицы в стране, необходимо отметить высокую численность лиц молодого возраста в составе зарегистрированных безработных. Безработицы в РБ в значительной степени носит выраженный молодежный характер. При этом молодежная безработица носит как сезонный, так и общий характер. Каждый пятый молодой безработный является выпускником какого-нибудь учебного заведения, так как не может трудоустроится по полученной специальности.

Таким образом главной целью государственной политики в сфере занятости является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Основные усилия должны быть направлены на приоритетное создание рабочих мест в экспортоориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого предпринимательства, повышение качества трудового потенциала, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями реформируемой экономики.

Также важной задачей является сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комплекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержке незанятого населения.

Заключение

 

Безусловно, достижение эффективной занятости и сохранение социально допустимого уровня безработицы в странах с переходной экономикой требует определенного времени и дополнительных финансовых средств. Требует выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения. В данной программе должны найти отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных областях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, регулирование трудовой миграции, социальная поддержка безработных, государственная система подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей реформируемой экономики. При этом важно, чтобы государственное регулирование занятости не ограничивалось только административно-правовыми рычагами, а осуществлялось с максимальным подключением к решению проблем занятости предпринимательских структур, негосударственных общественных организаций.

Информация о работе Занятость и безработица. Проблемы в переходной экономике