Занятость и безработица. Проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Многие страны при переходе к рыночным отношениям столкнулись с такими проблемами как безработица и обеспечение эффективной занятости. Как известно, занятость и рынок труда – это важнейшие социальные индикаторы, по которым можно судить о национальном благополучии, эффективности курса реформ и их привлекательности для населения. Поэтому перед государствами с переходной экономикой стали задачи поиска путей реформирования ранка труда и его инфраструктуры. Одни пошли эволюционным путем (постепенное реформирование экономики), другие – революционным (кардинальным реформированием экономики, шоковая терапия). И на сегодняшний момент мы имеем разные результаты экономического и социального развития стран с переходной экономикой.

Содержание

РЕФЕРАТ …………………………………………………………………………...3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..................................4
1. Понятия занятости и безработицы. Причины и последствия безработицы ………………………………………………………………………………………5
2. Безработица в странах с переходной экономикой ………………………..….10
3. Проблема занятости и безработицы в Республике Беларусь ……………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Безработица в странах с переходной экономикой (курсовая).doc

— 340.50 Кб (Скачать)

 

К третьей группе можно отнести страны СНГ. Объединяет их значительное падение ВВП, не остановленное в 1994 г. (стабилизация наметилась лишь к     1997г.), инфляция и низкие уровни безработицы. Объяснение указанных явлений – в характере и динамике проводимых преобразований: непоследовательная приватизация, сохранение мягких бюджетных ограничений, высокая субсидируемость промышленного и особенно сельскохозяйственного производства, тяжелые условия для развития самозанятости и предпринимательства, поддержание избыточной занятости на предприятиях.

Таким образом, начав процессы перехода к рыночным отношениям приблизительно в одно время и с однотипной сущностной моделью занятости, к 1994 г. страны с переходной экономикой пришли к различным результатам. Цена оттягивания и формализации рыночных преобразований достаточно высока – в странах III группы уровень бедности населения выше, заработная плата занятых ниже, привлекательность этих стран для ведения бизнеса существенно ниже.

Интересным является особенность политики в области занятости в переходных странах в связи с изменением их положения и участия в международном разделении труда и сотрудничестве стран, вызванных распадом связей в рамках СЭВ, СССР. Как известно, в рамках этих организаций в каждой из стран-участниц создавались отрасли, выпускающие продукцию, спрос на которую и цена искусственно инициировалась идеологическими и политическими факторами. Данные отрасли (в основном, трудоемкие) были защищены от конкурентных сил международного рынка. Таким образом, занятость в них поддерживалась искусственно. В современных условиях возможно решение проблемы занятости в данных странах путем изучения конкурентных страновых преимуществ и соответственно расширение производства, создания занятости в новых областях занятости.

Наличие факторов производства (например, квалифицированная рабочая сила), поддерживающих конкурентоспособных производств внутри страны, либо устойчивых контактов с зарубежными фирмами, а также внешней и внутренней среды для ведения бизнеса позволит каждой из стран с переходной экономикой осуществить развитие занятости на качественно новой основе. Например, осуществили прорыв в росте производства доходов и занятости стран Южной и Юго-Восточной Азии (Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур), сделав ставку на экспорт готовых изделий – он прирастал ежегодно на 9-12%  и составил 78% экспорта этих стран в настоящее время. Расширение экспорта готовых изделий будет способствовать изменению структуры производства, а значит, и структуры занятости, в направлении более глубокой интеграции страны в международном разделении труда.

Так, в четырех быстро растущих странах Азии (Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур) отмечено снижение уровня безработицы (2,4% в Корее, 2,7% в Сингапуре, 2% в Гонконге), позитивные сдвиги в структуре занятости. Опыт этих стран подтверждает, что быстрый рост трудоемких обрабатывающих отраслей (и других направлений деятельности современного сектора) является ключом к достижению полной занятости и повышению уровня жизни в развивающихся странах.

Одним из основных факторов успеха в этой области является уровень прямых инвестиций в страну. Так, улучшение экономической ситуации и стабилизация занятости в Китае во многом объясняется ростом иностранных инвестиций – в 1992 г. он получал 25% всех инвестиций, размещаемых в развивающихся странах. Начиная с 1990 г., в 9 странах с переходной экономикой было направлено около 10 млрд. долларов США инвестиций,, 80% которых пришлось на Венгрию и Чешскую Республику (это является как одной из причин, так и следствием их более успешного развития на пути рыночных преобразований). За 1993-1997 г.г. Чехия, Венгрия, Словения, Польша, Эстония имели на каждого жителя в среднем от 320 до 1480 долларов инвестиций, Беларусь – 3,8 доллара, Украина – 2 доллара [3].

Однако, независимо от темпов преобразований, все страны с переходной экономикой столкнулись с непривычной для них проблемой – проявлением и ростом безработицы. В одних странах она приняла массовый характер (Польша, Венгрия, например), в других – скрытый (Россия, Беларусь).

Общими чертами безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:

1.                 значительный удельный вес молодежи;

2.                 увеличение длительной безработицы. В Болгарии продолжительность безработицы свыше 1 года характерна для 62,5% безработных, в Венгрии – 45,7%, Румынии – 45,3%, Словении – 52,8%, Словакии – 58,5%;

3.                 основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники. В Польше 30,7 от новых безработных составляют работники, уволившиеся по собственному желанию, в Беларуси – около 30%, (для сравнения, в США – 15%, Великобритании – 20%), общий же удельный вес высвобожденных с производства в общей численности безработных в странах Восточной Европы составлял в 1990-1992 г.г. 85-90%, в станах СНГ – до 40%;

4.                 низкая оборачиваемость состава безработных. В переходных экономиках ежемесячное выбытие из состава безработных колеблется в пределах 0,6-0,8% к численности рабочей силы, а приток в состав безработных – 0,6-1,1%, в то время как во Франции эти показатели составляют 1,3-1,4%, Норвегии – 1,6% [3].

Схожесть тенденции и структуры безработицы в странах с переходной экономикой позволяет говорить о существовании общих закономерностей ее регулирования.

В начале переходных процессов практически во всех странах были введены достаточно обширные меры пассивной помощи безработным. То объяснялось как невысоким уровнем безработицы, так и попытками перенять позитивный опыт стран с социально-ориентированной рыночной экономикой (прежде всего скандинавских). Однако при дальнейшем росте безработицы выплаты безработным стали достаточно обременительными для бюджета, что частично способствовало росту налогового пресса на субъектов хозяйствования. поэтому далее переходные экономики пошли различными путями: либо ужесточением правил регистрации безработных и назначения пособий (Венгрия, Беларусь), либо уменьшением помощи безработным (Польша, Румыния, Болгария). Максимальная продолжительность сроков выплаты пособий в переходных экономиках ниже, чем в странах Западной Европы, а размер пособий (90% минимальной заработной платы в Болгарии, 96% в Венгрии, 40% в Румынии, 100% в Польше) при низком уровне самой минимальной заработной платы, не способен материально поддержать безработных.

Во всех переходных странах, начиная с 1992 г., было отмечено снижение степени охвата безработных различными видами пассивной помощи – в Польше почти вдвое, в Болгарии и Чехии – на четверть. Наиболее продвинутые в трансформационных процессах страны направляют значительные средства на проведение активной политики рынка труда.

В Чешской Республике основным направлением активной политики рынка труда является создание новых рабочих мест и развитие общественных работ на региональном уровне, в Венгрии – субсидирование заработной платы на предприятиях, в Польше – переподготовка и общественные работы.

Власти переходных экономик были вынуждены признать, что главным источником общественных благ центральным звеном трансформационных экономических процессов выступает труд, что производительный труд – это всякий труд, признаваемый как общественно необходимый. Это качество он приобретает не государственным, а рыночным признанием. Именно признаваемый рынком труд способен создать не только стоимость, но и добавочную стоимость, которая обеспечивает воспроизводство. При этом рынок, ставший единственно диктующим стоимость товаров и труда, привел в трансформационных странах к примитивизации призводства и деинтеллектуализации труда.

Переходная экономика столкнулась с изменением качества не только труда, но и его оплаты. Специфика оплаты труда выразилась в том, что объектом стала не рабочая сила, а способность к труду. При потере этой способности работник теряет свою рыночную стоимость. Величина оценки, как известно, зависит от спроса и предложения на рабочую силу, количество  и качество труда оказывают влияние на доход работника, а качество труда не может быть сведено просто к количеству труда, т.е. сложный труд не может быть исчислен как кратное отношение к простому труду, а оценивается более высоким порядком. Более того, появились отдельные группы работников, которые могут получать несопоставимое вознаграждение исключительно в связи со спецификой занимаемой деятельности, как например, шоу-бизнес, профессиональный спорт, модельный бизнес и т.д.

Особой переходной спецификой стала обладать оплата труда в бюджетной сфере, которая имела негативные социальные последствия. Низкий уровень оплаты и ослабление роли государства привели к смешению бюджетной и внебюджетной оплаты труда. Например, врачи получили возможность оперировать за деньги в больницах, где они были штатными сотрудниками. Преподавателю университета позволили в частном порядке готовить студентов к экзаменам, которые он сам же и принимал. Все это приводило не только к диспропорциям в оплате труда, но и нарушению этических норм и возникновению социальных проблем.

Что касается новых взаимоотношений государства и труда, то у государства появилась необходимость считаться с тем, что профсоюзы – это представители интересов труда. Профсоюзы должны быть оторваны от государства. Само же государство должно вставать на защиту общественных, а не коллективных ценностей, в том числе труда. При этом государственное участие должно во многом быть ориентировано на создание дополнительных рабочих мест и снижения уровня безработицы. Уровень безработицы в странах СНГ является традиционно низким, что объясняется преимущественно сильной социальной политикой государства и существованием скрытой безработицы.

Важно понимать, что при создании рабочих мест нельзя упускать уровень доходов, который не всегда бывает сопоставим с расходами в регионе и также, как и безработица, вызывает социальную нестабильность. Так, например, в рейтинге самых дорогих городов мира в 2004 г. Москва заняла третье место, уступив Токио и Лондону и опередив Осаку, в то время как средняя заработная плата в Москве составляет 327 долларов США, а в Токио, Лондоне и Осаке – 2858, 4500 и 2858 долларов США соответственно [9].

Во избежание скрытой безработицы и роста издержек из-за необходимости поддержания занятости, государство должно создавать рабочие места рыночными методами, чтобы социальная политика не противоречила экономической. Безработица традиционно выступает социальным объектом бюджетного финансирования. Поэтому с экономической точки зрения безработица значительно выше, т.к. она не имеет рыночных механизмов собственного преодоления.

Значимыми выводами, вытекающими из опыта регулирования занятости в странах с переходной, представляются следующие:

                 эффективность регулирования занятости производна от реальности и последовательности рыночных преобразований;

                 необходимы конкретные шаги по снижению уровня государственной монопсонизации занятости и уменьшению уровня избыточной занятости на государственных предприятиях до экономически целесообразного;

                 легализация скрытой безработицы является менее безболезненным способом обеспечения экономически целесообразного уровня занятости и разрешима в более короткие сроки, нежели ее длительное поддержание и консервация на убыточных предприятиях;

                 условия оказания пассивной помощи не должны быть слишком мягкими, чтобы не стимулировать рост долговременной безработицы, но и не должны быть чрезмерно жесткими, иначе основные потоки безработных пойдут за пределами официального контролируемого рынка труда;

                 активная политика на рынке труда должна быть направлена на развитие инфраструктуры рынка труда;

                 реализация общественных работ эффективнее на локальном (региональном) уровнях;

                 субсидирование создания новых рабочих мест должно быть ориентированным на прирост занятости не на убыточных государственных предприятиях, а на новых, частных (для осуществления структурной перестройки экономики);

                 содействие повышению мобильности рабочей силы (особенно в молодом возрасте);

                 трудоустройство на экономически неэффективных рабочих местах не способствует повышению эффективности занятости и структурной перестройке, создаваемые рабочие места должны быть экономически или социально необходимы, иначе это определяет недолговременность их существования;

                 трудоустройство длительно безработных должно быть одним из основных направлений регулирования занятости, поскольку длительная безработица является достаточно высокой, находится в динамике постоянного увеличения и способствует маргинализации охваченных ею лиц.

Условное разделение стран с переходной экономикой на три группы по критерию интенсивности построения рыночной экономики позволило выявить общие закономерности более «успешных» преобразований: оптимизация занятости на микроуровне; легализация скрытой безработицы; изменение отраслевой структуры занятости в направлении развития сферы услуг за счет мелкого и среднего бизнеса; снижение занятости в государственном секторе; широкое привлечение прямых иностранных инвестиций.


Проблема занятости и безработицы в Республике Беларусь

 

Уровень занятости населения в Беларуси достаточно высок и составляет 99,8% (4502,3 тыс. чел.) [13] к численности трудоспособного населения. Беларусь проводит стратегию реформ в социально-трудовой сфере, направленную на сохранение кадрового потенциала и удержание регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах. Несмотря на улучшение экономической ситуации, возможность инвестирования новых рабочих мест по-прежнему ограничена, что ведет к замедлению процессов технического перевооружения производства, замораживанию позитивных сдвигов в трудовой сфере, консервации неэффективной занятости, слабой внутренней мобильности рабочей силы.

Информация о работе Занятость и безработица. Проблемы в переходной экономике