Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа
Рынок — это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Рациональность выбора…………………………………………
§ 1.1. Рациональность потребителя и свобода выбора…………………
§ 1.2. Классификация видов спроса. Эффекты спроса. ………………
§1.3. Спрос на низкокачественные товары………………………………
Глава 2. Полезность. ………………………………………………………
§ 2.1. Теория полезности…………………………………………………
§ 2.2. Закон убывающей предельной полезности………………………
Глава 3. Ограничения потребителя. ………………………………………
§ 3.1. Бюджетная линия………………………………………………………
§3.2. . Кривые безразличия…………………………………………………..
§3.3.Нахождение оптимального соотношения товаров. ………………
Глава 4. Выбор Российского потребителя………………………………..
§4.1.Выбор российских граждан. …………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………
Глава 4. Выбор российского потребителя.
4.1. Выбор российских граждан.
При кажущемся изобилии на торговых прилавках, по данным проводимых СПРФ (Союз потребителей РФ) ежегодно социологических опросов, 7 % потребителей не удовлетворены предлагаемым ассортиментом, еще 31 % удовлетворены им лишь отчасти. В январе 2008 г. в 38 городах России на недостаточный ассортимент мяса, овощей и фруктов, мебели, хозяйственных мелочей указали 12-15 % опрошенных, одежды и обуви – 25-27 %. Нехватку услуг по ремонту бытовой техники, услуг прачечных и химчисток отметили 22-24 %.
Бурный
рост числа крупномасштабных сетевых
магазинов и торговых центров, угнетающе
воздействуя на малый торговый бизнес,
ведет к сокращению не только числа
торговых предприятий и форм обслуживания,
но и товарного ассортимента.
В
России в связи с переходным состоянием
экономики, развитием культуры предпринимательства,
переориентацией производства на рынок
и сложностью рыночной структуры, а
также сложностью перераспределения
основных жизненных благ, потребитель
ориентирован преимущественно на иностранные
товары доступные по цене и приемлемые
по качеству. В последнее время
наблюдается желание
Однако примерно в 2002–2204 гг. на рынке стали появляться потребители, стиль покупательского поведения которых значительно отличался от уже сформировавшихся предпочтений «богатых» и «бедных». Этот контингент покупателей предъявлял свои, совершенно отличные от двух вышеуказанных групп, требования к товарам. Данный сегмент потребителей в укрупненном масштабе можно охарактеризовать следующими требованиями к объекту покупки:
1)
товар не должен быть слишком
дорогим (так как его
2)
товар должен быть
3)
потребитель желает не просто
приобрести набор определенных
свойств, но и своеобразную
гарантию их качества, а также
средство подтверждения своего
социального положения (именно
за это он готов заплатить
дополнительное вознаграждение
продавцу, которое и представляет
собой плату за торговую марку)
Эта группа потребителей получила название «среднего класса». Хотя многие социологи и экономисты неоднозначно высказываются о наличии последнего в России, отечественные предприниматели реально ощутили его появление, что в принципе было закономерным для страны, вступившей на путь рыночных преобразований.
При
рассмотрении потребительского рынка
западных стран становится очевидным,
что большая часть
Однако,
в России формирование потребительского
рынка начиналось с двух диаметрально
противоположных сегментов, основной
общей чертой которых была покупательская
неразборчивость. Ни богатые, ни малообеспеченные
покупатели не обращали внимания на качество
и не имели устойчивых марочных предпочтений.
В результате эти сегменты покупателей
принесли продавцам в начале 90-х гг. огромные
доходы — одни за счет «сверхприбыли»,
вторые — «сверхоборота». Однако начиная
с 2002 г. отдельные товарные потребительские
рынки с двухуровневым предложением стали
испытывать определенные трудности со
сбытом. Это явление объясняется пресыщением
«предельных сегментов» рынка и появлением
спроса на относительно недорогие, но
качественные товары.
Заключение.
Один потребитель — поистине “песчинка” в огромном море товаров, выбрасываемых на рынок. На первый взгляд, его поведение не может иметь серьезного значения для экономики, где действуют громадные предприятия, транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Даже на рынке собственно потребительских товаров “голос” отдельного потребителя почти не слышен. Так может ли он всерьез повлиять на решение фирм, производящих эти товары? Однако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать: во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса: что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет — фирма может и разориться (или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли). Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, “автоматически” согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.
Таким
образом, без всякого преувеличения
потребителя можно назвать “
Ограничение свободы потребительского выбора, даже если оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в той или иной степени разрушать обратную связь между производством и потреблением. Потребитель, лишенный этой свободы, не сможет подавать своим поведением “сигналы” производителю, что и в каких количествах следует производить, а что — нет. Потеряв этот ориентир, производитель непременно станет выпускать одних товаров больше, а других — меньше, чем необходимо. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, черные рынки, спекуляция и т. д.
Рассмотрев
эту тему, я точно могу сказать,
что выбор потребителя зависит
от очень многих факторов, но в
основном от личных предпочтений и
от финансовых возможностей.
Список литературы.