Выбор потребителя и функция спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Рынок — это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Рациональность выбора…………………………………………
§ 1.1. Рациональность потребителя и свобода выбора…………………
§ 1.2. Классификация видов спроса. Эффекты спроса. ………………
§1.3. Спрос на низкокачественные товары………………………………
Глава 2. Полезность. ………………………………………………………
§ 2.1. Теория полезности…………………………………………………
§ 2.2. Закон убывающей предельной полезности………………………
Глава 3. Ограничения потребителя. ………………………………………
§ 3.1. Бюджетная линия………………………………………………………
§3.2. . Кривые безразличия…………………………………………………..
§3.3.Нахождение оптимального соотношения товаров. ………………
Глава 4. Выбор Российского потребителя………………………………..
§4.1.Выбор российских граждан. …………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Выбор потребителя и функция спроса.docx

— 113.87 Кб (Скачать)
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине    микроэкономика

на тему: «Выбор потребителя и функция спроса». 
 
 
 

                                                                  

                                                                       Руководитель: Лигай К.М.                         Выполнила: студентка группы ДМЕ-101

       Кузнецова Виктория. 
 
 

                          

Москва, 2009 г. 

   Содержание

   Введение……………………………………………………………………

   Глава 1. Рациональность выбора…………………………………………

   § 1.1. Рациональность потребителя и свобода выбора…………………

   § 1.2. Классификация видов спроса. Эффекты спроса. ………………

   §1.3. Спрос на низкокачественные товары………………………………

   Глава 2. Полезность. ………………………………………………………

   § 2.1. Теория полезности…………………………………………………

    § 2.2. Закон убывающей предельной полезности………………………

   Глава 3. Ограничения потребителя. ………………………………………

    § 3.1. Бюджетная линия………………………………………………………

    §3.2. . Кривые безразличия…………………………………………………..

    §3.3.Нахождение оптимального соотношения товаров. ………………

   Глава 4. Выбор Российского потребителя………………………………..

    §4.1.Выбор российских граждан. …………………………………………..

   Заключение……………………………………………………………………..

   Список  литературы………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

  Рынок — это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес  экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.

  Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

  Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

  Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность  покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и  покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое  указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

  Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой  из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить  все свои запросы. Он стоит перед  выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых  невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону? В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Рациональность выбора.

  1. Рациональность потребителя и свобода выбора.

   В своих рассуждениях экономисты исходят  из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально — значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

   Очевидно, что главным ограничением для  любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

   Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает “наилучший набор” товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения.

   Конечно, субъективный подход не безупречен: человек  — сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в  указанном смысле. Разумеется, представление  о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

   Каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

   Если  заменить слово “удовлетворение” более подходящим для данной ситуации термином “полезность”, то рациональное поведение потребителя состоит  в том, чтобы максимизировать  полезность при ограниченном доходе.

   Под полезностью блага или услуги понимают удовлетворение, которое покупатель получает от их приобретения.

   Предельная  полезность – это полезность, равная приращению общей полезности при увеличении потребления товара на одну дополнительную единицу.

   Итак, рациональный потребитель действует, увеличивая полезность потребляемых благ. Но мы-то с Вами знаем, что люди (а ведь потребители - прежде всего, люди) далеко не всегда ведут себя рационально. Как это проявляется экономически. 

    1. Классификация видов спроса. Эффекты спроса.
 

Американский  экономист X. Лейбенстайн разделил потребительский  спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный.

Функциональным спросом является спрос на блага, который определяется исключительно потребительскими свойствами, которые присущими экономическому благу (товару или услуге). Функциональный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя.

Нефункциональным  спросом является спрос, который  вызван факторами, не связанными с присущими  экономическому благу качествами. То есть спрос на данное благо возрастает или падает вне зависимости от того, каково на самом деле его качество и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь «включаются» психологические законы поведения людей, поэтому понятие рациональности отступает на второй план. В нефункциональном спросе могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы, влияющие на него.                                    

   

Первый (социальный фактор) связан с отношением покупателей к товару. Одни стремятся  выдержать общий стиль и покупают товары, которые приобретают те, на кого они равняются. Другие стремятся  достичь исключительности, а не плыть  по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, важной стороной которого становится демонстративное потребление.

Поэтому X. Лейбенстайн выделяет три типичных взаимных влияния:

  1. Эффект присоединения к большинству.
 

 Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает  то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

Под эффектом присоединения к большинству  понимается эффект увеличения потребительского спроса,  связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Именно  через эффект присоединения к  большинству и объясняются разные веяния моды, когда люди приобретают  вещи, совершенно ненужные, но покупаемые всеми, потому что это модно.

  1. Эффект сноба.
 

 В этом случае у  потребителя ярко проявляется стремление выделиться из толпы. Правда, и в  этом случае отдельный потребитель  зависит от выбора других, но эта  зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот  товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой.

Если  другие увеличивают потребление  данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если эффект сноба присутствует, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит  то, что приобретают все.

  1. Эффект Веблена.

Таким термином X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, 
ярко описанное в книге «Теория праздного класса» (1899)  Т. Веблена, когда товары или приобретаются для того, что 
бы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Эффект  Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается  в том, что эффект сноба зависит  от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит  прежде всего от цены. В случае эффекта Веблена, кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

Так, например, вещь от определенного дизайнера -престижна  и стоит намного дороже сходной  по качеству вещи, но «простого» производства.

Кроме того, в нефункциональном спросе Лейбенстайн  выделяет явления спекулятивного и  нерационального спроса.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с  высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность  повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Так, например, в начале 90-х годов цены на сахар, муку или хлеб могли вырасти за одну ночь, и потребители скупали их килограммами, потому что опасались, что цены поднимутся еще выше.

Нерациональный  спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием «сиюминутного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который  нарушает предпосылку о рациональном поведении      потребителя.

Следует все-таки заметить, что многие люди в большей или меньшей степени  подвержены вспышкам нерационального  спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в  дальнейшем.

Идете вы, например, в магазин за покупками, а на прилавке замечаете очаровательную вещицу, которая вам совершенно не нужна и потом вам не пригодится, но вы ее приобретаете, потому что она такая милая! Или вы стоите в очереди в супермаркете, пока вы ожидаете своей очереди, вы смотрите по сторонам и видите вокруг себя множество товаров (конфетки, жевательные резинка, шоколадки и т.п.) и покупаете их, потому что вам захотелось, возможно если они не лежали около кассы, вы бы о них даже и не вспомнили.

Информация о работе Выбор потребителя и функция спроса