Выбор потребителя и функция спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Рынок — это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Рациональность выбора…………………………………………
§ 1.1. Рациональность потребителя и свобода выбора…………………
§ 1.2. Классификация видов спроса. Эффекты спроса. ………………
§1.3. Спрос на низкокачественные товары………………………………
Глава 2. Полезность. ………………………………………………………
§ 2.1. Теория полезности…………………………………………………
§ 2.2. Закон убывающей предельной полезности………………………
Глава 3. Ограничения потребителя. ………………………………………
§ 3.1. Бюджетная линия………………………………………………………
§3.2. . Кривые безразличия…………………………………………………..
§3.3.Нахождение оптимального соотношения товаров. ………………
Глава 4. Выбор Российского потребителя………………………………..
§4.1.Выбор российских граждан. …………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Выбор потребителя и функция спроса.docx

— 113.87 Кб (Скачать)

      1.3. Спрос на низкокачественные товары

Существует  группа благ, спрос на которые также  изменяется необычным образом. Это  так называемые низкокачественные  товары или товары Гиффена (те же низкокачественные товары, только занимающие в бюджете малоимущих потребителей существенное место).

 

Кривая  долговременного спроса на подобные блага имеет не отрицательный, а  положительный наклон. На рисунке  кривая D характеризует спрос на нормальный товар: при повышении  цены товара с Р1 до Р2 количество приобретаемого блага снижается с Q1 до Q2. Кривая D* характеризует спрос на низкокачественные товары: при повышении цены до Р2 потребление блага возрастает до величины Q*2. При понижении цены будет наблюдаться обратная ситуация: потребление нормального блага увеличиться, а низкокачественного уменьшится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Полезность.   

   
  1. 1. Теория полезности

   Классическое  направление экономической теории не изучало поведение на рынке  потребителей товарных благ и поэтому  не создало целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская  школа экономической теории. Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер 1840-1921), Ойген Бём-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Ви-зер 1851-1926). Они  выдвинули субъективно-психологическую  концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости.

   Представители австрийской школы неоклассиков одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.

   Австрийские неоклассики были приверженцами  кардиналистской теории полезности, и считали, что полезность можно  измерить в абсолютных величинах - так  называемых ютилях. 

   

   Австрийские экономисты полагали, что каждый человек  субъективно (сам) определяет ценность благ, исходя из степени желательности  для него полезных вещей. Причем субъективная ценность всех потребительских благ, а стало быть, и их рыночная цена, зависит только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщения. По мере потребления дополнительной единицы блага происходит закономерное убывание полезности.

   Другая  группа экономистов, их называют ординалистами, полагают, что поскольку категория  полезности (предельной полезности) носит субъективный характер, то есть для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее не возможно измерить. С их точки зрения, целесообразно вести «ординальную, порядковую» величину полезности, с помощью которой можно выяснить уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребности, но нельзя определить саму эту степень удовлетворения.  

    1. Закон убывающей предельной полезности.
 

   Максимум  удовлетворения общей полезности достигается  в точке, в которой предельная полезность становится равной нулю. Это  означает, что благо удовлетворило  потребность - потребитель «насытился»  благом полностью. С точки зрения общей полезности, его удовольствие пойдет на спад, с точки зрения предельной полезности  - благо может начать вызывать неудовольствие.(См. рис.№2)

   Итак, если дальнейшее потребление блага  приносит потребителю вред (предельная полезность блага отрицатель-па), то общая полезность снижается. Чем  большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет  для нас каждая дополнительная единица  этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену.

   Рис.№2                                               

                         
 

   Закон уменьшения предельной полезности лежит  в  основе определения спроса.

   На  графике точка максимума общей  полезности (верхний график, ей соответствует  нулевая предельная полезность - на нижнем графике) называется иначе точкой насыщения.

   Предельная  полезность может возникать на разных уровнях потребления благ. В таких  случаях она означает величину ощущаемой  человеком добавочной полезности, которая  получена от прироста потребления новой  единицы какого-то продукта (например, одной порции мороженого).

   Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.

   Согласно  теории, развиваемой сторонниками австрийской  школы (кардиналисты), цена блага для  потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. А функция  полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

   Функция полезности в общем виде записывается следующим образом:                                                                

     U = f(ql,q2,...qn)

   То  есть в кардиналистской теории полезность (U) -это функция (f) от определенного  количества потребляемых благ (ql, q2,...qn). 

   Теория  предельной полезности показывает, что  любой индивид, предъявляя спрос  на тот или иной товар, субъективно  оценивает свои финансовые возможности  и предельную полезность единицы  каждого товара. Приобретёт он тот товар, который на одну и туже потраченную сумму денег обеспечит наивысший прирост общей полезности, т.е будет иметь максимальную предельную полезность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. Ограничения потребителя.

    1. Бюджетная линия

   Большим шагом вперед в исследовании закономерностей  потребительского поведения стало  создание концепции “бюджетных линий” и “кривых безразличия”. Ее авторами считаются итальянский экономист В. Парето. Базируясь на ординалистском подходе, их концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон: во-первых, с точки зрения того, что может позволить себе потребитель при данном ограниченном доходе, а во-вторых, что он хотел бы иметь из наличного набора товаров, каждый из которых ему представляется равноценным.

   Бюджетная линия – это прямая, показывающая, какие потребительские наборы может  приобрести покупатель, имея определённый доход (бюджет).

   Смысл бюджетной линии можно понять из следующего условного примера. Пусть  потребитель “X” выбирает только между двумя товарами — одеждой  и продуктами питания. Будем считать, что цены на одежду и продукты, а также доход “X” не меняются, при этом условная единица одежды стоит 60 рублей, а условная единица продуктов питания — 10 рублей. Очевидно, что наш мистер “X” может в месяц купить либо 10 единиц одежды и ни одной единицы питания, либо 60 единиц питания и ни одной единицы одежды. Наконец, он может приобрести продукты питания и предметы одежды в равных сочетаниях (например, купить 9 единиц одежды и 6 единиц питания, или 2 единицы одежды и 48 единиц питания и т. д.). Перенесем полученные точки на график. Соединив крайние точки одной линией, получим прямую “ab”, которая и называется бюджетной линией потребителя “X”. Каждая точка на этой прямой показывает, какое количество единиц одежды и продуктов питания может приобрести мистер “X” одновременно при доходе 600 рублей, тратя его полностью, при условии, что цены на одежду и питание не меняются (см. рис. № 3).

   Рис.№3

     

   Каждая  точка бюджетной линии показывает, какой набор товаров A и B может приобрести покупатель Х, располагая ограниченным доходом (бюджетом).

   Если  доход потребителя снизится (например, до 420 рублей), то бюджетная линия сместится параллельно и вниз (см. график 3) и займет положение “с”. При увеличении же дохода потребителя бюджетная линяя сместится параллельно вверх.

   Изменение уровня цен может по-разному повлиять на положение бюджетной линии. Если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то бюджетная линия сместится параллельно и вниз, ибо такое поведение цен равнозначно снижению дохода потребителя. Наоборот, если цены на оба товара упадут, то это будет означать как бы рост дохода потребителя и бюджетная линия сместится параллельно вверх. Наиболее вероятен, однако, вариант, когда цены на товары будут меняться по отношению друг к другу. Предположим, что цены на одежду не меняются, а продукты питания становятся дешевле. В этом случае мистер “X” при той же величине приобретаемых единиц одежды может покупать большее количество единиц питания. В этом случае бюджетная линия изменит свой наклон и вместо исходного положения “а'о” займет положение “аb”.(см. рис №4)

   Рисунок  №4

   

   Количество  единиц продуктов питания 

    1.   Кривые безразличия

   Итак, бюджетная линия дает ответ на вопрос, что может приобрести потребитель, но для окончательного ответа о его  поведении на рынке надо учитывать  и то, что желает он купить. Желание приобрести товары, входящие в набор, отражает предпочтения потребителя. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Построить такую кривую можно путем опроса нашего потребителя, предлагая ему оценить различные сочетания одежды и продуктов питания. При этом нас будут интересовать только такие сочетания, которые приносят потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение его потребностей в одежде и продуктах питания. Это будет означать, что потребителю безразлично, какой именно из этих наборов приобретать. Поэтому кривая, построенная по этим точкам, носит название “кривой безразличия”. Предположим, что в результате опроса потребителя нами выявлены следующие равноценные для пего сочетания одежды и продуктов питания: 1) 10 единиц одежды и 5 единиц питания, или 2) 7 и 10, или 3) 5 и 20. Перенесем эти данные на график и получим точки а, b, с, d, соответствующие этим равноценным, с точки зрения потребителя, сочетаниям товаров. Соединив точки плавной кривой, получим кривую безразличия. Каждая точка этой кривой, таким образом, показывает все возможные комбинации единиц одежды и питания, дающие мистеру“ X” одинаковое удовлетворение.

Рассмотрим  график, где есть точки, которые лежат  выше или ниже кривой безразличия.

 

Рассмотрим  некоторую точку D, лежащую выше и правее линии U1. Сравнив точки A  и D мы видим, что в точке D покупатель  Х потребляет больше единиц и одежды и продуктов питания, чем в точке А, следовательно, набор единиц товаров одежды и продуктов питания в точке D дает покупателю более высокую общую полезность, более высокое удовлетворение  его потребностей, чем набор товаров в точке А.

Кривая  безразличия, проведённая выше и  правее исходной кривой безразличия, соответствует  комбинациям товаров, дающим потребителю Х более высокую степень удовлетворения его желаний. 

Аналогично, для любой кривой безразличия, лежащей  ниже и левее исходной кривой, соответствующие  комбинации товаров дают меньшее  удовлетворение. Совокупность всех кривых безразличия, учитывающих любые  комбинации товаров, приносящих покупателю Х одинаковую общую полезность, носит  название карты кривых безразличия. Карты безразличия строго индивидуальны и для разных потребителей они могут не совпадать. По карте безразличия можно судить о предпочтениях и вкусах только конкретного потребителя.  

    1. Нахождение  оптимального соотношения  товаров.

Совместив на одном графике карту кривых безразличия и бюджетную линию, это нам позволит определить соотношение  товаров, которое дало потребителю  Х максимальное удовлетворение  его потребностей при ограниченном (заданном) бюджете.

На графике  мы видим, что кривая безразличия  Г расположенная выше кривой В, то все ее точки соответствуют комбинациям  товаров с более высокой общей  полезностью. Но эта кривая не достижима для покупателя Х из-за ограниченности его бюджета. Кривые безразличия расположенные ниже кривой В, хотя и имеют точки пересечения с бюджетной линией, то есть наборы товаров, достижимы для покупателя Х с учётом его финансовых возможностей, но обеспечивают ему меньшую общую полезность, чем на кривой В. Следовательно приобретая 6 единиц товара «одежды» и 15 единиц товара «продукты», что соответствует точке Е касания бюджетной линии и кривой безразличия В, потребитель полностью расходует бюджет и получает максимально возможное удовлетворение своих потребностей.  

Информация о работе Выбор потребителя и функция спроса