Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции, основные направления деятельности;
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     - недостаток квалифицированных кадров  и рост численности самостоятельно  занятых, что является одно  из причин низкой производительности  труда в сельскохозяйственном  производстве;

     - низкий уровень доходов сельского  населения.

     По  словам вице-министра, обязательства, которые в настоящее время  обсуждаются на переговорном процессе, касаются следующих аспектов:

  • доступ на казахстанский рынок сельхозтоваров;
  • объемы внутренней поддержки сельского хозяйства;
  • субсидирование экспорта сельхозпродукции и экспресс-меры.

     Общее количество товарных позиций по сельхозпродукции, по которым ведутся двусторонние переговоры по доступу на казахстанский  рынок, составляет около трех тысяч. Это 24 группы сельхозтоваров и продуктов их переработки. С целью определения порогового уровня значения импортной таможенной пошлины министерство постоянно ведет консультации с ассоциациями товаропроизводителей, и их рекомендации являются базовыми при проведении переговоров.

     Пакет соглашений ВТО включает в себя такие положения, как генеральное соглашение по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д.

     Это несет угрозу экономической безопасности страны и предлагают сначала создать  эффективную экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при  крайне низкой доли экспорта готовой  продукции и услуг сильно ударит по неконкурентоспособным отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и к сокращению доходов от транзита товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПЕРСПЕКТИВЫ КАЗАХСТАНА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО.

     3.1. ФИНАНСОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. 

     Весомыми  аргументами в пользу быстрого вступления Казахстана в ВТО является возможность получения немедленных выгод при открытии рынков других стран для отечественного предпринимательства. Казахстан также рассчитывает со вступлением в ВТО на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы, на повышение капитализации, на ускорение реформы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику. Например, известен ряд требований, предъявляемых к России от имени ВТО. В частности, от России требуется “выравнивание” внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидация экспортных пошлин на сырьевые товары, а также изменить порядок взимания НДС внутри СНГ.

     Если  аналогичные требования предъявляются  странами-членами ВТО и к Казахстану, то было бы целесообразным сопоставлять предполагаемые выгоды от вступления в ВТО в данном этапе с неизбежными потерями. Для принятия оптимальных решений при подготовке к вхождению Казахстана в ВТО, будет полезным открытое обсуждение на данной конференции процесса присоединения. Необходимо, также, в государственном масштабе приступить, наряду с информационно-разъяснительной работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО, к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке после присоединения к ВТО.

     Вступление  страны в ВТО предполагает снятие всяких барьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутренней поддержки производства и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

     Казахстанские фермеры сегодня работают в зоне рискованного земледелия в условиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных удобрений, пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими продукции оказывается настолько дорогой, что становятся невыгодными реализация и доставка из одного региона в другой, и даже внутри страны.

     Необходимо  максимально увеличить субсидирование сельхозсектора по той простой причине, что размеры субсидий для вступающей в ВТО страны определяются на основе данных о размерах субсидий в течение нескольких последних лет.

     В общих правилах ВТО в области  торговых отношений существуют следующие запреты:

     - на предоставление отечественным  производителям любых субсидий, которые нарушают положения соответствующих  соглашений ВТО (в т.ч. экспортные  и импортные субсидии, предоставляемые  по государственным программам  развития конкретных отраслей промышленности);

     - на запрещение или ограничение  импорта конкретных товаров; 

     - на введение антидемпинговых,  компенсационных или специальных  защитных пошлин; - на лицензирование  импорта товаров; 

     - на запрещение или ограничение  экспорта конкретных товаров;

     - на введение национальных стандартов, которые могут рассматриваться  как технические барьеры в  торговле;

     - на применение льготного налогообложения  товаров отечественного производства  по сравнению с импортными  товарами и др.

     Согласно  Соглашений о субсидиях и компенсационных  мерах, которое было разработано  еще в период деятельности ГАТТ, установлены категории субсидий, среди которых следует отметить экспортные субсидии, которые государственными органами в странах-членах ВТО запрещено предоставлять отечественным фирмам. Данный запрет окажет отрицательное влияние на развитие экспорта отечественных товаров с высокой степенью переработки или стимулирование импортозамещения. По причине сырьевой ориентированности экономики Казахстана, трудно будет защитить производства других секторов от иностранной конкуренции.

     В первую очередь, экспансию транснациональных  корпораций, имеющих огромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильная промышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые компании и банки), розничная торговля. Вступление в ВТО не гарантирует защиту от применения против наших товаров антидемпинговых мер и не поможет в преодолении специального режима – нетарифного ограничения на торговлю сталью (данные ограничения находятся за рамками ВТО).

       Казахстан сегодня признан страной  с рыночной экономикой, в связи  с чем стало возможным противостоять  дискриминациям в сфере внешней  торговли, не став еще членом  ВТО. Этому способствует и то, что Казахстан давно пользуется  режимом наибольшего благоприятствования в отношении с основными торговыми партнерами. При вступлении в ВТО выигрывает тот сектор экономики, где производится и реализуется конкурентоспособный товар.

     К сожалению, сегодня продукция многих отраслей казахстанской экономики не является конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкой конкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцирует интервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемого наплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынка иностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообще прекратить существование. На тот рынок, куда есть возможность поставить товар, с инвестициями не торопятся. Конкурентоспособность продукции определяется техническим уровнем, качеством, внешним видом.

     Проблема  многих товаропроизводителей – в  отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговой марки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбе все-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор является самым труднопреодолимым для наших производителей из-за высокой ставки за кредит, отсутствия инвестиций, и в результате отсутствует доступ к новым технологиям.

     Вхождение в ВТО потребует от Казахстана принятие обязательств по дальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг, строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков на казахстанский рынок. Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают на открытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем, чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами. Важной составляющей поставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц.

     Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы и специалистов, что усугубит без того сложную проблему безработицы в отдельных странах. Особого изучения требует учет возможных негативных последствий для малого бизнеса в случае вхождения Казахстана в ВТО и меры для его защиты. Именно в секторе малого предпринимательства сосредоточен основной потенциал экономического роста страны. Нужна новая государственная программа поддержки малого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе с предпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуру поддержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы и страховые компании, информационные, исследовательские и маркетинговые центры и т.д.) и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы.

     В программе приоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретении лицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также  сдачи в аренду им оборудования и  площадей на предприятиях отрасли. Таким образом, вступление Казахстана в ВТО – вопрос, в сущности, решенный. Казахстан не может оставаться вне организации, нормами которой регулируются сегодня около 95% всей мировой торговли товарами и услугами, и которая объединяет 150 стран мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3.2. ВЫХОД НА МИРОВОЙ РЫНОК. 

   Как известно, традиционными преимуществами Казахстана в международном разделении труда являются природные богатства  и минерально-сырьевые ресурсы. Республике принадлежат мировое первенство по абсолютным запасам и добыче ряда из них и бесспорное лидерство в расчете на душу населения. В коммерческих масштабах страна обладает природными запасами трех черных металлов, 29 цветных, двух драгоценных, 84 промышленных минералов, а также энергоносителей. Занимая седьмое место в мире по запасам нефти, шестое – по запасам газа и второе – по запасам урана, Казахстан вошел в ряд крупнейших экспортеров энергетической продукции. По объемам нефтедобычи Казахстан в настоящее время занимает 2-е место в СНГ и 18-е – в мире после стран Ближнего Востока, России, Венесуэлы, Китая, Норвегии, Канады, Великобритании, Индонезии, Бразилии и некоторых африканских государств. При этом следует отметить, что основными потребителями углеводородов являются США, Япония, Китай, Корея, Индия и европейские страны (60% мирового потребления).

   Мировой опыт свидетельствует, что сырьевое богатство национальной экономики  позитивно воздействует на рост объема валового внутреннего продукта страны. И не случайно особая роль в Стратегии  «Казахстан -2030» отводится энергетической отрасли промышленности. Определяя в качестве долгосрочных приоритетов топливно-энергетические ресурсы, эффективное использование которых будет способствовать устойчивому росту экономики и улучшению жизни народа, программа нацеливает на решение вопросов, имеющих принципиальное значение для всего нефтегазового комплекса.

   Энергетический  сектор Казахстана быстро адаптировался  к требованиям мирового рынка. Если взглянуть на структуру экспорта, то более 70% приходится на сырьевые энергетические продукты. Казахстан ежегодно обеспечивает до 20% всего импорта газа и нефти, поставляемого в страны ЕС. По данным Агентства статистики Республики Казахстан, доля по некоторым странам Европы достигает весьма значительного уровня: Италия – 74%, Великобритания – 11%, Германия – 10%. Помимо стран ЕС Казахстан имеет два потенциальных рынка сбыта: США и Китай.

   Минерально-сырьевой комплекс Казахстана и его важнейшая составляющая – нефтегазовая индустрия вызывают со стороны отечественных и зарубежных инвесторов повышенный интерес. Общий объем иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль составил более 60 миллиардов долларов.

   Открытие  инвестиционным консорциумом «ОКИОК»  уникальной нефтегазоносной структуры  Кашаган в значительной степени  повлияло на распределение запасов  углеводородов между крупными транснациональными компаниями. В Казахстане на их долю приходится более 90% извлекаемых запасов и, соответственно, объемов добычи нефти. Открытие месторождения Кашаган позволило увеличить запасы нефти в республике на 35%. Неуклонный рост добычи сырья предполагает решение вопросов расширения нефтяного экспорта, диверсификации рынков сбыта, максимально эффективного использования трубопроводной системы.

   Так как Казахстан не имеет прямого  выхода к открытому морю, то его  маркетинговая стратегия основывается на эффективном использовании стратегического расположения в центре Евразии. В стране построена разветвленная сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке. На сегодняшний день основными направлениями транспортировки казахстанских углеводородов на мировой рынок являются: меридиальный маршрут – через Россию, страны Балтики в Европу; через Каспийско-Черноморский транспортный узел в Европу; восточный маршрут в Китай и страны Азиатско - Тихоокеанского региона.

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы