Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции, основные направления деятельности;
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ. 

   Казахстан, как и многие другие страны уже  десять лет стремится стать членом всемирной Торговой Организации (ВТО). Желание благое, ибо это будет  способствовать дальнейшей интеграции страны в современные хозяйственные  связи.

   Процесс вступления Казахстана, как правило датируют моментом подачи заявки, т.е. 1996 годом. Процесс длится уже 10 лет. (Для сравнения: у Китая на это ушло 14 лет).

   Курс  на создание открытой экономики, провозглашенный  в Казахстане с началом перестройки, предусматривал, прежде всего, развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую.

   В течение многих лет правительство  Казахстана утверждает, что осталось совсем немного до того момента, когда  республика станет полноправным членом этой организации. Однако, воз и ныне там. Не будем обвинять правительство в медлительности, процесс этот действительно сложный и продолжительный, а, самое главное, окончательное решение абсолютно не зависит от желания одной страны. Вхождение в ВТО может состояться при учете сложного баланса интересов: во-первых, необходимо максимально отстаивать национальные интересы Казахстана; во-вторых, присоединение практически невозможно без учета интересов стран-членов ВТО.

   При вступлении любой страны в ВТО  имеются так называемые чувствительные отрасли: отрасли, производители которых в наибольшей степени уязвимы, когда страна становится членом данной организации. В Казахстане имеются три чувствительные отрасли – сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность. Исторически (еще с советских времен) именно эти отрасли являются наиболее проблемными секторами экономики республики.

   Целью данной работы является исследование вступления Казахстана в ВТО.

   Цель  работы предполагает решение следующих  задач:

- Рассмотреть  ВТО – как международную организацию,  ее задачи, функции, основные направления деятельности;

- Изучить  проблемы вступления Казахстана  в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;

- Рассмотреть  открывающиеся перспективы при  вступлении Казахстана в ВТО.

     Работа  имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список используемой литературы. 
 

1.СУЩНОСТЬ ВТО.

    1.1. СТРУТКТУРА И ЗАДАЧИ ВТО. 
     

   ВТО (всемирная торговая организация) – это международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

   ВТО является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

   Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС: 

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

-Генеральное  соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);  
-Соглашение по сельскому хозяйству; 

-Соглашение  по применению санитарных и фитосанитарных мер; 

-Соглашение  по текстильным изделиям и одежде; 

-Соглашение  по техническим барьерам в торговле; 

-Соглашение  по инвестиционным мерам, связанным  с торговлей (ТРИМс);  
-Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры); 

-Соглашение  по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка  таможенной стоимости товаров); 

-Соглашение  по предотгрузочной инспекции; 

-Соглашение по правилам происхождения; 

-Соглашение  по процедурам импортного лицензирования; 

-Соглашение  по субсидиям и компенсационным мерам; 

-Соглашение  по защитным мерам. 

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). 

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс). 

IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров. 

V. Механизм обзора торговой политики. 

VI. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех членов ВТО):

-Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой;

-Соглашение по правительственным закупкам.

Существуют  также секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в  которых на добровольный основе участвуют  лишь часть стран-членов ВТО. 

   Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией  соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

   ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

   С 1947 г. обсуждение глобальных проблем  либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый (в 2001 году стартовал в Дохе, Катар).

   Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. 

   Высшим  органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда.

   Министерская  конференция ВТО учреждает Комитет  по торговле и развитию, Комитет  по ограничениям в целях обеспечения  равновесия платежного баланса. Комитет  по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде. 

   Министерская  конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее время  Гендиректором ВТО является Паскаль Лами (с 2005 года).

   Гендиректор назначает сотрудников подразделений  Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. 

   Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз  в год) для решения текущих  и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, другие органы по проблематике ВТО. В рамках Советов по торговле товарам и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением плюрилатеральных соглашений. 

   Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

   Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

   Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

   Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

   Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

   Краткие сведения.

Место расположения: Женева, Швейцария

Основана: 1 января 1995 г.

Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)

Членство: 153 стран-членов на 23 июля 2008 года

Бюджет: 169 млн.швейцарских франков на 2005 г.(примерно 130 млн. долл США)

Секретариата: 500 сотрудников

Глава: генеральный директор

      Паскаль  Ламу исполняет обязанности  генерального директора ВТО с 1 сентября 2005 года. Он является пятым генеральным директором за всю историю ВТО. Генеральный директор избирается на срок 4 года министерской конференцией. В апреле 2009 года Паскаль Ламу повторно избран генеральным директором. С 1 сентября 2009 года снова продолжил исполнять свои обязанности в качестве генерального директора.

1.2. ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ  ВТО. 
 

   Всемирная торговая организация (ВТО) является единственной международной организацией, имеющей  дело с глобальными правилами торговли между странами. Его главная функция должна гарантировать, что торговля течет так гладко, очевидно и свободно насколько возможно.

   Основополагающими принципами и правилами ГАТТ / ВТО являются: 

  • РАВНЫЕ  ПРАВА. Торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • ПРОЗРАЧНОСТЬ. Транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
  • ВЗАИМНОСТЬ. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Важнейшими функциями ВТО являются:  

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы