Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
- Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции, основные направления деятельности;
- Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические, производственные, сельскохозяйственные;
- Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

     Рабочая программа ВТО формируется и  утверждается на двухлетний период. Одним из существенных элементов при ее подготовке и определении в последние годы становятся размеры бюджетных ассигнований, то есть происходит формирование так называемой программы-бюджета организации. В работе по формированию программы-бюджета ВТО активное участие принимают Технический комитет по программе и координации (ТКПК) и Бюджетно-финансовый комитет (БФК). Программа и бюджет организации утверждаются на генеральной ассамблее.

     В стратегии и направлениях работы на протяжении почти 15-летнего существования ВТО происходили существенные перемены. Они были взаимосвязаны как с количественным и качественным ростом объемов международного туризма, так и с развитием и применением новейшей технологии в туристской индустрии. Необходимо отметить, что и в самих странах — членах ВТО происходили и происходят изменения в структуре и целях национальной туристской политики с учетом расширения международных туристских связей, новых приоритетов в стратегии развития или формирования (для большинства развивающихся стран) отрасли иностранного туризма.

     Определяющим  направлением деятельности ВТО, зафиксированным  в уставе организации (п. 2 ст. 3), является помощь развивающимся странам в  области туризма. Этот принцип фокусируется в основном в программе под  названием «Техническое сотрудничество». В системе ООН принято узкое определение понятия «техническое сотрудничество», а именно предоставление специфической помощи развивающейся стране или группе развивающихся стран. В рамках ВТО, а вернее — в практике туризма, это понятие несколько расширяется и включает также использование результатов работы и конкретного практического опыта в других направлениях деятельности, о которых будет сказано ниже.

     Техническое сотрудничество требует весьма значительных капиталовложений в виде людских ресурсов и финансовых средств. В этой связи значительная помощь в реализации этого вида деятельности оказывается со стороны Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), исполнительным агентством которой является ВТО. Поскольку, согласно Финансовому регламенту ВТО, запрещается выделение бюджетных средств организации на выполнение проектов технического сотрудничества на местах, все внебюджетные расходы (на поездки специалистов и экспертов, на оборудование и т. д.) берет на себя ПРООН.

     Таким образом, в осуществлении технического сотрудничества по национальному проекту из области туризма участвуют правительственные органы (регламентирующие социально-экономическое планирование в стране в целом), национальные туристские органы (администрации), ПРООН и исполнительное агентство в лице ВТО. Судьба определенного проекта, очевидно, зависит в первую очередь от решения правительственного органа, который фактически санкционирует выделение финансовых средств из фондов, выделяемых ПРООН на развитие всех секторов социально-экономической деятельности в данной стране. По подсчетам ВТО, из всех фондов ПРООН в среднем только 0,5 % направляется правительствами в конечном счете на осуществление проектов в секторе туризма.

     В рамках выполнения проектов ПРООН в  области туризма ВТО осуществляет конкретную помощь в виде миссий секторальной поддержки, используя соответствующие фонды ПРООН. За прошедшие годы было выполнено около 500 таких миссий в 130 странах. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОЦЕДУРЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО. 

   В настоящее время 135 стран-членов ВТО являются торговыми партнерами Казахстана. Естественно, что Казахстан будет стремиться и должен стремиться к урегулированию своих торговых отношений с этими странами на приемлемых и выгодных для себя условиях. Любая из этих стран в любое время может начать по отношению любых товаров, импортируемых из Казахстана, процедуру антидемпингового разбирательства. Страна уже не первый год сталкивается с подобными расследованиями и мерами в отношении казахстанского экспорта стали, продукции цветной металлургии, ферросилиция, феррохрома, титановой губки, урана высокообогащенного и др. со стороны США, ЕС, Индии, Мексики, Бразилии, Колумбии и Венесуэлы.

   Процесс вступления Республики Казахстан в  ВТО начался 26 января 1996 года, когда  Казахстан подал в Секретариат ВТО официальное заявление о вступлении в эту организацию. В феврале того же года Казахстану присвоен статус страны-наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 39 стран - основные торговые партнеры республики (США, ЕС, Канада, Япония, Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея и др.).

   В целях координации процесса вступления в организацию в 1996 году Постановлением Правительства Республики Казахстан была создана Межведомственная комиссия по вопросам ВТО (МВК). В настоящее время она преобразована в МВК по вопросам таможенно-тарифной политики и участия в международных экономических организациях.

   В рамках процесса вступления Казахстана в ВТО переговоры ведутся на многостороннем и двустороннем уровнях по четырем основным направлениям:

  • переговоры по системным вопросам;
  • переговоры по вопросам сельского хозяйства;
  • переговоры по доступу на рынок товаров;
  • переговоры по доступу на рынок услуг.

   В ходе многосторонних переговоров проходят согласование такие  вопросы в  области экономической и торговой политики страны, как нормы и практика регулирования ценообразования, государственная  собственность и приватизация, система  налогообложения и применение налогов к импортным товарам, субсидии в отдельных экономических секторах, в частности, в сельском хозяйстве, режим иностранных инвестиций, система валютного обмена и платежей, импортный таможенный тариф, включая любые имеющиеся тарифные преференции, таможенные сборы, защитные меры и другие меры защиты национальных производителей (антидемпинговые и компенсационные меры), импортное лицензирование, регулирование экспорта, государственные торговые предприятия, система стандартизации и сертификации импортных товаров, санитарные и фитосанитарные меры, защита прав интеллектуальной собственности и т.п.

   Кроме того, во время работы заседания  был утвержден новый состав Межведомственной комиссии, рабочим органом было определено Агентство по стратегическому планированию и реформам РК. На Межведомственную комиссию была возложена очень ответственная роль - определить стратегию и тактику переговоров, обсудить политические и экономические аспекты вступления в ВТО, а также согласовать в рамках Таможенного союза темпы вступления в организацию.

   По  итогам же обсуждения на заседании, а  также с учетом замечаний и  предложений будут приняты соответствующие  постановления правительства РК.

   Конечно же, множество вопросов посвящено  тарифам, таможенному режиму и намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли, включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и экспорту товаров.

   Другие  вопросы касаются отношений Республики Казахстан с другими странами СНГ, выполнения Казахстаном положений  Соглашения по интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания.

   В рамках возможностей ВТО техническое  содействие странам, подавшим заявки, имеет приоритетное значение. Это  могут быть курсы обучения или  семинары в данном государстве или предоставление экспертной помощи в области проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс интенсивного обучения.

   Таким образом, путь Казахстана в ВТО связан с длительным и нелегким процессом разработки условий участия Казахстана в мировой торговле. Прежде всего, следует отметить, что система ВТО создавалась десятилетиями. Сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно. Перед Казахстаном же стоит задача внедрения всей совокупности системы ВТО в течение короткого промежутка в несколько лет.

   В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами учредителями организации  стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ (153 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

   Более тридцати государств имеют статус наблюдателя  в ВТО. Подавляющее большинство  из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

   Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека  существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

   На  первом этапе в рамках специальных  Рабочих групп происходит детальное  рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

   Прежде  всего переговоры касаются "коммерчески  значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

   В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

   В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

- Доклад  Рабочей группы, где изложен весь  пакет прав и обязательств, которые  страна-соискатель примет на себя  по итогам переговоров; 

- Список  обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

- Перечень  специфических обязательств по  услугам и Список изъятий из  РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

- Протокол  о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

   Одним из главных условий присоединения  новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической  деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

   На  заключительном этапе присоединения  происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата  всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного  Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.  

    2.ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСТАНА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО.

   2.1.ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА. 

   Достигнутый уровень реформирования и открытости экономики нашей республики дают возможность Казахстану выгодно интегрироваться в мировые, хозяйственные, экономические и технологические процессы. Это представляет определенные преимущества: усиление процесса интеграции Казахстана в мировую экономику, получение режима наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами со странами - членами ВТО, увеличение поступлений инвестиций, доступность мировых рынков для экспорта казахстанских товаров и услуг, приведение торгового законодательства к международным нормам и стандартам.

   Программа импортозамещения, проводимая правительством Республики Казахстан, сегодня себя оправдывает, но во многом противоречит требованиям ВТО. Политика импортозамещения при лоббировании государством нефтегазового, горно-металлургического машиностроения позволила загрузить в 2000 году 50, а в 2001 г. - 200 отечественных предприятий, обеспечить работой десятки тысяч человек. Требованиям ВТО также противоречит не допускаемое в импортозамещении перекрестное субсидирование в виде удешевления нефтепродуктов, минеральных удобрений. При вступлении в ВТО необходимо, чтобы товары, производимые в Казахстане, отвечали международным стандартам. Например, развитые страны идут на либерализацию торговых режимов только в том случае, когда их товары и услуги способны выдержать высокую конкуренцию. От такого уровня Казахстан, к сожалению, сегодня еще далек. Недопустимо добиваться приема в ВТО любой ценой, или вступать туда ради самого вступления. Входная плата должна перекрываться выгодами от участия в этой организации.

Информация о работе Вступление РК в ВТО: проблемы и перспективы