Внешняя трудовая миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Международная миграция населения – форма международных экономических отношений, которая отражает процессы перемещения человеческого капитала из одного государства в другое. В качестве субъекта международной миграции населения выступают мигранты, миграционные службы государств, а также различных международных организаций, регулирующих процессы миграции (Международная организация по миграции, Организация Объединённых Наций).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2 МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
3 Регулирование иммиграции
4 Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь
5 НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Регулирование иммиграции

 

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

— работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

— специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

— представители редких профессий — огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

— специалисты с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: Министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз; Министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда; Министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения Министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными работниками в силу требуемых специфических навыков или по другим причинам.

Нормативно-правовая база для иммиграции представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Ей присущи следующие черты.

1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие сертификата об образовании. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтвердить или оценить в принимающей стране;

б) стаж работы по специальности: от 2 до 5 лет (Кипр — 2 года, Австралия — 3 года, США — 5 лет).

2. Ограничения личного характера. Они касаются состояния здоровья иммигрантов (не допускаются наркоманы, психически больные люди, зараженные вирусом СПИД); возрастного ценза (обычно в пределах 20—40 лет); политического и социального облика иммигрантов. Чаще всего законом запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

3. Количественное квотирование. Оно может вводиться в рамках всей экономики, отдельных отраслей, предприятий либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

4. Финансовые ограничения. Так, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.

5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории. По их окончании требуется либо покинуть страну, либо получить разрешение на продление срока своего пребывания в ней.

6. Географические приоритеты. Они устанавливаются с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в нарушении прав человека, правительство проводит в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. Такая практика характерна для США. Выигрыш в лотерее, однако, не означает, что виза выдается автоматически.

7. Запреты. Они делятся на явные и скрытые. Первые прямо определяют отрасли или специальности, в которых иностранцам работать нельзя. Скрытые, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция.

8. Система санкций. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь

 

В сложившейся социально-экономической и демографической ситуации все более важную роль начинает играть экономический механизм регулирования внешней трудовой миграции.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, включая выбор регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта.

Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий). Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

В деле привлечения в республику необходимых ей кадров большую роль играет тесная увязка регулирования миграционных процессов с мерами, направленными на социально-экономическую и экологическую стабилизацию. Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ.

Основной источник финансирования таких программ — государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов). В то же время его возможности в Республике Беларусь ограничены.

К примеру, мощным фактором возврата на родину белорусских ученых и высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий могло бы быть повышение уровня зарплаты. По оценке российских экспертов, для активизации "интеллектуальной компоненты" инновационного развития необходимо, чтобы средняя зарплата составляла в этой сфере не менее 200 дол. США в месяц для начинающих и не менее 500 дол. США в месяц для научных работников [9, 86]. Для нашей экономики такие цифры в самой ближайшей перспективе недостижимы. А поскольку ценовую конкурентную борьбу за возвращение "умов" республика пока в полной мере выиграть не в состоянии, можно задействовать иные рычаги: повышение социального престижа высококвалифицированных научных работников; создание комфортного для работы психологического климата; содействие внедрению в практику воздаваемых учеными научно-технических разработок через льготное налогообложение использующих их субъектов хозяйствования (при условии их спонсорской поддержки науки); льготное таможенное обложение ввозимого научными работниками оборудования, книг и других атрибутов исследовательской деятельности; налаживание деловых и гуманитарных контактов с выехавшими за границу работниками.

Также и в сфере экспорта белорусской рабочей силы государство лишь ограничивается регламентацией деятельности трудовых мигрантов, выдавая частным фирмам, занимающимся трудоустройством за границей лицензии на 5 лет и контролем за заключением мигрантами с работодателями контрактов, в которых оговариваются условия оплаты, жилья, сверхурочные работы, социальное страхование на случай болезни и пр. В материальном же плане оно мало чем может помочь белорусским эмигрантам.

Ограниченность государственных финансовых ресурсов диктует необходимость, с одной стороны, создания соответствующих условий по использованию на родине накопленных за границей денежных средств мигрантов для открытия собственного дела в рамках самозанятости малого и среднего бизнеса, с другой — усиления взаимодействия с международными организациями. В настоящее время отмечается определенная динамика в развитии сотрудничества с представительством MOM в Республике Беларусь. В мае 1999 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Международной организацией по миграции. Соглашение предусматривает осуществление деятельности MOM в Республике Беларусь в соответствии с решением руководящих органов Организации и с учетом имеющихся в ее распоряжении средств по выполнению следующих миграционных программ: укрепление потенциала национальных структур в сфере миграции; оказание консультативных услуг; техническое сотрудничество по миграционным вопросам; информирование по вопросам миграции; оказание помощи в миграции гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам, лицам, нуждающимся в подобной помощи, а также в возвращении квалифицированной рабочей силы и в выборочной миграции.

Вступление Республики Беларусь в MOM придало бы новый импульс взаимоотношениям обеих сторон, способствовало бы успешной реализации Соглашения о сотрудничестве, а также целевых программ в области миграции.

Для более успешного продвижения белорусской рабочей силы на международный рынок труда, сбалансированности экспортно-импортных потоков экономической миграции населения ведется работа по активизации усилий белорусских загранучреждений в изучении конъюнктуры рынка труда стран аккредитации, поиске партнеров по экспорту излишков рабочей силы из Беларуси. Решение этих задач настоятельно требует учреждения в ряде дипломатических представительств нашей страны за рубежом должности региональных уполномоченных по вопросам миграции.

Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной миграционной программой Республики Беларусь ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы. В 1998 г., например, единовременным обследованием было охвачено 862 субъекта хозяйствования негосударственной формы собственности, в 1999 г. — 897 субъектов хозяйствования строительного комплекса, в 2000 г. — 5977 субъектов хозяйствования сферы торговли и обслуживания, в 2001 г. — 1500 субъектов хозяйствования промышленного комплекса. В результате проверок в 1998 г. было выявлено 113 нелегально занятых иностранных граждан, в 1999 г. — 26, в 2000 г. — 55 и в 2001 г. — 23. К нарушителям миграционного законодательства применяются оперативные меры воздействия.

В последние годы осуществлен ряд мер по усилению контроля за незаконно работающими иностранцами, прибывшими из республик бывшего СССР. Постановлением Совета Министров от 14 февраля 2000 г. № 198 "Об освобождении отдельных организаций от платы за выдачу специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы" в Брестской области был урегулирован статус граждан Украины из приграничных Волынской и Ровенской областей, работавших на предприятиях г. Бреста на постоянной основе более 10 лет. В соответствии с требованиями Закона "Об иммиграции" по предложению Министерства труда правительством принято постановление о легализации положения на территории страны граждан государств — участников СНГ, въехавших в разные годы на территорию Республики Беларусь и принятых на работу субъектами хозяйствования сельскохозяйственной отрасли в силу нехватки кадров. В настоящее время упорядочен правовой статус свыше 3 тыс. таких граждан.

Таким образом, проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.

 

 

 

 

5 НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

 

Важной особенностью предложения белорусской рабочей силы является то, что значительная его часть осуществляется нелегально. Точно подсчитать количество нелегально занятых за рубежом наших соотечественников не представляется возможным. По различным экспертным оценкам, нелегально трудятся за рубежом более 50 тыс. белорусских работников. Наиболее привлекательными для эмиграции граждан Беларуси являются Германия, США, а по данным обследования НИСЭПИ Россия стала третьей после этих государств страной, куда хотели бы переехать наши граждане. Привлекательными остаются также Чехия и Польша. Нелегальных трудовых мигрантов не останавливает и то, что за границей они лишены социальных гарантий, предусмотренных в соглашении по линии МОТ и в двусторонних межгосударственных соглашениях. Их труд оплачивается часто значительно ниже, чем труд местных работников, есть проблемы с консульской защитой своих прав, а иногда и с получением и вывозом на родину заработанных денег. Однако, несмотря на это, поток нелегальных трудовых мигрантов из нашей страны не иссякает. Все больших масштабов достигает выезд студентов на каникулы в США, предположительно с туристскими ознакомительными целями, но в большей степени на заработки. Набирает силу поток нелегально выезжающих для работы в семьях Греции и Испании и других государств белорусских женщин, зарабатывающих там примерно 3000 долларов в месяц. Даже продавая свою рабочую силу по заниженной (по сравнению со сложившейся на рынке) цене, белорусские работники часто получают выигрыш продавца данного товара, поскольку, фактически, готовы делать ее с более низкой ценой рабочей силы на отечественном рынке.

Информация о работе Внешняя трудовая миграция