Внешняя трудовая миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Международная миграция населения – форма международных экономических отношений, которая отражает процессы перемещения человеческого капитала из одного государства в другое. В качестве субъекта международной миграции населения выступают мигранты, миграционные службы государств, а также различных международных организаций, регулирующих процессы миграции (Международная организация по миграции, Организация Объединённых Наций).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2 МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
3 Регулирование иммиграции
4 Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь
5 НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

- временная;

- сезонная.

- маятниковая – например, в пограничных районах Польши и Германии.

Основные причины и особенности миграции трудовых ресурсов

1.                  Неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения.

2.                  Социальные возможности более полной реализации своих возможностей в другой стране (характерно для эмиграции интеллигенции).

3.                  Природные катаклизмы.

4.                  Политические причины.

5.                  Военные причины.

6.                  Религиозные причины.

7.                  Национальные причины.

8.                  Культурные причины.

Но основная причина – экономическая – недостаточная зарплата.

Особенности международной миграции рабочей силы –

              - возрастание роли демографических факторов в динамике международной миграции рабочей силы (ММРС): в одной стране переизбыток рабочей силы, в другой – падение рождаемости;

              -   расширение географии миграции рабочей силы;

              -   увеличение масштабов ММРС;

              - расширение структуры миграционных потоков (в диапазоне – неквалифицированные рабочие – ученые);

              - увеличение нелегальной миграции;

Масштабы и направления международной миграции трудовых ресурсов

              В последнее время в мире в среднем из страны в страну ежегодно перемещается 20 млн. чел. Основные направления миграции:

1.                  США, Канада, Австралия – страны иммиграции. В США в среднем приезжает около 750 тыс.чел. В основном приезжают из Мексики и стран Карибского массива.

2.                  Западная Европа – в среднем иммиграция 180 тыс.чел. в год. Основные поставщики трудовых ресурсов – небогатые страны в самой Европе (Португалия, Испания, Мальта), арабские страны северной Африки и ближнего Востока, восточно-европейские страны

3.                  Ближний Восток (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт) Страны-экспортеры трудовых ресурсов – соседние арабские страны, Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, другие развивающиеся страны: Аргентина, Мексика, Нигерия

4.                  Малайзия, южная Корея – из соседних стран.

Экономические последствия  для стран-эмиграции:

1. Увеличение доходов в за счет зарплаты, получаемой за рубежом.

     2.Инвестиции эмигрантов в национальную экономику

          3.Сокращение расходов на обучение и здравоохранение

4.Получение опыта за рубежом (например, индийские программисты, поработав в США, организовали индийский бизнес по программированию)

5.Положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран

6.Утечка мозгов – это минус.

Экономические последствия для страны-иммиграции:

1. Как правило, местные малоквалифицированные работники недовольны, т.к. иммигранты забирают  часть рабочих мест и зарплаты, «сбивая» часовую зарплату

2. Опыт и знания иммигрантов – это плюс. Например, во многих странах весь строительный бизнес построен на иммигрантах

3. Как правило, ВВП страны-иммиграции за счет иностранных работников повышается. Частью ВВП приходится делиться в виде заработной платы, но часть становится дополнительным доходом для страны.

Экспорт рабочей силы дает возможность формировать инвестиционные ресурсы страны-экспортера за счет налогов на прибыль фирм-посредников, денежных переводов трудовых мигрантов и налогов на них, личных накоплений возвращающихся на родину мигрантов и платежей стран – импортеров рабочей силы, поступающих в виде компенсаций за используемую рабочую силу. Благодаря экспорту рабочей силы формируются инвестиционные ресурсы государства, корпораций, но в наибольшей степени – домохозяйств. Это небольшие суммы накоплений у отдельных индивидуальных инвесторов.

Многие трудовые мигранты стремятся накопить инвестиционные ресурсы для открытия собственного бизнеса на родине. Они не склонны вкладывать заработанные деньги в крупные инвестиционные проекты, а предпочитают начинать с самозанятости и малого бизнеса. Характерным примером поведения трудовых мигрантов является Польша, где многие уже сейчас довольно крупные капиталы начинались с инвестирования в собственное дело заработков трудовых мигрантов, полученных в США, Германии и других странах.

Экспорт рабочей силы позволяет повысить квалификацию, привить работникам передовые принципы организации и дисциплины труда, привлечь международные организации и страны – импортеры рабочей силы к решению социально-экономических проблем стран – экспортеров рабочей силы. За счет внешней трудовой миграции помимо инвестирования реального сектора экономики происходит инвестирование человеческого капитала, а его накопление позволяет усиливать конкурентоспособность работников на МРТ, решать многие социальные проблемы и наращивать инвестиционные потоки в реальный сектор экономики.

Экономически безопасным и способствующим накоплению человеческого капитала и инвестиционных ресурсов можно считать такое включение рабочей силы страны в мировую совокупную рабочую силу страны в мировую совокупную рабочую силу на заграничных сегментах МРТ, которое, не сокращая трудовой потенциал страны, обеспечивает прирост ее национального богатства. Это может осуществляться за счет более эффективного и рационального использования работников за пределами национальной экономики и (или) включения в трудовой процесс вообще не занятых в национальной экономике. При этом необходимо соблюдение условий возвратной миграции специалистов и возвращения (хотя бы частичного) на родину денежных средств, заработанных за границей. В противном случае будет не приумножение или хотя бы сохранение трудового потенциала страны, а его сокращение [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

 

C 1994 началась регистрация трудящихся-мигрантов, по 2003 г. Объемы внешней трудовой миграции на основе подписанных договоров и контрактов значительно возросли: более чем в 12 раз по импорту рабочей силы (со 104 чел. В 1994 г. до 1252 чел. В 2003) и почти в пять раз – по экспорту – 1314 – 6349 чел. соответственно).

Основным итогом трудовых перемещений явилось преобладание экспорта рабочей силы над импортом на протяжении всего периода.

Внешняя трудовая миграция по областям Республики Беларусь в период с 2000 по 2003 г. представлена в таблице 2.1 [4].

 

Таблица 2.1 – Внешняя трудовая миграция по областям Республики Беларусь

 

 

Область

 

 

 

Численность трудящихся-мигрантов, работающих по договорам и контрактам

Иностранные граждане в Беларуси

Граждане Беларуси, за пределами страны

2000

2002

2003

2000

2002

2003

Брестская

1228

529

800

392

119

152

Витебская

61

18

1

746

294

268

Гомельская

38

11

13

37

268

233

Гродненская

143

221

128

-

3

68

Минская

139

69

63

-

522

1830

Могилевская

46

42

65

516

310

592

г. Минск

151

156

164

3195

2495

3206

ИТОГО

1806

1046

1252

4886

4011

6349

 

Образовательный уровень выезжающих в Россию работников довольно высок: около 80 % имеют среднее и среднее специальное образование, 10 % — высшее. Образовательная и профессиональная структура занятости белорусов в других странах иммиграции в точности повторяет структуру в Российской Федерации. Большинство эмигрантов, несмотря на образование, заняты преимущественно ручным, наименее привлекательным, тяжелым и плохо оплачиваемым трудом. Такие рабочие места, как правило, не пользуются спросом у местного населения. Подавляющая часть выехавших для работы за рубеж из Республики Беларусь мужчины, как, собственно, и приезжающие в Беларусь трудящиеся-мигранты.

В Республику Беларусь с 1994 г. для работы по трудовым контрактам прибыло около 10 тыс. человек. Едут чаще всего для организации совместных предприятий, проектов, строительства газопровода, создания финансовых групп. Востребован в основном руководящий персонал или высококвалифицированные специалисты, хотя определенная часть прибывающих находит себе работу в строительстве и сельском хозяйстве, требующих применения физического труда. Примечательно и то, что если из Беларуси в другие страны едут в основном молодые работники в возрасте до 24 лет (таковых более половины), то в Беларусь, напротив, приезжают лица старше 40 лет (таковых более одной трети).

Основной миграционный поток в Беларусь идет из России, Казахстана, Украины. Прибывшие из этих государств в 2003 г., как и в 2002 г., составили около 86% общего числа мигрантов из стран СНГ и Балтии. Из других стран в Республику Беларусь традиционно приезжают с торговыми целями вьетнамцы (около 1%).

Миграционный процесс охватил в настоящее время все области республики. Большая часть приезжающих из Украины прибывают на работу в Брестскую область (более 70%). Это объясняется разными темпами реформ экономики двух стран, более тяжелой финансовой ситуацией в Украине, безвизовым режимом въезда в Республику Беларусь и, конечно же, соседством стран. Остальные въезжающие распределились следующим образом: 15% приходится на наиболее развитые в промышленном отношении регионы — Минск и Минскую область, заметная часть оседает на загрязненных в результате чернобыльской аварии территориях, испытывающих особенно острую нехватку кадров [6].

Итоги общенационального социологического опроса, проведенного в апреле 2002 г. Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), говорят о том, что почти половина белорусов (49,7%) хотели бы выехать на постоянное место жительства за рубеж. Среди стран, куда бы хотели эмигрировать белорусы, лидирует Германия — 16,5%, затем следуют США — 9,4%, Россия — 4,9%, Польша — 4,6% и страны Балтии — 1,8%. И это неудивительно, ведь Германия опережает нашу страну по качеству жизни почти в 7,5 раза, США — более чем в 7 раз, а средняя зарплата в Польше почти в 4 раза превышает оплату труда в Беларуси.

Даже Литва в последнее время стала притягательным местом трудоустройства для белорусов, россиян, украинцев и выходцев из Азии. В 2003 г. разрешение заниматься трудовой деятельностью в Литве было выдано 800 гражданам из 34 стран, в 2004 г. квоту намерены увеличить до 1000 человек. И поскольку Литва испытывает потребность в специалистах в области судостроения, нефтепереработки и химической промышленности, то может оказаться, что Беларусь вскоре начнет искать замену своим химикам [7].

В то же время реалии таковы, что дальнейший рост трудовой миграции из Беларуси будет происходить в основном в Россию. Это связано с формированием общего рынка труда в рамках Программы совместных действий по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, с географической близостью стран, реальной возможностью найти в России работу, безвизовым режимом и, что немаловажно, знанием языка.

По данным социологических опросов, основным мотивом выезда является желание заработать, из нематериальных стимулов — желание повысить свой профессиональный уровень.

В конце 90-х гг. появился новый вид трудовой миграции, быстро набирающий темп, — студенческая. Она связана с активизацией деятельности фирм, занимающихся трудоустройством белорусских студентов во время летних каникул в США и некоторых странах Западной Европы (Великобритания, Норвегия, Ирландия и т. д.), поскольку для выезда студентов существует облегченный визовый режим. Студенты выезжают в основном на сезонные сельскохозяйственные работы, для работы на фермах, в сфере гостиничного сервиса, услуг и досуга. Основной мотив студенческой трудовой миграции — улучшение материального положения в связи с необходимостью оплачивать учебу, изучение иностранных языков, знакомство с чужой культурой, желание испытать себя и т.д. Возраст выезжающих в основном до 24 лет, хотя есть страны, которые принимают молодежь только до 20 лет (например, Великобритания).

В последнее время большое распространение получают зарубежные стажировки научных работников, вузовских преподавателей, аспирантов, обучение студентов в университетах и других научных центрах. Они связаны, главным образом, с выполнением обязательств по контрактам и зарубежным грантам. Мировой опыт показывает, что такие временные поездки за рубеж в ряде случаев можно рассматривать как первый шаг к интеллектуальной миграции — "утечке умов". По мировым оценкам, миграция научных работников в размере до 1% считается нормальным явлением. Беларусь вписывается в этот показатель: количество эмигрировавших ученых пока не превышает 0,2% общего числа научных работников. За последние 5 лет из Республики Беларусь уехали около 400 ученых, из них 60 докторов наук и около 200 кандидатов [8]. Тем не менее в Концепции национальной безопасности страны сокращение числа научных и научно-педагогических кадров и притока молодежи в сферу науки было названо одним из факторов, создающих угрозу безопасности страны в гуманитарной сфере.

Информация о работе Внешняя трудовая миграция