Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа
Международная миграция населения – форма международных экономических отношений, которая отражает процессы перемещения человеческого капитала из одного государства в другое. В качестве субъекта международной миграции населения выступают мигранты, миграционные службы государств, а также различных международных организаций, регулирующих процессы миграции (Международная организация по миграции, Организация Объединённых Наций).
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2 МАСШТАБЫ, ДИНАМИКА И НАПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
3 Регулирование иммиграции
4 Экономическое и оперативное воздействие на процессы внешней трудовой миграции в Республике Беларусь
5 НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
23
ВВЕДЕНИЕ
Термин «миграция» произошел от латинского слова «migro» и означает перемещение или переселение. Миграция населения может происходить в пределах одного государства и с пересечением гражданами его границ. В первом случае это внутренняя миграция, а во втором – международная, или внешняя.
Международная миграция населения – форма международных экономических отношений, которая отражает процессы перемещения человеческого капитала из одного государства в другое. В качестве субъекта международной миграции населения выступают мигранты, миграционные службы государств, а также различных международных организаций, регулирующих процессы миграции (Международная организация по миграции, Организация Объединённых Наций). Объектом международной миграции населения являются отношения между отдельными индивидами, либо социальными группами и международными и национальными организациями по миграции при перемещении из одного государства в другое на определённый срок, а также отношения между государствами, связанные с регулированием процессов международной миграции населения. Понятие «международная миграция» и «внешняя миграция» употребляются многими исследователями как синонимы, но это не совсем верно. Внешняя миграция – более широкое понятие и может включать, например, миграцию из одной области в другую (если рассматриваются процессы миграции на уровне конкретной области), либо из одного района определённой области в другой (на районном уровне). К международной миграции можно отнести лишь те передвижения, при которых пересекаются государственные границы, то есть происходит переезд из одного государства в другое. В то же время определение понятий «иммигрант» и «эмигрант» в различных странах отличаются и представлены в таблице 1.
В Республике Беларусь масштабы миграции относительно невелики. Ежегодно в страну въезжают порядка 15-20 тыс. мигрантов, а покидают её пределы 12-15 тыс. чел. В 2004 году в Беларусь прибыло 14 642 мигранта и 12 510 человек эмигрировали из страны. Всего, по данным ООН в Республике Беларусь находится 1,25 млн. международных мигрантов, что составляет 12,6 % всего населения нашей страны.
Международная трудовая миграция – это сфера международных экономических отношений, связанная с перераспределением между государствами такого фактора производства, как труд, то есть рабочей силы.
В 50-70 гг. направленность потоков международной трудовой миграции происходила в основном из развивающихся в развитые страны, то с 80-х гг. идёт и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых стран в менее развитые [1, с. 20-25].
Динамика удельного веса мигрантов в общей численности трудовых ресурсов представлена в таблице 2.
Таблица 1 – Определение понятий «иммигрант» и «эмигрант» в некоторых странах
Страна | Понятие «иммигрант» | Понятие «эмигрант» |
Великобритания | Лица, которые предполагают жить в стране, по крайней мере, 1 год, после проживания за границей в течение год и более | Лица, предполагающие устроиться в другой стране на срок менее 1 года после проживания в стране в течение года и более |
Венгрия | Иностранцы, желающие получить венгерское гражданство, и венгерские подданные, возвращающиеся из эмиграции | Национальные граждане, желающие устроиться за границей и сменить гражданство |
Германия | Лица, пересекающие границу с намерением устроиться в стране | Лица, покидающие страну после прекращения в ней жительства |
Россия | Лица, приезжающие в страну, с намерением работать или учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца) и лица их сопровождающие | Лица, покидающие страну, с намерением работать или учиться (за исключением обучения на срок менее 1,5 месяца) и лица их сопровождающие |
США | Иностранцы, допущенные на законных основаниях для их постоянного проживания в стране | Не определяют |
Франция | Владельцы трудовых контрактов на срок менее 1 года и члены их семей | Алжирские выходцы, возвращающиеся в Алжир
|
Япония | Национальные граждане и иностранцы, приезжающие из-за границы | Национальные граждане и иностранцы, покидающие страну, чтобы устроиться за границей |
Таблица 2 – Динамика удельного веса мигрантов от общей численности трудовых ресурсов
Страна | Доля иностранных рабочих от общего числа трудовых ресурсов, % | |
1990 г | 2003 г | |
Беларусь | - | 0,1 |
Германия | 7,1 | 9,2 |
Россия | - | 0,7 |
Франция | 6,2 | 6,3 |
Великобритания | 3,3 | 4,7 |
Швейцария | 18,9 | 18,3 |
Япония | 0,1 | 0,3 |
Италия | 1,3 | 3,8 |
Дания | 2,4 | 3,8 |
Серьёзная проблема для всего мирового сообщества является международная нелегальная миграция. Нелегальные мигранты – лица, приезжающие в страну без необходимых документов и разрешения на въезд. Они могут преследовать различные цели: во-первых, это могут трудовые мигранты, которые с помощью незаконной деятельности трудоустраивающих компания въезжают в страну для выполнения каких-либо работ в обход действующего миграционного законодательства либо по поддельным документам. Во-вторых, транзитные нелегальные мигранты, которые осуществляют дальнейший переезд в другую страну.
Пересечение нелегальной миграции – одна из важнейших задач миграционных служб государств и ряда международных организаций. Несмотря на предпринимаемые с их стороны усилия в борьбе с нелегальной миграцией, её масштабы с каждым десятилетием возрастают. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны, увеличивающейся разницей в уровнях жизни в развитых странах и развивающихся странах, что подталкивает граждан последних в эмиграции, а с другой – ужесточением иммиграционной политики со стороны развитых государств.
Не имея возможности легально мигрировать, потенциальные мигранты всё чаще обращаются к теневым и криминальным организациям, которые занимаются незаконным вывозом трудовых ресурсов в развитые страны (обычно в США и Западную Европу), а также оказывающим помощь при их трудоустройстве.
Контрабанда и торговля людьми превратилась в хорошо организованный международный бизнес, приносящий преступным группировкам, по данным Международной организации по миграции от 5 до 7 млрд. долларов ежегодно.
По экспертным оценкам, в США число нелегальных мигрантов превышает 4 млн. человек, в Западной Европе – около 3 млн., в Японии – не менее 1 млн. В Республике Беларусь количество нелегальных мигрантов составляет по различным оценкам от 100 до 300 тыс. человек. Большинство из них рассматривают республику как транзитное государство для последующей нелегальной миграции в страны Западной Европы.
Проблему нелегальной миграции едва ли можно решить на уровне одного государства. Для этого требуется интеграция усилий всего мирового сообщества при содействии международных организаций, занимающихся проблемами миграции (Международная организация труда, Международная организация).
Устойчивая трудовая миграция за последних несколько десятилетий привела к такому экономическому явлению, как сегментация рынка труда в принимающих странах и выделению видов работ, которыми преимущественно заняты мигранты.
Многие страны мира не смогу обойтись без мигрантов и по причинам демографического характера. Главным образом это касается стран Европы. Население большинства европейских государств стареет (в том числе и население Республики Беларусь), поэтому для поддержания соотношения между трудящимся и нетрудящимся населением Европе придётся принимать новых иммигрантов [1].
Государственная миграционная политика Республики Беларусь направлена на соблюдение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы.
Для реализации поставленных задач в республике полностью сформировано миграционное законодательство, которое включает в себя законы «Об эмиграции», «О беженцах», «О внешней трудовой миграции», «О правовом положении иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по регулированию внешней трудовой миграции» и Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы о осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь [2].
1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Между странами осуществляется переток не только товаров и услуг, но и трудовых ресурсов.
Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год.
Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
Эмиграция – выезд трудоспособного населения из страны за ее пределы.
Миграционное сальдо – разница между иммиграцией и эмиграцией.
Реиммиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное местожительство.
Виды миграции:
1. По характеру перемещения населения:
- внутренняя – перемещение населения внутри одной страны;
- внешняя – перемещение населения за пределы страны;
- интеграционная миграция – перемещение населения внутри государств интеграционного объединения (например, внутри ЕС).
2. По времени осуществления:
- окончательная (безвозвратная миграция);