Внешний валовой долг РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:44, научная работа

Описание работы

Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3

I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..4

1.1 Процесс формирования……………………………………………..4

1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....5

II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….10

2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......10

2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....17

2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….18

Заключение……………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Ыдрысова Ш. исследование, внешний долг РК.docx

— 123.99 Кб (Скачать)

     7.В целях защиты национальных интересов необходимо повышение эффективности использования внешних заимствований в интересах развития национальной экономики, то есть создание условий для реализации национальных проектов в области индустриально-инновационного развития страны.

     8.Особого внимания требует повышение профессионализма при определении валютно-финансовых и платежных условий международных кредитных соглашений, а также дальнейшее совершенствование системы анализа, оценки, минимизации рисков внешних заимствований. Необходимо совершенствовать систему показателей структуры внешнего долга по его видам, срокам с учетом периода использования, льготного периода и  периода погашения. Вместе с этим, необходимым разработку долгосрочной государственной политики в области внешних заимствований с целью усиления контроля над привлечением внешних ресурсов, формированием и обслуживанием внешнего долга. Основные пункты этой политики не должны входить в противоречие с внешней и внутренней экономической политикой государства. В таблице 9 представлены предложения по разработке долгосрочной политики государства в области управления государственным внешним долгом. Долгосрочная государственная политика внешних заимствований Казахстана должна обеспечивать возможность гибкого реагирования на изменяющиеся условия привлечения займов на внешнем рынке и обеспечивать возможность использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований. Проведение такой политики заимствований позволило бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. [3, с 291]

     Такая политика предполагает реализацию следующих  мер. 
1) Обозначение пределов новых заимствований. Сейчас самым важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников. 
2) Особое внимание следует уделять первичным условиям заимствований, номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т.п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена. 
3)  Оптимизация заимствования состоит в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удлинять и удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов. Ежегодная программа новых заимствований, представляемая правительством в ходе бюджетного процесса, должна включать в себя в качестве составного элемента расчетные графики платежей по погашению и обслуживанию долга.[10, с 321]
 

     Предложения      Пояснения
1. Обозначение пределов новых заимствований В настоящий  период времени самым важным моментом является снижение величины задолженности  путем частичного отказа от новых  заимствований, а также определения  приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников
2. Особый  акцент на условия заимствований Особое внимание следует уделять первичным условиям заимствований, номинальной стоимости  облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте  выплаты доходов и т.п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена
3. Оптимальность  по срокам и по портфелю  заимствований Структура заимствования  должна быть оптимальной по срокам и по самому портфелю.
4. Практика  ведения текущего контроля по  внешним заимствованиям Одним из путей  оптимизации внешних заимствований  является введение мер раннего реагирования государственными органами, которые  позволяли бы выявлять проблемы на основании определенных  показателей на ранних стадиях привлечения внешних заимствований.
5. Пересмотр  международными агентствами кредитных  рейтингов, прис.Каз-ну Положительные рейтинги кредитных агентств позволят привлекать внешние заимствования  на более выгодных условиях.

     Таблица 9 – Предложения по разработке долгосрочной политики государства в области управления государственным внешним долгом 

     4. Практика ведения текущего контроля по внешним заимствованиям. 
Одним из путей оптимизации внешних заимствований является введение мер раннего реагирования государственными органами, которые позволяли бы выявлять проблемы на основании определенных  показателей на ранних стадиях.[2, с 212]

     Говоря  о внешних заимствованиях на современном  этапе, следует особо подчеркнуть  влияние глобализации на мировую  экономику и соответственно на процесс  заимствований.  Чрезмерное привлечение внешних заимствований  и нерациональное их использование оказывают влияние на развитие экономики страны-заемщика, порождают риск финансового и социально-экономического кризиса. Слабая отдача от привлекаемых извне заемных ресурсов была обусловлена многими факторами, важнейшими из которых были: невысокое качество управления полученными средствами; неопытность в решении данных проблем правительства, недооценившего опасность усиления долговой зависимости. Существующая экономическая система Казахстана (для которой характерен огромный разрыв между финансовой и производственной сферами) не воспринимала адекватно привлекаемые внешние ресурсы и не смогла обеспечить их использование для получения в должном объеме доходов бюджета, которые могли бы покрыть либо ослабить долговое бремя.

     Таким образом, можно выделить следующие  последствия влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику Казахстана: снижение темпов экономического роста, отсутствие длинных денег для  финансирования экономики, дефолт, некоторых  хозяйствующих субъектов по причине  сокращения привлечения финансирования и осложнения практики рефинансирования, изменение структуры валового внешнего долга с преобладанием доли межфирменной задолженности и нефинансового сектора и многие другие. Можно сделать однозначный вывод, что последствия мирового кризиса будут еще долго сказываться на экономике страны и нам еще придется в должной мере их оценить. [8, с.116]

      Внешний государственный долг Казахстана и долг,гарантированный государством, составляет порядка 5 млрд. долларов. Об этом сказал председатель Национального банка РК Григорий Марченко в интервью программе «Слуги народа» на телеканале КТК.

   При этом, по словам главного банкира страны, средства Национального фонда, которые  полностью размещены за границей, составляют 45,5 млрд. долларов.

   «То есть на самом деле нашему государству  остальной мир должен более  40 млрд. долларов. Так что мы никому не должны», – пояснил Г. Марченко.

   Что касается частного долга, то глава Нацбанка отметил, что практически его  половину составляет так называемая межфирменная задолженность. То есть крупные  западные компании, принося прямые иностранные инвестиции в Казахстан, для того чтобы меньше платить  налогов, оформляют их как кредиты  своим дочерним предприятиям, работающим в нашей республике. Это в общей  сложности порядка 60 млрд. долларов.

   «Ни государство, ни население Казахстана по этим долгам никогда отвечать не будет. Поэтому состояние внешнего долга не вызывает никакого беспокойства», – заверил Г. Марченко.                                                                     [12, http://meta.kz/novosti/kazakhstan/567121-sostoyanie-vneshnego-dolga-kazahstana-ne-vyzyvaet-nikakogo-bespokoystva-g-marchenko.html]

Также внешний долг банковского  сектора РК на сегодня  сократился до 16млрд. долларов.

   При этом, как отметил глава Нацбанка, внешние активы банковского сектора  составляют 21 млрд. долларов, то есть больше, чем обязательства. «Поэтому в этом смысле общая ситуация с внешним долгом Казахстана каких-то проблем не представляет», – сказал Г. Марченко.

   Главный банкир страны напомнил, что было беспокойство по поводу внешнего долга банковского  сектора в кризисное время, когда  он составлял 46млрд. долларов  [12, http://meta.kz/novosti/kazakhstan/567190-vneshniy-dolg-bankovskogo-sektora-rk-sokratilsya-do-16-mlrd-dollarov-predsedatel-nacbanka-rk.html] 
 
 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав, такую актуальную тему в заключении, хочу сделать такие выводы :

     1. Изучение спектра определений категории «внешнее заимствование» выявляет экономические отношения долгосрочного характера, возникающие и существующие между кредитором и займополучателем, при этом им присущи черты таких категорий, как финансы и кредит. Внешние заимствования выступают одним из главных видов международного движения капитала, являются мощным фактором мирового развития. Главным источником внешних заимствований является еврорынок со всем многообразием форм заимствований.

     2. Наличие в стране внешних заимствований объясняется дефицитом государственного бюджета, разницей балансов сбережений и инвестиций, возрастающей зависимостью национальных экономик от мировых рынков капиталов.

     3. Внешние заимствования в экономике стран играют двоякую роль: как положительную, при условии их производительного и целевого использования, так и отрицательную, порождающую финансовые и социально-экономические риски.

     4.  Анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга за последние пять лет показывает, что по показателю отношения валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту с 2006 года Казахстан находится в зоне повышенного внешнего долга, что негативно сказывается на всей экономики государства. Основная доля валового внешнего долга принадлежала банковскому сектору, в 2009 году показатели внешнего долга банков и «других секторов» сравнялись, а за два квартала 2010 года долг нефинансового сектора превысил другие сектора. Межфирменная задолженность за этот период была в пределах 35 процентов, что является положительным фактором, означающим, что порядка 1/3 части валового внешнего долга тесно связано с инвестициями и не могут быть предъявлены к оплате, хотя и идут в учет внешней корпоративной задолженности Казахстана. Негативным фактом политики внешних заимствований Республики Казахстан является превышение показателя валового внешнего долга над валовым внутренним продуктом страны в 2009 году, что говорит о неэффективности внешних займов этого периода.

     5. Комплексный анализ внешних заимствований банковского сектора Казахстана выявил характерные причины и особенности формирования его внешней задолженности. К ним относятся либерализация экономики, свободный, неограниченный доступ к внешним рынкам ссудного капитала, отсутствие какого-либо влияния на этот процесс со стороны государства и недостаток контроля. В результате банковский сектор стал своего рода проводником мирового кризиса, его катализатором  в экономике страны.

     6. Исходя из анализа последствий влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику Казахстана, можно сделать однозначный вывод, что последствия мирового кризиса будут еще долго сказываться на экономике страны и нам еще придется в должной мере оценить их. Тем не менее, опыт и уроки, полученные в период кризиса, должны способствовать более рациональной и разумной политике всех субъектов внешнего заимствования в части использования привлеченных средств, в зависимости от конкретных целей и задач.

     7.Возможности осуществления внешних заимствований казахстанскими субъектами на мировом рынке капиталов существуют.. Соблюдение данного показателя позволит стране уйти от проблемы долгового навеса и обеспечить привлекательные условия заимствования для последующих внешних займов. На данный момент можно только говорить о стабилизации внешнего долга, при котором размер новых внешних заимствований уравновешивался бы выплатой такой же суммы предыдущих долгов, относительно следующего года, это приблизительно 8 млрд. долларов.   Политика внешних заимствований будущего года для государства заключается в недопущении выхода внешнего долга за пределы платежеспособности, привлечение внешних заимствований по ограниченному количеству проектов и только в том случае, если будет усилен контроль в процессе  привлечения данных займов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы

  1. Мельников В.Д. -Основы финансов: Учебник.- Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005.
  2. Баймуратов У.Б. –Деньги, кредит, банки: Учебник/ под общ. ред. академика Г.С. Сейткасимова. – Алматы: Каржы- Каражат, Раритет, 2006.
  3. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж.- Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: 1996.
  4. Национальный Банк Республики Казахстанhttp: www.nationalbank.kz/
  5. Воронцов Г. Рынок долгов // Рынок ценных бумаг. - №18. - 2005.
  6. Гнедовнц Д. Кредитные попечители // Профиль. - №11. - 2006.
  7. Официальный сайт Министерства Финансов РК: www. minfin. kz.
  8. Зиядуллаев Н. СНГ в глобальной экономике: стратегия развития // Мировая экономика и международные отношения. - №4. - 2005.
  9. Официальный сайт статистики Казахстана : www.stаt.kz
  10.  Берстембаева Р.К. Организация финансов в отдельных развитых странах. Учебное пособие. – Алматы: Институт Развития Казахстана, 2001.
  11. Финансы. Учебник для вузов. Под ред. Романовского М.В. и др. – М.:    Перспектива, «Юнити», 2000
  12. Интернет ресурсы, www.meta.kz

Информация о работе Внешний валовой долг РК