Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:44, научная работа
Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.
Введение………………………………………………………………....3
I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..4
1.1 Процесс формирования……………………………………………..4
1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....5
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….10
2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......10
2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....17
2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….18
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27
Рисунок 6- Валовый внешний долг по основным отраслям заемщиков по состоянию на 31.12.2011 г.
Развитие
кризиса в банковской системе обусловило
необходимость государственного вмешательства
Фонда Национального благосостояния «Сумрук-Кызана».
В 2011 году было предоставлено дополнительное
фондирование банковскому сектору в
размере свыше 922,7 млрд.
тенге, из которых 308 млрд. тенге были направлены
на вхождение государства в капитал трех
системообразующих банков (ОА «БТА Банк»,
АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк»)
и еще 24 млрд. тенге были размещены на
депозит в АО «Альянс Банк» под
залог его акций. Кроме того, АО «Народный
банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк»
в рамках подписанных дополнительных
соглашений выделено 144 млрд. тенге для
кредитования реального сектора экономики.
Став основным собственником АО «БТА Банка»,
государство выкупило за 212,1 млрд. тенге
75,1% акций данного банка. От разрушения
банковскую систему спасают антикризисные
меры, проводимые по программе выхода
из финансово-экономического кризиса
и стабилизации экономики, разработанные
и реализуемые правительством, Национальным
банком РК, Агентством Республики Казахстан
по регулированию и надзору финансового
рынка и финансовых организаций. В общей
сложности на антикризисные меры, как
известно, направлено 19 млрд. долл. Денежных
средств, или 14 % ВВП страны.
[4, http://www.nationalbank.kz/?
Рост
иностранных заимствований на протяжении
последнего времени являлся основной
движущей силой развития казахстанской
банковской системы. Сравнительно высокие
рейтинги казахстанских банков, а
также избыточная ликвидность, наблюдавшаяся
на мировых рынках, позволили обеспечить
внешнее финансирование роста объемов
кредитования в среднем на 75% в
год. Мировой финансово-
В настоящее время при отсутствии доступа к источникам внешних заимствований и сохранении высокого уровня внешней задолженности, большинство казахстанских банков было вынуждено сильно сократить свою целевую активность, оптимизировать направления деятельности по привлечению внешних займов, что вызвало сокращение кредитования экономики и населения с соответствующими последствиями. Сокращение объемов внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять новые кредиты заемщикам и способствовало снижению темпов кредитования экономики. Необходимость выплаты и рефинансирования крупных внешних долгов фактически вынудили банки с высокой степенью задолженности к переориентации своей деятельности на обслуживание внешнего долга.[6, с.176]
Другим
результатом влияния мирового кризиса
стала практика увеличения внешних
заимствований у международных
финансовых организаций для реализации
государственных и
Для определения перспектив заимствования Казахстаном представляется целесообразным определить размер оптимально допустимого уровня внешней задолженности. С этой целью в работе сделан расчет с использованием показателя отношения валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны. В таблице 4 показан расчет допустимого уровня валового внешнего долга для прогнозируемых значений валового внутреннего продукта Казахстана на 2012-2013 годы
При базовом сценарии развития экономики и с целью нахождения Казахстана в зоне умеренной задолженности необходимо, чтобы размер валового внешнего долга не превышал величин, указанных в таблице 7.
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012
г.
прогноз |
2013 г. прогноз | |
ВВД- млрд.долл | 118,2 | 123,8 | 135,0 | 150,0 | |
ВВП – млрд. долл | 215,1 | 273,0 | 210,8 | 211,9 | |
% | |||||
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. прогноз | |
ВВД/ВВП | 80 | 80 | 80 | 80 | |
Норма для умер. задолженности | 132-220 | 132-220 | 132-220 | 132-220 |
Таблица 4 - Валового внешнего долга Казахстана в диапазоне умеренной задолженности
При сопоставлении полученных данных, берем самые минимальные показатели в диапазоне умеренной задолженности. Полученные показатели валового внешнего долга можно считать оптимальными и наиболее реальными для анализа будущего трехлетнего периода (рисунок 7).
Рисунок 7 – Соотношение спрогнозированных данных по ВВП и ВВД на период 2012 – 2013 годы
Внешние
заимствования всегда будут иметь
место в экономике любой
2.2 Проблемы регулирования
Процесс урегулирования проблемы международной задолженности привел к тому, что развитые страны впервые оказались в зависимости от финансовой политики развивающихся государств. Кредиторы были вынуждены пойти на массовую реструктуризацию долгов, хотя и добились выполнения должниками ряда поставленных перед ними условий. Таким образом возник еще один важный, на наш взгляд, фактор влияния на развитие мирового хозяйства, требующий экономического сотрудничества стран на многосторонней основе.
В
решение обострившейся проблемы
внешней задолженности все
Накопленный
мировой опыт регулирования международных
долговых отношений в период между
двумя мировыми войнами у развитых
стран, в послевоенные годы у развивающихся
стран и в последнее
2.3 Методы управления внешними заимствованиями
На наш взгляд, применительно
к казахстанской экономике
1.
Необходимость концентрации
Создание
Долгового агентства будет
-
преодолению несогласованности
действий и целей ведомств, реализующих
внешнедолговую политику
- централизации учета долговых обязательств, который в значительной мере разобщен, созданию единой базы данных государственных, квазигосударственных, банковских, частных внешних заимствований страны;
- усилению финансового контроля и комплексной методики его проведения, как в период использования, так и в период погашения внешних заимствований;
-
определению структуры
- планированию, анализу, прогнозу, мониторингу, оценке валового внешнего долга по секторам экономики,
-
выработке рекомендаций по
Рисунок 8 - Внешние заимствования Казахстана: пути и методы оптимизации
-
рациональному подходу к
2.
Учитывая риски в сфере
3. Необходимо расширить горизонт прогнозирования внешнего долга. Современный кризис свидетельствует о необходимости более тщательного планирования внешних заимствований. Главным критерием этого прогнозирования должна стать целевая мотивация внешних заимствований, направленная на модернизацию экономики и ее эффективность. В противном случае от них лучше отказаться, либо лимитировать. Такой подход считаем более рациональным и реальным в отличие от односторонней позиции сторонников и противников увеличения внешних заимствований.
4. Целесообразен пересмотр либо корректировка политики внешних заимствований страны. Очевидна необходимость разумной, консервативной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом, проведение которой способствовало бы осуществлению сбалансированной долговой политики, осуществлению выплат по долгу без существенных нагрузок на имеющие ресурсы и уходу от зависимости экономики государства от внешних заимствований. Поскольку внешние заимствования играют двоякую роль, необходима четкая целевая установка долговой политики, направленной на стимулирование использования заемных средств, на реализацию главной задачи – индустриально – инновационного развития страны.
6.Обеспечить соответствие законодательно-нормативной документации по регулированию рисков квазигосударственных корпоративных внешних заимствований. Целесообразно разработать критерии и порядок частичной компенсации антикризисной поддержки ее получателями – корпорациями и банками – по мере их выхода из кризиса в целях покрытия бюджетного дефицита.