Внешний валовой долг РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:44, научная работа

Описание работы

Проблемы внешних заимствований: эффективное функционирование инструментов международного рынка капитала, применяемые для развития экономики и эффективной интеграции Казахстана в мировое сообщество, привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны - приобретают особую значимость.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3

I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..4

1.1 Процесс формирования……………………………………………..4

1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....5

II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….10

2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......10

2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....17

2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….18

Заключение……………………………………………………………...25

Список использованной литературы…………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Ыдрысова Ш. исследование, внешний долг РК.docx

— 123.99 Кб (Скачать)

Рисунок 6- Валовый внешний долг по основным отраслям заемщиков по состоянию на 31.12.2011 г.

     Развитие  кризиса в банковской системе обусловило необходимость государственного вмешательства Фонда Национального благосостояния «Сумрук-Кызана». В 2011 году было предоставлено дополнительное фондирование банковскому сектору в размере свыше 922,7 млрд. тенге, из которых 308 млрд. тенге были направлены на вхождение государства в капитал трех системообразующих банков (ОА «БТА Банк», АО «Народный Банк Казахстана», АО «Казкоммерцбанк») и еще 24 млрд. тенге были размещены на депозит в АО «Альянс Банк» под залог его акций. Кроме того, АО «Народный банк Казахстана» и АО «Казкоммерцбанк» в рамках подписанных дополнительных соглашений выделено 144 млрд. тенге для кредитования реального сектора экономики. Став основным собственником АО «БТА Банка», государство выкупило за 212,1 млрд. тенге 75,1% акций данного банка. От разрушения банковскую систему спасают антикризисные меры, проводимые по программе выхода из финансово-экономического кризиса и стабилизации экономики, разработанные и реализуемые правительством, Национальным банком РК, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В общей сложности на антикризисные меры, как известно, направлено 19 млрд. долл. Денежных средств, или 14 % ВВП страны.               [4, http://www.nationalbank.kz/?docid=285]

     Рост  иностранных заимствований на протяжении последнего времени являлся основной движущей силой развития казахстанской  банковской системы. Сравнительно высокие  рейтинги казахстанских банков, а  также избыточная ликвидность, наблюдавшаяся  на мировых рынках, позволили обеспечить внешнее финансирование роста объемов  кредитования в среднем на 75% в  год. Мировой финансово-экономический  кризис положил этому конец: произошедшее беспрецедентное замедление темпов роста мировой экономики, падение цен на сырьевые ресурсы, снижение деловой активности, повышение стоимости финансовых ресурсов на международных рынках – все это в совокупности сделало невозможным выход на мировой рынок капитала отечественных хозяйствующих субъектов.

     В настоящее время при отсутствии доступа к источникам внешних  заимствований и сохранении высокого уровня внешней задолженности, большинство  казахстанских банков было вынуждено  сильно сократить свою целевую активность, оптимизировать направления деятельности по привлечению внешних займов, что  вызвало сокращение кредитования экономики  и населения с соответствующими последствиями. Сокращение объемов  внешнего фондирования негативно повлияло на способность банков предоставлять  новые кредиты заемщикам и  способствовало снижению темпов кредитования экономики. Необходимость выплаты  и рефинансирования крупных внешних  долгов фактически вынудили банки с  высокой степенью задолженности  к переориентации своей деятельности на обслуживание внешнего долга.[6, с.176] 

     Другим  результатом влияния мирового кризиса  стала практика увеличения внешних  заимствований  у международных  финансовых организаций для реализации государственных и инвестиционных программ национальных компаний. Это является положительным фактом для банковской системы страны, так как финансирование проектов происходит не за счет депозитов казахстанских компаний в банках страны, а за счет внешних займов, что не приводит к сокращению активов банковской системы.

     Для определения перспектив заимствования  Казахстаном представляется целесообразным определить размер оптимально допустимого  уровня внешней задолженности. С  этой целью в работе сделан расчет с использованием показателя отношения  валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту страны. В таблице 4 показан расчет допустимого уровня валового внешнего долга для прогнозируемых значений валового внутреннего продукта Казахстана на 2012-2013 годы

     При базовом сценарии развития экономики  и с целью нахождения Казахстана в зоне умеренной задолженности  необходимо, чтобы размер валового внешнего долга не превышал величин, указанных в таблице 7.

Показатель 2010 г.  2011 г.  2012 г.

прогноз

2013 г. прогноз
ВВД- млрд.долл 118,2 123,8 135,0 150,0
ВВП –  млрд. долл 215,1 273,0 210,8 211,9
     %
Показатель 2010 г.  2011 г.  2012 г. 2013 г. прогноз
ВВД/ВВП  80 80 80 80
Норма для умер. задолженности 132-220 132-220 132-220 132-220

 

     Таблица 4 - Валового внешнего долга Казахстана  в диапазоне умеренной задолженности

       При сопоставлении полученных данных, берем самые минимальные показатели в диапазоне умеренной задолженности. Полученные показатели валового внешнего долга можно считать оптимальными и наиболее реальными для анализа  будущего трехлетнего периода (рисунок 7).

     

     Рисунок 7 – Соотношение спрогнозированных данных по ВВП и ВВД на период 2012 – 2013 годы

     Внешние заимствования всегда будут иметь  место в экономике любой страны, но главным условием их наличия является «пороговое значение», не превышающее  суммарных масс всех заимствований. Соблюдение данных показателей позволит стране уйти от проблемы долгового  навеса и обеспечить привлекательные  условия займа для последующих  внешних заимствований. Радикальным  решением данного вопроса долгов является их максимальное снижение, но для этого необходима стабильно  развивающаяся экономика и устойчивое положительное сальдо (профицит) бюджета. На данный период времени можно говорить о стабилизации внешнего долга, при  котором размер новых внешних  заимствований уравновешивался  бы выплатой такой же суммы предыдущих долгов. Стратегия политики внешних  заимствований будущего года для  государства заключается в недопущении  выхода внешнего долга за пределы  платежеспособности. [8, с. 256]

     2.2 Проблемы регулирования

     Процесс урегулирования проблемы международной  задолженности привел к тому, что  развитые страны впервые оказались  в зависимости от финансовой политики развивающихся государств. Кредиторы  были вынуждены пойти на массовую реструктуризацию долгов, хотя и добились выполнения должниками ряда поставленных перед ними условий. Таким образом  возник еще один важный, на наш взгляд, фактор влияния на развитие мирового хозяйства, требующий экономического сотрудничества стран на многосторонней основе.

     В решение обострившейся проблемы внешней задолженности все больше вовлекаются не только сами кредиторы  и должники, но и многие международные  финансовые институты, а также организации  нового типа, функционирующие вне  рамок международного права и  в режиме строгой конфиденциальности.

     Накопленный мировой опыт регулирования международных  долговых отношений в период между  двумя мировыми войнами у развитых стран, в послевоенные годы у развивающихся  стран и в последнее десятилетие  у государств переходной экономики, дает разносторонний материал для совершенствования  управления внешним долгом, включая  уяснение рациональных и безопасных его объемов, целесообразности сокращения или увеличения задолженности в  интересах сбалансирования финансового  положения реципиента. В этой связи  важное практическое значение имеет  как отрицательный опыт многих развивающихся  стран, включающий неоправданное наращивание  задолженности и затяжное уменьшение долгового бремени, так и, особенно, положительный опыт сокращения и  регулирования внешней задолженности  стран Центральной и Восточной  Европы, большинство которых вошло  в группу беспроблемных должников.[10, с 208] 

     2.3 Методы управления  внешними заимствованиями

           На наш взгляд, применительно  к казахстанской экономике существуют  следующие пути и методы оптимизации  внешних заимствований:

     1. Необходимость концентрации управления  внешним долгом в едином исполнительном  и координирующем органе. Для  эффективного управления внешним  долгом в оперативном режиме  и координации усилий других  государственных органов в этой  области целесообразно создание  единого исполнительного органа - Долгового агентства. 

     Создание  Долгового агентства будет способствовать:

     - преодолению несогласованности  действий и целей ведомств, реализующих  внешнедолговую политику Казахстана;

     - централизации учета долговых  обязательств, который в значительной  мере разобщен, созданию единой  базы данных государственных,  квазигосударственных, банковских, частных  внешних заимствований страны;

     - усилению финансового контроля  и комплексной методики его  проведения, как в период использования,  так и в период погашения  внешних заимствований;

     - определению структуры портфеля  заимствований с минимальными  характеристиками финансовых рисков  и фондирования на базе мониторинга  существующих внешних заимствований  различных секторов экономики  и прогнозных данных;

     - планированию, анализу, прогнозу, мониторингу,  оценке  валового внешнего долга  по секторам экономики, 

     - выработке рекомендаций по выпуску  долговых обязательств, выбору инструментов, альтернативных источников финансовых  средств для компаний и банков,  

     

     

     

     Рисунок 8 - Внешние заимствования Казахстана: пути и методы оптимизации

     - рациональному подходу к внешним  заимствованиям в интересах государства,  вплоть до одобрения заимствований  по согласованию с НБ РК  на основе текущих и прогнозных  макроэкономических показателей,  вплоть до использования метода  прямых указаний представителям  государства и независимым директорам  о регулировании внешних заимствований.

     2. Учитывая риски в сфере внешних  заимствований, возросшие в условиях  глобализации экономики и мирового  финансово-экономического кризиса,  целесообразно сконцентрировать  внимание на совершенствование  риск-менеджмента, в том числе  антикризисного. Поскольку риски  в сфере внешних заимствований  увеличивают расходы на их  обслуживание и погашение, то  требуется методологическая разработка  проблем  управления этими  рисками.   3. Рассмотреть возможность государственного страхования заемщиков в форме контракта при реализации инновационных проектов с привлечением внешних заимствований, что позволит поддержать реализацию проекта на начальной стадии развития. На более поздних стадиях реализации проекта контракт может быть перепродан частному инвестору, в том числе и зарубежному. Таким образом,  можно реализовать механизм государственно-частного партнерства, при котором государство создает условия для реализации приоритетных проектов, а частный бизнес получает ресурсы для развития на приемлемых условиях.

     3. Необходимо расширить горизонт прогнозирования внешнего долга. Современный кризис свидетельствует о необходимости более тщательного планирования внешних заимствований. Главным критерием этого прогнозирования должна стать целевая мотивация внешних заимствований, направленная на  модернизацию экономики и ее эффективность. В противном случае от них лучше отказаться, либо лимитировать. Такой подход считаем более рациональным и реальным в отличие от односторонней позиции сторонников и противников увеличения внешних заимствований.

     4. Целесообразен пересмотр либо корректировка политики внешних заимствований страны. Очевидна необходимость разумной, консервативной  долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом, проведение которой способствовало бы осуществлению сбалансированной долговой политики, осуществлению выплат по долгу без существенных нагрузок на имеющие ресурсы и уходу от зависимости экономики государства от внешних заимствований. Поскольку внешние заимствования играют двоякую роль, необходима четкая целевая установка долговой политики, направленной на стимулирование использования заемных средств, на реализацию главной задачи – индустриально – инновационного развития страны.

     6.Обеспечить соответствие законодательно-нормативной документации по регулированию рисков квазигосударственных корпоративных внешних заимствований. Целесообразно разработать критерии и порядок частичной компенсации антикризисной поддержки ее получателями – корпорациями и банками – по мере их выхода из кризиса в целях покрытия бюджетного дефицита.

Информация о работе Внешний валовой долг РК