Внешние заимствования коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Также слабо развит рынок внутренних синдицированных кредитов. Внутренние ставки процента все еще превышают ставки на евровалютных рынках. Незначительное число российских банков имеют также возможность эмитировать и размещать на международных рынках свои еврооблигации, евроноты и другие евробумаги. Российские банки существенно отстают от западных по объемам размещенных евробумаг и привлеченных синдицированных кредитов.
Целью курсовой работы является анализ инструментов внешнего заимствования российских банков.

Работа содержит 1 файл

Курсовая_госрег.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
     Введение

     В последние годы некоторые российские банки, в основном входящие в первую двадцатку по размеру капитала и  чистых активов, все в большей  степени прибегают к заимствованиям на внешних рынках. Увеличиваются  объемы заимствований, их сроки, улучшаются условия займов, расширяется круг используемых инструментов. Однако большинство российских банков не имеют еще доступа к внешним займам. Длинные межбанковские валютные кредиты в России до сих пор не получили распространения. Также слабо развит рынок внутренних синдицированных кредитов. Внутренние ставки процента все еще превышают ставки на евровалютных рынках. Незначительное число российских банков имеют также возможность эмитировать и размещать на международных рынках свои еврооблигации, евроноты и другие евробумаги. Российские банки существенно отстают от западных по объемам размещенных евробумаг и привлеченных синдицированных кредитов.

     Несмотря  на постепенное расширение инструментов внешних займов, российские банки  используют пока далеко не все возможные современные инструменты, выработанные мировой практикой. Таким образом, для российской банковской системы в целом актуальной остается проблема поиска относительно дешевых источников валютных займов.

     Внешние заимствования позволяют не только привлечь финансовые ресурсы, но и повысить имидж банка на международных рынках. Они важны и для повышения уровня капитализации российской банковской системы, что в настоящее время является одной из ее самых актуальных проблем.

     Целью курсовой работы является анализ инструментов внешнего заимствования российских банков.

     Для достижения данной цели решаются следующие  задачи:

     - рассмотреть теоретические основы  инструментов привлечения иностранного  капитала российскими банками, а именно синдицированное кредитование и размещение евробумаг;

     - изучить первичное освоение российскими банками международных источников финансирования;

     - рассмотреть текущее состояние внешнего долга банковского сектора;

     - механизмы регулирования внешних заимствований коммерческих банков.

     Объектом  исследования является рынок средне- и долгосрочных внешних заимствований российских банков в двух основных формах -синдицированных кредитов и евробумаг.

     Предмет исследования - механизм и формы  долгового внешнего заимствования  российских банков. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы инструментов привлечения иностранного капитала российскими банками

     1.2. Евробумаги как способ привлечения иностранного капитала 

     Решая вопрос о привлечении средств  из-за рубежа, российские банки фактически выбирают между следующими типами инструментов — синдицированными кредитами, еврооблигациями.

     Еврооблигации (или евробонды - eurobonds) - это долговые ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента. Принято выделять следующие характерные особенности еврооблигаций:

     - они размещаются одновременно на рынках нескольких стран;

     - валюта еврооблигационного займа не обязательно является национальной денежной единицей не только для заемщика, но и для кредиторов;

     - размещение осуществляется эмиссионным синдикатом, в котором, как правило, представлены банки, зарегистрированные в разных странах;

     - эмиссия еврооблигаций в значительно меньшей степени подвержена регулированию со стороны государства, денежная единица которого используется в качестве валюты займа;

     - доходы выплачиваются держателям еврооблигаций в полном объеме, без удержания налога «у источника» в стране эмитента.1

     В настоящее время цель выходящих  на рынок еврооблигаций корпоративных эмитентов - прежде всего диверсификация источников финансирования и хеджирование валютных рисков. Использование рынка еврооблигаций позволяет эмитентам не только привлечь значительные финансовые ресурсы, но и получить выигрыш в результате выгодной конвертации поступлений от заимствований в другие валюты. Таким образом, преимущества выпуска еврооблигаций заключаются в том, что существует возможность привлечения значительного объема средств в иностранной валюте под более низкий процент (по сравнению с национальным рынком).

     Еврооблигации обращаются в основном на внебиржевом рынке, хотя формальные условия выпуска часто требуют регистрации на одной из европейских фондовых бирж: Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской. Это расширяет круг потенциальных покупателей, возможности многих из которых в отношении приобретения не прошедших листинг ценных бумаг ограничены, и снижает законодательные требования к эмитентам. Осуществление сделок с еврооблигациями происходит с использованием депозитарно-клиринговых систем Euroclear и Clearstream. Эти системы позволяют заключать сделки в электронной форме. Размещение выпусков еврооблигаций может осуществляться в нескольких формах:    

1. Полностью гарантированный андеррайтинг (bought deal): банки, размещающие эмиссию, дают гарантию выкупить у заемщика весь выпуск на дату закрытия сделки (иногда дается не полная, а частичная гарантия такого выкупа).

     2. Банки обязуются приложить максимальные  усилия для продажи облигаций,  но не дают никаких формальных  обязательств по выкупу эмиссии  за счет собственных средств  (best effort basis);2

     3. «Все или ничего» (all or nothing) - данная  форма размещения предусматривает  отзыв выпуска, если не удается  продать его полностью.

     Преобладающей формой является гарантированный андеррайтинг, что повышает ценность еврооблигаций  для эмитента, как формы займа.

     В настоящее время существуют три основные схемы организации российскими компаниями выпуска еврооблигационного займа:

     - прямая эмиссия облигаций заемщиком-эмитентом;

     - эмиссия облигаций специально созданной за рубежом дочерней компанией заемщика (Special Purposes Vehicle - SPV);

     - эмиссия облигаций международным банком с высоким кредитным рейтингом с передачей денежных средств, полученных от эмиссии заемщику по кредитному договору.3

     Прямая  эмиссия наиболее эффективно способствует формированию международного имиджа компании-заемщика, а также последующему удешевлению заимствований на рынках капитала. Однако реализации схемы наиболее продолжительна во времени, поскольку необходима государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Она сопровождается высокими издержками на рекламную кампанию и оплату услуг аудиторов, консультантов, рейтинговых агентств, брокеров и др.4

     При реализации второй схемы еврооблигации  выпускаются в форме LPN (Loan Participation Notes - ноты участия в кредите). Эмитентом LPN является дочерняя компания заемщика, зарегистрированная в дружественной для инвесторов юрисдикции (SPV). Срок обращения LPN составляет 5-10 лет, объемы заимствования - 100 млн. долл. США и более. Для выпуска LPN необходимо наличие отчетности компании по международным стандартам, а также кредитных рейтингов от международных агентств. Компания-эмитент, как правило, проходит листинг на одной из зарубежных бирж. В схеме присутствует «попечитель» (доверенное лицо -trustee), он представляет в сделке интересы инвесторов и в случае дефолта получает право требования к заемщику. К преимуществам LPN следует отнести удешевление издержек на организацию размещения и сокращение сроков организации выпуска (по сравнению с первой схемой), отсутствие необходимости регистрации выпуска в России, а также возможность заимствования значительных объемов средств. Недостаток - меньший имиджевый эффект и необходимость предоставления обеспечения.При реализации третьей схемы еврооблигации выпускаются в форме кредитных нот (CLN - Credit Linked Notes). Это ценные бумаги, эмитентом которых выступает международный банк с высоким кредитным рейтингом. Кредитные ноты выпускаются на кредит, выданный банком-эмитентом компании-заемщику. Инвестор, приобретающий CLN, принимает на себя банковские риски, его доход (купонные выплаты) зависит от того, исполнит ли заемщик свои обязательства по лежащему в основе CLN кредиту.5

     Еврооблигации являются более дорогим способом привлечения средств по сравнению с синдицированными кредитами, так как предполагают поддержание ликвидного рынка долговых инструментов и фиксированную ставку привлечения. В то же время выпуск еврооблигаций дает банкам значительную свободу при выборе схем (с правом досрочного погашения по инициативе инвестора или эмитента, облигации с покрытием), что позволяет влиять на стоимость размещаемых бумаг. Выпуск еврооблигаций, однако, доступен также крупным или средним банкам, так как предполагает наличие кредитного рейтинга от ведущих рейтинговых агентств и достаточно крупный (от 100 млн долларов) объем для обеспечения ликвидности. 
 
 
 
 
 

     1.2. Сущность синдицирования как  способа организации банковского  кредита

     По  мере развития экономики отдельных  стран и интеграционных группировок  появляется потребность в крупных  кредитах, превышающих возможности отдельных банков. Это заставляет банки объединяться в группы и предоставлять крупные кредиты (синдицированные).

     Важнейшей международной банковской услугой  по привлечению инвестиций является услуга по синдицированному кредитованию. Синдицированный займ (Syndicated Loan) предоставляется синдикатом транснациональных банков. Синдицированный кредит (СК) — кредит, предоставляемый группой банков, которые не в состоянии или не желают производить полное кредитование заемщика индивидуально. Основное целевое использование СК — это рефинансирование уже имеющейся задолженности, проектное финансирование, кредитование сделок по приобретению активов, выкуп активов с применением финансового рычага.6

     Синдицированный кредит как источник финансирования обладает рядом преимуществ в сравнении с другими инструментами. Во-первых, это относительно дешевые деньги. Во-вторых, их проще собрать, например, если сравнивать с привлечением аналогичной суммы от частных вкладчиков. В-третьих, синдицированное кредитование позволяет банкам аккумулировать ресурсы для финансирования крупных заемщиков. Для российских банков, которые достаточно малы и по международным меркам, и в сопоставлении с лидирующими отечественными компаниями, это очень важно. В-четвертых, синдикация позволяет банкам избежать чрезмерной концентрации рисков, распределяя их между участниками синдиката. В целом для банковской системы развитие синдицированного кредитования способствует повышению ее устойчивости. В-пятых, практика взаимодействия с финансово-кредитными организациями на международной арене укрепляет позитивное реноме банка на внешнем и внутреннем рынках, увеличивает число финансовых институтов, готовых работать с банком. Основными ограничителями развития кредитования реального сектора экономики являются низкая капитализация банковской системы России и требования по соблюдению пруденциальных норм. В этой ситуации эффективным инструментом развития кредитных отношений может стать синдицированное кредитование. Механизм синдицированного кредитования предполагает типичное разделение финансового рынка на первичный и вторичный. На первичном рынке стратегические потенциальные инвесторы, имеющие значительную концентрацию капитала, формируют потенциальную ресурсную базу, необходимую конкретному заемщику. Затем выделяют функциональные либо организационные обязанности каждого стратега и в соответствии с целевыми установками входят в формальную либо юридически оформленную структуру в виде синдиката, который векторно направляет кредитные ресурсы конкретному заемщику.7

     Вторичный рынок предполагает передачу полностью (частично) доли кредита более мелким инвесторам (банка, фондам, частным лицам). Дробление кредитов позволяет снять нагрузку с крупных инвесторов и потенциально может привести их к витку новых кредитов в рамках консорциума. Мелкие инвесторы получат возможность доступа к инвестиционно привлекательным секторам экономики, приобретая определенную часть кредита. Эластичность данных инструментов и доля аналогичности инструмента рынка долговых обязательств позволяют инвестировать средства, получать более высокую доходность и увеличивать масштабность кредитования.8

     В общих чертах процесс организации  синдицированного кредитования выглядит следующим образом:

     - выбор инструмента и анализ рынка — определение потребностей в финансировании, двухсторонние консультации с банками, определение списка потенциальных организаторов;

     - подготовка запроса на финансирование (RPF) и рассылка банкам требований к срокам, графику погашения, обеспечению, валюте. Возможно предоставление первичного информационного пакета с указанием ожидаемых ценовых параметров и сроков ожидаемого предложения;

     - выбор организатора — выбор и назначение внешних юридических консультантов организатора, распределение ролей (в случае нескольких организаторов), согласование списка банков — потенциальных инвесторов, подготовка подробного информационного меморандума, формирование приглашения для рассылки потенциальным инвесторам.9

     Синдицированные кредиты являются наиболее дешевым способом привлечения средств от западных банков, но доступен этот механизм только тем кредитным организациям, на которых у зарубежных партнеров открыты лимиты. Этот инструмент подходит для крупных российских банков с уже сложившейся кредитной историей, которые могут рассчитывать на большое число желающих участвовать в синдикате.10

     При этом участники синдиката редко соглашаются брать на себя риск процентной ставки, и поэтому предоставление средств в виде синдицированных кредитов часто предполагает плавающую ставку, но она не является помехой, поскольку срочность привлекаемых кредитов соответствует срочности банковских активов, поэтому риск процентной ставки по привлечению соответствует риску при размещении. Кроме того, у банков есть возможности при желании хеджировать риски колебания ставок на мировых рынках.

Информация о работе Внешние заимствования коммерческих банков