Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Недостаточный уровень теоретического осмысления проблем формирования внешних эффектов и необходимость повышения эффективности управления ими свидетельствуют о важности и актуальности настоящего исследования.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и методологических основ и разработка практических рекомендаций по формированию механизма управления внешними эффектами промышленных предприятий с позиций их эффективного функционирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..5
1. Сущность внешних эффектов и необходимость
государственного регулирования ………………………………………7
1.1. Природа внешних эффектов: издержки и выгоды,
вызываемые побочными воздействиями………………………..7
1.2. Формы проявления внешних эффектов и их последствия…… 10
2. Проблемы внешних эффектов: загрязнение окружающей среды….. 15
2.1. Влияние отрицательных внешних эффектов на окружающую
среду ……………………………………………………………….15
2.2. Структура системы охраны окружающей среды в
Республике Беларусь ……………………………………………..19
3. Методы регулирования внешних эффектов на примере
Республики Беларусь………………………………………………….. 22
3.1. Государственное регулирование внешних эффектов и охрана
окружающей среды ....................................................................... 22
3.2. Методы регулирования внешних эффектов в Республике
Беларусь……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………….. 33
Список использованных источников…………………………………….35
Приложения………………………………………………………………. 37

Работа содержит 1 файл

ИСХОДНИК.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

      Экспериментальные исследования показали,  что теорема  Коуза верна для ограниченного  числа участников сделки (двух-трех).  При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки, и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

      Любопытно отметить,  что теорема Коуза  доказывает значение трансакционных издержек «от противного».  В реальной действительности они играют огромную роль. [3, с. 427-428]

       Теорема Коуза  помогает выработать правильную стратегию  в борьбе с загрязнением окружающей среды.

      Эффективная политика в области  контроля загрязнения окружающей среды - это такая политика,  которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками,  необходимыми для его проведения в жизнь. Пересечение кривой предельных общественных выгод MSB с кривой предельных общественных издержек MSC позволяет определить эффективный для данного общества уровень вредных выбросов (рис.  9).  Дело в том,  что по мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко возрастают,  поэтому каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже.

      Существуют  три основных пути сокращения вредных  выбросов в окружающую среду: 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам; 2) введение платы за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.

      Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Такие стандарты приняты во многих странах

        Практика установления стандартов имеет,  однако,  свои очевидные недостатки.  Прежде всего, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества.  При установлении единых для страны норм не учитываются разная степень остроты экологических проблем в разных регионах,  а также существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм.  Поэтому затраты,  связанные с достижением единого уровня загрязнения,  могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом,  так как игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества.  И, наконец,  что особенно важно,  стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

      Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата,  взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов,  о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в Германии.  Однако полной уверенности в том,  что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.  В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды.  Среди них такая своеобразная форма,  как продажа прав на загрязнение природной среды.  Государство определяет объем вредных выбросов,  допустимый в данной области,  и продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов.[ 3, с. 429-430 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. Методы регулирования  внешних эффектов  в Республике Беларусь 

     Основные  принципы государственного регулирования  окружающей среды на длительную перспективу  определяются международными и национальным законодательством, требованиями экологизации экономики и направления на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

     В 1992 г. Республика Беларусь совместно  со 178 государствами подписала на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) ряд программных документов, определяющих согласованную политику по обеспечению устойчивого развития.

     В 2004 г. был ратифицирован Киотский протокол Конвенции об изменении климата. По мнению экологов, мировой общественности нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса.

     Для того, чтобы данное соглашение имело  прочную экологическую и экономическую  основу, были сформулированы три основные задачи:

  1. установить реальные сроки и показатели выбросов парниковых газов для стран-участниц;
  2. использовать гибкие рыночные механизмы, а не «обязательные схемы и меры», такие, как налог на выброс двуокиси углерода;
  3. добиться серьезного участия развивающихся стран.

     Выполнение  первой задачи Киотского протокола  выражается в следующем:

    • установлении дифференцирования показателей ключевых промышленно развитых стран в диапазоне от 6 до 8 % ниже базовых уровней (1990 и 1995гг.) выбросов парниковых газов;
    • страны-участницы должны достигнуть установленных показателей в период с 2008 по 2012 годы, что дает им большие возможности для постепенного внедрения новых технологий при оптимальных затратах.

     Вторая  задача Киотского протокола должна выполняться на основе нового рыночного подхода. Компании и страны отныне имеют возможность продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение становятся товаром, имеющим цену.

     Третья  задача Киотского протокола связана  с привлечением к участию развивающихся стран. Необходимо учитывать тот факт, что примерно к 2015 г. Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 г. Развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитый мир. Концепция осуществления совместных (развитые и развивающиеся страны) предполагает использование механизма «кредитования» выбросов.

     Государственное регулирование природопользования в РБ не ограничивается участием в международных соглашениях. Республика Беларусь одной из первых среди государств мира осуществила разработку Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) в 1997 году. С 1998 г. Национальная стратегия устойчивого развития включена в систему государственных прогнозов социально-экономического развития, согласно которым она разрабатывается один раз в 5 лет на 15-летний период.

     В настоящее время принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

       Важнейшими принципами экологической политики определены:

    • поддержка целостности экологических систем посредством эффективного управления экологическим потенциалом страны;
    • снижение давления на окружающую среду со стороны экономики (в процессе ее роста);
    • защита окружающей среды как неотъемлемой части процесса развития;
    • социальное и экологическое взаимодействие для повышения качества жизни;
    • расширение сотрудничества с другими странами с учетом глобальной экологической взаимозависимости.

     Сохранение  благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является высшим приоритетом НСУР-2020. ее реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития. В стране создается система кратковременного и долгосрочного планировния, совершенствуется экономический механизм природопользования. Стратегическими целями экологической политики РБ являются:

     - создание благоприятной окружающей среды;

     - улучшение условий и проживания  и здоровья населения;

     - обеспечение экологической безопасности.

     Экологическая ситуация в Беларуси осложнена последствиями  катастрофы на Чернобыльской АЭС и функционированием экологоопасных, ресурсо- и энергоемких производств. Кроме того, экологические проблемы также связаны с недостаточным применением новых технологий и оборудования в ряде отраслей экономики: ростом парка автомобилей, неполным извлечением полезных компонентов из добываемого минерального сырья, низкой степенью утилизации отходов производства и потребления, усилением антропогенной нагрузки на биологические ресурсы.

     Согласно  программе социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг. необходимо обеспечить:

    • приведение природоохранного законодательства в соответствие с современными условиями, международными конвенциями, протоколами, соглашениями;
    • совершенствование экономического механизма природопользования, предусматривающего корректировку существующих и введение новых видов платежей;
    • создание системы экологического страхования;
    • дальнейшее внедрение системы экологической сертификации на предприятиях отрасли в соответствии с международными стандартами;
    • экологизацию экономики на базе внедрения малоотходных и безотходных технологий, модернизацию действующих производств;
    • безопасные условия жизнедеятельности населения на территории радиоактивного загрязнении, проведение радиационного мониторинга природных ресурсов. [15]

     В современных условиях должна существовать реальная возможность для проживания в благоприятной окружающей среде, качественная сторона которой соответствовала бы международным и государственным стандартам и нормативам, способствовала бы продолжительности жизни человека. В связи с этим должен быть создан всесторонний комплексный механизм реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду.

     Отдельного  рассмотрения заслуживает вопрос о  содержании права граждан на благоприятную  окружающую среду. По мнению Манкевич И.П., конкретная юридическая конструкция  содержания данного права включает следующие правомочия:

    • правомочие пользоваться окружающей средой, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности человека;
    • правомочие требовать от государства, юридических и физических лиц выполнения ими своих обязанностей по недопущению такого состояния окружающей среды, которое нарушает право на благоприятную окружающую среду;
    • правомочие своими активными положительными действиями воздействовать на состояние окружающей среды;
    • правомочие прибегать в необходимых случаях к государственной защите нарушенного права на благоприятную окружающую среду. [12, с. 16]

     Ограниченность  природных ресурсов вызывает необходимость  повышения экологических требований к экономике. Само экономическое развитие внутренне противоречиво, так как оно порождает, с одной стороны, ряд экологических проблем, а с другой – в нем заложена основа для устранения этих противоречий.

     Поэтому необходимо комплексное решение  хозяйственных проблем с учетом требований природной среды и  наоборот. Противостояние экономики  и экологии должно решаться в современных условиях не администрированием, а при помощи постоянно действующих институтов и механизмов на базе рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

заключение 

      Внешние эффекты – это издержки или  выгоды от рыночных операций, не нашедшие отражения в ценах. Эти эффекты являются «внешними» по отношению к рыночным ценам и воздействуют на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках.

      Различают: совокупные внешние издержки – совокупный ущерб, наносимый третьим лицам; предельные внешние издержки – дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, не оплачиваемые производителем и перекладываемые на третьих лиц; предельные общественные издержки, равные сумме предельных издержек производства фирмы и предельных внешних издержек.

      Формы внешних эффектов разнообразны. Различают: отрицательные и положительные  внешние эффекты; технологические  и денежные; экстерналии производства, потребления, смешанные (производство – потребление, потребление - производство); предельные и интрамаржинальные; Парето-непротиворечивые и Парето-противоречивые; позиционные, сетевые, интернализируемые государством или рынком.

Информация о работе Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды