Внешнеэкономическая политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:

- рассмотреть вопросы внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики;

- провести анализ законодательства, регулирующего ВЭД;

- рассмотреть особенности налогообложения ВЭД;

- выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;

- наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;

Содержание

Введение ………………………………………..……………………………………3

Глава 1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности …….5

1.Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..……………………………………...5
2.Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность………………………………………………………………………..…9
3.Цель, принципы и приоритеты внешнеэкономической политики Российской Федерации………………………………………………………….…..12
4.Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической политики……………………………………………………………………………...15


Глава 2. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ………………………………………...24

2.1. Проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности………………………………………………24

2.2. Перспективы развития налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности……………….……………………...………26

Глава 3. Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики………………………………………………………………………...……30
1.
1. Комплексная поддержка экспорта и прямых инвестиций за рубежом………………………………………………………………………...…….30
2.Регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки………………………………………………………………………………....31
3.Поддержка управления во внешнеэкономической сфере……………….…34


Заключение ………………..………………………………………………………..36

Приложения………………………………………………………………………...39

Список использованной литературы ……………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

 Результаты  поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для  формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению  к рассматриваемой стране, т.е. позволяют  адаптировать общие принципы ВЭП  к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

 Поскольку государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности в соответствии с российским законодательством осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне, все рассмотренные аспекты прослеживаются и на уровне субъектов Российской Федерации.

 Перед государством, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоят серьезные задачи регулирования деятельности предприятий и организаций – участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь, необходимо создать условия для увеличения объемов производства импортозамещающей продукции, более активного выхода предприятий с этой продукцией на мировые рынки, условия для создания предприятий с участием иностранного капитала и привлечения инвестиций в реализацию социально значимых проектов. Предприятия - экспортеры должны принять участие в реализации национальных проектов, в первую очередь, касающихся вопросов развития агропромышленного комплекса, стройиндустрии, здравоохранения, а также активнее прилагать усилия по продвижению на внешние рынки продуктов интеллектуальной деятельности, качество которых в России находится на высоком уровне.

    1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую  деятельность в РФ.
 

 Начиная внешнеэкономическую  деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено", недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

 Интеграция  России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

  • международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами:
  • национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

 К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:

 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях"; "Таможенный кодекс РФ".

 Экспорт стратегически  важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.

 Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и  контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

    1.   Цель, принципы и  приоритеты внешнеэкономической  политики Российской  Федерации

 Целью внешнеэкономической  политики является создание условий  для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике  на основе эффективного участия в  мировом разделении труда и повышения  глобальной конкурентоспособности  ее национального хозяйства.

 Достижение  этой цели предполагает:

  • специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;
  • усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;
  • достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;
  • реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;
  • усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;
  • географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;
  • создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;
  • выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;
  • укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

повышение эффективности  содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

 Основные  целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице 3.

    Основные  принципы внешнеэкономической  политики Российской Федерации:

    • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными  направлениями внутренней экономической  политики;
    • перевод экономики на инновационный путь развития;
    • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;
    • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;
    • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;
    • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;
    • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;
    • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;
    • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.
    1. Реализация  приоритетных направлений  внешнеэкономической  политики

Достижение стратегической цели внешнеэкономической политики обеспечивается в рамках реализации ее приоритетных направлений, с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики на каждом из этапов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.

 

 Первое - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

 

В настоящее  время определились контуры специализации  России в области высоких технологий, требующей соответствующего закрепления как на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, так и в системе глобальных производственно-кооперационных связей. Это – авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Основными задачами внешнеэкономической политики России в области развития высоких технологий и основанных на них производств  становятся:

    • Создание механизма поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, включая содействие проведению НИОКР, гармонизации национальных и международных стандартов, сертификации и созданию сети послепродажного обслуживания, а также реализации программ ее модернизации;
    • Договорно-правовое обеспечение интересов России в области высоких технологий, включая вопросы доступа на рынки зарубежных стран и импорта в Россию технологий и высокотехнологичных товаров;
    • Расширение поставок российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок и закрепление российских компаний в соответствующих сегментах рынка, обеспечение организационно-финансовой поддержки экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, создание инфраструктуры обслуживания поставляемых товаров в зарубежных странах;
    • Выстраивание трансграничных производственных цепочек и производственно-технологической кооперации в области высоких технологий, формирование альянсов с ведущими мировыми компаниями, содействие переносу высокотехнологичных производств в Россию. Важнейшей задачей становится способность России выступать в качестве инициатора и интегратора международных кооперационных проектов;
    • Содействие привлечению недостающих компетенций и технологий через систему международного научно-технологического сотрудничества;
    • Присоединение России в качестве ассоциированного члена к 7-й рамочной программе научных исследований и технологического развития Европейского союза на 2007 - 2013 годы;
    • Разработка перечня ключевых международных проектов с российским участием, включая строительство крупных исследовательских установок.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика в России