Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Задачами исследования являются:
- изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;
- изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ 16
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Во-вторых, необходимы развитие и стимулирование импортных закупок определенных товаров, прежде всего переход к целенаправленному импорту оборудования, жизненно важного для развития совместных стратегических проектов и программ, ориентированных на постиндустриальные технологии. Такого рода оборудование не столько должно стать средством для сборки готовых изделий, сколько ориентироваться на заполнение того вакуума, который образовался в нашей стране в машиностроении, а также в фундаментальной и прикладной науке.
В целях повышения эффективности импорта оборудования целесообразно рассмотреть все возможные варианты его поставки и определить эффективность реализации каждого из них. Итак, оборудование импортного производства для собственных нужд предприятие может приобрести а) непосредственно у производителя или б) у отечественной фирмы, которая является официальным торговым представителем производителя в Республике Беларусь.
На современном этапе видятся следующие шаги по совершенствованию системы внешнеэкономического регулирования в Республике Беларусь:
1) определение четких границ между органами государственного управления и государственными предприятиями в регулировании внешнеэкономической деятельности. Ослабление государственного контроля и расширение маневренности в принятии решений белорусскими экспортерами. Стимулирование частного сектора к решению ресурсных и институциональных проблем внешнеэкономической деятельности Беларуси;
2) недопущение дестабилизации валютной сферы за счет использования девальвации обменного курса в качестве инструмента, создающего конкурентные преимущества экспорту. Стабильность белорусского рубля является большим конкурентным преимуществом в привлечении иностранных инвестиций, чем стимулом развития белорусского экспорта. В результате девальвации внешнеэкономическое неравновесие не улучшится, а ухудшится из-за "оттока" потенциальных инвесторов, которые еще только рассматривают страну в качестве объекта капиталовложений:
3) оптимизация структуры и географии внешней торговли. Популярной моделью внешнеэкономического равновесия между двумя странами является «гравитационная модель внешней торговли", согласно которой объем торговли между двумя странами прямо пропорционален относительным размерам ВВП и обратно пропорционален расстоянию между торговыми партнерами.
4) привлечение иностранных менеджеров на хоздоговорной основе в качестве временных управляющих белорусскими экспортными предприятиями. Целесообразно также привлекать менеджеров из развитых стран под конкретные торговые и инвестиционные проекты с компаниями из этих же стран. Привлечь западного менеджера можно с помощью предоставления процента от прибыли или государственных поощрений.
5) все мероприятия по таможенному регулированию, стимулированию экспорта и в целом стабилизации внешнеэкономической деятельности целесообразно привести в соответствие с нормами ВТО как реализацию одного из государственных приоритетов по вступлению республики в эту организацию;
6) кредитование белорусских экспортеров через кредитование их контрагентов с использованием системы страхования.
7) усилить сочетание экспортной товарной стратегии с инвестиционной. Улучшить учет эффективности размещения белорусских инвестиций за рубежом. Определить сравнительную эффективность капиталовложений в добывающую отрасль с другими зарубежными проектами. Открытие белорусских компаний за рубежом будет способствовать внедрению исключительно рыночных механизмов в процесс ведения хозяйственной деятельности.
8) проведение мероприятий по улучшению целевых показателей, которые используют рейтинговые агентства при повышении суверенного кредитного рейтинга, что в итоге будет способствовать улучшению инвестиционного климата;
9) условия ведения бизнеса в Беларуси являются единственно важным фактором, который влияет на привлечение прямых иностранных инвестиций. Косвенные меры в сфере налогообложения и таможенного регулирования не помогают, а лишь мешают инвесторам ввиду чрезмерной активности государственных органов и громоздкости документооборота.
10) привлечение прямых иностранных инвестиций является реальным способом сохранить темпы роста оплаты труда в Республике Беларусь. Социальные обязательства по повышению заработной платы в настоящее время решаются путем повышения производительности труда [8, с. 36].
Итак, в настоящее время, несмотря на стремление Республики Беларусь вести многовекторную политику, приоритеты нашей страны находятся в пределах СНГ. Экономические отношения Беларуси и России характеризуют высоким уровнем хозяйственно-технологической, социокультурной общности, наличием многих сходных задач, составлявших часть единой в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанного по своей структуре, размещением производительных сил, используемым технологи и принципам организации производства.
В республике продолжают существовать некоторые нетарифные ограничения. Это касается квот на экспорт сырья, имеющегося в недостаточном количестве. Помимо контроля над экспортом вооружений, наркотиков, радиоактивных или токсических отходов, а также других товаров особого назначения, Беларусь установила экспортные квоты на отдельные виды удобрений, цены на которые внутри страны ограничиваются с целью защиты крестьянских хозяйств, а также на гербициды, лом черных металлов, алюминий, медь и никель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор механизмов стабилизации внешнеэкономического неравновесия, как правило, определяется властями исходя из внешнеторговых и внешнефинансовых источников дисбаланса. Подбор стабилизационных инструментов исключительно на основе выбора между погашением внешнеторгового или внешнефинансового дефицита является поверхностным и возможен лишь в краткосрочном периоде для оперативного решения текущих задач. Стабилизация должна быть заправлена на решение факторных, долгосрочных задач выравнивания платежного баланса.
Устойчивое развитие внешнеэкономической деятельности Беларуси базируется на следующих принципах:
- многовекторность сотрудничества;
- опережающее развитие экспорта и ориентация на формирование положительного внешнеторгового сальдо:
- улучшение структуры и повышение экономической эффективности внешнеторговых связей;
- эффективное использование имеющегося производственного потенциала и развитие перспективных направлении внешнеэкономических связей;
- обеспечение экологических интересов Беларуси во внешнеэкономической деятельности;
- стимулирование поступления в страну экологически ориентированных зарубежных инвестиций;
- проведение взвешенной политики в решении проблем внешней задолженности.
При плавающем валютном курсе и высокой немобильности капитала денежная политика опять-таки является высокоэффективным средством макроэкономической корректировки. Она усиливается более существенным, чем в предыдущем случае, падением валютного курса, что обеспечивает дополнение целенаправленного использования денежных инструментов автоматическим эффектом улучшения торгового баланса.
Для поддержания фиксированного обменного курса Центральный банк будет проводить интервенции на валютном рынке, продавая иностранную валюту и скупая национальную. Денежная масса будет сокращаться, что приведет к уменьшению дохода, росту процентной ставки и, следовательно, улучшению состояния платежного баланса.
В условиях свободно плавающего валютного курса внешнеторговая политика не оказывает воздействия на доход, поскольку тенденция роста чистого экспорта в результате проведения протекционистских мер нейтрализуется снижением чистого экспорта, вызванным соответствующим ростом обменного курса валюты.
Внешнеэкономическое равновесие является индикатором соответствия национальной экономики современным тенденциям развития мирового сообщества. Внутренняя устойчивость экономического развития создает механизмы по защите от внешних шоков. Регулируемая открытость экономики, соответствие внутренних социально-экономических задач внешним условиям их решения должны способствовать достижению внешнеэкономического равновесия Республики Беларусь.
Стимулирующее воздействие на экономику может оказать внешнеторговая политика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует увеличению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.
Введение таможенных пошлин на импорт будет равнозначно увеличению госрасходов и вызовет сдвиг кривой IS вправо, что в свою очередь приведет к росту реальной внутренней ставки банковского процента, притоку капитала и вследствие этого росту обменного курса национальной валюты. Изменение курса национальной валюты вызовет обратное движение чистого экспорта. В данном случае произойдет его сокращение, которое по своему отрицательному макроэкономическому эффекту полностью нейтрализует стимулирующий эффект импортных квот.
Вопреки ожиданиям, в долгосрочном периоде введение протекционистских мер может привести к ухудшению социально – экономического положения в стране.
Инструментарий внешнеэкономического регулирования активно используется Республикой Беларусь. Тем не менее, отдельные направления во внешнеэкономическом регулировании имеют резервы для роста и совершенствования. Некоторые проблемные задачи, как, например, развитие портфельного инвестирования, улучшение инвестиционного климата, начали решаться после получения страной суверенного кредитного рейтинга. Другие, как, например, модернизация экспортных производств, возникли относительно недавно и требуют оперативной реакции государства.
В настоящее время, несмотря на стремление Республики Беларусь вести многовекторную политику, приоритеты нашей страны находятся в пределах СНГ. Экономические отношения Беларуси и России характеризуют высоким уровнем хозяйственно-технологической, социокультурной общности, наличием многих сходных задач, составлявших часть единой в прошлом хозяйственного комплекса, взаимосвязанного по своей структуре, размещением производительных сил, используемым технологи и принципам организации производства.
В республике продолжают существовать некоторые нетарифные ограничения. Это касается квот на экспорт сырья, имеющегося в недостаточном количестве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алехнович, А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: Практическое пособие/ А.В. Алехнович. - Мн.: Амалфея, 2005. - 416 с.
2 Балашевич, М.И. Внешнеторговая политика Республики Беларусь: состояние и направление совершенствования / М.И. Балашевич // Белорусский Экономический Журнал. – 2009. - №1 – С. 87-89.
3 Василенко, И. Инструменты внешнеторговой политики / И. Василенко // Белорусский экономический журнал. – 2009. - №1. – С. 21-23.
4 Забавский, Г.В. Оценка систем тарифного регулирования внешней экономической деятельности в Республике Беларусь и ЕС / Г.В. Забавский // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - №2. – С. 29-37.
5 Мартынов, С.Н. Политическое и торгово – экономическое положение Республики Беларусь в меняющемся мире / С.Н. Мартынов // Бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь – 2009. - №1. – С. 61-67.
6 Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с, ил.
7 Осипов, Р. Протекционизм в современном мире / Р. Осипов // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. - №1. – С. 26-28.
8 Политические и экономические взаимоотношения Беларуси со странами мира // Приложение к журналу «Политика». - 2009. - №2/3. – С. 30-35.
9 Разумов, Л.Б. Внешнеэкономические аспекты регионального развития / Л.Б. Разумов // Экономика 21 века. – 2009. - № 11. – С. 41-50.
10 Савченко, А. Нетарифные методы регулирования / А. Савченко // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. - №2. – С. 31-33.
11 Соколова, Е. Современные тенденции во внешнеторговой сфере Республики Беларусь // Банкаускi веснiк. - 2011. - №2. – С. 15-19.
12 Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2010 год. – Мн., 2010. – 650 с.
13 Шимов, В. Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси в контексте стратегии устойчивого развития / В. Шимов// Белорусский Экономический Журнал. – 2009. – №4. – С. 4-21.
14 Янчук, А.Л. Методы государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь / А.Л. Янчук // Веснiк Беларускага Дзяржаунага Эканамiчнага Унiверсiтэта. – 2009. - №6. – С. 12-20.