Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Задачами исследования являются:
- изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;
- изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ 16
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Если рассматривать в качестве примера Россию, то следует отметить, что в ряде высокотехнологичных отраслей новая Россия сохранила потенциально сильные позиции. В первую очередь это ядерная энергетика и космическая отрасль, авиастроение, новые материалы, химия (особенно каталитическая), биотехнология, прикладная математика и программирование, технологии добычи и переработки сырья, светопроводниковые и лазерные технологии, нетрадиционная энергетика. СВЧ-электроника.
Однако страна близка к потере позиций в большинстве из перечисленных отраслей, если не принять энергичных мер к их финансовой и другой поддержке, среди которой немалое значение имеет использование возможностей международного инвестиционного и научно-технического сотрудничества.
Обращает на себя внимание и такой факт, что лидеры по показателям конкурентоспособности, приобретающей в условиях глобализации повышенное значение для определения позиций страны на мировом рынке, определяемым по мировым рейтингам (ими по рейтингу IMD в 2002 г. в третий год подряд выступают США. Сингапур и Финляндия. Германия, Ирландия и Дания), а Россия заняла 45 место из 49 возможных [10, с. 34].
Представляется небезынтересным рассмотреть обсуждаемые в научной среде коррективы в российской инновационной политике, например:
- разделив гражданские и военные технологии, выделить те из них. которые представляются критическими для поддержания обороноспособности страны, сосредоточив усилия на тех, где сохранился потенциал развития, обеспечив им поддержку в рамках специальных государственных программ, обеспеченных бюджетным финансированием: из гражданских отраслей выделить те немногие высокотехнологичные отрасли, где у России есть шанс выйти в число «основных мировых инноваторов». сосредоточив на них всю государственную мощь, начиная от прямых субсидий и льгот и заканчивая их поддержкой на международном уровне, а во всех остальных гражданских отраслях создать благоприятный инвестиционный климат для частного сектора и прихода в страну крупнейших иностранных ТНК и венчурных фондов с учетом проблем национальной безопасности.
Государственная миграционная политика направлена на соблюдение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы.
Известно, что главные причины миграции - экономическая неустойчивость, низкий уровень жизни, массовая безработица, войны, политическая нестабильность, нарушения прав человека и т.п. Средства помощи и развития, способствуя установлению благоприятного делового климата в странах-донорах мигрантов, формированию в них правовой, экономической и социальной инфраструктуры, необходимой для эффективной работы предприятий, как правило, стимулируют экономический рост, создание рабочих мест, повышение доходов, разрядку социальной напряженности и демократизацию обществ. Тем самым они опосредованно снижают эмиграцию, ослабляя ее мотивы. Указанные меры содействуют в первую очередь сокращению эмиграции, порождаемой безработицей, нищетой и т.п., а впоследствии - и эмиграции, вызываемой надеждами на лучшую жизнь за рубежом.
В предпочтительности и степени использования того или иного противоэмиграционного средства у развитых стран наблюдаются определенные различия. Так, западноевропейские государства, находящиеся под прессингом мигрантов из Восточной Европы, Турции, Северной Африки и Южной Азии, отдают приоритет внешней помощи этим странам. США в годы президентства Р. Рейгана также активно оказывали помощь центральноамериканским государствам, однако, столкнувшись с обострением бюджетных проблем, сместили акцент на внешнеторговые меры.
Несмотря на то, что зарубежные инвестиции и внешнеторговые меры осуществлялись в целях сдерживания эмиграции весьма ограниченно, а перед внешней помощью до последнего времени фактически не ставилось подобных задач, применению этих средств нередко сопутствовало уменьшение оттока населения из стран - его доноров. Наличие подобных позитивных примеров, в первую очередь в Южной Европе и Юго-Восточной Азии, свидетельствует, что указанные средства имеют практическое, а отнюдь не только чисто теоретическое, как порой считается, значение. Это, в свою очередь, требует анализа многочисленных проблем, возникающих на пути их эффективного использования, и поиска оптимальных способов урегулирования миграционных вопросов.
Внешняя помощь оказывается развитыми государствами в форме финансово-экономической и технической поддержки стран с развивающейся и переходной экономикой. Помощь призвана содействовать модернизации и наращиванию производства, формированию современной инфраструктуры, развитию человеческих ресурсов, планированию населения, оптимизации макроэкономической политики и т.п. в странах - ее получателях. Она осуществляется посредством:
- концессионных ссуд, предоставляемых официальными органами под льготной процент, как минимум на четверть ниже рыночных ставок, с целью повышения экономического роста и благосостояния страны-реципиента;
- предоставления грантов;
- содействия в рамках программ технической кооперации, которое оказывается практически полностью безвозмездно и адресовано как жителям страны (получающим, например, образование и профессиональную подготовку за границей), так и зарубежным экспертам, работающим в такой стране и участвующим в разработке ее макроэкономической политики, проектов развития промышленности и инфраструктуры, инвестиционных операций, системы образования и профессиональной подготовки и т.п.;
- чрезвычайной гуманитарной помощи (продовольствием и др.).
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Наряду с финансовыми, применяются и временные ограничители. Это означает, что для иммигрантов устанавливается ограниченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотя и допускается ее возобновление.
В странах-реципиентах широко распространены профессионально - отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. К ним относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.д.
Вывод: Внешнеторговая политика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.
Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. Основные цели внешнеэкономической политики: обеспечение экономической безопасности; защита экономических интересов, отраслей экономики, субъектов хозяйствования от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику; поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров; продвижение товаров, происходящих из страны, на мировой рынок; стимулирование развития национальной экономики; обеспечение страны необходимыми энергоресурсами, продовольствием, сырьем, металлом и т.п.; оптимальное соотношение структуры экспорта и импорта.
Глобализация активно использует и стимулирует международный технологический обмен, не внеся, однако, принципиальных изменений в монопольную защит) его, несмотря на повсеместную критику, особенно со стороны экономически развитых стран, требующую ограничить такую монополизацию в интересах максимально широкого и облегченного распространения достижений НТП по всему миру, в развивающихся странах.
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли [14, с. 20].
Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.
Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.
Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, раздел и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-
Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.
Классификация таможенных пошлин:
по направлению движения товара:
— импортные;
— экспортные (используются крайне редко);
— транзитные;
по способу установления ставок:
— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
— специфические, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
— комбинированные, объединяющие адвалорные и специфические пошлины. При таможенном оформлении конкретной партии товаров применяется та из двух ставок, которая больше.
по направлению действия пошлин:
— преференциальные;
— дискриминационные;
— антидемпинговые;
по экономическому характеру:
— фискальные;
— протекционистские.
по сложности таможенных пошлин:
— одноколонные (ставки одинаковые для всех стран);
— многоколонные (ставки разные в зависимости от страны происхождения товара);
по времени действия:
— постоянно действующие;
— временные;
— сезонные;
— по назначению:
— специальные;
— компенсационные [3, с. 22].
Таможенные пошлины устанавливаются исходя из таможенной оценки товара, так называемой таможенной стоимости товара.
Таможенные платежи - все виды платежей, которыми облагается товар, пересекающий таможенную границу. Предусмотрены следующие виды платежей:
— таможенные сборы за таможенное оформление;
— таможенная пошлина;
— акцизы;
— налог на добавленную стоимость;
— прочие платежи (проценты за предоставленную отсрочку уплаты таможенной пошлины, акцизов, налога на добавленную стоимость; сборы за осуществление таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; за принятие предварительного решения и др.).
Основные направления протекционизма:
а) Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
б) Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;
в) Коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;