Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Задачами исследования являются:
- изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;
- изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ 16
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа содержит 1 файл

347-62-87-курс.doc

— 457.00 Кб (Скачать)

Если рассматривать в качестве примера Россию, то следует отметить, что в ряде высокотехно­логичных отраслей новая Россия сохранила потенциально сильные позиции. В первую очередь это ядерная энергетика и космическая отрасль, авиастроение, новые материалы, химия (особенно каталитическая), биотехнология, прикладная математика и программи­рование, технологии добычи и переработки сырья, светопроводниковые и лазерные тех­нологии, нетрадиционная энергетика. СВЧ-электроника.

Однако страна близка к потере позиций в большинстве из перечисленных отраслей, если не принять энергичных мер к их финансовой и другой поддержке, среди которой немалое значение имеет использование возможностей международного инвестиционного и научно-технического сотрудничества.

Обращает на себя внимание и такой факт, что лидеры по показателям конкурентоспо­собности, приобретающей в условиях глобализации повышенное значение для определе­ния позиций страны на мировом рынке, определяемым по мировым рейтингам (ими по рейтингу IMD в 2002 г. в третий год подряд выступают США. Сингапур и Финляндия. Германия, Ирландия и Дания), а Россия заняла 45 место из 49 возможных [10, с. 34].

Представляется небезынтересным рассмотреть обсуждаемые в научной среде коррек­тивы в российской инновационной политике, например:

- разделив гражданские и военные технологии, выделить те из них. которые представ­ляются критическими для поддержания обороноспособности страны, сосредоточив уси­лия на тех, где сохранился потенциал развития, обеспечив им поддержку в рамках специ­альных государственных программ, обеспеченных бюджетным финансированием: из гражданских отраслей выделить те немногие высокотехнологичные отрасли, где у Рос­сии есть шанс выйти в число «основных мировых инноваторов». сосредоточив на них всю государственную мощь, начиная от прямых субсидий и льгот и заканчивая их под­держкой на международном уровне, а во всех остальных гражданских отраслях создать благоприятный инвестиционный климат для частного сектора и прихода в страну круп­нейших иностранных ТНК и венчурных фондов с учетом проблем национальной безо­пасности.

Государственная миграционная полити­ка направлена на соблю­дение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирова­ния экспорта и импорта рабочей силы.

Известно, что главные причины миграции - экономическая неустойчивость, низкий уровень жизни, массовая безработица, войны, политическая нестабильность, нарушения прав человека и т.п. Средства помощи и развития, способствуя уста­новлению благоприятного делового климата в странах-донорах мигрантов, формированию в них правовой, экономической и социальной ин­фраструктуры, необходимой для эффективной работы предприятий, как правило, стимулируют экономический рост, создание рабочих мест, по­вышение доходов, разрядку социальной напря­женности и демократизацию обществ. Тем самым они опосредованно снижают эмиграцию, ослабляя ее мотивы. Указанные меры содействуют в первую очередь сокращению эмиграции, порож­даемой безработицей, нищетой и т.п., а впослед­ствии - и эмиграции, вызываемой надеждами на лучшую жизнь за рубежом.

В предпочтительности и степени использова­ния того или иного противоэмиграционного сред­ства у развитых стран наблюдаются определен­ные различия. Так, западноевропейские государ­ства, находящиеся под прессингом мигрантов из Восточной Европы, Турции, Северной Африки и Южной Азии, отдают приоритет внешней помо­щи этим странам. США в годы президентства Р. Рейгана также активно оказывали помощь центральноамериканским государствам, однако, столкнувшись с обострением бюджетных про­блем, сместили акцент на внешнеторговые меры.

Несмотря на то, что зарубежные инвестиции и внешнеторговые меры осуществлялись в целях сдерживания эмиграции весьма ограниченно, а перед внешней помощью до последнего времени фактически не ставилось подобных задач, приме­нению этих средств нередко сопутствовало уменьшение оттока населения из стран - его до­норов. Наличие подобных позитивных примеров, в первую очередь в Южной Европе и Юго-Вос­точной Азии, свидетельствует, что указанные средства имеют практическое, а отнюдь не толь­ко чисто теоретическое, как порой считается, значение. Это, в свою очередь, требует анализа многочисленных проблем, возникающих на пути их эффективного использования, и поиска оптимальных способов  урегулирования  миграцион­ных вопросов.

Внешняя помощь оказывается развитыми го­сударствами в форме финансово-экономической и технической поддержки стран с развивающейся и переходной экономикой. Помощь призвана со­действовать модернизации и наращиванию про­изводства, формированию современной инфра­структуры, развитию человеческих ресурсов, планированию населения, оптимизации макро­экономической политики и т.п. в странах - ее по­лучателях. Она осуществляется посредством:

- концессионных ссуд, предоставляемых офи­циальными органами под льготной процент, как минимум на четверть ниже рыночных ставок, с целью повышения экономического роста и бла­госостояния страны-реципиента;

- предоставления грантов;

- содействия в рамках программ технической кооперации, которое оказывается практически полностью безвозмездно и адресовано как жите­лям страны (получающим, например, образова­ние и профессиональную подготовку за грани­цей), так и зарубежным экспертам, работающим в такой стране и участвующим в разработке ее макроэкономической политики, проектов разви­тия промышленности и инфраструктуры, инвес­тиционных операций, системы образования и профессиональной подготовки и т.п.;

- чрезвычайной гуманитарной помощи (про­довольствием и др.).

В качестве инструмента регулирования численности использу­ется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рас­считывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям привлекаемого населения (поло­возрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, полити­ческая и социальная обстановка в стране-импортере.

Наряду с финансовыми, применяются и временные ограничи­тели. Это означает, что для иммигрантов устанавливается ограни­ченный срок пребывания и работы в принимающей стране. В частности, в Норвегии разрешения на работу выдаются только на один год, хотя и допускается ее возобновление.

В странах-реципиентах широко распространены профессио­нально - отраслевые ограничения в форме прямых запретов. Так, в Турции действует закон, который содержит подробный перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя. К ним относятся врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, води­тели, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы и т.д.

Вывод: Внешнеторговая политика — государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. Основные цели внешнеэкономической политики: обеспечение экономической безопасности; защита экономических интересов, отраслей экономики, субъектов хозяйствования от неблагопри­ятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции в мировую экономику; поддержание равновесия платежного баланса страны посредством регулирования импорта товаров;  продвижение товаров, происходящих из страны, на мировой рынок; стимулирование развития национальной экономики; обеспечение страны необходимыми энергоресурсами, продовольствием, сырьем, металлом и т.п.; оптимальное соотношение структуры экспорта и импорта.

Глобализация активно использует и стимулирует международный технологи­ческий обмен, не внеся, однако, принципиальных изменений в монопольную защит) его, несмотря на повсеместную критику, особенно со стороны экономически развитых стран, требующую ограничить такую монополизацию в интересах максимально широкого и об­легченного распространения достижений НТП по всему миру, в развивающихся странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ

 

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли [14, с. 20].

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров без таможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Характер протекционизма и соответственно средства торговой политики (запрещение ввоза, ставки пошлин и структура тарифов, количественные ограничения и т.д.) изменялись в зависимости от общей экономической политики, проводимой в ту или иную эпоху. В период первоначального накопления капитала и зарождения капиталистических отношений теоретиками и практиками протекционизма стали меркантилисты, которые требовали у государственной власти защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, раздел и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров. Составной частью современного протекционизма является аграрный протекционизм, защищающий интересы национальных монополий.

Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Классификация таможенных пошлин:

по направлению движения товара:

—    импортные;

—    экспортные (используются крайне редко);

—    транзитные;

по способу установления ставок:

—    адвалорные, начисляемые в процентах к та­моженной стоимости облагаемых товаров;

—    специфические, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

—    комбинированные, объединяющие адвалорные и специфические пошлины. При таможенном оформлении конкретной партии товаров при­меняется та из двух ставок, которая больше.

по направлению действия пошлин:

—    преференциальные;

—    дискриминационные;

—    антидемпинговые;

по экономическому характеру:

—    фискальные;

—    протекционистские.

по сложности таможенных пошлин:

—    одноколонные (ставки одинаковые для всех стран);

—    многоколонные (ставки разные в зависимости от страны происхождения товара);

по времени действия:

—    постоянно действующие;

—    временные;

—    сезонные;

—    по назначению:

—    специальные;

—    компенсационные [3, с. 22].

Таможенные пошлины устанавливаются исходя из таможенной оценки товара, так называемой таможенной стоимости товара.

Таможенные платежи - все виды платежей, которыми облагается товар, пересекающий таможенную границу. Предусмотрены следующие виды платежей:

—  таможенные сборы за таможенное оформление;

—  таможенная пошлина;

—  акцизы;

—  налог на добавленную стоимость;

—  прочие платежи (проценты за предоставленную от­срочку уплаты таможенной пошлины, акцизов, налога на  добавленную стоимость; сборы за осуществление таможенны­ми органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; таможенные сбо­ры за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консуль­тирование; за принятие предварительного решения и др.).

Основные направления протекционизма:

а) Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

              б) Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;

              в) Коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность