Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Задачами исследования являются:
- изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;
- изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ 16
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
г) Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.
В современной международной торговле сохраняются и квоты, и лицензии, и внешнеторговые пошлины. Хотя участники ВТО обязаны устанавливать таможенные тарифы на основе принципа наибольшего благоприятствования в торговле, то есть на недискриминационной основе, на практике дискриминация сохраняется. Импорт из государств - партнеров по региональным экономическим группировкам часто не облагается пошлинами. Развитые страны используют специальные низкие тарифы на ряд товаров, закупаемых в государствах с невысоким доходом на душу населения. Даже пошлины, устанавливаемые исходя из принципа наибольшего благоприятствования в торговле, могут быть существенно ниже связанных значений. Практически используемые тарифы позволяют более объективно судить о степени протекционизма, чем формальные обязательства в рамках ВТО. Но и они могут резко и неожиданно меняться.
Например, для Нигерии связанный тариф по большинству сельскохозяйственных товаров - 150%, а почти по всей промышленной продукции связывание не практикуется. В действительности средняя тарифная ставка составляет 23%, но в последние годы она подвержена частым изменениям. Кроме того, следует учесть, что за усредненными величинами скрываются большие различия. ВТО использует метод взвешивания тарифов по доле товарной группы в импорте той или иной страны. Но если пошлина настолько высока, что практически является запретительной, ее вес становится нулевым, средневзвешенная величина тарифа превращается в ненадежный показатель [3, с. 23].
Например, при ежегодном анализе торговых барьеров, осуществляемом в ОЭСР, используется несколько систем "взвешивания", ни одна из которых не является совершенной. В соответствии с одной из них, тарифы взвешиваются по доле товара в объеме производства импортирующей страны. Недостатком является завышенный "вес" товаров, находящихся под сильной протекционистской защитой. Другая система учитывает средний номинальный уровень таможенного обложения (рассчитывается среднеарифметическая величина путем сложения ставок пошлин и деления суммарной величины на число ставок). Однако при одинаковых весах не учитывается важность отдельных товарных групп. По третьей системе используемые импортные веса являются усредненными показателями по ОЭСР, а не по рассматриваемой стране. Страны - участницы этой организации часто практикуют защиту одних и тех же отраслей, что снижает их вес самым кардинальным образом. Даже у развитых стран, которые практикуют протекционизм в меньшей степени, чем развивающиеся, использование разных весов может дать большие расхождения в результатах. По оценкам оэср, средневзвешенный по импорту тариф, например у Канады составляет 5,7%, средний невзвешенный - 9,2%, а средневзвешенный по доле в производстве - 12,1% [14, с. 21].
Средние величины не дают представления об экстремальных случаях. В торговле промышленными товарами высокие тарифные ставки (так называемые тарифные пики) встречаются реже, чем в прошлом, но до сих пор существуют даже в развитых странах. Например, на грузовые автомобили они достигают 25% в США и 22% в ЕС. Высокие ставки на продукцию пищевой промышленности часто отражают весьма сильный протекционизм в сельском хозяйстве. Пошлины на ввоз в США арахисового масла достигают огромной величины - 132%, на фруктовые соки в ЕС они колеблются от 46 до 215%, но в любом случае они могут считаться пиковыми. В развивающихся странах экстремальный протекционизм практикуется еще чаще. Согласно официальной статистике, в Малайзии используемый средневзвешенный по импорту тариф снизился с 15,2% в 1993 г. До 8,1% в 1997 г. В то же время пошлины на сельскохозяйственные товары и автомобили могут достигать 145%, причем помимо этого барьера существуют еще и лицензионные ограничения. Многие развивающиеся страны прибегают к тарифной защите высокой степени в отношении такой отрасли, как автомобилестроение, обычно находящейся в этих государствах в стадии становления [14, с. 21].
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок [14, с. 21].
В пользу свободной торговли выдвигаются следующие аргументы: 1) беспрепятственно осуществляемая торговля способствует взаимовыгодному международному разделению труда, 2) в большой степени увеличивает реальный национальный продукт всех стран и 3) создает возможность повышения уровня жизни на всем земном шаре.
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.
Фиксированный валютный курс (Fixed exchange rate) – это режим валютного курса, при котором ЦБ страны устанавливает значение курса иностранной валюты на некотором уровне (или в некотором диапазоне), гарантируя обмен иностранной валюты по данному курсу сейчас и в будущем. В режиме фиксированного курса ЦБ берет на себя обязательства по поддержанию выбранного им курса иностранной валюты с помощью собственных золотовалютных резервов. В итоге ЦБ присваивает себе все функции рынка валюты, удовлетворяя спрос на валюту и предложение валюты, и устанавливая цену иностранной валюты.
Самая жесткая форма фиксации курса: установка точного количества единиц отечественной валюты за единицу иностранной, и удовлетворение всех легальных сделок в экономике по данному курсу. Более мягкие формы фиксации, которые более распространены в мире:
При фиксированном обменном курсе достижение внутреннего равновесия, как правило, оборачивается чрезмерным положительным сальдо или дефицитом платежного баланса. Такие нарушения внешнего равновесия приходится исправлять специальными мерами государственной политики. В частности, при дефиците платежного баланса Центральный банк, чтобы не допустить обесценения национальной валюты, должен проводить интервенции на валютном рынке, продавая иностранную валюту и скупая национальную. Это приводит к сокращению валютных резервов, что в конечном итоге вынуждает ЦБ идти на сокращение денежной массы [13, с. 4].
Рассмотрим функционирование малой открытой экономики преимущественно в двух противоположных крайних случаях: в условиях совершенной мобильности капитала и низкой мобильности капитала. Понимание тенденций реализации макроэкономического регулирования позволит разобраться в других промежуточных ситуациях.
Сначала рассмотрим влияние инструментов макроэкономической политики в условиях фиксированного валютного курса на экономику с абсолютной мобильностью капитала, а далее проанализируем случай регулирования движения капитала, т. е. случай с низкой мобильностью капитала.
Плавающий валютный курс - разновидность колеблющегося валютного курса, предполагающая использование рыночного механизма валютного регулирования; один из структурных принципов современной международной валютной системы. Плавающий валютный курс базируется на определенной свободе выбора государствами режима валютного курса путем его увязки с динамикой курсов отдельных валют других государств или набора валют - "валютной корзиной". Для регулирования резких колебаний курсов национальных валют страны входящие в Европейскую валютную систему, практикуют согласование относительных пределов взаимных колебаний валютных курсов.
Стимулирующее воздействие на экономику может оказать внешнеторговая политика, когда государство, вводя ограничения на импорт или поощряя экспорт, целенаправленно изменяет величину чистого экспорта и таким образом способствует увеличению совокупного спроса. В условиях фиксированного валютного курса такая политика может быть оправданной, поскольку происходящие в ее результате изменения сальдо торгового и платежного баланса требуют вмешательства Центрального банка для поддержания курса национальной валюты, последующее увеличение денежной массы приводит к росту совокупного дохода.
На рисунке 2.1 показано, что воздействие государства на объемы внешней торговли изменяет величину совокупного спроса (сдвиг кривой IS вправо в положение IS2). Одновременно меняется структура платежного баланса, так как увеличивается чистый экспорт (сдвиг кривой ВР вправо в положение ВР2). Кроме того, возникает приток капитала в страну, поскольку рост совокупного спроса приводит к увеличению процентной ставки. В результате платежный баланс сводится с положительным сальдо (новая точка внутреннего равновесия В находится слева, или сверху от кривой ВР), что неизбежно подталкивает курс национальной валюты в сторону повышения. Однако теперь Центральный банк не вмешивается в функционирование валютного рынка, и обменный курс будет расти в той мере, в какой это будет необходимо для уравновешивания платежного баланса. По мере роста обменного курса национальной валюты экспорт будет сокращаться, а импорт увеличиваться. Другими словами, процессы в экономике пойдут в обратном направлении: после того, как чистый экспорт увеличился, он начнет уменьшаться, что в конечном итоге сдвинет кривые IS и ВР влево до их первоначального положения. Только в точке А сальдо платежного баланса будет равно нулю, прекратится рост обменного курса и будет восстановлено внутреннее и внешнее равновесие [14, с. 25].
i BP1
BP2 LM
B
i2
i1 A
IS2
IS1
0 Y1 Y2
Рисунок 2.1 - Воздействие государства на объемы внешней торговли
Источник [6, с. 303].
Рассмотрим последствия внешнеторговой политики в условиях низкой мобильности капитала и фиксированного валютного курса.
Одно из направлений государственного регулирования, позволяющее воздействовать на внутреннее и внешнее равновесие – изменение объёма и структуры внешней торговли посредством использования тарифных инструментов. Рассмотрим в качестве примера последствия повышения таможенных пошлин на импорт. Ограничение объёма импорта приводит к росту чистого экспорта. Потребители приобретают меньше импортных товаров и больше отечественных, и величина совокупного спроса возрастает (рис. 2.2).
В этих условиях спрос на национальную валюту растёт. Что бы не допустить роста обменного курса банк скупает иностранную валюту, увеличивая тем самым денежную массу. ВВП ещё больше увеличивается, а процентная ставка падает, что приводит к выравниванию платёжного баланса и восстановлению внешнего равновесия в точке С.
i IS1
IS
BP1
i1
i2 LM1
i0 A
LM
BP
0 Y0 Y1 Y2 Y
Рисунок 2.2 – Последствия протекционистской внешнеторговой политики
Источник [6, с. 317].
Увеличение чистого экспорта под влиянием экзогенных факторов сдвигает кривую IS в положение IS1 (так как чистый экспорт входит в уравнение кривой IS), уровень национального продукта увеличивается до Y1, а процентная ставка возрастает до i1. Чистый экспорт входит в уравнение кривой ВР, которая также сдвигается вправо. Таким образом, текущий счёт и счёт движения капитала изменяются в одном направлении, и возникает значительное активное сальдо платёжного баланса (новая точка внутреннего равновесия В находится слева от кривой ВР1) [6, с. 317].
Рассмотрим последствия внешнеторговой политики в условиях абсолютной мобильности капитала и плавающего валютного курса. Вполне очевидной представляется неэффективность внешней торговой политики в условиях плавающего обменного курса. Введение таможенных пошлин на импорт будет равнозначно увеличению госрасходов и вызовет сдвиг кривой IS вправо, что в свою очередь приведет к росту реальной внутренней ставки банковского процента, притоку капитала и вследствие этого росту обменного курса национальной валюты. Изменение курса национальной валюты вызовет обратное движение чистого экспорта. В данном случае произойдет его сокращение, которое по своему отрицательному макроэкономическому эффекту полностью нейтрализует стимулирующий эффект импортных квот. Кривая IS вернется в исходное положение, уровень национального продукта не изменится.
Рассмотрим последствия внешнеторговой политики в условиях низкой мобильности капитала и плавающего валютного курса. Последствия внешнеторговой политики при плавающем валютном курсе также меняются. Воздействие государства на объемы внешней торговли тоже изменяет величину совокупного спроса (происходит сдвиг кривой IS в положение IS1) [6, с. 318].
В результате повышения таможенных пошлин отмечается рост чистого экспорта, что и приведёт к изменению структуры платёжного баланса. Кривая ВР сместиться в положение ВР1, новая точка внутреннего равновесия В окажется слева от кривой ВР1.
Как следствие роста процентной ставки, возникает приток капитала в страну. В результате платёжный баланс будет сводиться уже с положительным сальдо, что особенно подталкивает курс национальной валюты в сторону повышения. Обменный курс будет расти до тех пор, пока не уравновесится платёжный баланс. Это связано с тем, что рост обменного курса вызовет обратный процесс сокращения чистого экспорта, из-за падения экспорта и роста импорта. В конечном итоге, уменьшение чистого экспорта сдвинет кривые IS1 и ВР1 влево до их первоначального положения. В точке А прекратится повышение обменного курса и экономика достигнет одновременного внутреннего и внешнего равновесия. Объём национального производства при этом не изменится.