Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование внешнеэкономической политики как инструмента регулирования экономики.
Задачами исследования являются:
- изучение понятия и целей внешнеэкономических связей и внешнеэкономической политики;
- изучение государственного регулирования внешнеэкономической политики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ 16
3 ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ, МЕТОДЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Нетарифное регулирование — это форма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление ограничений на ввоз и вывоз товаров, работ, услуг.
Нетарифные ограничения внешней торговли не связаны с уровнем таможенных пошлин - это меры контроля над ценами, меры количественного контроля; монополистические, административные, финансовые, технические меры, таможенные формальности и др.
Рассмотрим политику в области привлечения иностранных кредитов
В современных условиях международное кредитование осуществляется прежде всего по линии займов. Займы представляют собой прямое заимствование средств у кредитора под определенный процент на строго оговоренный срок. В качестве кредитора и заемщика могут выступать правительства различных стран, банки, международные экономические организации, частные фирмы и т. д.
Широкое распространение в экономических отношениях стран мирового сообщества получили торговые кредиты. Торговые кредиты, как правило, предоставляются на короткий срок с целью ускорить и облегчить оборот товаров и услуг между странами.
Допустим, страна получает торговый кредит у своего торгового партнера с тем, чтобы в счет этого кредита рассчитаться за зарубежные поставки строго определенного товара. Реализовав импортные поставки товара, страна получает возможность вернуть полученный кредит вместе с суммой процента. Торговые кредиты получаются и предоставляются правительствами отдельных стран, частными поставщиками и покупателями по сделкам с товарами и услугами, общественными организациями.
Для кредитов, получаемых под государственные гарантии, также имеется ряд классификаций, в частности по целевому назначению.
1. Государственные кредиты краткосрочного характера, привлекаемые в целях регулирования платежного баланса, используются на протяжении изначально ограниченного времени для целей поддержания критического уровня внутреннего потребления за счет импорта товаров первой необходимости. Отличительными чертами таких кредитов являются:
— обусловленность финансирования как такового закупками товаров и услуг у строго определенного кредитором перечня иностранных предприятий или по ограниченной товарной номенклатуре (так называемая «связанность кредита»);
— сравнительно невыгодные условия самого кредита.
2. Государственные займы долгосрочного характера, обеспечивающие реализацию крупных инвестиционных проектов в ключевых секторах экономики и увеличение экспортного потенциала страны, осуществляются в рамках правительственных и отраслевых программ.
Специфика таких кредитов обусловлена благоприятными условиями их предоставления (умеренная процентная ставка, значительный срок предоставления кредита, мораторий на выплату, низкий график погашения, возможность автоматической пролонгации кредита в случае его успешного обслуживания).
3. Государственные кредиты восстановительного (реабилитационного) характера, направленные на создание институциональных основ проведения экономических реформ в различных отраслях и органах государственного управления [3, с. 24].
Еще сравнительно недавно основным кредитором являлись США. После нефтяных шоков 70-х годов к ним присоединились страны-экспортеры нефти, которые стали получать большие текущие доходы. Развивающиеся страны выступали в роли заемщика средств. Бывший СССР в этих процессах практически не участвовал.
В 80-е годы ситуация на мировом рынке кредитов изменилась. Роль основного кредитора перешла к Японии и Канаде, а также к некоторым европейским странам. У стран ОПЕК соотношение кредитов и займов примерно уравнялось. В качестве крупнейших заемщиков стали выступать Австралия, Дания, Швеция, а из числа развивающихся стран — Мексика, Россия, Аргентина, Пакистан. Доминирующей формой международного кредитования стал частный кредит.
Целями создания международной системы кредитования были стремление содействовать сбалансированному росту международной торговли, поддерживать устойчивость валютных курсов, способствовать созданию многосторонней системы расчетов, предоставлять странам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность внешних платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов, выполнять консультативные функции в области международных валютных вопросов.
Интегрирование экономики всех стран с основными центрами мировой системы хозяйства первоочередная задача системы кредитования.
На сегодняшний день основными целями международного кредитования являются:
- содействие реконструкции и развитию территорий государств, путем поощрения капиталовложений для производственных целей;
- поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;
- стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств.
Международный кредит возник как один из рычагов первоначального накопления капитала. Основой его развития стали выход производства за национальные рамки, усиление интернационализации хозяйственных связей, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства. Интенсификация мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда обусловили возрастание масштабов и увеличение сроков международного кредита.
Источниками международного кредита являются временно высвобождаемая у предприятий в процессе кругооборота часть капитала в денежной форме, денежные накопления государства и личного сектора, мобилизуемые банками. Международный кредит отличается от внутреннего межгосударственной миграцией и укрупнением этих традиционных источников за счет привлечения их из различных стран.
Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:
— научно-технические публикации;
— проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;
— обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;
— миграция специалистов;
— обучение студентов и аспирантов;
— деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.
Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:
— передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;
— поставка машин и различного промышленного оборудования;
— оказание технической помощи;
— инжиниринговые услуги;
— экспорт комплектного оборудования;
— подготовка и стажировка специалистов;
— управленческие контракты;
— научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.
Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-
Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-
В то же время технология как товар обладает весьма высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает их к ее возможно большей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам покупателей:
— зарубежным филиалам или дочерним фирмам ТНК;
— независимым фирмам.
Международный технологический обмен позволяет, сохраняя лидирующие позиции на определенном направлении НТП, повышать конкурентоспособность и эффективность проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и их промышленного освоения и получать при этом сверхприбыль как от производства и реализации конкурентоспособной продукции на их базе, так и путем продаж» лицензий на результаты НИОКР и их освоение, а также путем закупки иностранных лицензий ликвидировать наметившееся и сложившееся отставание от достижений мировой науки и техники в возможно короткий срок и начать эффективно конкурировать в производстве и реализации отечественной продукции с зарубежными аналогами на внешнем и внутреннем рынках.
Причем глобализация активно использует и стимулирует международный технологический обмен, не внеся, однако, принципиальных изменений в монопольную защит) его, несмотря на повсеместную критику, особенно со стороны экономически развитых стран, требующую ограничить такую монополизацию в интересах максимально широкого и облегченного распространения достижений НТП по всему миру, в развивающихся странах, прежде всего [10, с. 33].
Огромную роль в активизации инновационной деятельности и осуществлении процесса технологического трансфера в развитых странах играет сфера малого и среднего бизнеса, в частности инновационные, высокотехнологичные и венчурные предприятия. Предпринимательская деятельность, связанная с использованием научно-технических достижений, занимает в развитых странах около 10% (по числу предприятий и количеству работающих) от общего числа предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Однако по своему влиянию и эффективности воздействия на экономику этот сектор выдвигается на одно из первых мест.
Малые инновационные предприятия более гибки, инициативны, лучше приспосабливаются к динамично изменяющейся внешней среде и поэтому обеспечивают более быстрый и эффективный трансфер технологий. К пониманию этого приходят и страны с переходной экономикой.
Таким образом, одной из основных задач государственной инновационной политики должно стать создание механизма трансфера технологий с соответствующей инновационной и информационной инфраструктурой. В регулировании государством процесса трансфера технологий следует выделить несколько первоочередных моментов.
1. Определение собственных приоритетов индустриального и научно-технического развития и стратегии деятельности на международных рынках технологий на основе тщательной оценки имеющегося НТ потенциала, финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Эти задачи должны решаться правительством и законодательными органами государств с закреплением найденных решений в рамках национальной политики.
2. Обеспечение непрерывного анализа дел в приоритетных отраслях экономики, прогноз и разработка сценариев ближайших и отдаленных их перспектив, планирование на основе этого текущих и перспективных мер прямого и косвенного регулирования трансфера технологий.
3. Правовое регулирование научно-технического сотрудничества. Это один из важнейших и сложнейших аспектов обеспечения эффективной реализации технологической стратегии. Законодательные базы стран-участников международного научно-технического сотрудничества включают в себя десятки и сотни правовых актов, нормирующих общие и конкретные аспекты отношений субъектов технологического трансфера
4. Организационно-правовая и финансово-экономическая поддержка и стимулирование инновационного бизнеса в сфере высоких технологий, участие государства в создании разнообразной инфраструктуры предпринимательской деятельности в этой сфере (технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий).
5. Содействие образованию и подготовке квалифицированных национальных специалистов менеджмента, патентно-лицензионного права, аналитического прогнозирования и др., которые могли бы обеспечивать реализацию национальной стратегии технологического развития и международного сотрудничества.