Влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран, принимающих и экспортирующих рабочую силу

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование влияния международной миграции рабочей силы на экономику стран, принимающих и экспортирующих рабочую силу. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обосновать значения, сущности и основных задач международной миграции.
Определить причины и влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран в целом.
Теоретически проанализировать наиболее важные особенности современной миграции рабочей силы как аспекта влияния на экономику страны.
Проанализировать государственное регулирование миграционной политики и показать основные направления её совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛЯИНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН……………6
Сущность, понятие и основные функции международной миграции…..6
Причины и влияние международной миграции на экономику стран….16
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………27
Формирование государственной миграционной политики на современном этапе………………………………………………………………………….27
Основные направления совершенствования международной трудовой миграции………………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Колобова М.А. 2441.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Таким образом, миграционная политика должна базироваться на тщательном анализе изменений социально-экономической ситуации, так как она всегда должна рассматриваться как функция изменяющихся политических, экономических и социальных условий. Реализация такого подхода серьезно осложняется недостатком данных по миграции и неполным учетом комплекса взаимосвязей между миграцией и устойчивым развитием.

    1. Основные направления совершенствования международной трудовой миграции

 

Анализ ситуации с политикой управления миграцией в Российской Федерации показал, что совершенно явно обозначилось отсутствие действенной социальной системы регулирования миграционных потоков. При этом миграционные потоки имеют преимущественно характер трудовой и временной миграции. Этот процесс в некоторой степени способствует развитию экономики, но не оказывает принципиального влияния на решение стратегических социально-экономических и демографических задач России.

Следует отметить, что непродуманность  российской миграционной политики в  середине 90-х годов XX века: заключение с рядом стран бывшего СССР соглашений о добровольном переселении, о двойном гражданстве с их «резиновыми формулировками», предметным совпадением с законодательством о беженцах и вынужденных переселенцах - во многом внесла сумятицу в определение правового статуса мигрантов и, в частности, права на занятие ими трудовой деятельностью. Закономерно возникли административные, паспортно-визовые, налоговые и прочие проблемы. Усугубило ситуацию и негативное отношение коренного населения к иммигрантам, особенно в связи с оценкой гражданами их трудовой и прочей экономической деятельности, усмотрением конкуренции со стороны "гостей" в отношении рабочих мест.

Миграционная политика превратилась в фактор, влияющий на все аспекты  нашей жизни. Вследствие этого, назрела  необходимость реформирования федеральной  миграционной службы Российской Федерации - ФМС РФ. В 2004 году Федеральная миграционная служба была определена указом Президента Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству Внутренних Дел России. Этим указом ФМС России не была преобразована в отдельное ведомство, а осталась в составе МВД, но ей был дан принципиально новый политический статус - отдельного органа исполнительной власти. В ведении Федеральной миграционной службы находятся вопросы внешней миграции.

Миграционная служба совместно  со всеми органами власти реализует  миграционную политику в интересах  всех граждан России, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении к данной работе важно  подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.

Большинство принимающих стран  используют селективный подход при  регулировании иммиграции. Его смысл  заключается в том, что государство  не препятствует въезду тех категорий  работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

  1. работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную и неквалифицированную работу (строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие);
  2. специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие);
  3. представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
  4. специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели);
  5. крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимаемую страну инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

В то же время отсеяв нежелательных  иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического  квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

1. Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятиями, на которых были заняты иммигранты.

    1. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину.
    2. Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие данная форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство  программ стимулирования реэмиграции  не достигли поставленных целей: при  некотором увеличении реэмиграции  в начале их осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции, что порой кардинально меняет экономическую стратегию страны.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Буров A.C. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. - M.: Финансы и статистика, 2003.-С.З.
  2. Доклад Генерального секретаря ОНН «О международной миграции за 2002 г.» // http://www.im.org/esa/population/publications/ittmig2002/ittmigrep2002.htm
  3. Демографические итоги 2006 года (часть 2) // Население и общество. - Бюллетень Института демографии ГУ-ВШЭ. -2007. -№281-282. Ионцев В.А.
  4. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. - М.,1994.
  5. Ионцев В.А. Международная миграция / Под общ. ред. О.Д.Воробьевой. - Вып.З.- Сер. «Миграция населения». - М., 2001.-С.29.
  6. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс-Универс, 1992. - С.440.
  7. Международная миграция: теория и история изучения. - M.: Диалог МГУ, 1999. - С.38.
  8. Мошняга В.П. Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами // Технологии социальной работы. M., 2001.-С.363.
  9. Метелёв С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  10. Мукомель В.И. Миграционная политика в России: Постсоветские контексты. - М., 2005.- С. 351;
  11. Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад глобальной комиссии по международной миграции. Перевод с англ. - М.: Оргсервис - 2006.- С. 85.
  12. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. / Под ред. Волгина H.A. - М.: Филинъ, 1999. - С. 6-8;
  13. Руденко Г.Г., Кулапов M.H., Карташов С.А. Рынок труда: Учебник. - М.: Изд-во Российской Экономической Академии, 1997. - С. 20-21. 
  14. Рязанцев C.B. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. — Ставрополь: Книжн. изд-во, 2001. - С. 542;
  15. Рыбаковский Л.Л., Рязанцев C.B. Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики// Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. - M.: Институт международных экономических и политический исследований РАН, 2005;
  16. Сизов И.Ю. Миграционная политика: монография. - М.: Московский ун-т МВД России, 2006
  17. Топилин A.B. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - С.
  18. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина H.A., Одегова Ю.Г. - М: Экзамен, 2002. - С. 138-139;
  19. Portes A, Immigration Theory for a New Century: Some Problems and Opportunities // Intern. Immigration Rev. - 1997.-№31.-P. 799-825.
  20. Ravenstein E.G. The laws of migration // Journal of the Royal Statistical Society. 1885, vol. 48. P. 167-227
  21. Ravenstein E.G. The laws of migration II Journal of the Royal Statistical Society. 1889, vol. 52. P. 241-305.

1 Доклад Генерального секретаря ОНН «О международной миграции за 2002 г.» // http://www.im.org/esa/population/publications/ittmig2002/ittmigrep2002.htm

2 Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / Под ред. Волгина H.A., Одегова Ю.Г. - М: Экзамен, 2002. - С. 138-139; Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие. / Под ред. Волгина H.A. - М.: Филинъ, 1999. - С. 6-8; Руденко Г.Г., Кулапов M.H., Карташов С.А. Рынок труда: Учебник. - М.: Изд-во Российской Экономической Академии, 1997. - С. 20-21.

3 Ravenstein E.G. The laws of migration // Journal of the Royal Statistical Society. 1885, vol. 48. P. 167-227

4 Ravenstein E.G. The laws of migration II Journal of the Royal Statistical Society. 1889, vol. 52. P. 241-305.

5 Ионцев В.А. Международная миграция / Под общ. ред. О.Д.Воробьевой. - Вып.З.- Сер. «Миграция населения». - М., 2001.-С.29.

6 Ионцев В.А. Международная миграция: теория и история изучения. - M.: Диалог МГУ, 1999. - С.38.

7 Метелёв С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-С.22.

8 Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Новейшие изменения во внутренней и внешней миграции населения в России и их экономическое значение. - М.,1994.

9 Метелёв С.Е. Международная миграция и ее влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007,- С.22-26.

10 Мукомель В.И. Миграционная политика в России: Постсоветские контексты. - М., 2005.- С. 351; Рязанцев C.B. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. — Ставрополь: Книжн. изд-во, 2001. - С. 542; Топилин A.B. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - С. 321.

11 Миграция во взаимосвязанном мире: новые направления деятельности. Доклад глобальной комиссии по международной миграции. Перевод с англ. - М.: Оргсервис - 2006.- С. 85.

12 Демографические итоги 2006 года (часть 2) // Население и общество. - Бюллетень Института демографии ГУ-ВШЭ. - 2007. - №281-282. (http://demoscope.ru/weekly/2007/0281/barom01.php)

15 Демографические итоги 2006 года (часть 2) // Население и общество. - Бюллетень Института демографии ГУ-ВШЭ. -2007. -№281-282. (http://demoscope.ru/weekly/2007/0281/Ьагот01 .рЬр)

14 Буров A.C. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. - M.: Финансы и статистика, 2003.-С.З.

15 Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс-Универс, 1992. - С.440.

 

17 Portes A, Immigration Theory for a New Century: Some Problems and Opportunities // Intern. Immigration Rev. - 1997.-№31.-P. 799-825.

 

18 Рыбаковский Л.Л., Рязанцев C.B. Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики// Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. - M.: Институт международных экономических и политический исследований РАН, 2005; Сизов И.Ю. Миграционная политика: монография. - М.: Московский ун-т МВД России, 2006.

 

16 Мошняга В.П. Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами // Технологии социальной работы. M., 2001.-С.363.

 


Информация о работе Влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран, принимающих и экспортирующих рабочую силу