Влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран, принимающих и экспортирующих рабочую силу

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование влияния международной миграции рабочей силы на экономику стран, принимающих и экспортирующих рабочую силу. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обосновать значения, сущности и основных задач международной миграции.
Определить причины и влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран в целом.
Теоретически проанализировать наиболее важные особенности современной миграции рабочей силы как аспекта влияния на экономику страны.
Проанализировать государственное регулирование миграционной политики и показать основные направления её совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛЯИНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА ЭКОНОМИКУ СТРАН……………6
Сущность, понятие и основные функции международной миграции…..6
Причины и влияние международной миграции на экономику стран….16
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………27
Формирование государственной миграционной политики на современном этапе………………………………………………………………………….27
Основные направления совершенствования международной трудовой миграции………………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

Курсовая Колобова М.А. 2441.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

За 1990-2011 годы 75% прироста общей численности международных мигрантов пришлось на 17 стран мира. В США число мигрантов увеличилось на 15 миллионов человек, в Германии и Испании - более чем на 4 миллиона человек в каждой. В то же время число международных мигрантов снизилось в 72 странах. Наибольшее сокращение их числа произошло в Иране и Пакистане в результате массовой репатриации афганских беженцев Мигранты составляют более 20% населения в 41 стране, из которых в 31 насчитывается менее миллиона жителей. Центрами концентрации мигрантов являются государства - члены Совета сотрудничества стран Персидского залива, Гонконг, Израиль, Иордания, Сингапур и Швейцария. В Австралии и Саудовской Аравии, странах с общей численностью населения свыше 10 миллионов человек, мигранты составляют, по меньшей мере, пятую часть всего населения. В Канаде эта доля несколько ниже - 18,9%, в США - 12,9%, Российская Федерация замыкает в этом ряду восьмой десяток - 8,4%.

К примеру, Российская Федерация на рубеже XX и XXI веков была второй в  мире после США принимающей страной, первой в Европе — около 13,3 миллиона мигрантов, или 7,6% всех мигрантов в мире11.

В 2010 году в Российскую Федерацию прибыло на постоянное место жительства 182,4 тысячи человек, а выбыло за ее пределы - 54,1 тысячи человек. Превышение числа прибывших в Россию над числом выехавших из нее составило 128,3 тысячи человек (9,0 на 10 тысяч человек населения). Это выше, чем в предшествующие 5 лет (в 2009 году - 107,4 тысячи человек, в 2008 году - 39,4, в 2007 году - 35,1, в 2006 году - 77,9, в 2001 году - 72,3), но заметно ниже, чем было в середине и конце 1990-х годов .

По сравнению с 2005 годом, миграционный прирост увеличился в 2006 году на 20,9 тысячи человек, или на 19,4%. Это стало  результатом продолжающегося с  начала 1990-х годов сокращения числа выбывающих за пределы страны (на 15738 человек, или на 22,5% за прошлый год), а также роста числа зарегистрированных по месту жительства из числа ранее прибывших в Российскую Федерацию (на 5146 человек, или на 2,9%)12.

Иммигранты, прибывшие в 2006 году в Российскую Федерацию, являются, как и раньше, в подавляющем своем большинстве - около 95% - выходцами из стран СНГ. Число эмигрантов из России, направляющихся за пределы стран СНГ и Балтии, в 2006 г., вновь стало заметно меньше, чем число выбывающих в страны СНГ и Балтии.

В целом за 2006 год в страны СНГ  и Балтии выехало 36,0 тысячи человек (в 2005 году - 36,8, в 2004 году - 37,8, в 2003 году - 47,0, в 2002 году - 53,0, в 2001 году - 62,6 тысячи человек), а в другие страны мира - 18,1 тысячи человек (соответственно, 33,0, 42,0, 47,1, 53,7 и 58,6 тысячи человек). Таким образом, если число выбывающих в бывшие союзные республики снизилось на 2,2%, то число эмигрантов в страны дальнего зарубежья сократилось почти вдвое (на 45,2%).13

В то же время, нельзя не учитывать, что международная миграция сегодня, как и в более ранние времена, неразрывно связана с процессом развития, как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы и имеет и позитивные, и негативные последствия (табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Возможные социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы

 

Позитивные

Негативные

Страна- экспортер  рабочей силы

1. Приобретение  работником новой квалификации

1. Потеря квалифицированной  рабочей силы

2. Сокращение  дефицита платежного баланса

2. Усиление  зависимости от иностранного  спроса не только на товары, но и на рабочую силу

3. Ослабление  напряжения на внутреннем рынке  труда

3. Переориентация  капитальных вложений с освоения  производственных ресурсов на  потребление

4. Облегчение  структурной и технологической  перестройки производства

4. Рост инфляции

Страна- импортер рабочей силы

1. Обеспечение  рабочей силой регионов, использование  дефицитной рабочей силы

1. Блокирует  внедрение трудосберегающей технологии

2. Использование работников, проживающих в данной местности на более квалифицированных работах

2. Осложняет  ситуацию на внутреннем рынке  рабочей силы

3. Снижение  стоимости рабочей силы и общих  издержек в условиях привлечения  мигрантов

3. Увеличиваются  расходы на содержание безработных иностранцев и их семей

4. Торможение  роста цен, благодаря склонности  работников-мигрантов к сбережениям

 

5. Повышение  качества рабочей силы путем  отбора более молодых работников

 



 

Рассматривая влияние международной  миграции на экономическое развитие государств, можно выявить отдельные преимущества, которые дает трудовая миграция стране-экспортеру. В первую очередь, в стране, экспортирующей рабочую силу, сокращается безработица и расходы по социальному обеспечению безработных; граждане, работающие за рубежом, часть своего дохода переводят на родину, тем самым, повышая уровень жизни ее населения и улучшая платежные баланс. Кроме того, рабочая сила, находящаяся за рубежом, приобретает там, как правило, более высокую квалификацию, повышает свой образовательный уровень и, возвращаясь обратно, привозит с собой капитал в вещественной или денежной форме.

Наряду с этим существуют стороны  трудовой миграции, отрицательно сказывающиеся  на экономике стран-экспортеров. Во-первых, рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены определенные национальные ресурсы, позднее уехавшая за рубеж, создает валовой внутренний продукт не в своем государстве, а в стране-реципиенте. Во-вторых, поступление капиталов от эмигрантов носит непредсказуемый, непостоянный характер. В- третьих, за границу уезжают в большинстве случаев лучшие, наиболее талантливые люди: ученые, деятели искусства, спортсмены, высококвалифицированные специалисты, что, безусловно, ослабляет как национальную экономику, так и научный потенциал страны-экспортера. В-четвертых, выезд за рубеж на долговременное или постоянное место жительства собственников крупных капиталов или получателей значительных доходов, по налоговым или каким-либо иным соображениям, лишает частный сектор и государственный бюджет финансовых средств, накопленных внутри страны, сужает базу финансирования экономического, социального и культурного развития.

Что же касается влияния международной  миграции на страны- импортеры рабочей  силы, здесь его оценки также неоднозначны. Если ранее временная иммиграция иностранной рабочей силы рассматривалась как одна из возможностей решения проблемы нехватки собственных трудовых ресурсов, то теперь, когда среди иммигрантов усилилась тенденция к оседанию в принимающих странах, а проблема дефицита рабочей силы перестала быть актуальной, трудовую иммиграцию стали рассматривать скорее как угрозу национальному рынку труда. Кроме того, оседание иммигрантов в странах-импортерах, прежде отличавшихся более или менее гомогенной этнической структурой, привело к превращению этих стран в многонациональные и поликультурные. Появление там большого количества этнических меньшинств, которые все активнее начинают участвовать в политической жизни принимающих государств, позволяет говорить о внешней миграции как о социально-политической силе, оказывающей значительное влияние на политическую и общественную ситуацию стран, активно участвующих в международном обмене населением.

Вместе с тем следует отметить, что на экономическое и политическое развитие стран помимо внешней трудовой миграции воздействуют и другие виды международной миграции. Например, в последние годы многие государства столкнулись с наплывом беженцев и проблемой нелегальной (нерегулируемой) миграции, которая также весьма негативно сказывается на реализации миграционной политики, социально-экономической и политической ситуации в принимающих государствах.

С другой стороны, международная миграция как естественный процесс перераспределения  населения по территории различных  государств значительно влияет на развитие демографической ситуации. В последнее время все больше ученых говорит о том, что «именно иммиграция может спасти многие страны от демографического кризиса» . К концу XX — началу XXI вв. государства Западной и Восточной Евроцы, в том числе страны СНГ, столкнулись с такими демографическими проблемами, как резкое снижение уровня рождаемости, старение населения, сокращение средней продолжительности жизни. Приток в такие страны иммигрантов, особенно молодых, компенсирует неблагоприятную динамику естественного прироста населения, а также способствует его омоложению.

При этом развитие миграционных процессов, а также получаемый от них экономический  эффект, важно оценивать в различные  временные периоды, так как в  кратко-, средне- и долгосрочном периодах одни и те же потоки могут оказывать различные последствия. Применительно к миграции населения, экономическая эффективность представляет собой сопоставление в той или иной форме затрат государства на проведение миграционной политики с получаемыми социально-экономическими выгодами14.

Одним из показателей, отражающих эффект миграции на уровне индивида, является трудовой доход или зарплата и прочие выплаты наличными или натурой, полученные трудовыми мигрантами. Использование труда иностранных рабочих ведет к снижению общего уровня заработной платы или, по крайней мере, к замедлению ее роста в принимающей стране. Трудящиеся мигранты, как правило, действительно соглашаются работать за меньшую плату, чем местные рабочие: именно в этом состоит их привлекательность для работодателей. Если бы не было мигрантов, работодатели вынуждены были бы поднимать заработную плату до того уровня, когда на эту работу согласятся местные рабочие или свернуть бизнес.

Для рынка труда любой страны характерна определенная зависимость  между совокупной заработной платой и численностью привлекаемых работников. При отсутствии трудовой миграции в страну ограниченное предложение национальной рабочей силы гарантирует установление заработной платы резиденту на относительно высоком уровне. Предложение национальной рабочей силы говорит о том, что рост заработной платы должен быть очень значительным, чтобы местные работники согласились на ту «черную» работу, которой они не хотят заниматься. Зарплата бы возросла, а вместе с ней и цена на товары и услуги, производимые их трудом, но работа была бы выполнена.

В целом на потоки денежных переводов мигрантов влияют следующие факторы:

  • число трудящихся мигрантов;
  • величина получаемой мигрантом заработной платы; экономическая ситуация в стране приема мигрантов; обменные курсы валют и ставки процентов по депозитам в посылающих и принимающих странах;
  • политический риск;
  • наличие инфраструктуры для осуществления перевода денежных средств;
  • семейное положение, наличие иждивенцев; уровень доходов домашнего хозяйства; уровень образования мигранта;
  • продолжительность времени нахождения за рубежом;
  • уровень развития транснациональных сообществ мигрантов в
  • стране пребывания.

Усилия мирового сообщества, поставившего задачу преодоления бедности к 2015 году, а также усилия национальных правительств, вырабатывающих экономическую стратегию  развития в условиях глобализации, должны быть направлены на максимальное раскрытие потенциала развития, заложенного в столь масштабном и стабильном источнике капитала, каковым являются денежные переводы международных трудовых мигрантов.

Анализ воздействия присутствия  мигрантов на доходы домохозяйств коренного населения не может ограничиваться признанием того факта, что в определенных районах и отраслях использование иностранной рабочей силы тормозит рост заработной платы местных работников. Если посмотреть на проблему более широко, нельзя не заметить, что коренные жители как потребители товаров и услуг могут выигрывать оттого, что при производстве части этих товаров производится более дешевый труд иностранных рабочих. Использование труда мигрантов позволяет предпринимателям снижать издержки производства, экономя на заработной плате и социальных выплатах. Это дает им возможность снижать цены, делая свою продукцию более конкурентоспособной. Таким образом, в выигрыше оказываются и местные производители, которые используют дешевый труд иностранных рабочих, и местные потребители, которые имеют возможность купить товары по более низким ценам.

Иностранные граждане, легально работающие в той или иной стране, получают доступ к общественным социальным услугам - государственному здравоохранению, образованию, социальному обеспечению и страхованию по безработице. Финансовые ресурсы на эти цели формируются за счет налогов. При этом ясно, что основной вклад в бюджет вносят местные налогоплательщики, просто потому, что их, как правило, гораздо больше, чем работающих в стране иностранцев.

Работающие мигранты платят налоги: прежде всего подоходный налог, а  также налог на денежные переводы, налог на имущество и т.д. Помимо этого, в стоимость труда мигранта, которая, в конечном счете, определяет его заработную плату, заложены все налоги, которые платит компания или предприятие, на котором он работает: налог на прибыль, налог на социальное страхование, налог на образование, налог на здравоохранение, отчисления в пенсионный фонд, дорожный налог, жилищный налог и др.

Таким образом, та стоимость, которую создает мигрант, «работает» на общество страны въезда. Нелегальные иностранные работники не платят прямых налогов, но через выплаты, осуществляемые его предприятием государству, они также способствуют росту государственных финансов страны въезда. Если бы некоторые работодатели не использовали труд незаконных мигрантов, они не могли бы заплатить официальные налоги государству. В то же время нелегальные мигранты в силу своего нелегального статуса не имеют права на государственные программы социальной помощи. Это дало основание П. Линдерту назвать их «чистыми налогоплательщиками»15.

Информация о работе Влияние международной миграции рабочей силы на экономику стран, принимающих и экспортирующих рабочую силу