Республика Беларусь
заключила ряд межправительственных
соглашений об открытии кредитных
линий с отдельными государствами
под конкретные проекты и программы.
Кредиты предоставляются и получаются
на условиях, определенных межправительственными
соглашениями [5,265-266].
Инвестиционные
проекты, фи¬нансируемые в рамках
иностранных кре¬дитных линий
Республики Беларусь, класси¬фицируют
сле¬дующим образом:
• финансово
самоокупаемые проекты с погашением
привлеченных кредитов за счет
собственных средств заемщиков;
• социально
ориентированные неокупаемые проекты
(покрытие бюджетного дефицита, финансирование
критического импорта, оплата
энергоносителей, продо-вольствия,
медикаментов) с обслуживани¬ем кредитной
задолженности за счет средств государственного
бюджета.
В свою очередь,
среди самоокупаемых инвестиционных
проектов можно выделить валютоокупаемые
и импортозамещающие. Валютоокупаемые
проекты позволяют обес-печить поступление
валютной выручки, достаточной для погашения
иностранного кредита и процентов за его
пользование. Реализация импортозамещающих
проектов направлена на снижение валютных
затрат путем использования вместо импортируе-мых
товаров, сырья, оборудования отече¬ственных
аналогов, выпуск которых орга-низован
за счет кредитных средств.
Необходимо отметить
значительную долю кредитов второго
типа (более 40%). Подобная ситуация
приводит к неоправ¬данному увеличению
внешнего долга, ко¬торый будет
погашаться за счет будущего
сокращения национального потребления
без одновременного создания
дополнительных источников доходов для
обслуживания задолженности. Требование
обеспечения эффективного использования
финансово неокупаемых кредитов означает
максимизацию объемов закупаемых товаров.
Это, в свою очередь, может быть достигнуто
путем раз¬мещения заказов на кредитуемые
товары через систему тендерных торгов
[8,58-59].
Начало формирования
внешнего долга Респуб¬лики Беларусь
приходится на конец 1992 г., когда были
заключены первые кредитные соглашения
меж¬ду Республикой Беларусь как суверенным
заемщи¬ком и Комиссией Европейских сообществ
по постав¬кам товаров, относящихся к
критическому импорту [4, 110].
Первый кредит
КЕС, выделенный в 1992-1993 гг., предназначен
для финанси¬рования импорта
в Республику Беларусь сельскохозяйственных,
продовольственных и медицинских
товаров, производимых в ЕС
и странах Центральной и Восточной
Европы. Доля займа для кредитования
им¬порта товаров, произведенных
в Европей-ском Сообществе, должна была
превышать 50%. В результате Республика
Беларусь получила 467,5 тыс. т зерна, 48,7
тыс. т са¬хара, 7,2 тыс. т детского питания,
34,9 тыс. т растительного масла, а также
медикаменты на 24,1 млн. ЭКЮ. Второй кредит
Комис-сии ЕС использован Национальным
бан¬ком Республики Беларусь для поддержа¬ния
платежного баланса [8, 59].
По состоянию
на 1.01.1993 г. Республика Бела¬русь
имела доступ к 4 открытым кредитным
линиям:
— Германии (АКА-Гермес);
— Комиссии
Европейских сообществ (КЕС);
— США (зерновой
кредит);
— кредит через
Россию (зерновой).
Наличие этих
четырех линий и их качественные
характеристики на тот момент отражали
реальное состояние экономики республики
после распада СССР: отсутствие собственной
сырьевой базы; при¬остановку импорта
из индустриальных стран в силу невозможности
оплаты поставок; неурегулирован¬ность
вопроса о распределении внешнего долга
быв¬шего СССР между новыми государствами
СНГ. Соответственно, главной задачей
привлечения кре¬дитных линий стало обеспечение
республики про¬дуктами, медикаментами,
сырьем и материалами, нужными для поддержания
критически необходимо-го размера импорта.
Этой цели служили практичес¬ки все упомянутые
кредитные линии. Так, кредит¬ная линия
КЕС была предназначена и использовалась
для закупки продовольствия и медикаментов;
кредитная линия США — для закупки соевого
шро¬та и некоторых других видов сельскохозяйственно¬го
сырья; зерновой кредит через Россию представ¬лял
собой белорусскую часть ранее полученного
бывшим СССР кредита на закупку зерна
в США, который был полностью использован
республикой на протяжении 1991—1992гг.
Основной объем этих
кредитных ресурсов был предоставлен
на крайне тяжелых, с точки зрения по¬гашения,
условиях: по кредиту КЕС — на 3 года и
11—12% годовых; по зерновому кредиту через
Рос¬сию — на 3 года без льготного периода
под 13,5 % годовых. Таким образом, уже в начале
самостоятель¬ного заимствования Республика
Беларусь оказалась в ситуации, во-первых,
вынужденного признания за собой определенных
внешних обязательств бывше¬го СССР, во-вторых,
необходимости дать согласие на обременительное
внешнее финансирование. Сле¬дует отметить,
что средства, использованные в рам-ках
указанных кредитных линий, впоследствии
со¬ставили основную долю невалютоокупаемой
части внешнего долга Республики Беларусь,
что привело в настоящий момент к сложной
ситуации в части его обслуживания [4, 110-111].
На реализацию
социально ориентиро¬ванных проектов
в основном направлены кредитные
средства международных финан¬совых
организаций. Заем МВФ в рамках
программы Фонда системной трансформа¬ции
(СТФ) предоставлен в виде двух
тран-шей. Первый транш кредита выделен
в ав¬густе 1993 г. и практически полностью
из-расходован на оплату критического
импор¬та; второй получен в феврале-марте
1995 г. Эти средства использованы на создание
запасов топочного мазута, финансирование
неотложных расходов республиканского
бюджета через Национальный банк, пога-шение
задолженности по кредиту КЕС, кре¬дитование
инвестиционных проектов и оборотного
капитала ряда промышленных предприятий.
Кредит МВФ в рамках про-граммы реформ
stand-by в полном объеме использован на покрытие
дефицита бюд¬жета и поддержку обменного
курса бело¬русского рубля.
Заем Мирового
банка использован на оплату
услуг иностранных консультантов
по оказанию содействия в подготовке
ин¬ституциональной основы для
проведения рыночных реформ, усиления
и совершен¬ствования государственного
управления, на закупку необходимого
оборудования для государственных
учреждений, обучение специалистов.
Реабилитационный заем МБРР использован
на поддержание обмен-ного курса
национальной валюты; импорт особо важных
товаров (сырой нефти, агрохимикатов, ветеринарных
препаратов, зап¬частей для сельскохозяйственной
техники, медицинских препаратов, фармацевтичес¬кого
сырья, оборудования для промышлен¬ного
наблюдения за состоянием окружаю¬щей
среды, медоборудования), повышение квалификации
государственных служащих, проводящих
тендерные торги. Реализация займа на
развитие лесного хозяйства еще продолжается.
Проектом предусматривает¬ся проведение
ряда реформ в лесном хо¬зяйстве: либерализация
внешней торговли древесиной и древесной
продукцией, сня¬тие квот на их экспорт
и импорт, создание открытого конкурентного
рынка древеси¬ны, отказ от централизованного
распреде¬ления древесины, либерализация
местного рынка древесины и древесной
продукции [8,59-60].
По мере развития
потенциала Республики Беларусь
как суверенного заемщика и
улучшения ин¬формированности мирового
сообщества о стране на протяжении
1993 г. появилась возможность заклю¬чения
дополнительных соглашений о
предостав¬лении иностранных займов
и расширении суще¬ствующих [4,111].
В результате
на осуществление производственных
программ белорусских предприятий
были исполь¬зованы кредиты Германии,
Австрии, Испа¬нии, Швейцарии. Крупные
инвестицион¬ные проекты профинансированы
за счет средств кредитной линии
Японии; Мосбиз¬несбанка, International Commercial
Bank of China, второго транша кредита СТФ Меж¬дународного
валютного фонда. Исключи¬тельно самоокупаемые
инвестиционные проекты финансирует в
Республике Бела¬русь Европейский банк
реконструкции и развития. Соответствующие
данные кре¬дитных линий Германии, Австрии,
Испа¬нии, Швейцарии, Японии, КЕС, США,
Ев¬ропейского и Мирового банков, МВФ
све¬дены по отраслям и сферам экономики
и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Иностранные кредиты
в экономику Республики Беларусь
за 1992-1997 гг.
Отраслевая структура
Доля в общей
сумме кредитов, %
[8, 59-60].
Республика Беларусь
вплоть до начала 1994 г. наращивала
внешнее заимствование и имела
ста¬бильную репутацию платежеспособного
заемщика, что позволяло планировать
как заключение новых кредитных
соглашений, так и график погашения
за-долженности. Вместе с тем к середине
1994 г. стало очевидно, что сформировавшийся
массив внешнего долга имеет обременительный
для страны характер, в силу чего в дальнейшем
нельзя рассчитывать на благосклонное
отношение внешних кредиторов к Республике
Беларусь.
Главными причинами
достаточно быстро про¬изошедшей
перемены в видении этой проблемы
со стороны как международных финансовых
органи¬заций, так и органов государственного
управления и экспертов Республики Беларусь
являются:
— резкое возрастание
абсолютных размеров внешнего
долга, не сопровождаемое разработкой
ясной внутри- и внешнеэкономической
ориентации Республики Беларусь
и проведением целенаправлен¬ной
системы мер по реформированию
националь¬ной экономики;
— очевидная
неприемлемость структуры внеш¬ней
задолженности; тяжелые условия
погашения зна¬чительной доли
внешнего долга.
На протяжении
последних лет наблюдалось зна¬чительное
по темпам и объемам возрастание
внеш¬ней задолженности страны (табл.2)
[4,111].