В-третьих, осуществляя
факторинговые операции, банки принимают
на себя, как правило, риск платежа
со стороны покупателя. Это так
называемый “факторинг без права
регресса”. В принципе банки
необязаны принимать на себя этот риск,
особенно когда солидность покупателя
не представляется банку достаточно убедительной
или когда экспортер не желает делать
этого в целях экономии. Если банк не принимает
на себя риск неплатежа со стороны покупателя
, то тако договор факторинга называется
факторингом с правом регресса.
Все это способствует
ускорению оборота капитала, снижению
издер¬жек обращения, расширению
экспансии фирм-экспортеров и
увеличе¬нию их прибыли [9, 742-743]
Форфейтирование
обозначает предоставление определенных
прав в обмен на наличный
платеж. В банковской практике
это покупка на полный срок
на заранее установленных условиях
векселей, других долговых и пла¬тежных
документов. Покупатель требований
берет на себя коммерческие
риски, связанные с неплатежеспособностью
импортера, без права регресса
(оборота) этих документов на
прежнего владельца. В отличие
от традиционного учета векселей
форфейтирование применяется:
а) при поставках
оборудования на крупные суммы;
б) с длительной
рассрочкой платежа (от 6 мес. до
5-7 лет);
в) содержит
гарантию или аваль первоклассного
банка, необхо¬димые для переучета
векселей.
Форфейтор приобретает
долговые требования за вычетом
процентов за весь срок. Тем
самым экспортная сделка из
кредитной превращается в наличную.
Для проведения
крупной сделки форфейторы образуют
консорциум. Глава консорциума, во-первых,
ведет переговоры, осуществляет
расхо¬ды от своего имени, а
также за счет и по поручению
членов консорциума; во-вторых, обеспечивает
управление приобретенными долговыми
тре¬бованиями, получает платежи
по ним, перечисляя соответствующие
сум¬мы своим партнерам.
Форфейтирование
дает некоторые преимущества
экспортеру:
1) упрощение баланса
за счет частичного освобождения
его от дебиторской задолженности;
2) страхование риска
неплатежа;
3) фиксированную
договором твердую учетную ставку;
4) экономию на
управление долговыми требованиями
[1,132-134].
Сделки по форфейтингу
позволили значительно удлинить
сроки кредитования экспортером
покупателя на условиях вексельного
кредита, доведя их до пяти,
а иногда восьми и более
лет, поскольку принятие на
себя риска солидным банком-форфейтером
повышает заинтересованность инвесторов
в длительном помещении своих
средств. Источником средств для
банков, участвующих в форфейтинговых
операциях, служит рынок евровалют. Поэтому
учетные ставки по форфейтингу тесно связаны
с уровнем процента по среднесрочным кредитам
на этом рынке. Основными валютами сделок
являются марка ФРГ – 50%, доллар США –
40% и швейцарский франк – 10%.
Лизинговые операции
становятся все более важной
формой международной торговли
машинами и оборудованием. Лизинг
– одна из разновидностей арендных
операций, при которых не происходит
передача права собственности
потребителю товара. Путем периодических
отчислений средств арендодателю
в течение срока договора он
оплачивает право временного
пользования товарами.
Лизинг подразумевает
предварительную покупку оборудования
специальным кредитно-финансовым
обществом – лизинговой компанией,
которая затем вступает непосредственно
в прямые отношения с потребителем
сдаваемого внаем товара. Как
правило, объектом таких операций
является различное оборудование,
средства транспорта, ЭВМ и т.д.
Расходы по страхованию лизинговых
операций ложатся на арендатора
[6,193].
В практике
международной торговли долгосрочное
кредитование импорта осуществляется
в основном в следующих формах:
• Двусторонние
правительственные кредиты;
• Займы на
льготных условиях по линии
предоставления помощи;
• Смешанный
международный кредит;
• Совместное
финансирование рядом кредитных
учреждений по инициативе/ под
эгидой международных или региональных
банков;
• Проектное
финансирование;
• Облигационные
займы на международном рынке
ссудных капиталов;
• Кредиты
международных и региональных
банков.
В современных
условиях предоставление помощи
за счет ассигнований из государственного
бюджета включает техническую
помощь, безвозмездные дары, субсидии,
а также займы на льготных
условиях. Направляется помощь в
основном в развивающиеся страны
и преимущественно наименее развитые
из них.
При смешанном
международном кредите обычные
формы кредитования сочетаются
с предоставлением помощи.
Совместное финансирование
является относительно новой
формой долгосрочного кредитования
развивающихся стран, в процессе
которого несколько государственных
и/ или частных учреждений объединяются
и сотрудничают в целях кредитования
особо крупных проектов, чаще
всего в отраслях инфраструктуры.
Инициаторами совместного финансирования
выступают международные и региональные
банки. Из-за нехватки кредитных
ресурсов у государственных учреждений
к совместному финансированию
активно привлекаются коммерческие
банки.
Различают две
формы совместного финансирования:
при параллельном финансировании
проект разбивается на независимые
элементы, и кредитование каждой
из них поручается разным кредитным
институтам; при софинансировании,
совместном финансировании в
прямом смысле этого слова,
предполагается тесное сотрудничество
всех кредиторов в ходе выполнения
проекта. Выгоды заемщика в
совместном финансировании выражаются
в удешевлении привлекаемых ресурсов.
Однако еще большие выгоды
получают кредиторы, которым участие
международных и региональных
банков в совместном финансировании
обеспечивает высокую гарантию своевременного
и полного погашения предоставленного
кредита.
Относительно
новой формой международного
кредитования является проектное
финансирование. Современное проектное
финансирование образовалось из
такой банковской практики, как
погашение выданного кредита
выпускаемой продукцией, и к настоящему
времени представляет собой достаточно
сложную, разнообразную и динамичную
технологию кредитования. Его специфика
заключается в том, что основные
этапы инвестиционного цикла
увязаны между собой и входят
в компетенцию определенного
банковского синдиката или консорциума
[9,752-754]. Банк, организующий данное
кредитование, выделяет несколько
этапов инвестиционного цикла:
• поиск объектов
вложений;
• оценка рентабельности
проекта и проектных рисков;
• разработка
схемы кредитования (финансовый
монтаж операций) и пакета обеспечения,
• заключение
взаимоувязанных соглашений с
участниками проектного финансирования;
• выполнение
производственной, коммерческой и
финансовой программы, сопровождение
проекта до полного погашения
кредитов;
• оценка финансовых
результатов проекта и их сопоставление
с запланированными показателями
[1,124].
Эмиссия ценных
бумаг представляет собой еще
одну форму долгосрочного международного
кредита. Облигационные займы
выпускают центральные правительства,
местные органы власти, крупные
банки и корпорации, а также
международные и региональные
банки и финансовые организации
[9,754]. Долгосрочным кредитом внешнеторгового
характера являются также банковские
кредиты по компенсационным сделкам,
продолжительность которых достигает
10-15 лет. Особенность подобной
формы кредита состоит в том,
что импортер, получая значительные
средства для за¬купок машин,
оборудования, реконструкции производства,
погашает сумму кредита и выплачивает
проценты по нему не в виде
валютных платежей, а в виде
поставок продукции построенных
за счет полу¬ченного кредита
предприятий. Поскольку компенсационные
кредит¬ные сделки обычно весьма
масштабны, для проведения их
банки объединяются во временные
консорциумы (синдикаты), что суще¬ственно
ограничивает степень риска для
каждого отдельного банка - участника
консорциума [7, 121-122]. Различают две
разновидности консорциального
кредитования:
• Параллельное
кредитование, когда объект кредитования
делится на несколько отдельных
частей, каждая из которых кредитуется
автономно;
• Кредитование
за счет создаваемого всеми
кредиторами консорциального фонда,
использование которого контролируется
банком-распорядителем, выступающим
главным менеджером реализуемого
проекта.
Льготные кредиты
– самый выгодный для заемщика
тип внешнего финансирования. Однако
получить подобный кредит крайне
сложно. Как правило, это прямое
кредитование правительства для
решения или предупреждения каких-либо
глобальных проблем, имеющих последствия
не только для заемщика, но
и для кредитора. Иногда фактическое
субсидирование страны-заемщика
носит явно или косвенно политический
характер. Правительства стран-кредиторов
используют подобную финансовую
помощь как средство для привода
к власти или поддержки дружественных
политических режимов в странах
третьего мира, рассматривая сохранение
этих режимов с точки зрения
собственной безопасности. Например,
программа "Союз ради прогресса"
– американская стратегия помощи
странам Латинской Америки в
ответ на укрепление позиций
Ф.Кастро на Кубе [10, 482].
3. Развитие международного
кредита в Республике Беларусь
В Республику Беларусь
привлекаются иностранные кредиты для
поддержки экономических реформ, перехода
к рыночной экономике, решения проблем,
связанных с осуществлением структурной
перестройки экономики республики, технического
перевооружения и модернизации промышленности
и сельского хозяйства, внедрения современных
технологий, а также развития экспортного
потенциала, насыщения внутреннего рынка
товарами народного потребления, развития
малого и среднего бизнеса и др. [5,265].
Исходя из вышесказанного
можно сделать вывод, что основными целями
внешнего заимствования Рес¬публики Беларусь
в настоящее время должны стать, во-первых,
поддержание бездефицитности платежного
баланса, во-вторых, сохранение темпов
развития экономики, в-третьих, активное
участие в международ¬ной торговле на
справедливых условиях [4,110].
Иностранные государственные
кредиты привлекаются на основе
соглашений, заключенных между правительством
Республики Беларусь и правительствами
других государств, а также международными
финансово-кредитными организациями.
Иные иностранные кредиты привлекаются
на основании соглашений, заключенных
между субъектами хозяйствования
Республики Беларусь и иностранных
государств (прямые иностранные
кредиты).
Решения о привлечении
и последующем использовании
иностранных кредитов, формирующих
внешнюю задолженность Республики
Беларусь, а также о предоставлении
правительственных гарантий в
отношении иностранных кредитов
принимаются Кабинетом Министров
Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь
на основании предложений Валютно-кредитной
комиссии Кабинета министров
Республики Беларусь.
Министерство
финансов заключает от имени
правительства Республики Беларусь
договоры с банками-агентами правительства
на обслуживание и погашение
иностранных кредитов. При необходимости
эти банки могут быть привлечены
к участию в проведении независимой
комплексной экспертизы проектов,
намечаемых к финансированию
за счет иностранных кредитов.
Критериями отбора инвестиционных
проектов для финансирования
их за счет средств иностранных
кредитов являются: валютоокупаемость
проекта, социальная значимость
реализации проекта, наличие источников
и гарантий погашения кредита
и др.