Виды контроллинга

Автор: S************@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 17:08, контрольная работа

Описание работы

Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
Целью контроллинга есть диагностирование фактического, технико-экономического и финансового состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей развития экономики предприятия соответственно главной цели, предупреждение отрицательного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положение на рынке.

Работа содержит 1 файл

контроллинг алена2.docx

— 82.46 Кб (Скачать)

 

1.Теоретическая часть

1.1 Виды контроллинга

     Контроллинг – совокупность всех форм контрольной  деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации  для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.

     Целью контроллинга есть диагностирование фактического, технико-экономического и финансового  состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей  развития экономики предприятия  соответственно главной цели, предупреждение отрицательного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положение на рынке.

     Состояние контролируемых объектов определяется количественными, качественными, структурными, временными и пространственными характеристиками.

     Ключевым  понятием в определении цели контроллинга являются тенденции и закономерности экономики предприятия, его технико-экономического и финансового состояния. Под экономикой предприятия имеются в виду его активы, капитал и обязательства, а также потенциал с целью получения максимально возможного результата.

     Виды  контроллинга:

     1. Административный контроль –  это проверка процессов и явлений  и постоянное наблюдение за  ними в целях фиксирования  текущих состояний и отклонений  от установленных администрацией значений для обеспечения достижения организацией своих целей.

     2. Технологический контроль – это  операция, являющаяся неотъемлемой  частью технологического процесса. Он подразделяется на операционный  контроль, специальную приемку продукции  и управленческий контроль использования  ресурсов.

     3. Ревизия – документарная проверка  финансово-хозяйственной деятельности  организации или должностного лица с целью определения правильности и законности их действий. Ревизия проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника организации. Соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность совершения операций проверяются при проведении плановой ревизии. Ревизии по инициативе правоохранительных органов проводятся для установления и проверки фактов экономических и правовых преступлений в организации. Юридической основой для проведения плановой ревизии служат учредительные документы организации, а для внеплановой – Уголовно-процессуальный кодекс РФ, постановления вышестоящих органов управления, в том числе постановления собрания акционеров организации.

     4. Аудит – это документарная  проверка данных в соответствующей  профессиональной деятельности, устанавливающая уровень соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Существуют следующие виды аудита:

     1) функциональный;

     2) комплексный; 

     3) системный.

     Существуют  и другие классификации контроллинга, в соответствии с которыми контроллинг  делится на:

     1)пассивный  контроллинг – характеризуется  периодическими действиями специалистов или руководителей по анализу текущей информации о функционировании системы производства и управления организации;

     2) активный контроллинг – характеризуется  непрерывным контрольным процессом  обеспечения достижения целей  организации;

     3) предварительный контроллинг –  осуществляется до начала реализации  целей и программ организации.  Основная задача – разработка  и корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента  проведения дальнейшего контроля;

     4) текущий контроль – проводится  в ходе выполнения работ организацией  по установленному регламенту;

     5) заключительный контроль – выполняется  после завершения работ и достижения  целей.

     В результате создаются или пополняются  базы данных по следующим направлениям: 1) наименование целей и составляющих их задач; 2) начальные, промежуточные и конечные параметры деятельности организации; 3) перечень критериев для оценки исходных данных и динамика их изменения; 4) набор решений о корректировках в контрольной деятельности – сроки разработки и выполнения; 5) положительные и отрицательные результаты достижения целей при конкретных параметрах деятельности организации;

     6) набор дополнительных решений  по нейтрализации или усилению  побочных явлений. 

 

1.2 Классификация методов учета. Достоинства и недостатки методов управленческого учета.

     Усиленный интерес к управленческому учету  обусловлен следующими факторами, специфическими для современного бизнеса: постоянно  растущая концентрация капитала; высокий  уровень внешней и внутренней конкуренции; непредсказуемость инфляционных движений даже в странах со стабильными  денежными системами; значительный рост производственных издержек и доли добавленной стоимости в себестоимости  продукции.

     Для укрепления позиций предприятия  на рынке и его экспансии необходимо грамотно управлять его денежными потоками, производством и инвестиционными проектами. Очевидно, что традиционных методов бухгалтерского учета для этого недостаточно.

     Выделение управленческого учета в самостоятельную  область деятельности объективно по своей природе. Еще в 50-х годах 19 века в США и других развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о затратах и результатах, отвечающей запросам аппарата внутрифирменного управления в сложных (многоуровневых) производственно-хозяйственных системах.

     Возникновение управленческого учета связывают  с ростом корпораций, появлением производственного нормирования и изменением социально-экономических отношений на крупных производственных предприятиях.

     Его зарождение пришлось на середину девятнадцатого века, когда развитие железных дорог, морских сообщений резко раздвинуло границы коммерческой деятельности. Это потребовало составления перспективных прогнозных расчетов, исчисления себестоимости товаров, услуг, а также различных способов их транспортировки.

     В конце 19 века управленческий учет выделился  в самостоятельный вид деятельности предприятия. К концу 20 века он развился в сложную многогранную систему внутренних отношений на предприятии.

     В новой информационной подсистеме —  управленческом учете — не только решались чисто учетные вопросы, но и широко использовались приемы и методы из родственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы — генерация полезной финансовой (т.е. выражаемой денежным измерителем) информации для нужд внутрифирменного управления — определила структуру управленческого учета: производственный учет (традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости); планирование и контроль затрат и результатов; учетно-аналитическое обеспечение специальных управленческих решений.

     В западной практике широко распространено мнение, что управленческий учет возник вследствие недостатков традиционной бухгалтерии, так как данные бухгалтерского учета и отчетности не могут в полной мере удовлетворять потребности управления предприятием. Это связано с тем, что они быстро устаревают, лишены оперативности, предназначены в первую очередь для внешних пользователей и не дают информации для прогноза хозяйственной деятельности.

     Управленческий  учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Управленческий учет как процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

     Существовавший  до недавнего времени управленческий учет, который был нацелен, в основном, на информационное обеспечение оперативных решений, принято называть традиционным.

     Помимо  операционных управленческих решений  современному предприятию необходимо принимать долгосрочные или стратегические управленческие решения. В последнее время их важность выросла значительно, что связано с усилением конкуренции и появлением новых информационных возможностей для обработки данных. Это приводит к тому, что ориентация на долгосрочные цели компании, например, создание долгосрочного стратегического конкурентного преимущества, способствует более стабильным выгодам для заинтересованных в деятельности компании лиц в долгосрочной перспективе, что особенно важно, учитывая стремительный характер изменений, которые быстро нивелируют краткосрочные преимущества.

     Для обслуживания потребностей менеджмента  компании при подготовке стратегических решений необходимы новые методы управленческого учета. Совокупность этих методов принято называть современным или стратегическим управленческим учетом.

     Вместе  с тем, роль современного управленческого  учета принципиально отличается от роли традиционного управленческого  учета. Традиционный учет, в основном, направлен на информационное обеспечение операционных управленческих решений, в то время как современный стратегический — на информационное обеспечение стратегических решений. Данное различие приводит к различию используемых методов анализа и совершенно другим взаимосвязям между управленческим учетом и другими дисциплинами, например бухгалтерским учетом, менеджментом, маркетингом и так далее. Основные различия между традиционным и стратегическим управленческим учетом представлены нарисунке 1.

     (а)  Процесс традиционного управленческого  учета.

     

     (б)  Процесс стратегического управленческого  учета.

     Рисунок 1. Стратегический и традиционный управленческий учет: основные отличия (Ward, 1999).

     В общем виде основные различия между  двумя концепциями управленческого  учета представлены в таблице 1.

     Таблица 1. Основные отличия стратегического  и традиционного управленческого  учета.

Анализируемый аспект Стратегический  управленческий учет Традиционный  управленческий учет
Производится  ли анализ внутренних факторов и процессов? Да, производится Да, производится. Характерна чрезмерная концентрация на внутренних факторах.
Производится  ли анализ внешних факторов и процессов? Да, производится. Так, например, имеет место предоставление и анализ информации о рынках (на которых фирма продает свои продукты), затратах конкурентов, структуре затрат и мониторинге стратегии предприятия и стратегий конкурентов на этих рынках в течение целого ряда отчетных периодов. Нет, не производится, или же анализ внешних факторов применяется нерегулярно, от случая к случаю.
Производится  ли анализ нефинансовых факторов? Пытается произвести систематизированный учет и оценку нефинансовых факторов. Нефинансовые  факторы, как правило, не учитываются. Во всяком случае нет попыток систематизировать этот процесс.
Отношение к анализу затрат Для стратегического  анализа объем произведенной  продукции не является наиболее существенным фактором, который объясняет поведение затрат.

Не все  стратегически определяющие факторы являются одинаково важными в любой момент времени, но некоторые (больше, чем один) из них, вероятно, очень важны в каждом конкретном случае.

Единственным  фактором, определяющим поведение затрат, признается объем производимой продукции. На этом основании производится разделение затрат на переменные и постоянные.
Отношение и роль в стратегических управленческих решениях Направлен на внедрение, поддержание и развитие стратегических управленческих решений. Обеспечивает предоставление нужной информации нужным людям в нужное время. Не направлен  на внедрение, поддержание и развитие стратегических управленческих решений. Часто поставляет дезориентирующую информацию, не пригодную для принятия стратегических решений.
Роль  в организации Играет одну из ключевых ролей, поскольку адаптирован  к реальным потребностям конкретной организации. Роль ограничивается решением в большей степени оперативной, а не стратегических задач.

Информация о работе Виды контроллинга