Виды цен и их регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Важной составной частью предприятия является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Цена была и остается важнейшим критерием принятия
потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как
традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность
национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные события.

Содержание

1. Понятие и сущность ценообразования
2. Виды цен и их функции
2.1. Виды цен
2.2. Функции цен
3. Государственное регулирование цен
3.1. Сущность государственного регулирования цен
3.2. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка
3.3. Воздействие нижнего предела цены на функционирование рынка
3.4. Минимальный размер оплаты труда
3.5. Оценка государственного регулирования рыночных цен
Заключение

Работа содержит 1 файл

Виды цен и их регулирование.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

    Регулируемые цены называются так потом, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к 
повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях 
расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

     Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. 
В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, 
а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен. 

3. Другие виды цен. 

    Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в 
экономической практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.

    В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как иногда называют, 
неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 10000 рублей 
в месяц, а затем стала тратить 20000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что члены семьи стали есть вдвое больше и вдвое лучше. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. 
Чтобы учесть изменение цен, надо установить, сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными. Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен.

    Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

     В более широком  плане все виды  цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, ожидаемыми.

     Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и 
назначение которых ясны из их названия. Любопытно, что согласно экономической теории, исповедовавшейся в советский период российской истории, считалось, что при государственно-плановой 
системе хозяйствования величина государственных цен, составлявших подавляющее большинство всего ценового арсенала, определяется государственными планами, то есть в хозяйстве действуют плановые 
цены. В действительности цены не устанавливались планами, а были объектом оперативного управления со стороны государственных органов ценообразования.

     В то же время государственные планы экономического и социального развития составлялись на определенной ценовой базе, которая была скорее прогнозно-аналитической, чем плановой. Несомненно, что и в экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес-проекты, бизнес-планы, планы 
фирм, индикативные государственные планы-прогнозы.

    Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. 
    Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары дынной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. В советской практике мировые цены имели крайне ограниченное применение, так как на внутренних рынках действовали только государственные цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.
 

2.2. Функции цен 

    Рассмотрим основные функции цен.

Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов.

    Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара.

    Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами 
конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

    Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и 
спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением 
объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях 
свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках 
жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы 
направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного 
маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

Спрос выражает потребность  в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж 
товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

    Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате 
цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

    Функция распределения  и перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных 
факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

     Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.  

3. Государственное  регулирование цен 

3.1. Сущность государственного регулирования цен 

    Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения микроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими 
методами.

    На конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной 
цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в 
восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного 
вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. 
    Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара. Максимальный придел цены называют «потолком» (верхним пределом) цены, а минимальный придел цены называют «полом» (нижним пределом) цены. Рассмотрим подробно последствия каждого из решений.
 

3.2. Воздействие верхнего  предела цены на результат функционирования рынка 

    Установление минимальной цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания производителя в трудный период 
(неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период 
низких цен. При нижнем приделе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который 
будет сохранён для продажи во время дефицита. Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. 
    В нашей республике минимальная заработная плата не очень высокая, по этому она не сильно влияет на занятость людей, но в некоторых странах она достигает $6 за час труда. Но установление потолка цены 
влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно 
остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики).
 

Информация о работе Виды цен и их регулирование