Валовый доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является валовой доход предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Проведен факторный анализ показателей, влияющих на изменение валового дохода на примере предприятия. Основной задачей работы является определение резервов повышения валового дохода и его планирование на перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВАЛОВОЙ ДОХОД, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность валового дохода, его значение, источники обращения, показатели измерения 5
1.2 Факторы, влияющие на величину валового дохода 8
1.3 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа валового дохода 12
1.4 Методика и последовательность проведения анализа валового дохода по общему объему 14
1.5 Прогнозирование валового дохода 15
2 АНАЛИЗ ВАЛОВОГО ДОХОДА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАФЕ «ОАЗИС» 20
2.1 Экономико-организационная характеристика кафе «Оазис» 20
2.2 Анализ объема, уровня и структуры валового дохода кафе «Оазис» 24
2.3 Оценка влияния факторов на валовой доход кафе «Оазис» 28
2.4 Пути увеличения валового дохода кафе «Оазис» 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

валовый доход ПОП.doc

— 606.50 Кб (Скачать)

     Одним из внешних факторов, оказывающих  влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной стратегии фирма либо стремится обеспечить себе лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. Последняя из стратегий является преобладающей. Стремясь поддерживать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуществляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

     Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара.

     Несмотря  на глубокую взаимосвязь, уровень торговой надбавки (наценки) далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и, наоборот — при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного питания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (наценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

     Существенное  влияние на размер валового дохода оказывает платежеспособный спрос  населения на потребительские товары. Чем выше его объем, тем больше качественных и дорогостоящих товаров будет приобретать население, тем выше будут доходы торговли и общественного питания от реализации товаров и продукции собственного производства.

     Складывающееся  на рынке соотношение спроса и  предложения предоставляет возможность дифференцированно подходить к определению уровня торговой надбавки (наценки). Рост спроса на товар (продукцию) при ограниченном его предложении позволяет установить более высокий уровень торговой надбавки (наценки) и сформировать значительную сумму валового дохода. При превышении предложения над спросом предприятиям торговли и общественного питания приходится снижать уровень торговой надбавки (наценки), иногда доводя ее до нижнего предела. Чем больше разница между объемом предложения и спросом, тем меньше возможностей для формирования необходимой суммы валового дохода.

     При определении уровня торговой надбавки (наценки) целесообразно учитывать  стадию жизненного цикла товара (продукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается минимальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответственно растет объем валового дохода.

     Наиболее  высокая торговая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем продажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопровождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

     Величина  валового дохода зависит от территориального расположения предприятий общественного питания относительно поставщиков и района деятельности. Более высокий уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается на тех предприятиях торговли и общественного питания, которые расположены дальше от поставщиков товаров и сырья. Это требует повышенных расходов по доставке. Дифференциация торговых надбавок (наценок) в зависимости от района деятельности предприятий общественного питания выражается в том, что на одни и те же товары (продукцию) могут устанавливаться торговые надбавки (наценки) разных уровней: более высокие — в престижных районах, меньшие — в обычных.

     В системе внутренних факторов, влияющих на формирование валового дохода, наиболее заметную роль играет товарооборот. Между  этими показателями существует прямая зависимость — рост объема товарооборота сопровождается ростом объема валового дохода и характеризует его с количественной стороны. Качественная характеристика валового дохода раскрывается при определении влияния фактора цен. Так, получение валового дохода только за счет роста цен косвенным образом свидетельствует о снижении объема продажи товаров в физических единицах и тем самым о потере предприятием общественного питания определенной доли потребительского рынка. Чем больше валового дохода получено за счет роста цен, тем ниже качество его формирования.

     Большое влияние на изменение объема валового дохода оказывает ассортиментная структура  товарооборота. Повышение в товарообороте  удельного веса товаров и товарных групп с высоким уровнем торговых надбавок ведет к росту валового дохода; при уменьшении их в товарообороте размер валового дохода снижается.

     На  предприятиях общественного питания  средний уровень наценки увеличивается  за счет роста в товарообороте  собственной продукции доли заказных, фирменных блюд.

    1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа валового дохода

     Анализ  валового дохода является составной  частью анализа финансовых результатов  деятельности торговых фирм.

     Цель  анализа - получение информации о  формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.

     Основная  цель анализа – поиск резервов роста валового дохода для обеспечения  большей финансовой устойчивости предприятий  общественного питания на рынке.

     Задачами  анализа валового дохода являются:

  • проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства;
  • изучение формирования структуры валового дохода в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;
  • выявление и количественное измерение факторов, оказывающих влияние на выполнение плана валового дохода и его динамику;
  • определение неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода;
  • осуществление контроля за выполнением плана направленного на своевременное выявление факторов, отрицательно повлиявших на формирование валового дохода.

     Основными материалами, используемыми для  анализа валового дохода, являются бухгалтерские, статистические данные и данные оперативного учета.

     Анализ  валового дохода производится в определенной последовательности.

     Анализ  степени выполнения плана и динамики изменения показателей валового дохода включает в себя изучение:

  1. изменение суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли.
  2. изменение среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации – в разрезе отдельных товаров (сырья). Проведение этого анализа дает представление о соотношении суммы получаемых доходов и объема закупаемых товаров (сырья).

     Важным  этапом анализа является изучение структуры  элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки): издержек и прибыли, позволяющей установить обоснованность ее уровня. Исследуется сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки (наценки) в разрезе отдельных товаров (сырья). В процессе анализа сформировавшегося размера торговой надбавки (наценки) определяются возможности снижения уровня текущих затрат за счет их экономии и намечаются мероприятия по повышению эффективности использования всех ресурсов в предстоящем периоде;

  1. показателей эффективности формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих преставление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объемом валового дохода и др.
  2. изменение структуры валового дохода, позволяющей оценить эффективность его формирования в зависимости от форм расчетов с поставщиками, так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу.

     На  втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и уровня валового дохода в предплановом периоде. 
 
 
 

     1.4 Методика и последовательность проведения анализа валового дохода по общему объему

     Измерение влияния состава и структуры  товарооборота осуществляется способом процентных чисел с применением  приема разниц. В процессе анализа выявляется доля фактора, участвующего в формировании среднего уровня и суммы валового дохода. Для этого используются данные анализа товарооборота по составу и его структуре.

     Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции).

     На  основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода, складывающимися при реализации товаров, закупленных у производителей и посредников, умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания. Завершающая стадия анализа — обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания. Третий этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объема товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях, покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).

     Немаловажное  значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный  анализ с работой лучшего однотипного  предприятия торговли и общественного  питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использования его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.

     На  основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его  резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных  форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара, проведения более эффективной ценовой политики, изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.

     Результаты  проведенного анализа используют в  качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период. 

     1.5 Прогнозирование валового дохода

     Планирование  валового дохода – составная часть  финансового планирования на предприятиях общественного питания.

     Целью планирования валового дохода является определение его необходимого объема в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

     Достижение  цели предполагает:

  1. осуществление глубокого анализа валового дохода, позволяющего оценить деятельность предприятий по его формированию;
  2. изучение рынка потребительских товаров и услуг для экономического обоснования их цены и входящей в нее торговой надбавки (наценки);
  3. выбор метода планирования валового дохода, определяемый целями развития предприятий;
  4. координацию плана валового дохода с другими планами хозяйственной деятельности: товарооборотом, издержками, прибылью;
  5. разработку управленческих решений, способствующих выполнению плана валового дохода;
  6. корректировку плана в связи с изменяющимися условиями деятельности предприятий на потребительском рынке товаров и услуг.

     Предпосылки планирования валового дохода на торговых предприятиях таковы:

    • прогнозируемые изменения законодательной базы, регулирующей отношения предприятий с государственными и местными органами власти по вопросам ценообразования;
    • разработанная ценовая политика предприятия на предстоящий период;
    • разработанный план реализации товаров (продукции) и закупки товаров (сырья).

Информация о работе Валовый доход