Валютный рынок. Инструменты хеджирования валютно-кредитных отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка. Составной частью финансового рынка является валютный рынок. Валютный рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купле-продаже иностранной валютой и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты валютного рынка и операций хеджирования…………………………………………………………...5
1.1 Понятие и характеристика валютного рынка………………………...5
1.2 Функции и операции валютного рынка………………………………8
1.3 Структура валютного рынка и его участники………………………15
1.4 Механизм хеджирования как способ страхования валютных рисков. Понятие хеджирования, инструменты хеджирования, типы хеджирования...24
2. Технологии организации валютных торгов на примере крупнейшей биржи России ММВБ…………………………………………………33
3. Особенности хеджирования валютно-кредитных отношений в России…………………………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………..47
Список использованных источников и литературы…………………....50

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 99.22 Кб (Скачать)

     В общем большинстве случаев хеджирование является классическим страхованием рисков изменения стоимости какого-либо актива. Применяется в тех случаях, когда субъект, владеющий активом, предполагает возможность развития негативной динамики в изменении  стоимости данного актива или  желает в настоящий момент зафиксировать стоимость актива без совершения операций на наличном рынке.

     Хеджирование  валютного риска - это защита средств  от неблагоприятного движения валютных курсов, которая заключается в  фиксации текущей стоимости этих средств посредством заключения сделок на валютном рынке. Хеджирование приводит к тому, что для компании исчезает риск изменения курсов, что дает возможность планировать деятельность и видеть финансовый результат, не искаженный курсовыми колебаниями, позволяет заранее назначить цены на продукцию, рассчитать прибыль, зарплату и т.д.

     В качестве хеджируемого актива может  выступать товар или финансовый актив, имеющийся в наличии или  планируемый к приобретению, продаже  или производству. Для совершения сделки инструмент хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные  изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением стоимости хеджирующего актива. На практике это означает, что оба  инструмента, участвующие в сделке должны быть максимально близкими по своим характеристикам, а также  изменение стоимости по таким  инструментам должно быть высоко коррелированным.

     Хеджирование  позволяет компаниям, подверженным валютному риску:

  • избежать финансовых потерь при неблагоприятном изменении валютного курса в будущем;
  • упростить для компаний процесс планирования основных финансовых показателей хозяйственной деятельности за счет возможности зафиксировать будущее значение валютного курса.

     Таким образом, хеджирование исключает или  существенно ограничивает для компаний валютные риски, являющиеся второстепенными  с точки зрения их основной (производственной или торговой) деятельности, но весьма существенными с точки зрения финансовых результатов этой деятельности /5/.

     Как правило, риски, возникающие в процессе деятельности организаций, закрываются с помощью производных финансовых инструментов.

     Условно инструменты хеджирования можно  разделить на две основные категории: биржевые и внебиржевые.

     Биржевые  инструменты хеджирования - это товарные фьючерсы и опционы на них. Торговля этими инструментами производится на специализированных торговых площадках (биржах); существенным моментом при  этом является то, что одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая  выполнение как продавцом, так и  покупателем, своих обязательств. Основным требованием к биржевым товарам  является возможность их стандартизации. К стандартизируемым товарам  относятся, в первую очередь, нефть  и нефтепродукты, газ, цветные и  драгоценные металлы, а также  продовольственные товары (зерновые, мясо, сахар, какао и т.п.).

     Достоинствами и недостатками биржевых инструментов являются:

     Достоинства

  • высокая ликвидность рынка (позиция может быть открыта и ликвидирована в любой момент)
  • высокая надежность - контрагентом по каждой сделке выступает расчетная палата биржи
  • сравнительно низкие накладные расходы на совершение сделки
  • доступность - с помощью средств телекоммуникации торговля на большинстве бирж может вестись из любой точки планеты

     Недостатки 

  • весьма жесткие ограничения на тип товара, размеры партии, условия и срок поставки

     Внебиржевые инструменты хеджирования - это, в  первую очередь, форвардные контракты  и товарные свопы. Сделки этих типов  заключаются напрямую между контрагентами  или при посредничестве дилера (например, дилера по свопам).

     Основными достоинствами и недостатками внебиржевых инструментов хеджирования являются:

     Достоинства

  • в максимальной степени учитывают требования конкретного клиента на тип товара, размер партии и условия поставки

     Недостатки 

  • низкая ликвидность - расторжение ранее заключенной сделкой сопряжено, как правило, со значительными материальными издержками
  • относительно высокие накладные расходы  
    существенные ограничения на минимальный размер партии  
    сложности поиска контрагента;
  • в случае заключения прямых сделок между продавцом и покупателем возникает риск невыполнения сторонами своих обязательств /2/.

     Стратегии хеджирования.

     Стратегия хеджирования - это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых  рисков.

     Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении цены "спот" и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара. Однако, как мы уже отмечали, это сходство не является совершенным. Изменчивость базиса влечет за собой остаточный риск, не устраняемый с помощью  хеджирования.

     Существует  два основных типа хеджирования - хедж покупателя и хедж продавца.

     Хедж  покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует  купить в будущем партию товара и  стремится уменьшить риск, связанный  с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей  цены приобретения товара является покупка  на срочном рынке фьючерсного  контракта, покупка опциона типа "колл" или продажа опциона  типа "пут".

     Хедж  продавца применяется в противоположной  ситуации, т.е., при необходимости  ограничить риски, связанные с возможным  снижением цены товара. Способами  такого хеджирования являются продажа  фьючерсного контракта, покупка  опциона типа "пут" или продажа  опциона типа "колл".

     Хеджирование  покупкой опциона типа "пут".

     Владелец  американского опциона типа "пут" имеет право (но не обязан) в любой  момент времени продать фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Купив опцион этого  типа, продавец товара фиксирует минимальную  цену продажи, сохранив за собой возможность  воспользоваться благоприятным  для него повышением цены. При снижении фьючерсной цены ниже цены исполнения опциона, владелец исполняет его (или продает), компенсируя потери на рынке реального товара; при повышении цены, он отказывается от своего права исполнить опцион и продает товар по максимально возможной цене. Однако, в отличие от фьючерсного контракта, при покупке опциона выплачивается премия, которая пропадает при отказе от исполнения.

     Гарантийного  обеспечения купленный опцион не требует.

     Таким образом, хеджирование покупкой опциона типа "пут" аналогично традиционному страхованию: страхователь получает возмещение при неблагоприятном для него развитии событий (при наступлении страхового случая) и теряет страховую премию при нормальном развитии ситуации.

     Хеджирование  продажей опциона типа "колл".

     Владелец  американского опциона типа "колл" имеет право (но не обязан) в любой  момент времени купить фьючерсный контракт по фиксированной цене (цене исполнения опциона). Т.о., владелец опциона может  исполнить его, если текущая фьючерсная цена больше цены исполнения. Для продавца опциона ситуация обратная - за полученную при продаже опциона премию он берет на себя обязанность продать  по требованию покупателя опциона фьючерсный контракт по цене исполнения.

     Гарантийный депозит по проданному опциону типа "колл", рассчитывается аналогично гарантийному депозиту на проданный  фьючерсный контракт. Т.о., эти две  стратегии во многом схожи; отличие  их заключается в том, что получаемая продавцом опциона премии ограничивает его доход по срочной позиции; в результате, проданный опцион компенсирует снижение цены товара на величину, не большую, чем полученная им премия.

     Типы  хеджирования

    1. Классическое (чистое) хеджирование

     Хеджирование  путем занятия противоположных  позиций на рынке реального товара и фьючерсном рынке. Первый вид хеджирования, который применялся торговцами сельскохозяйственной продукцией в Чикаго (США).

    1. Полное и частичное хеджирование

     Полное  хеджирование предполагает страхование  рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования полностью исключает возможные  потери, связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки.

    1. Предвосхищающее хеджирование

     Предвосхищающее хеджирование предполагает покупку  или продажу срочного контракта  задолго до заключения сделки на рынке  реального товара. В период между  заключением сделки на срочном рынке  и заключением сделки на рынке  реального товара фьючерсный контракт служит заменителем реального договора на поставку товара. Также предвосхищающее  хеджирование может применяться  и путем покупки или продажи  срочного поставочного товара и его  последующее исполнение через биржу. Данный вид хеджирования наиболее часто  встречается на рынке акций.

    1. Селективное хеджирование

     Селективное хеджирование характеризуется тем, что сделки на фьючерсном рынке и  на рынке реальных товаров различаются  по объему и времени заключения.

    1. Перекрестное хеджирование

     Перекрестное  хеджирование характеризуется тем, что на фьючерсном рынке совершается  операция с контрактом не на базовый актив рынка реального товара, а на другой финансовый инструмент. Например, на реальном рынке совершается операция с акцией, а на фьючерсном рынке с фьючерсом на биржевой индекс /6/.

     Таким образом, валютный рынок - это система устойчивых экономических и организационных отношений, связанных с операциями купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. Валютный рынок выполняет широкий набор функций и операций. Участниками валютного рынка являются внешнеторговые компании, коммерческие банки, центральный банк, инвестиционные фонды, брокерские компании, биржи, физические лица.

     Хеджирование  – механизм страхования предполагаемых финансовых потерь за счет колебания  курса валюты. Инструментами хеджирования являются форварды, фьючерсы, опционы, свопы. Из типов хеджирования различают классическое хеджирование, полное и частичное, предвосхищающее, селективное и перекрестное хеджирование. 
 
 
 
 
 

  1. ТЕХНОЛОГИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНЫХ ТОРГОВ НА ПРИМЕРЕ  БИРЖИ РОССИИ –  ММВБ.

     Московская  межбанковская валютная биржа —  одна из крупнейших универсальных бирж в России, странах СНГ и Восточной  Европы. Открыта в 1992 году. Фондовая биржа ММВБ - является ведущей российской фондовой биржей, на которой ежедневно  идут торги по акциям и корпоративным  облигациям около 600 российских эмитентов  с общей капитализацией почти 24 трлн. рублей. В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят около 650 организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиентами  которых являются более 490 тысяч  инвесторов.

     Группа  ММВБ – центральная инфраструктурная организация российского финансового  рынка, предоставляющая его участникам полный комплекс торговых, клиринговых, расчетных и депозитарных услуг  на базе интегрированной программно-технической  платформы международного уровня.

     Цели: построение инфраструктурного холдинга, обеспечивающего основные потребности российского финансового рынка в торговой, депозитарной, расчетной и клиринговой деятельности; удовлетворение потребностей эмитентов, инвесторов и участников рынка в полном комплексе услуг, обеспечивающих операции с финансовыми и иными активами; оптимизация издержек участников рынка; обеспечение прибыли и повышение капитализации группы с учетом системообразующего характера услуг ММВБ для российского финансового рынка.

Информация о работе Валютный рынок. Инструменты хеджирования валютно-кредитных отношений в России