Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:08, курсовая работа
цель работы – выявить влияние валютного курса рубля на экономику РФ и международные финансовые отношения.
В работе предполагается раскрыть следующие моменты:
- рассмотреть политику управления валютным курсом в РФ и эффекты девальвации рубля;
- проанализировать влияние изменений валютного курса рубля на экономику РФ в настоящее время;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Валютный курс рубля как объект управления.......................................5
1.1. Политика управления валютным курсом.......................................................5
1.2. Эффекты девальвации......................................................................................7
Глава 2. Влияние изменений валютного курса рубля на экономику РФ.........14
2.1. Выбор политики валютного курса................................................................14
2.2. Проблема выбора политики курсообразования...........................................19
Глава 3. Пути дальнейшего укрепления валютного курса рубля.....................25
3.1. Комплексная политика по минимизации валютных рисков......................25
3.2. Достаточность международных резервов....................................................27
Заключение.............................................................................................................29
Список литературы................................................................................................31
Проблема обесценения
рубля не фокусируется только на политике
управления валютным курсом и требуется
комплексный подход. Среди дополнительных
мер по финансовой стабилизации он особое
внимание уделил росту ставки рефинансирования,
которая приводит к «уменьшению доступности
кредитов для предприятий и населения,
что в свою очередь ведет к дальнейшему
сжатию кредитного рынка». Повышение ставки
рефинансирования по оценкам сенатора,
не стало действенным фактором, сдерживающим
инфляцию и препятствующим оттоку капитала
из страны.
Повышение волатильности
курса рубля требует экстренного принятия
ряда законопроектов, позволяющих легализовать
и развивать финансовые инструменты, защищающие
участников рынка от валютного риска,
а также использовать необходимую инфраструктуру
финансового рынка. В первую очередь, следует
ускорить работу над законопроектами
о производных финансовых инструментах
(срочных контрактах) и регулировании
клиринговой деятельности. Принятие первого
закона позволит развивать валютные деривативы
и их комбинации с другими инструментами
для перераспределения валютного риска
среди участников рынка. Закон «О клиринговой
деятельности» позволил бы наладить мультивалютный
клиринг, а также переложить риск невыполнения
обязательств по валютным операциям на
центрального контрагента. Названные
законопроекты необходимо рассматривать
как антикризисные и срочные, учитывая,
что они позволяют снизить чувствительность
банков, компаний и российской экономики
в целом к колебаниям курса рубля [2, с.
34].
Среди смежных предложений по минимизации валютного риска значатся конвертация валютных обязательств и управление краткосрочной ликвидностью в иностранных валютах. Обесценение рубля привело к усилению долгового бремени российских банков и компаний, имеющих задолженность перед нерезидентами. В частности, в рублевом выражении долговое бремя по платежам за 2009 г. возросло на 1,2 трлн. рублей, что сопоставимо с размерами государственной финансовой поддержки экономики. Согласно Федеральному закону от 13.10.2008 №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» Внешэкономбанк осуществляет рефинансирование обязательств отечественных заемщиков перед иностранными финансовыми институтами. Решения по условиям рефинансирования принимались, когда масштаб обесценения российского рубля был невелик. Для снижения дальнейших потерь корпораций и банков целесообразно предложить добровольную конвертацию обязательств в иностранной валюте перед Внешэкономбанком в обязательства, выраженные в российских рублях. С продолжением обесценения рубля вероятность невыполнения обязательств заемщиков перед Внешэкономбанком будет только расти. Это может критически отразиться как на финансовом положении самого Внешэкономбанка, так и привести к потере международных резервов России, за счет которых осуществлялось рефинансирование внешних обязательств [14].
Во избежание наращивания кредитными организациями активов в иностранных валютах Банк России в конце 2008 г. принял решение принимать денежные средства в долларах США и евро на свои счета. Это решение в определенной мере способствовало сокращению оттока капитала за рубеж, особенно в отношении иностранных дочерних банков. Однако на остатки по счетам в Банке России в иностранных валютах не начисляются процентные платежи и банки могут рассматривать эти счета как временное и невыгодное хранение средств. Для более эффективного управления краткосрочной валютной ликвидностью и сдерживания оттока капитала из страны Банку России целесообразно ввести дополнительные денежно-кредитные инструменты абсорбирования ликвидности. В частности, депозитные операции в евро и долларах США как операции постоянного действия под фиксированные процентные ставки на условиях «овернайт», неделя и месяц. А также аукционы облигаций Банка России в иностранных валютах для более гибкого управления ликвидностью. Эти меры положительно отразятся на статистике платежного баланса и вывоз капитала частным сектором.
3.2. Достаточность международных резервов
Международные резервы
денежных властей служат нескольким потенциальным
целям – интервенции для влияния на валютный
курс, поддержание доверия к национальной
валюте, платежей по внешнему долгу. Оптимальная
величина резервов рассчитывается исходя
из того, что резервы должны покрывать
денежную базу, трехмесячный импорт и
краткосрочный внешний долг. На начало
2009 г. оптимальный объем резервов достигал
$364 млрд. На первый взгляд, Россия обладает
избыточными международными резервами,
которые превышают $440 млрд. Однако следует
принять во внимание, что около половины
резервов не принадлежит Банку России
и не может использоваться для поддержания
курса рубля. Из внушительной суммы на
собственные резервные активы Банка России
приходится около половины резервов ($213
млрд.). Остальные $225 млрд. принадлежат
Минфину и служат для фискальных целей.
Резервный фонд призван обеспечивать
выполнение государством своих обязательств
в случае снижения поступлений нефтегазовых
доходов в федеральный бюджет, а Фонд национального
благосостояния необходим как механизм
пенсионного обеспечения на длительную
перспективу. Эти резервы не могут быть
использованы на валютные интервенции
[14].
Остающиеся в распоряжении Банка России резервы существенно ниже оптимальной величины. Это означает, что в случае угрозы системного кризиса центральный банк будет не в состоянии выполнить свою главную задачу по Конституции - защиту и обеспечение устойчивости рубля. Падение резервов может быть остановлено двумя способами. Во-первых, вернуться к норме валютного регулирования, действовавшей до конца 2006 г. - обязательной продаже части валютной выручки. Во-вторых, эмитировать валютные обязательства Банка России (депозиты или облигации). Они могут быть проданы отечественным банкам, имеющим избыток валютной ликвидности или зарубежным центральным банкам, что уровень суверенного рейтинга России еще позволяет сделать.
Некоторые специалисты полагают, что проблема
недостатка международных резервов преувеличена.
Информация о договорных отношениях, между
Минфином РФ и Банком России, которые определяют,
каким образом центральный банк обслуживает
валютные активы Минфина РФ и какие у него
обязательства, публично не раскрыта.
Если у Банка России имеются валютные
обязательства перед Минфином РФ, это
создает определенную сложность для валютных
интервенций. Тем не менее, часть валютных
активов Минфина РФ может быть использована
на поддержание курса рубля. Для покрытия
бюджетного дефицита и дополнительной
капитализации банков потребуется продать
валютные активы, что способно временно
укрепить рубль. Кроме того, нефинансовый
сектор зарезервировал за рубежом по различным
оценкам $50-60 млрд., что может быть использовано
на погашение внешних долгов. В результате
резервы Банка России окажутся невостребованными.
Однако информация о собственниках иностранных
активов не раскрывается, в результате
невозможно оценить, зарезервированы
ли эти средства должниками или нет.
Заключение
Одной из причин нестабильности рубля
выступает трансграничное движение краткосрочного
капитала. В частности, давление на рубль
в 2008 г. во многом было обусловлено выводом
нерезидентами капиталов с отечественного
фондового рынка. Повысить устойчивость
курса рубля к внешним шокам позволяет
контроль над движением капитала. Кроме
того, он может способствовать самостоятельной
денежно-кредитной политике, ориентированной
на внутриэкономические задачи, и обезопасит
рынок от инфляционного давления, когда
капитал начнет возвращаться в страну.
Международные финансовые организации
допускают применение развивающимися
странами и государствами с переходной
экономикой контроля над притоком капитала
в страну для регулирования его волатильности
и размеров. Международный опыт свидетельствует
о различной эффективности контроля над
движением капитала. Россия уже обладает
определенным опытом регулирования капитала.
В 2004-06 гг. Банк России применял резервирование
по валютным операциям. Однако объемы
движения капитала были несущественными
и меры не имели значительного результата.
Отмена контроля имела отрицательные
последствия для экономики: приток нерегулируемого
иностранного капитала привел к избыточному
денежному предложению, возникновению
«мыльного пузыря» на фондовом рынке и
проблемам с инфляцией [15].
Сегодня Банк России в письмах рекомендует кредитным организациям поддерживать средний остаток иностранных активов, совокупную величину чистой валютной балансовой позиции, длинную валютную балансовую позицию на уровнях, сложившихся до 2009 г. Нарушение «рекомендаций» влечет за собой санкции в виде сокращения лимитов по кредитам Банка России без обеспечения. Представляется правильным заменить директивный подход рыночным, который мог бы предусматривать одновременное введение норматива обязательных резервов (резервных требований) по активам в иностранной валюте, а также норматива, балансирующего иностранные активы и иностранные пассивы. В случае превышения иностранных активов над иностранными пассивами по чистой валютной позиции (активам) начинает действовать обязательный норматив резервирования. Резервирование может осуществляться в иностранной валюте на счетах в Банке России, что будет оказывать ограничительный эффект на валютную позицию банков.
Кризисная ситуация, которая сложилась в мире и в нашей стране, должна предполагать и антикризисные подходы к ее решению: «невозможно плыть в лодке, предназначенной для озера, в бушующее море или океане». Показателен пример самих Соединенных Штатов, которые радикально быстро, будучи всегда радетелями невмешательства государства, свободного рынка и саморегулирования, в несколько месяцев поменяли свой подход. И нам следует быть столь же практически сориентированными, как того требуют реалии.
В то же время рано или поздно эффективность
валютных ограничений слабеет и их следует
рассматривать исключительно как временную
меру, необходимую для защиты экономики
на период финансовой нестабильности.
Контроль позволит снизить спекулятивное
давление на валютный курс и обеспечить
относительно автономное функционирование
финансовых рынков. Представляется необходимым
ввести рыночные методы регулирования
движения краткосрочного капитала в форме
прямого или косвенного налогообложения.
К ним относятся резервирование для резидентов
по валютным обязательствам, различающееся
в зависимости от срочности обязательств;
требование наличия минимального рейтинга
для заимствования за рубежом; резервирование
для нерезидентов, осуществляющих краткосрочные
вложения на отечественном рынке; резервирование
по валютным активам, не связанным с финансированием
торговых операций.
Список
литературы