Валютные ограничения и их использование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:18, реферат

Описание работы

История валютной политики Республики Беларусь — по сути дела, это хронология валютных ограничений, интенсивность которых на протяжении всего пути изменяла свою силу, но основной тенденцией все же было заметное уменьшение числа этих ограничений. В период становления экономики и финансовой системы страны, а также формирования профессионального финансово-экономического менеджмента ограничения являлись основным инструментом валютной политики государства.

Содержание

Валютные ограничения и международный опыт их применения …….. 4
Этапы развития валютных ограничений в РБ…………………………... 9
Валютные ограничения в законодательстве РБ на современном этапе.. 19
Список использованных источников……………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 156.50 Кб (Скачать)
  • снижение за три квартала 2006 г. золотовалютных резервов на 141,3 млн. долл. США;
  • наличие дефицита по счету текущих операций (на 01.12.2006 - 824 млн. долл. США) [5, c. 54].

     По  внутреннему обороту валютных ценностей  установлен список товаров, услуг, реализуемых физическим лицам за иностранную валюту. В данный перечень включены следующие товары и услуги: нефтепродукты, авиа и железнодорожные билеты, туристические и страховые услуги, розничная торговля в магазинах беспошлинной торговли.

     Сложившаяся ситуация предполагает, с одной стороны, вовлечение в финансовый оборот страны от физических лиц дополнительных ресурсов в иностранной валюте, с другой -- сохранение достаточно высокого спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц в условиях низкой инфляции и стабильно прогнозируемого курса белорусского рубля. В данном случае в ближайшей перспективе необходимо осуществлять мероприятия по сокращению расчетов в иностранной валюте внутри страны с одновременным повышением доверия резидентов к национальной валюте, а также создание финансовых механизмов, позволяющих расширить использование национальной валюты внутри страны с целью извлечения дохода.

     Проведенный анализ валютных ограничений, применяемых  в Республике Беларусь, позволяет  сделать некоторые промежуточные выводы.

     Во-первых, устанавливаемые валютные ограничения (с момента их введения и по настоящее  время) не решили полностью проблему отрицательного сальдо торгового баланса  страны и дефицита счета текущих  операций.

     Во-вторых, отсутствие в течение почти 5 лет валютных ограничений по притоку капитала не привело к улучшению состояния капитального счета платежного баланса.

     В-третьих, действующие валютные ограничения, связанные с оттоком капитала из страны, способствуют сохранению макроэкономической стабильности в РБ.

     В связи с этим РБ, устанавливая либо отменяя ограничения по валютным операциям, должна исходить, прежде всего, из текущего состояния национальной экономики.

     Валютные  ограничения, применяемые Нацбанком  в настоящее время по счету  капитальных операций и финансовому счету, не только соответствуют уровню развития финансового рынка, но и способствуют при осуществлении резидентами внешнеэкономических операций минимизации рисков, которые, в свою очередь, могут оказать негативное влияние на макроэкономические показатели государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ  В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 

        РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  

     В Республике Беларусь еще в 2006 г. наметилась устойчивая тенденция к отмене валютных ограничений, и этому способствовала динамика экономического развития страны. Рубль укреплялся, заработная плата росла, увеличивалась платежеспособность населения, получившего более широкий и свободный доступ к относительно недорогим потребительским кредитам и т.п.

     Однако  макроэкономическая ситуация существенно изменилась в начале 2007 г. вследствие введения Российской Федерацией новых условий купли-продажи энергоресурсов, заключающихся в повышении экспортной пошлины на нефть и цены на поставляемый газ.

     Последовавший далее мировой финансовый кризис, начавшийся весной 2007 г. Только усугубил ситуацию на мировых ранках, включая валютный. Многие западные были вынуждены применить меры, направленные на борьбу с ним. Центральные банки многих западноевропейских государств снизили ставку рефинансирования (США до 1%, ЕЦБ до 3.75%), РФ в целях поддержания курса рубля и предотвращения роста инфляции в экономике повысила ставку до 13%. Белорусским Национальным банком ставка была повышена на 0,25 процентного пункта до 11% 11 ноября 2008 г. [4].

     В такой ситуации была невозможна дальнейшая либерализации валютного законодательства РБ. Давление на внутренний валютный рынок  страна ощутила незамедлительно, поэтому  опасность его обвала вынудила ввести некоторые новые валютные ограничения.

     Одна  из них касалась порядка проведения авансовых платежей. Так, 12 февраля 2007 г. Национальным банком были внесены изменения в Инструкцию по осуществлению авансовых платежей по внешнеторговым договорам, утвержденную постановлением Правления Национального банка 28.08.2003 № 153, в результате чего лимит авансовых платежей в пользу одного нерезидента уменьшился с 3 млн. до 500 тыс. долл. США. Данное изменение было направлено на предотвращение оттока иностранной валюты из страны и для поддержания стабильности внутреннего валютного рынка [7, c. 54].

     В 2008 году постановлением Нацбанка РБ от 4 июня 2008 г. № 69 «О внесении изменений  в Правила проведения валютных операций»  были внесены поправки в постановление  Правления Нацбанка «Об утверждении  правил проведения валютных операций» от 30 апреля 2004 г. N 72. Данные изменения коснулись:

  • порядка осуществления субъектами валютных операций (кроме банков) валютных операций, связанных с движением капитала;
  • порядка осуществления банками валютных операций, связанных с движением капитала [6].

     Но  наиболее кардинальные изменения в  сфере валютных ограничений в  РБ были ведены с принятием постановление  Правления Нацбанка «О порядке осуществления  расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. № 165.

     Данным законодательным актом запрещено проведение импортером платежа в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг. Фактически введен запрет на авансовый платеж в пользу нерезидента по обязательствам внешнеторгового контракта [6].

     Исключением из данного правила являются внешнеторговые договоры по которым у импортера  имеется разрешение Нацбанка РБ, подписанное  Председателем Правления Нацбанка либо его заместителем. Для получения разрешения Нацбанка, импортер представляет в Нацбанк ходатайство Совета Министров РБ с обоснованием необходимости получения данного разрешения. Таким образом, количество предприятий работавших по авансовой форме расчетов, резко сократится. Так как нормами данного акта оговаривается, что Банк Республики Беларусь обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если условия проведения платежа импортера не соответствуют предписаниям настоящего постановления [6].

     Можно отметить, что вероятными предпосылками данного постановления явились как внутренние (отрицательное сальдо торгового баланса в 2944,2 млн. долл. в 2007 г.), так и внешние (финансовый кризис и кризис ликвидности в мировой экономике) [6].

     В заключении хотелось бы отметить, что противоречивая природа валютных ограничений на данном этапе развития экономики РБ все же содержит больше негативных моментов для развития свободного рынка. В достижении положительного эффекта главный упор должен делаться на экономические стимулы, а не на административные, а для этого необходимо создавать благоприятные условия, чтобы юридическому или физическому лицу было выгоднее соблюдать законы, чем изобретать хитроумные способы обхода действующих запретов и ограничений. 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

     1 Колыпаев, В.А. Международные валютные отношения. Интеграция Беларуси в смировую валютную систему.[Текст] : учеб.пособие для вузов/ В.А. Колыпаев. - Мн.: Равноденствие, 2003. 179 с.

     2 Крахмалев, С.В. Современная банковская практика проведения международных платежей. [Текст] : учеб.пособие для вузов/ С.В. Крахмалев. - М.: ГроссМедиа, 2008. 208 с. 10.

     3 Меленчук, О.В. Современные платежные системы .[Текст] : учеб. пособие для вузов/ О.В. Меленчук, А.С. Обаева.- Иваново: ИХТУ, 2007. 65 с.

     4 Официальный сайт Национального Банка РБ [Электронный ресурс].- Минск, 2008. - Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа 10.10.2011.

     5 Пищик, И. Состояние и перспективы развития платежной системы [Текст] / И. Пищик // Банковский вестник. - 2006. № 3. С. 5-54

     6 Официальный сайт системы СHIPS [Электронный ресурс]/Статистика работы системы CHIPS. – Минск,2008. Режим доступа: http://chips.org/about/pages/001221.php. - Дата доступа: 10.10.2011.

     7 Платежная система в Республике Беларусь [Текст] // Банковский вестник. - 2001. Специальный выпуск № 31/180. С. 14-17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Валютные ограничения и их использование в Республике Беларусь