Валютные ограничения и их использование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:18, реферат

Описание работы

История валютной политики Республики Беларусь — по сути дела, это хронология валютных ограничений, интенсивность которых на протяжении всего пути изменяла свою силу, но основной тенденцией все же было заметное уменьшение числа этих ограничений. В период становления экономики и финансовой системы страны, а также формирования профессионального финансово-экономического менеджмента ограничения являлись основным инструментом валютной политики государства.

Содержание

Валютные ограничения и международный опыт их применения …….. 4
Этапы развития валютных ограничений в РБ…………………………... 9
Валютные ограничения в законодательстве РБ на современном этапе.. 19
Список использованных источников……………………………………….. 21

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

     Одной из наиболее часто применяемых в 70-80-х гг. XX века развитыми странами (например, Германией, Японией, Францией, Голландией, Швейцарией, Италией) форм валютных ограничений была обязательная продажа государству валютной выручки, полученной при расчетах по экспортным операциям в строго оговоренные сроки [2, c. 7].

     Другой  наиболее распространенной формой валютных ограничений являлся запрет па инвестиции нерезидентов и продажу национальных ценных бумаг нерезидентам (например, в Германии, Японии, Франции, Швеции).

     Многие  развитые страны применяли также  форму валютных ограничений, предусматривающую  запрет или предварительное разрешение на открытие валютных счетов за границей (Франция, Италия, Дания, Канада, Голландия, Япония).

     Еще одна из форм валютных ограничений, применяемая развитыми странами, - лимитирование денежных переводов физических лиц. Так, в Германии контролировались денежные переводы физических лиц свыше 2000 немецких марок (как поступления из-за границы, так и перечисления за границу). В Японии подвергались контролю денежные переводы свыше 5 млн. иен.

     В настоящее время в развитых индустриальных странах валютные ограничения по счету текущих операций, по капитальному счету и по внутреннему обороту валютных ценностей отменены. 

     В развивающихся странах широко использовались валютные ограничения по обязательной продаже государству части валютной выручки (например, в Бразилии, Венесуэле, Малайзии, Таиланде).

     Страны  с переходной экономикой на стадии становления собственной денежно-кредитной  и валютной политики в 90-е гг. прошлого столетия активно применяли различные  формы валютных ограничений [2, c. 8].

     Так, в Румынии и Чехии на протяжении нескольких лет действовали количественные ограничения на покупку валюты населением. В Румынии одно физическое лицо - резидент в течение года имело право купить не более 500 долл. США. В Чехии одно физическое лицо - резидент в течение года могло приобрести иностранную валюту в сумме, которая была эквивалентна 7500 крон в 1992 г., 10 000 крон - в 1993 г., 15 000 крон - в 1994 г., 100 000 крон - в 1995 г. [2, c. 8].

     Румыния, Чехия и Венгрия применяли  форму валютных ограничений в  виде запрета либо разрешительной процедуры на открытие валютных счетов за границей.

     Распространенными формами валютных ограничений являлись запреты (установление лимита) на осуществление  прямых инвестиций резидентов во внешнюю  экономику и краткосрочных портфельных  инвестиций, то есть приобретение ценных бумаг резидентами у нерезидентов (например, в Польше, Венгрии, Чехии).

     Как показывает зарубежный опыт, отмене валютных ограничений по капитальному счету  должно предшествовать достижение макроэкономической стабильности посредством, прежде всего, жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также создание в стране благоприятного инвестиционного климата.

     В большинстве стран отмена валютных ограничений (в данном случае по оттоку капитала из страны) начиналась с операций, наиболее важных для обеспечения производственной деятельности, и лишь затем распространялась на операции, которые могли быть связаны с движением краткосрочного спекулятивного капитала. Так, прямые иностранные инвестиции разрешались раньше, чем портфельные, а товарные и коммерческие кредиты - раньше, чем финансовые кредиты. Снятие ограничений по операциям с акциями проходило раньше, чем по операциям с долгосрочными облигациями. При этом возможность контроля за инструментами финансового рынка сохранялась как можно дольше. Наконец, в последнюю очередь разрешалось открытие счетов резидентов в банках-нерезидентах.

     В целом в первую очередь отменялись ограничения на валютные операции юридических  лиц, и лишь затем - физических лиц, так  как считалось необходимым, прежде всего, обеспечить доступ национальных предприятий на иностранные рынки капитала. Принимались во внимание также задачи налогового контроля и сбора статистической информации: гораздо сложнее отследить многочисленные мелкие операции физических лиц, чем более крупные операции предприятий.

     2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ  В   

        РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     В процессе создания собственной валютной системы Республика Беларусь столкнулась  с проблемами, связанными с неуравновешенностью  платежного баланса, который характеризовался дефицитом торгового баланса в последнее десятилетие (исключением является 2005 г.), низким уровнем золотовалютных резервов и снижением курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

     В течение 16 лет Республика Беларусь применяла различные формы ограничений по валютным операциям текущего характера, по валютным операциям, связанным с движением капитала, и по внутреннему обороту валютных ценностей.

     Можно выделить пять основных этапов применения в Республике Беларусь различных форм валютных ограничений:

     I этап - апрель 1992-го - март 1995 г.;

     II этап - апрель 1995-го - март 1996 г.;

     III этап - апрель 1996-го - июнь 2001 г.;

     IV этап - июнь 2001 -го - октябрь 2003 г.;

     V этап - ноябрь 2003 -го и по настоящее время [3, c. 51].

     Первый этап применения государственными органами валютных ограничений в Республике Беларусь, началом которого явилось принятие постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 20.03.1992 № 1538 X11 "О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", сопровождался формированием валютного законодательства.

     Одно  из требований данного постановления  касалось открытия субъектами хозяйствования счетов за пределами Республики Беларусь только при наличии лицензии Национального банка. Установление валютного ограничения по счетам, открываемым субъектами хозяйствования за границей, явилось первым валютным ограничением, примененным в Республике Беларусь.

     В соответствии с данным постановлением Национальный банк утвердил положение от 13.07.1992 № 18 "О временном порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", которое определило не только принципы осуществления валютных операций, но и ввело ограничения на использование иностранной валюты на территории РБ.

     Одновременно  с установлением рыночной котировки  белорусского рубля в конце 1993 г. был введен режим "свободного плавания", который продлился до февраля 1995 г., и Национальный банк впервые применил валютные ограничения которые распространялись на валютные операции:

  • проводимые по рублевым счетам нерезидентов в банках-резидентах;
  • касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
  • связанные с установлением лимитов по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей:
  • физических лиц в части количественного ограничения ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты. а также ее использованием в соответствии с законодательством;
  • связанные с возможностью приобретения на Межбанковской валютной бирже иностранной валюты;
  • связанные с движением капитала (только с разрешения Национального банка).

     Надо  отметить, что одним из значимых валютных ограничений являлось проведение субъектами хозяйствования обязательной продажи 20 % валютной выручки, установленное органами государственного управления с января 1993 г.. В 1994 г. норма обязательной продажи была увеличена с 20 до 50 %. Причем данный норматив применялся не к валютной выручке, а к поступлениям на счета субъектов хозяйствования свободно- конвертируемой валюты [3, c. 52].

     Проводимая  в Республике Беларусь в 1993--1994 гг. валютная политика с учетом применяемых валютных ограничений не смогла предотвратить  ни рост инфляции (индекс потребительских  цен в 1993 г. составлял 2 096,6 %, а в 1994 г. - 2 059,9 %), ни обесценение белорусского рубля (за 1993 год обменный курс бел. рубля к доллару США снизился более чем в 13 раз, за 1994 г.- более чем в 15 раз) [3, c. 52].

     Второй  этап применения валютных ограничений  начался в апреле 1995 года, когда Национальный банк во избежание дальнейшей девальвации белорусского рубля перешел к фиксированному курсу белорусского рубля (11 500 бел. руб. за 1 долл. США), существенно ужесточил денежно-кредитную политику, элементами которой являлись:

  • установление положительной ставки рефинансирования с одновременной увязкой минимальных процентных ставок банков по срочным депозитам с текущей ставкой рефинансирования;
  • увеличение нормы резервных требований по рублевым депозитам с 5,5 % в марте до 15 % в июле 1995 г., по валютным депозитам -до 10 %;
  • увеличение минимальной величины УФ банков;
  • сжатие кредитной эмиссии, покрывающей дефицит государственного бюджета [3, c. 52].

     Принятие  данных требований способствовало установлению финансовой стабилизации, правда, на короткий срок, поскольку в реальном секторе экономики не были проведены необходимые реформы (сохранена система дотаций предприятий, в том числе и убыточных; отсутствовал взвешенный подход к разгосударствлению предприятий в целях привлечения в экономику дополнительных финансовых ресурсов и так далее).

     Одним из элементов валютной политики являлось сокращение с января 1995 г. расчетов в иностранной валюте в розничной  торговле и оказании услуг гражданам  на территории Республики Беларусь. При  этом была осуществлена попытка свести до минимума расчеты в иностранной валюте в розничном товарообороте (в дальнейшем Национальный банк восстановил расчеты в сфере розничной торговли и оказания услуг за иностранную валюту, что частично имеет место и в настоящее время). С целью уменьшения спроса на иностранную валюту со стороны Национального банка были введены валютные ограничения. Национальный банк запретил нерезидентам покупать свободно-конвертируемую валюту с рублевых счетов типа "Н", а с ноября 1995 г. купля-продажа долларов США, немецких марок и российских рублей была переведена на Межбанковскую валютную биржу (далее - МВБ), при этом был усилен контроль государства за данными операциями.

     Данные  меры не могли кардинально улучшить ситуацию на валютном рынке, поскольку  фиксированный курс белорусского рубля поддерживался в условиях отрицательных процентных ставок, роста кредитной эмиссии и высокой инфляции, которая составила 244 % за 1995 г. [2, c. 16].

     В начале 1996 г. белорусские предприятия, импортирующие сырье, материалы, комплектующие, необходимые для производства, а также готовую продукцию для реализации населению страны, начали испытывать трудности с приобретением иностранной валюты на Межбанковской валютной бирже, что привело к снижению курса белорусского рубля на внутреннем валютном рынке (18 000 бел. руб. за 1 долл. США - при проведении безналичных расчетов, 15 000 бел. руб. за 1 долл. США - на наличном рынке, 11 500 бел. руб. за 1 долл. США - официальный курс Национального банка) [2, c. 22].

     Наличие разных валютных курсов на всех сегментах валютного рынка способствовало установлению множественности курсов в Республике Беларусь.

     Постоянно увеличивающийся спрос на иностранную  валюту, наличие дефицита внешней  торговли (за I квартал 1996 г. - 498,5 млн. долл. США) побудили финансовые власти к ужесточению валютной политики с введением очередных валютных ограничений, выражающихся в следующем:

  • установление 100 % обязательной продажи валюты на МВБ;
  • введение предварительного бронирования банками белорусских рублей на счете МВБ, открытом в Национальном банке;
  • установление 10 % сбора с покупателей валюты на МВБ с одновременным перечислением этих средств в фонд поддержки экспортеров;
  • установление нижней и верхней границ колебаний обменного курса белорусского рубля (валютный коридор);
  • запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте юридическим лицам;
  • осуществление операций с наличной валютой в рамках валютного коридора;
  • установление Министерством экономики перечня продукции, на закупку которой в первую очередь должны выделяться валютные средства [3, c. 53].

     Используя вышеперечисленные ограничения, органы государственного управления в апреле 1996 г. приступили к планомерной девальвации  белорусского рубля в рамках установленного валютного коридора (11300-13100 бел. руб. за 1 долл. США) и перешли к третьему этапу применения валютных ограничений.

     Во  втором полугодии 1996 г. был предпринят ряд мер, связанных с отменой  и ослаблением некоторых валютных ограничений. Прежде всего верхняя граница валютного коридора была установлена на уровне 15 500 бел. руб. за 1 долл. США, норма обязательной продажи была уменьшена наполовину (до 50 %), отменен 10 % сбор с резидентов, приобретавших иностранную валюту на МВБ. Банки вновь могли выдавать кредиты юридическим лицам в иностранной валюте, а также продавать юридическим лицам валюту, купленную у населения через обменные пункты валют [3, c. 53].

Информация о работе Валютные ограничения и их использование в Республике Беларусь