Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:18, реферат
История валютной политики Республики Беларусь — по сути дела, это хронология валютных ограничений, интенсивность которых на протяжении всего пути изменяла свою силу, но основной тенденцией все же было заметное уменьшение числа этих ограничений. В период становления экономики и финансовой системы страны, а также формирования профессионального финансово-экономического менеджмента ограничения являлись основным инструментом валютной политики государства.
Валютные ограничения и международный опыт их применения …….. 4
Этапы развития валютных ограничений в РБ…………………………... 9
Валютные ограничения в законодательстве РБ на современном этапе.. 19
Список использованных источников……………………………………….. 21
Частичная либерализация не позволила стабилизировать валютный рынок, поскольку одной из основных причин его дестабилизации являлось эмиссионное кредитование экономики, которое оказывало существенное влияние на валютный курс. Так, в IV квартале 1996 г. спрос импортеров на покупку валюты на МВБ для удовлетворения заявок под критический импорт превысил ее предложение предприятиями-экспортерами и банками почти в 17 раз. В 1997 г. ситуация на валютном рынке не изменилась [3, c. 54].
Особенность проведения валютной политики выражалась в следующем:
Национальный банк в целях уменьшения спроса на наличном рынке иностранных валют с февраля 1997 г. ввел ограничение на продажу наличной иностранной валюты, эквивалентной 500 долл. США на одно физическое лицо [2, c. 24].
Для устранения разрыва между официальным и рыночным курсом белорусского рубля Национальный банк в течение 1997 г. осуществил его девальвацию почти в 2 раза (на 1 января 1997 г. - 15 500 бел. руб. за 1 долл. США. а на 31 декабря 1997 г. - 30 740 бел. руб.за 1 долл. США), что позволило сократить разрыв с котировками на внешних рынках с января по декабрь с 68 до 37 % [7, c. 51].
Однако
девальвационные меры не принесли экономического
эффекта для предприятий-
Проведение в 1997 г. более гибкой валютной политики существенно не улучшило экономическое состояние страны. Одной из основных причин являлась продолжающаяся денежная эмиссия, которая вызвала в стране инфляцию (ИПЦ составил 163.1 %, что на 17,2 % пункта больше, чем в 1996г.) [7, c. 51].
При крайне высоких показателях инфляции процентные ставки имели отрицательные значения, при которых потери населения и субъектов хозяйствования по депозитам в белорусских рублях составили 13,7 трлн. бел. руб. Данная ситуация способствовала нарастанию в стране инфляционных и девальвационных ожиданий населения и предприятий, которые проявились в последующем.
В начале 1998 г. Национальный банк прибегнул к незначительной либерализации валютного рынка путем отмены валютных ограничений для банков-нерезидентов, имеющих рублевые корсчета в банках-резидентах и через них осуществляющих покупку иностранной валюты. В связи с отменой данного валютного ограничения повысился спрос на иностранную валюту, что, в свою очередь, отразилось на увеличении разницы между официальным и рыночным курсами (в феврале - 9700 бел. руб., в марте - 4 300 бел. руб., или прирост более 40 %) [7, c. 51].
Также Национальный банк ужесточил ограничение на продажу наличной иностранной валюты в сумме, эквивалентной 200 долл. США на одно физическое лицо. Был установлен порядок, при котором экспорт белорусской продукции должен был оплачиваться только в СКВ и в российских рублях.
Серьезным образом на развитие валютных отношений в Республике Беларусь повлиял августовский финансовый кризис в России, в результате которого произошла девальвация российского рубля к доллару США более чем в 3 раза. На фоне мгновенной девальвации многие российские предприятия стали неплатежеспособны, что автоматически отразилось сокращением белорусского экспорта в Россию.
Создавшаяся к началу 1999 г. ситуация характеризовалась проблемами в части возврата валютной выручки в Республику Беларусь, невозможностью полного удовлетворения спроса импортеров на иностранную валюту на валютном рынке, что обусловило создание параллельных валютных рынков и увеличение разницы между официальным курсом белорусского рубля и его котировками на различных сегментах валютного рынка. Кроме того, в условиях гиперинфляции (прирост ИПЦ за год составил 240,5 %) большое давление на валютный рынок оказывал растущий спрос на иностранную валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования [7, c. 51].
В связи с этим первоочередными задачами валютной политики являлись:
Для выполнения обозначенных целей необходимо было решить следующие задачи:
В начале 2000 г. кардинальных перемен на валютном рынке не произошло. По-прежнему на различных сегментах рынка существовала собственная котировка курса белорусского рубля (на основной сессии МВБ, на дополнительной сессии МВБ, на межбанковском рынке, в пунктах обмена валют), количественные параметры которого находились в пределах от 320 000 до 900 000 бел. руб. за 1 долл. США.
В целях выравнивания котировок курса белорусского рубля, устанавливающихся на различных сегментах валютного рынка, Национальный банк начал планомерную ускоренную девальвацию официального курса белорусского рубля, которая за первое полугодие 2000 г. составила 211 % (за весь год - 369 %) [7, c. 53].
В сентябре 2000 г. был осуществлен переход к единому валютному курсу, что явилось одним из важных общих достижений денежно-кредитной и экономической политики в целом. Выравнивание курса белорусского рубля положительно отразилось на увеличении предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования на внутреннем валютном рынке. Обязательная продажа валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже и поступление валютной выручки увеличились в 2000 г. по сравнению с 1999 г. более чем в 2 раза [7, c. 53].
Валютная политика в 2001 г. была сконцентрирована на стабилизации валютного курса посредством воздействия на него инструментами денежно-кредитной политики (ставка рефинансирования, процентные ставки по депозитно-кредитным операциям, резервные требования и др.).
Национальный
банк, продолжая дальнейшую либерализацию
в сфере валютного
С 1 июля 2001 г. вступили в силу Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденные постановлением Правления Национального банка от 28.04.2001 №100.
Данным документом Национальный банк утвердил перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые можно было осуществлять без разрешения Национального банка (например, расчеты по договорам финансовой аренды; операции на первичном и вторичном рынке с. ценными бумагами, эмитированными резидентами; реинвестирование в уставный фонд нерезидента, а также репатриация инвестиций и другие операции). Тем самым Национальный банк начал либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.
Кроме того, в июне 2001 г. Национальный банк снял запрет на покупку иностранной валюты нерезидентами с оплатой в белорусских рублях с рублевых счетов типа "Т" и корреспондентских счетов банков- нерезидентов, открытых в банках Республики Беларусь.
Устранение данного валютного ограничения дало нерезидентам свободный доступ к рублевым и валютным ресурсам на всех сегментах валютного рынка. Данная мера позволила Республике Беларусь присоединиться к статье VIII Статей Соглашения МВФ, и тем самым белорусский рубль был признан валютой, конвертируемой по текущим операциям платежного баланса.
С отменой валютных ограничений но текущим операциям платежного баланса начался четвертый этап применения Национальным банком валютных ограничений.
Поддержание
реальных процентных ставок на депозитно-кредитном
рынке на положительном уровне, ограничение
денежного предложения
Валютная политика в 2002 г. была ориентирована на обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса. Для выполнения поставленной задачи был обеспечен свободный перелив денежных средств между различными сегментами валютного рынка, не допускалось функционирования системы множественности валютных курсов, дискриминационной практики конвертируемости национальной валюты, принадлежащей нерезидентам.
Особенностью проведения валютной политики в 2003 г. стало принятие Закона Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле". Данным документом были обобщены нормы валютного законодательства, а также сделан шаг в сторону дальнейшей либерализации валютных операций, связанных с движением капитала, который заключался в переходе от разрешительного регламента проведения данных операций к регистрационному и уведомительному порядку (начало пятого этапа действия валютных ограничений в Республике Беларусь) [7, c. 54].
В соответствии с вышеупомянутым Законом Национальным банком были разработаны Правила проведения валютных операций, которые вступили в силу с июля 2004 г. Данным документом предусматривалось четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения Национального банка. Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений.
В разрешительном режиме осуществляются следующие валютные операции:
Из представленного перечня видно, что Национальным банком установлены ограничения валютных операций капитального характера, связанные в основном с оттоком капитала из Республики Беларусь.
Валютные операции, связанные с движением капитала, не вошедшие в перечень операций разрешительного и регистрационного порядка, осуществляются резидентами в уведомительном порядке. Тем самым Национальный банк продолжил целенаправленную либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.
Кроме
того, резиденты получили право свободно
открывать счета в банках-
С 1 января 2005 г. был введен уведомительный порядок открытия юридическими лицами (кроме банков) счетов в национальных валютах в банках государств - участников ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Республика Узбекистан) для содержания своих представительств без разрешения на осуществление коммерческой деятельности [5, c. 11].
В 1 квартале 2006 г. Нацбанк внес изменение в законодательство в части проведения валютно-обменных операций, связанный с покупкой-продажей физическим лицом иностранной валюты в сумме не превышающей эквивалент 2000 базовых величин в бел. руб. при котором не требуется регистрация паспортных данных физического лица, осуществляющего операцию.
Во 2 квартале 2006 г. Национальным банком была увеличена до 10000 долл. сумма наличной иностранной валюты не требующей декларирования в таможенных органа РБ при ввозе [5, c. 13].
В 3 квартале 2006 г. Национальным банком была увеличена сумма авансового платежа с 500 тыс. долл. Да 3 млн. долл. в эквиваленте при осуществлении которого в пользу нерезидента не требуется разрешение Нацбанка РБ [5, c. 13].
В настоящее время в РБ существуют валютные ограничения по капитальному счету, направленные на предотвращение оттока капитала из страны. По счеты текущих операция существуют валютные ограничения в части проведения и сроков осязательной продажи экспортной валютной выручки, которые на сегодняшний день составляют, соответственно, 30% и 7 рабочих дней. Отмена обязательной продажи валютной выручки или уменьшение процента обязательной продажи в настоящее время и в краткосрочной перспективе является нецелесообразным, а с точки зрения экономики - неэффективным мероприятием. Существует несколько причин, свидетельствующих о преждевременности процедуры, связанной с отменой (либо уменьшением норматива) обязательной продажи:
Информация о работе Валютные ограничения и их использование в Республике Беларусь