Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:41, курсовая работа
Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д.
Введение.
Глава 1. Теоретические понятия мирового рынка услуг.
1.1. Услуги на внешнеторговом контракте купли продажи.
1.2. Транспортные услуги.
1.3. Отраслевая структура мирового рынка услуг
Глава 2. Регулирование рынка услуг.
2.1. Специфика международной торговли услугами.
2.2 Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения.
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг.
3.1. Соглашение ЕС и России об услугах.
3.2. Российские субъекты в сфере услуг.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
В последние годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо (в 1994г. отрицательное сальдо составило 6717 млн. долл., в 2000г. - 7780 млн. долл.), причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, увеличением масштабов выездного туризма.
Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье "поездки". Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг. (Приложение 2)
Важнейшей и преобладающей статьей торгового баланса Российской Федерации в сфере услуг в последние годы является туризм (в классификации платежного баланса позиция "поездки"). На эту статью в 2000 г. приходилось 40% общего объема экспорта услуг и 59% импорта. Поскольку в настоящее время расходы по "поездкам" более чем в два раза превышают доходы (по сравнению с 1996г. этот разрыв увеличился), эта статья является и крупнейшей расходной частью российского баланса услуг. Важным препятствием роста экспорта услуг по статье “поездки” является отставание развития в стране соответствующей инфраструктуры: недорогих и качественных гостиниц, ресторанов, развлекательных учреждений. По отношению к странам СНГ Россия также выступает нетто-импортером по этой статье: импорт услуг из этих стран в 2000 г. составил 2124 млн. долл. США, а экспорт – 1232 млн. долл. США.
В сфере транспортных услуг Россия остается нетто-экспортером на мировом рынке. В общем объеме экспорта услуг удельный вес транспортных услуг составил в 2000 г. 34%; в составе импортируемых услуг на долю транспорта приходилось 13%. Однако, в последние годы прослеживается увеличение импорта данного вида услуг, что является следствием тенденции вытеснения с рынка российских транспортных фирм, особенно в сфере морского и автодорожного транспорта.
На долю других видов услуг (кроме транспорта и туризма) в 2000 г. приходилось около 26% общего объема торговли услугами. Россия пока имеет слабые экспортные позиции в сфере финансовых услуг вследствие неокрепших банковской системы и института страхования. Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественными объемами производства, в результате чего наблюдается дефицит по статье "операционный лизинг". Экспорт таких деловых услуг как маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические в структуре российской торговли услугами почти отсутствует. В то же время Россия использует свой экспортный потенциал в области научно-исследовательских разработок (главным образом промышленного и военного характера). Успешно на данном этапе осваивается новый для российских поставщиков рынок компьютерных услуг.
3.1. Соглашение ЕС и России об услугах.
Важные договоренности достигнуты в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом, которое заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны установили сотрудничество во всех сферах экономических отношений и в частности в торговле товарами и услугами.
В отношении условий учреждения компаний, оказывающих услуги в области страхования, ЕС предоставляет России безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ), что фактически означает национальный режим.
Несмотря на то, что Россия не подписала Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), заключенное в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился на использование для целей Соглашения отдельных налоговых элементов ГАТС и предоставил России аналогичные закрепленным для участников ГАТС условия доступа на рынки услуг ЕС (через реализацию принципа безусловного РНБ).
Россия и ЕС договорились предоставить друг другу РНБ в отношении услуги и поставщика услуги, в частности, в следующих секторах: консультационные услуги, инженерные услуги, услуги в области информации, телекоммуникаций, лизинговые услуги, услуги в области маркетинга и рекламы, услуги по техническим испытаниям, комиссионные агентские услуги в области оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности, финансовые услуги.
В отношении учреждения и деятельности судоходных агентств по предоставлению международных транспортных услуг, охватывающих смешанные перевозки с использованием морского плеча, Россия и ЕС в соответствии с их законодательством предоставляют друг другу РНБ или национальный режим.
Стороны берут на себя обязательство при предоставлении услуг по международным морским перевозкам отменить и не применять в будущем любые односторонние меры , административные, технические и другие препятствия, которые имеют дискриминационный характер.
В Соглашении подтверждено намерение России и дальше увеличивать число портов, открытых для иностранных судов. В него включены положения о намерении сторон оказывать друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на их территориях.
Соглашение предусматривает открытие европейского рынка услуг космических запусков для России на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционные оговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксирует намерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами.
Соглашение вместе с Заключительным актом подписано в двух экземплярах на русском и государственных языках стран – членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.
Процесс ратификации СПС был осложнен рядом обстоятельств и даже временно приостановлен ЕС вследствие военных действий российской армии в Чечне. С началом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификации возобновился: в октябре-ноябре 1996 года СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. - завершена его ратификация государствами-членами ЕС. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.
До вступления Соглашения в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле и связанных с торговлей вопросах, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года, которое содержало те «торговые» положения Соглашения, которые не требовали ратификации. Это соглашение предоставляло торговле между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО и, таким образом, снимало многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивало лучшую защиту прав интеллектуальной собственности, а также устраняло различия в импортных пошлинах.
Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров.
Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального
Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.
По некоторым оценкам, от дискриминационного режима во внешней торговле Россия теряла до 3 млрд. долл. в год. Соглашение с ЕС – одно из первых, которое создало недискриминационный режим. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.
3.2. Российские субъекты в сфере услуг.
На российском рынке предоставлением услуг занимается большое количество фирм, следует упомянуть такие крупные, как «КОМСТАР», «Kaspersky Lab», «РЖД», «MTC», «КамАЗ».
Остановимся на одном субъекте.
«КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы» (ОАО «КОМСТАР – ОТС», LSE: CMST) - крупнейший оператор интегрированных телекоммуникационных услуг в России и СНГ.
В Группу компаний «КОМСТАР-ОТС» входят «Московская городская телефонная сеть» (МГТС), лидер столичного рынка фиксированной связи, а также «КОМСТАР-Регионы», ведущий поставщик услуг кабельного ТВ и доступа в Интернет в регионах России. «КОМСТАР-ОТС» лидирует на рынке услуг широкополосного доступа в Интернет и интерактивного цифрового телевидения (IP-TV) Москвы.
Дочерние компании и филиалы «КОМСТАР-ОТС» работают в крупнейших регионах в 6-ти Федеральных округах РФ (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском), в том числе в Московской, Рязанской областях, Санкт-Петербурге, Самарской, Саратовской, Оренбургской, Ростовской, Тюменской областях (включая ХМАО и ЯНАО), Екатеринбурге и Свердловской области, Краснодарском крае и т.д. Кроме того, «КОМСТАР-ОТС» имеет телекоммуникационные активы в Армении и Украине.
Основной акционер «КОМСТАР-ОТС» – ОАО «Мобильные ТелеСистемы». С февраля 2006 года 35% акций «КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы» находятся в обращении на РТС, МФБ и Лондонской фондовых биржах.
На базе собственной мультисервисной сети связи «КОМСТАР-ОТС» предоставляет полный спектр самых современных телекоммуникационных услуг и интегрированных решений потребителям всех сегментов рынка: от частных пользователей до крупных корпораций с разветвленной сетью филиалов. Мощный технологический и профессиональный ресурс позволяет обеспечивать клиентов и партнеров компании необходимым пакетом услуг с учетом особенностей их жизненных потребностей и условий ведения бизнеса. Оператор осуществляет проекты по телефонизации офисов, созданию полномасштабных корпоративных сетей связи, комплексному телекоммуникационному оснащению объектов жилой и коммерческой недвижимости, а также предлагает полный спектр продуктов для домашнего пользования (Triple Play), включая телефонию, высокоскоростной доступ в Интернет и платное телевидение.
38
Заключение.
На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.
Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.
Но все же не стоит говорить, что состояние сферы услуг в России «безнадежно». Сфера эта действительно молодая, получившая развитие в основном в последнее десятилетие. Но во главе компаний этой отрасли в отличие от промышленности и сельского хозяйства стоят, как правило, динамичные, инициативные специалисты с широкими зарубежными связями, легко усваивающие все новое, понимающие уровень конкурентоспособности своей фирмы на отечественном и мировом рынках, потребность в протекционистской защите. Другое дело – готовность и способность соответствующих правительственных структур собрать воедино, обобщить и оценить всю эту обширную информацию, выработать на ее основе более совершенную систему правового регулирования сферы услуг, используя опыт зарубежных стран.
Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Ведь без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.
38
Список литературы.
38
Приложения.
Приложение 1
Таблица 1. Динамика торговли услугами России за период 1994-2000гг., в млн. долл
| 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Экспорт | 8424 | 10567 | 13281 | 14080 | 12371 | 9040 | 9632 |
Импорт | 15141 | 19970 | 18406 | 19829 | 16222 | 12829 | 17412 |