Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:41, курсовая работа
Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д.
Введение.
Глава 1. Теоретические понятия мирового рынка услуг.
1.1. Услуги на внешнеторговом контракте купли продажи.
1.2. Транспортные услуги.
1.3. Отраслевая структура мирового рынка услуг
Глава 2. Регулирование рынка услуг.
2.1. Специфика международной торговли услугами.
2.2 Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения.
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг.
3.1. Соглашение ЕС и России об услугах.
3.2. Российские субъекты в сфере услуг.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Международные перевозки автомобилями особенно распространены внутри Европы, где небольшие расстояния между странами и высокоразвитая сеть дорог делают этот вид транспорта легкодоступным и быстрым. К тому же иммиграционная и таможенная процедуры между странами ЕС смягчены в последние годы.
Спрос на авиатранспорт значительно увеличился с внедрением реактивных двигателей. Начиная с 1950 г. пассажиропотоки коммерческой авиации возросли в 60 раз, и это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. На увеличение спроса повлияло также развитие международного туризма.
Международные авиаперевозки совершаются в основном между Северной Америкой, Европой, Японией и новыми индустриальными странами Азии и составляют 75% мировых пассажирских перевозок. Из них 30% обеспечивают компании США и 10% - компании Великобритании. США обладают самым крупным внутренним рынком запланированных авиаперевозок, которые составляют 56% мировых внутренних перевозок. На страны ЕС приходится 22% мировых внутренних перевозок.
Международный туризм. Развитие международного туризма основывается на эффективной коммерциализации туристических продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристических продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом.
В настоящее время туризм является рекордно большой индустрией современного мира, занимая в то же время первое место по темпам роста. Доходы от международного туризма уже превысили поступления от экспорта нефти и нефтепродуктов, электронного оборудования, автоэкспорта, почти в три раза превысили доход от экспорта теле- и радиоаппаратуры.
Наиболее развитыми в отношении международного туризма являются Европа, Северная и Южная Америка, Восточная Азия - Тихий океан. В 1999 г, на три указанных региона приходилось 92,4% туристских посещений и 94,9% доходов. Внутри этой триады главная роль принадлежит Европе - 59,3% поездок и 52,7% денежных поступлений, затем Америке - 18,5% и 26,8% соответственно. Восточная Азия - Тихий океан (АТР) принимает 14,6% международных туристских прибытий и получает 15,4% мировых доходов от туристского бизнеса. На три остальных региона - Африку, Ближний Восток и Южную Азию, - где сосредоточена треть населения планеты, приходится всего 7,6% потоков и 5,1% доходов мирового туризма[1].
Африка - пример крайне неравномерного развития туристской индустрии. Так, на три субрегиона - Северную, Южную и Восточную Африку - приходится 91% всех прибылей и 90% валютных поступлений от туризма в регионе. Лишь несколько стран делают упор на расширение рекреационной отрасли и обладают комплексом туристских услуг такого качества, которое соответствует международным стандартам.
Ближний Восток не играет существенной роли в международном туризме. Развитие данной отрасли в регионе носит неустойчивый характер по причине сложной политической ситуации, отсутствия государственной поддержки турбизнеса и низкой степени безопасности пребывания иностранных туристов во многих ближневосточных странах.
Гостиничное хозяйство занимает основное место в международном туризме. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма и качества предлагаемых помещений.
Качество мест проживания и обслуживания клиентов обеспечивается персоналом, а его эффективная деятельность является определяющей для успехов международного туризма.
Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых.
На европейском рынке также широко представлены крупнейшие в США лидеры гостиничного бизнеса, такие известные гостиничные цепи, как «Хилтон Отел Корп.», «Шератон Корп.», «Мариотт Корп.», «Рамада Инт.», «Хаятт Отеле». Последний впервые использовал стиль «фойе - атриум». В Европе Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. Двадцать консорциумов разного объема составляют четверть всех отелей страны.
Ресторанные цепи. В последнее десятилетие произошло значительное увеличение количества и размеров ресторанных цепей в мире. Несомненным лидером здесь являются США, чьи ресторанные цепи проводят активную экспансионистскую политику за пределами своей страны. Их успех связан с большим количеством американских туристов и американцев, проживающих за рубежом, а также огромным количеством иностранцев, в различное время работающих или обучающихся в США. Особенно быстро растут цепи ресторанов, основной продукцией которых являются гамбургеры и пицца. Из ресторанных цепей самый высокий оборот имеет «Макдональдс» - свыше 20 млрд. долл., однако по числу предприятий он занимал второе место. Самое большое число предприятий входит в ресторанную цепь «7-Элевен», которая значительно отстает по обороту.
В современный международный туризм вовлекаются все более широкие слои населения, что вызывает изменение как его видовой структуры, так и структуры доходов туристских предприятий. Указанное изменение оказывает разноплановое воздействие на международный туристический бизнес.
Быстрыми темпами развиваются производственные услуги. Одна из важнейших таких услуг - консалтинг, который сейчас является индустрией, находящейся в процессе становления. В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности в индустрию служит тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канаде), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.
Характерная особенность развития международных консалтинговых услуг - активное внедрение в нее крупнейших аудиторских фирм, элитная верхушка которых по мере гигантских слияний в их собственных рядах последовательно сужалась до «большой восьмерки» в начале 80-х гг., «шестерки» в начале 90-х и «пятерки» в наши дни. К нынешним участникам «большой пятерки» относятся «ПрайсУотерхауКуперз», «Эрнст энд Янг», «КПМГ», «Делойт энд Туш», «Артур Андерсен».
Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно расширили спектр своих интересов и захватили лидерство в операционном консалтинге, т. е. в области решения проблем оперативного управления, включая налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различных аспектов внутреннего финансового менеджмента и организации основных бизнес-функций. Более того, очень быстро оценив повышенную доходность консультационных услуг по сравнению с традиционным аудитом, они стали агрессивно конкурировать и на поле стратегического консалтинга.
Наблюдается высокая динамика развития современной мировой индустрии управленческого консалтинга, в рамках которой доля десятки крупнейших лидеров постоянно растет, причем наблюдаются ускоренные процессы увеличения размеров лидеров отрасли и их транснационализации.
В системе мирового рынка консалтинговых услуг немаловажное место занимают инженерно-консалтинговые услуги - инжиниринг и реинжиниринг.
Инжиниринг (англ. engineering - изобретательность, знание) - представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов. Инжиниринг является важным методом повышения эффективности вложенного в объект капитала. Он рассматривается как определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Инжиниринг охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции. Задачей инжиниринга является получение заказчиками наилучшего результата от вложения капитала.
Реинжиниринг (англ. re-engineering) - это инженерно-консультационные услуги по перестройке систем организации и управления производственно-торговым и инвестиционным процессами хозяйствующего субъекта в целях повышения его конкурентоспособности и финансовой устойчивости.
Мировой рынок информационных услуг. Особое значение в развитии рынка производственных услуг в последние годы приобретают информационные услуги. На этом рынке все большим спросом пользуются Интернет-услуги, которые представляют собой особую индустрию, основу электронного бизнеса, средство донесения информации до индивидуальных и корпоративных потребителей. Масштабы этого явления поистине огромны. По оценкам различных аналитиков, общий оборот Интернет-индустрии в 2004 г. составил более 7 трлн. долл.
Широкополосный доступ в Интернет создает основу для десятков новых сервисов, включая видео по запросу, интерактивные развлечения и доступ к образовательным интерактивным программам, имеющим качество на уровне обычного видео. Причем это технологии уже сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Интернет будет способствовать росту количества персональных компьютеров и мобильных устройств, позволяющих осуществлять подключение к нему.
Интернет является наиболее быстрым и простым способом получения нужной информации. Значительная часть потенциальных покупателей получает информацию о товарах именно в Интернете. Их доля постоянно увеличивается: если в 1998 г. она составляла 24%, то в 1999 г. - уже 40%. Объемы сетевой рекламы растут значительно быстрее, чем обычной. Так, если в 1999 г. они составляли 3-4,5 млрд. долл., в 2000 г. - около 6-7 млрд. долл., то в 2005 г. расходы составили около 40 млрд. долл., т. е. более 6% всего рекламного рынка. Этот рост стимулируется в основном за счет увеличения числа новых пользователей Сети.
Сегодня 75% всех расходов на Интернет-рекламу приходятся на Северную Америку, на Европу - около 12% и около 7% - на Азию. В отличие от телевидения, радио и других традиционных СМИ рекламные площади в Сети потенциально не ограничены, однако при этом отмечается, что эффективность воздействия рекламы на отдельного пользователя постепенно падает, что связано с исчезновением эффекта новизны. Рекламодатели сегодня более обдуманно относятся к месту размещения своей рекламы.
По мере внедрения компьютерной техники в повседневную жизнь контакты между людьми все менее требуют личного, живого общения: электронная почта, телеконференции, дистанционное образование, удаленный доступ позволяют перевести трудовые взаимоотношения в разряд «телеворкинга» (telework). Все это обеспечивает экономию огромных средств, тратящихся на командировки, аренду офисного оборудования и т.д. И все большее количество людей смогут трудиться, не выходя из дома. Работники снизят свои транспортные расходы, не будет пробок в часы «пик», а у работодателей не будет «болеть голова» по поводу того, как рассадить людей в офисе и как накормить их обедом. Проблему трехразового питания снова придется решать женам, что будет способствовать росту семейных проблем и даже разводов.
В Восточной Европе работа в режиме удаленного доступа тоже получает развитие, причем стимулируется это новое веяние целым рядом политических и социальных факторов.
38
Глава 2. Регулирование рынка услуг.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм.
Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.
Существенную роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).
Основная идея США – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.