Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:41, курсовая работа
Как известно, в последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем рост сферы услуг опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д.
Введение.
Глава 1. Теоретические понятия мирового рынка услуг.
1.1. Услуги на внешнеторговом контракте купли продажи.
1.2. Транспортные услуги.
1.3. Отраслевая структура мирового рынка услуг
Глава 2. Регулирование рынка услуг.
2.1. Специфика международной торговли услугами.
2.2 Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения.
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг.
3.1. Соглашение ЕС и России об услугах.
3.2. Российские субъекты в сфере услуг.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
Результатом переговоров Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.
С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.
2.1. Специфика международной торговли услугами.
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
2.2 Государственное регулирование рынка услуг здравоохранения.
Роль, которую рыночные механизмы могут и должны играть в социально ориентированной системе здравоохранения, остается противоречивой. Использование рыночных механизмов рискует создать условия недоступности качественного медицинского обслуживания. Поэтому рынок услуг здравоохранения должен быть регулируемым. Государство может использовать финансовые, кредитно-денежные и административные методы регулирования рынка услуг здравоохранения, механизмы планирования и прогнозирования. Объектом регулирования могут являться структура лечебной сети, объемы медицинской помощи, соплатежи населения, движение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, прочее формирование рыночной среды, формы конкурентной борьбы и т. п. Например, государство может утвердить конкурентное размещение заказа на оказание медицинской помощи, определить правила проведения конкурса на заключение договоров с лечебными учреждениями. В этих договорах может быть отражено:
1. требование применения стандарта медицинской помощи, на основе которого проверяется ее качество;
2. форма отчетности, делающая затраты лечебного учреждения прозрачными;
3. обязательное регулирование процесса ценообразования;
4. порядок мониторинга степени выполнения договорных обязательств;
5. требования к ограничению монополии медицинских организаций.
Поддержка конкуренции может быть выражена в предоставлении права отдельным лицам или группам населения выбирать производителя медицинских услуг. В деятельности государства важна роль стратегического и текущего планирования. Планирование является механизмом создания единой системы здравоохранения на всех уровнях управления. Это не отменяет рынок, а создает условия для его более рационального функционирования.
Стратегическое планирование определяет конкретные цели развития здравоохранения и способы их достижения, объемы ресурсов, трудовых, материальных, финансовых. Стратегический план составляется, как правило, на 8—10 лет. При этом план развития отрасли должен быть сбалансирован с планами регионов и муниципальных образований. Текущее планирование осуществляется на основе бизнес-плана, составляемого на менее длительный срок (1—3 года), и должно увязать объемы и структуру медицинской помощи с минимальным, но гарантированным объемом финансовых средств.
В целом использование рыночных механизмов в здравоохранении требуют от государственных органов не меньшей, а большей компетентности. Это не уход государства как регулирующего органа с рынка медицинских услуг, а изменение функций государства. Мировой опыт показывает, что система здравоохранения наиболее эффективна, если функционирует на основе многообразных форм собственности и хозяйствования. При этом главной проблемой является нахождение оптимального соотношения между государственными и негосударственными, коммерческими и некоммерческими лечебно-профилактическими учреждениями. Успех деятельности организации в значительной степени зависит от того, какие люди работают в ней, какие отношения между ними складываются, насколько они удовлетворены условиями работы, понимаемыми в широком смысле и включающими оплату труда, отношение со стороны сотрудников, способность выполнить те требования, которые к ним предъявляются. Желание трудиться ради достижения общего успеха напрямую связано с тем, как человек ощущает себя в организации.
В связи с этим не случайно говорят о "человеческих ресурсах" организации: люди — это ресурс, который является едва ли не самым важным, поскольку организация может более или менее успешно функционировать даже в не очень благоприятных экономических условиях. При этом важно учитывать, что человек — это индивидуальность и в общении людей учет индивидуальных особенностей чрезвычайно важен. Именно поэтому в менеджменте как дисциплине традиционно освещаются социальные, психологические, этические аспекты управления. Все указанные аспекты тесно связаны между собой. Социальные отношения определяют психологическую атмосферу в организации, а психологические особенности людей определяют, каким образом они взаимодействуют с другими людьми.
То же можно сказать и об этических аспектах менеджмента. Этика — это социальное явление. Людям свойственно оценивать с этической точки зрения поведение других людей, соизмерять его с ценностями, которые являются общепризнанными.
Таким образом, поскольку организация состоит из людей, которые, естественно, имеют свои особенности, устремления и ценности, эффективное управление невозможно без учета социально-психологических факторов.
38
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг.
В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, а так же все аспекты ее развития за рубежом (технические, структурные, организационные, управленческие, количественные и качественные). Первостепенная наша задача – ускорить развитие сферы услуг.
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.
Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.
В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.
Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием соответствующей законодательной базы. Было принято значительное число законов и других нормативных правовых актов, необходимых для установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).
Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.
Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.
Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.
В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг необходимо найти баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в иностранных инвестициях для создания современной инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения к ВТО, и степенью активности иностранцев на территории РФ.
Устранение противоречий между интересами российских и иностранных производителей потребует больших усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.
Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:
транспорт и связь
торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки
информационно-вычислительное обслуживание
сфера операций с недвижимостью
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
образование, культура и искусство
наука и научное обслуживание
кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение
аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.
Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.
В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 1994г. экспорт услуг составлял 8 424 млн. долл. и импорт – 15 141 млн. долл., в 2000г., соответственно, - 9 632 млн. долл. и 17 412 млн. долл. При этом заметный спад объемов торговли услугами пришелся на экономический кризис в 1998г. в России.(Приложение 1.)
Объем всего экспорта услуг из России сопоставим с объемом экспорта нефти, а показатели импорта услуг близки с показателями российского импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья.
Доля торговли услугами в совокупном объеме внешней торговли России приближается к показателям развитых стран: 21,3% в 2000 г. (в США – около 20%). Однако абсолютные показатели торговли услугами значительно отстают от мировых лидеров. Так, согласно статистике ВТО, в 2000 г. Россия в международной торговле услугами входила в ряд 30 ведущих стран, но ее доля в мировой торговле услугами составляла в 2000 г. около 1%. (доля США в 2000 г. равнялись 16,1%, для Франции – 5,6%, Германии – 7,9%, Японии – 6,5%). Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России. Вместе с тем доля России на мировом рынке услуг практически совпадала с ее долей в мировой торговле товарами, с той лишь разницей, что российская торговля товарами сводилась с положительным сальдо.