Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, осветить вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг, а также сделать попытку проанализировать некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России.
Введение
1. Мировой рынок услуг
1.1 Состав и структура мирового рынка услуг
1.2 Регулирование рынка услуг
2. Виды международных услуг
2.1 Виды международных услуг и сферы их реализации
2.2 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта
3. Специфика международной торговли услугами
3.1 Специфика международной торговли услугами
3.2 Торговое посредничество в сфере услуг
3.3 Соглашение ЕС и России об услугах
3.4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России
Заключение
Список использованных источников
Стороны берут на себя
обязательство при
В Соглашении подтверждено намерение России и дальше увеличивать число портов, открытых для иностранных судов. В него включены положения о намерении сторон оказывать друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на их территориях.
Соглашение предусматривает открытие европейского рынка услуг космических запусков для России на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционные оговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксирует намерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами.
Соглашение вместе с Заключительным актом подписано в двух экземплярах на русском и государственных языках стран – членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.
Процесс ратификации СПС был осложнен рядом обстоятельств и даже временно приостановлен ЕС вследствие военных действий российской армии в Чечне. С началом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификации возобновился: в октябре-ноябре 1996 года СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. - завершена его ратификация государствами-членами ЕС. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.
До вступления Соглашения в силу применялось Временное соглашение между Россией и ЕС о торговле и связанных с торговлей вопросах, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года, которое содержало те «торговые» положения Соглашения, которые не требовали ратификации. Это соглашение предоставляло торговле между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО и, таким образом, снимало многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивало лучшую защиту прав интеллектуальной собственности, а также устраняло различия в импортных пошлинах.
Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.
По некоторым оценкам,
от дискриминационного режима во внешней
торговле Россия теряла до 3 млрд. долл.
в год. Соглашение с ЕС – одно
из первых, которое создало недискриминаци
3.4 Внешняя торговля услугами и некоторые проблемы развития и совершенствования нормативной базы в сфере услуг в России
Россия входит в число 30 экспортеров и в «двадцатку» мировых импортеров услуг.
Позиции России на мировом
рынке услуг значительно
Структура российского экспорта услуг определяется структурой их производства и, прежде всего, базируется на транспорте и туризме. Следует подчеркнуть, что сектор услуг в России может стать одной из приоритетных сфер для иностранных инвестиций5.
Внешняя торговля России в сфере услуг, отражаемая в платежном балансе страны, как свидетельствуют данные за 1999 г., развивалась несколько более благоприятно, чем в предшествовавшие годы, но не во всех секторах этой сферы. В частности, значительно уменьшилось отрицательное сальдо в обмене услугами, и увеличились экспортные операции в целом, особенно со странами дальнего зарубежья; вместе с тем фактически на прежнем уровне сохранились экспортные поступления от предоставления туристических и транспортных услуг, являющихся основными позициями в торговле России услугами. Доля услуг в российском экспорте растет, в 1998 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%.
Отрицательное сальдо баланса услуг в 1997 г. составило 5,2 млрд. долл. против 5,7 млрд. долл. в предыдущем году. Экспорт услуг в 1997 г. достиг 13,5 млрд. долл. В 1998 и 1999 гг. отрицательное сальдо баланса обмена услугами составляло примерно 2 млрд. долл. в год.
Сохраняет свое место российский экспорт транспортных услуг, причем в отношении со странами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Среди этих услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (соответственно 45 и 32%); положительное сальдо по статье «водный транспорт» уменьшилось почти втрое в связи с сокращением экспорта товаров и утратой отечественными перевозчиками позиций на мировом фрахтовом рынке. Обращает на себя внимание увеличение экспорта услуг в области связи. Среди других динамично развивающихся секторов сферы услуг следует выделить «роялти и лицензионные платежи» (приложение 1).
На протяжении последних лет объем внешней торговли услугами вырос примерно на 40%. Однако соотношение экспорта и импорта услуг складывается с пассивом для России. В 1994 г. соответствующие показатели составили 8,4 млрд. долл. и 16 млрд. долл. В 1995 г. — 10,5 и 20,5 млрд. долл. В 1999 г. отрицательное сальдо баланса услуг составило 3,8 млрд. долл. против 3,9 млрд. долл. в 1998 г., 5,7 млрд. долл. - 1997 и 199б г.
Российские услуги на мировом рынке представлены достаточно слабо. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой торговли услугами.
Динамика экспорта и импорта услуг определяется главным образом изменениями по статьям «поездки» и «транспорт». Они составляют почти 3/4 объема торговли услугами в России.
В структуре российского экспорта услуг практически отсутствуют маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны, в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения.
В качестве конкурентоспособных услуг можно назвать услуги в области связи (космические разработки), услуги по запуску объектов в космос, услуги в сфере некоторых научно-технических разработок и небольшое число других услуг.
В международном обмене услугами основными для России, в отличие от большинства стран, являются в отношении экспорта трансграничная торговля, а в отношении импорта — услуги иностранных компаний на территории России.
На российском рынке услуг крайне мало развитых секторов, большая часть отраслей производства услуг находится в процессе формирования. Поэтому достаточно трудно моделировать их будущее. Однако даже самый общий анализ регулирования торговли услугами показывает, что режим торговли услугами в России излишне либерален. По существу во всех секторах, кроме банковского, туристического и страхового, Россия практически не применяет ограничений для деятельности иностранных поставщиков услуг. Более того, режим их работы нисколько не отличается от режима, предусмотренного для отечественных компаний, а в некоторых случаях (валютное регулирование, импорт оборудования для сферы услуг) иностранцы находятся даже в лучших условиях, нежели отечественные поставщики услуг.
Потенциал российских рынков услуг достаточно велик и перспективен. Особенно это касается таких видов услуг, как транспорт, туризм, строительные и телекоммуникационные услуги, аудит и консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. Российские компании в этих областях отличаются большим интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, опытом и знанием российской действительности. Однако их конкурентоспособность не велика. Поэтому в настоящее время в преддверии присоединения России к ВТО одна из главных задач в области регулирования внешней торговли услугами заключается в создании разумной протекционистской системы, которая, сохранив конкурентную среду на рынке услуг, позволила бы российским поставщикам услуг достичь в течение нескольких лет достаточной степени зрелости. Важность этой задачи определяется еще и тем, что, присоединившись к ВТО, России придется участвовать в будущих переговорах в рамках ГАТС по дальнейшей либерализации торговли услугами, а это означает, что российский режим торговли услугами должен иметь достаточный запас прочности для таких переговоров. В этой связи уже сейчас в процессе присоединения к ВТО государственным органам России необходимо разработать и принять достаточно взвешенное законодательство, которое содержало бы разумный компромисс между общенациональными интересами, интересами российских и иностранных производителей и потребителей услуг.
Предварительно можно назвать следующие направления, где целесообразно ограничить деятельность иностранных компаний: туристические, транспортные, строительные, рекламные, аудиовизуальные услуги, а также телекоммуникационные, консалтинговые услуги, аудит, оптовая и розничная торговля и ряд других. Вместе с тем, защищая российских производителей услуг, необходимо иметь в виду, что только достаточная иностранная конкуренция заставит российских производителей услуг поднять свой профессиональный уровень, использовать современные технологии и формы работы и защитит потребителя услуг от неоправданного завышения цен на поставляемые услуги.
Защита внутреннего рынка услуг должна производиться в соответствии со ст. XVI ГАТС. Ограничения на базе этой статьи могут касаться:
Сформулированные в
соответствии с этими ограничениями
специфические обязательства
Открывать отечественный рынок услуг придется. Однако этот процесс должен быть регулируемым, а не разовым, связанным с обязательствами, взятыми на себя при присоединении к ВТО.
Недостаточное развитие сферы услуг в России, слабая правовая и экономическая защищенность российских производителей услуг послужили причиной довольно быстрого расширения иностранной деятельности на этом участке экономики государства.
Число совместных и иностранных предприятий в российской сфере услуг за последние годы превысило 6 тыс. Стимулирующими факторами для иностранных инвестиций в эту сферу послужили: достаточно емкий рынок, персонал с хорошей профессиональной подготовкой, сравнительно низкие издержки на зарплату и практическое отсутствие конкуренции. Кроме того, предприятия сферы услуг, как правило, не требуют крупных капиталовложений, позволяют рассчитывать на сравнительно быструю отдачу финансовых средств и получение валютной выручки.
Как уже отмечалось выше, важную роль в этом сыграла открытость многих секторов услуг с правовой точки зрения. Наряду с этим сказались ограниченность внутренних источников финансирования отечественных отраслей услуг, отсутствие на внутреннем рынке достаточного предложения со стороны национальных производителей и правовые ниши, которые открыли дорогу иностранным предприятиям.
Надо сказать, что активное участие иностранных компаний привело к определенным положительным результатам: увеличилось число рабочих мест; появились новые виды услуг, отсутствовавших ранее; предприятия сферы услуг оснащались высокопроизводительным оборудованием, необходимым для осуществления высокотехнологичных процессов; реконструировались и обновлялись здания и сооружения, особенно в крупных городах.
Не обошлось и без негативных последствий: во многих случаях иностранные фирмы нарушали или обходили несовершенное российское законодательство в сфере услуг; происходило поглощение российских предприятий иностранными; иностранные компании довольно широко, использовали недобросовестные методы конкуренции на российском рынке.
Учитывая быстро растущую роль сферы услуг в мировой экономике, России предстоит решить ряд сложных задач: развитие современных конкурентоспособных видов услуг; создание условий для широкого использования всех четырех видов поставок услуг, особенно коммерческого присутствия за рубежом; развитие современной правовой базы в сфере торговли услугами, содержащей основные положения ГАТС; и, наконец, перелом тенденции к постоянно существующему пассивному сальдо платежей в сфере услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении двух последних
десятилетий наблюдается
При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами