Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, осветить вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг, а также сделать попытку проанализировать некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России.

Содержание

Введение
1. Мировой рынок услуг
1.1 Состав и структура мирового рынка услуг
1.2 Регулирование рынка услуг
2. Виды международных услуг
2.1 Виды международных услуг и сферы их реализации
2.2 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта
3. Специфика международной торговли услугами
3.1 Специфика международной торговли услугами
3.2 Торговое посредничество в сфере услуг
3.3 Соглашение ЕС и России об услугах
3.4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Стороны берут на себя обязательство при предоставлении услуг по международным морским перевозкам отменить и не применять в будущем любые односторонние меры, административные, технические и другие препятствия, которые имеют дискриминационный характер.

В Соглашении подтверждено намерение России и дальше увеличивать  число портов, открытых для иностранных судов. В него включены положения о намерении сторон оказывать друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой связи на их территориях.

Соглашение предусматривает  открытие европейского рынка услуг космических запусков для России на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционные оговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксирует намерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами.

Соглашение вместе с  Заключительным актом подписано  в двух экземплярах на русском  и государственных языках стран  – членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.

Процесс ратификации  СПС был осложнен рядом обстоятельств  и даже временно приостановлен ЕС вследствие военных действий российской армии в Чечне. С началом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификации возобновился: в октябре-ноябре 1996 года СПС было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. - завершена его ратификация государствами-членами ЕС. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.

До вступления Соглашения в силу применялось Временное  соглашение между Россией и ЕС о торговле и связанных с торговлей  вопросах, вступившее в силу с 1 февраля 1996 года, которое содержало те «торговые» положения Соглашения, которые не требовали ратификации. Это соглашение предоставляло торговле между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО и, таким образом, снимало многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивало лучшую защиту прав интеллектуальной собственности, а также устраняло различия в импортных пошлинах.

Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.

По некоторым оценкам, от дискриминационного режима во внешней  торговле Россия теряла до 3 млрд. долл. в год. Соглашение с ЕС – одно из первых, которое создало недискриминационный режим. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

 

3.4 Внешняя торговля услугами и некоторые проблемы развития и совершенствования нормативной базы в сфере услуг в России

 

Россия входит в число 30 экспортеров и в «двадцатку» мировых импортеров услуг.

Позиции России на мировом  рынке услуг значительно уступают ее позициям на рынке товаров. Баланс ее международного обмена услугами в  последние годы складывается с дефицитом. Однако доля услуг в российской внешней торговле растет, и в перспективе экспорт услуг может занять существенное место в экономике страны.

Структура российского  экспорта услуг определяется структурой их производства и, прежде всего, базируется на транспорте и туризме. Следует подчеркнуть, что сектор услуг в России может стать одной из приоритетных сфер для иностранных инвестиций5.

Внешняя торговля России в сфере услуг, отражаемая в платежном  балансе страны, как свидетельствуют  данные за 1999 г., развивалась несколько  более благоприятно, чем в предшествовавшие годы, но не во всех секторах этой сферы. В частности, значительно уменьшилось отрицательное сальдо в обмене услугами, и увеличились экспортные операции в целом, особенно со странами дальнего зарубежья; вместе с тем фактически на прежнем уровне сохранились экспортные поступления от предоставления туристических и транспортных услуг, являющихся основными позициями в торговле России услугами. Доля услуг в российском экспорте растет, в 1998 г. она составила 17% суммы вывоза товаров и услуг. В импорте эта доля составила 28%.

Отрицательное сальдо баланса  услуг в 1997 г. составило 5,2 млрд. долл. против 5,7 млрд. долл. в предыдущем году. Экспорт услуг в 1997 г. достиг 13,5 млрд. долл. В 1998 и 1999 гг. отрицательное сальдо баланса обмена услугами составляло примерно 2 млрд. долл. в год.

Сохраняет свое место  российский экспорт транспортных услуг, причем в отношении со странами как  дальнего, так и ближнего зарубежья. Среди этих услуг наибольшее значение в российском экспорте занимают услуги воздушного и водного транспорта (соответственно 45 и 32%); положительное сальдо по статье «водный транспорт» уменьшилось почти втрое в связи с сокращением экспорта товаров и утратой отечественными перевозчиками позиций на мировом фрахтовом рынке. Обращает на себя внимание увеличение экспорта услуг в области связи. Среди других динамично развивающихся секторов сферы услуг следует выделить «роялти и лицензионные платежи» (приложение 1).

На протяжении последних  лет объем внешней торговли услугами вырос примерно на 40%. Однако соотношение экспорта и импорта услуг складывается с пассивом для России. В 1994 г. соответствующие показатели составили 8,4 млрд. долл. и 16 млрд. долл. В 1995 г. — 10,5 и 20,5 млрд. долл. В 1999 г. отрицательное сальдо баланса услуг составило 3,8 млрд. долл. против 3,9 млрд. долл. в 1998 г., 5,7 млрд. долл. - 1997 и 199б г.

Российские услуги на мировом рынке представлены достаточно слабо. Доля нашей страны составляет приблизительно около 1% объема мировой  торговли услугами.

Динамика экспорта и импорта услуг определяется главным образом изменениями по статьям «поездки» и «транспорт». Они составляют почти 3/4 объема торговли услугами в России.

В структуре российского  экспорта услуг практически отсутствуют  маркетинговые, управленческие, консалтинговые, аудиторские, компьютерные услуги. Слабо представлены финансовые услуги. Строительные услуги неконкурентоспособны, в связи с низким качеством, устаревшей технологией и сроками выполнения.

В качестве конкурентоспособных  услуг можно назвать услуги в области связи (космические разработки), услуги по запуску объектов в космос, услуги в сфере некоторых научно-технических разработок и небольшое число других услуг.

В международном обмене услугами основными для России, в  отличие от большинства стран, являются в отношении экспорта трансграничная торговля, а в отношении импорта — услуги иностранных компаний на территории России.

На российском рынке  услуг крайне мало развитых секторов, большая часть отраслей производства услуг находится в процессе формирования. Поэтому достаточно трудно моделировать их будущее. Однако даже самый общий анализ регулирования торговли услугами показывает, что режим торговли услугами в России излишне либерален. По существу во всех секторах, кроме банковского, туристического и страхового, Россия практически не применяет ограничений для деятельности иностранных поставщиков услуг. Более того, режим их работы нисколько не отличается от режима, предусмотренного для отечественных компаний, а в некоторых случаях (валютное регулирование, импорт оборудования для сферы услуг) иностранцы находятся даже в лучших условиях, нежели отечественные поставщики услуг.

Потенциал российских рынков услуг достаточно велик и перспективен. Особенно это касается таких видов  услуг, как транспорт, туризм, строительные и телекоммуникационные услуги, аудит и консалтинговые услуги, реклама, лизинг и многие другие. Российские компании в этих областях отличаются большим интеллектуальным потенциалом, квалифицированной рабочей силой, опытом и знанием российской действительности. Однако их конкурентоспособность не велика. Поэтому в настоящее время в преддверии присоединения России к ВТО одна из главных задач в области регулирования внешней торговли услугами заключается в создании разумной протекционистской системы, которая, сохранив конкурентную среду на рынке услуг, позволила бы российским поставщикам услуг достичь в течение нескольких лет достаточной степени зрелости. Важность этой задачи определяется еще и тем, что, присоединившись к ВТО, России придется участвовать в будущих переговорах в рамках ГАТС по дальнейшей либерализации торговли услугами, а это означает, что российский режим торговли услугами должен иметь достаточный запас прочности для таких переговоров. В этой связи уже сейчас в процессе присоединения к ВТО государственным органам России необходимо разработать и принять достаточно взвешенное законодательство, которое содержало бы разумный компромисс между общенациональными интересами, интересами российских и иностранных производителей и потребителей услуг.

Предварительно можно  назвать следующие направления, где целесообразно ограничить деятельность иностранных компаний: туристические, транспортные, строительные, рекламные, аудиовизуальные услуги, а также  телекоммуникационные, консалтинговые услуги, аудит, оптовая и розничная торговля и ряд других. Вместе с тем, защищая российских производителей услуг, необходимо иметь в виду, что только достаточная иностранная конкуренция заставит российских производителей услуг поднять свой профессиональный уровень, использовать современные технологии и формы работы и защитит потребителя услуг от неоправданного завышения цен на поставляемые услуги.

Защита внутреннего  рынка услуг должна производиться  в соответствии со ст. XVI ГАТС. Ограничения на базе этой статьи могут касаться:

  • максимального уровня иностранных инвестиций в каждый 
    сектор услуг;
  • количества представительств иностранных компаний, могущих действовать на отечественном рынке;
  • доли предоставляемых иностранцами услуг;
  • соотношения иностранного и отечественного персонала;
  • выбора организационной формы иностранной компании;
  • общего числа иностранных поставщиков услуг в каждом секторе.

Сформулированные в  соответствии с этими ограничениями  специфические обязательства России, с одной стороны, защитят национальных производителей услуг, а с другой — будут гарантией для иностранных поставщиков услуг того, что режим доступа на рынок России не станет более жестким.

Открывать отечественный  рынок услуг придется. Однако этот процесс должен быть регулируемым, а не разовым, связанным с обязательствами, взятыми на себя при присоединении к ВТО.

Недостаточное развитие сферы услуг в России, слабая правовая и экономическая защищенность российских производителей услуг послужили  причиной довольно быстрого расширения иностранной деятельности на этом участке экономики государства.

Число совместных и иностранных  предприятий в российской сфере  услуг за последние годы превысило 6 тыс. Стимулирующими факторами для иностранных инвестиций в эту сферу послужили: достаточно емкий рынок, персонал с хорошей профессиональной подготовкой, сравнительно низкие издержки на зарплату и практическое отсутствие конкуренции. Кроме того, предприятия сферы услуг, как правило, не требуют крупных капиталовложений, позволяют рассчитывать на сравнительно быструю отдачу финансовых средств и получение валютной выручки.

Как уже отмечалось выше, важную роль в этом сыграла открытость многих секторов услуг с правовой точки зрения. Наряду с этим сказались  ограниченность внутренних источников финансирования отечественных отраслей услуг, отсутствие на внутреннем рынке достаточного предложения со стороны национальных производителей и правовые ниши, которые открыли дорогу иностранным предприятиям.

Надо сказать, что активное участие иностранных компаний привело  к определенным положительным результатам: увеличилось число рабочих мест; появились новые виды услуг, отсутствовавших ранее; предприятия сферы услуг оснащались высокопроизводительным оборудованием, необходимым для осуществления высокотехнологичных процессов; реконструировались и обновлялись здания и сооружения, особенно в крупных городах.

Не обошлось и без  негативных последствий: во многих случаях  иностранные фирмы нарушали или  обходили несовершенное российское законодательство в сфере услуг; происходило поглощение российских предприятий иностранными; иностранные компании довольно широко, использовали недобросовестные методы конкуренции на российском рынке.

Учитывая быстро растущую роль сферы услуг в мировой  экономике, России предстоит решить ряд сложных задач: развитие современных конкурентоспособных видов услуг; создание условий для широкого использования всех четырех видов поставок услуг, особенно коммерческого присутствия за рубежом; развитие современной правовой базы в сфере торговли услугами, содержащей основные положения ГАТС; и, наконец, перелом тенденции к постоянно существующему пассивному сальдо платежей в сфере услуг.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении двух последних  десятилетий наблюдается тенденция  повышения роли услуг в экономике  стран мира.

При рассмотрении данной темы можно сделать следующие выводы:

  1. отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. Также к сфере услуг относится и добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами-торговцами недвижимостью.
  2. сфера услуг постоянно изменяется, наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы.
  3. специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда.
  4. мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг.
  5. на развитие сферы услуг большое влияние оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
  6. позиция России на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран – участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

Информация о работе Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами