Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, осветить вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг, а также сделать попытку проанализировать некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России.
Введение
1. Мировой рынок услуг
1.1 Состав и структура мирового рынка услуг
1.2 Регулирование рынка услуг
2. Виды международных услуг
2.1 Виды международных услуг и сферы их реализации
2.2 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта
3. Специфика международной торговли услугами
3.1 Специфика международной торговли услугами
3.2 Торговое посредничество в сфере услуг
3.3 Соглашение ЕС и России об услугах
3.4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России
Заключение
Список использованных источников
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе Всемирной торговой организации. ГАТС представляет собой многосторонний свод принципов и правил, регулирующих торговлю услугами. Так в ГАТС предусмотрены четыре способа предоставления услуг: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.
Различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам:
Ниже эти способы рассмотрены подробно.
А. Трансграничная поставка (первый способ) 3
В настоящее время объем трансграничной торговли быстро растет благодаря развитию телекоммуникационных сетей, прогрессу информационной технологии и появлению Интернета (электронной торговли). Ожидается, что новые технологии придадут ей еще больший импульс даже в тех областях, в которых во время проведения Уругвайского раунда такая торговля считалась технически невозможной. Лишь в половине или даже меньшей доле обязательств членов ВТО предусматривается полное открытие доступа на рынок для трансграничных торговых потоков. Это связано со стремлением защитить национальные рынки услуг.
Информационная технология делает
отдельные способы
Трансграничная торговля включает транспортные услуги, на которые продолжают сохраняться довольно жесткие ограничения. В то же время следует отметить, что права на осуществление воздушных перевозок не охватываются нормами ГАТС, переговоры по морским перевозкам в рамках ГАТС провалились из-за проблем в крупнейших странах, а процесс либерализации наземных перевозок идет довольно трудно даже в контексте региональных соглашений. Трансграничная торговля занимает важное место в поставке почтовых, медицинских, туристических и других видов услуг.
Развитие электронной торговли открывает новые возможности практически для всех видов поставок услуг, сокращая время, материальные издержки на поставки услуг, часто меняя и сам характер поставки услуги.
Б. Потребление за рубежом (второй способ)
Как уже отмечалось выше, этот способ поставки услуг связан с тем, что потребитель услуги (как физическое, так и юридическое лицо) перемещается на территорию производителя услуги.
Это важный способ экспорта услуг, в первую очередь медицинских, туристических, транспортных и учебных. Хотя торговля ими напрямую и не регулируется, это не значит, что торговых барьеров вовсе не существует: требования, действующие в других секторах, например ограничения географического охвата медицинского страхования или на перевод платежей на иностранные инвестиции, могут препятствовать расширению торговли услугами путем «потребления за рубежом в других секторах».
В рамках этого способа предоставления услуг наиболее важную роль играют поездки отдельных потребителей на экспортные рынки в качестве туристов, а затем подготовка студентов или руководящих работников за рубежом. Продажа услуг иностранным фирмам, работающим на национальных рынках, также является разновидностью этого способа поставки услуг и создает для поставщиков услуг многих стран, в том числе и, России, эффективный метод развития экспорта услуг путем их предоставления иностранным фирмам, находящимся на национальной территории этих стран.
В. Коммерческое присутствие (третий способ)
Это довольно распространенный способ предоставления услуг. Он связан с привлечением иностранных инвестиций и созданием иностранных фирм или их филиалов, продающих услуги в стране присутствия. Режим иностранных инвестиций во многих странах ограничивает доступ иностранным коммерческим структурам ко многим отраслям производства услуг. Существуют ограничения, связанные с предоставлением национального режима в этой области. Примерно 70-80% обязательств в области коммерческого присутствия имеют ограниченный характер. Особенно это касается финансовых услуг (84%), коммуникационных услуг (91%). Можно предположить, что будущие переговоры по либерализации рынка услуг будут связаны с попытками найти решения в сложной и противоречивой области коммерческого присутствия.
С учетом высоких первоначальных,
а также и последующих расходов
на организацию коммерческого
Г. Присутствие физических лиц (четвертый способ)
Согласно ГАТС перемещение физических лиц и их присутствие, связанное с оказанием услуг на зарубежном рынке труда, должны быть ограниченными по времени и иметь целью оказание услуг. Физические лица могут оказывать услуги либо самостоятельно, либо в процессе работы на иностранной фирме, либо на основе контрактов на оказание услуг, подписанных с зарубежной или национальной компанией.
В общих словах либерализация этого способа предоставления услуг свелась к горизонтальным обязательствам о расширении временного перемещения управленческого персонала и специалистов в связи с коммерческим присутствием. Некоторые страны взяли на себя также обязательства по конкретным секторам и категориям, обставив их в то же время серьезными ограничениями.
Многие страны для
восполнения дефицита рабочей силы
разрешают въезд высококвалифиц
Тем не менее, между желанием привлекать или допускать в страну квалифицированную рабочую силу и стремлением сохранить рабочие места для местных кадров существует определенное противоречие, что объясняет отсутствие конструктивного диалога по вопросу о временном перемещении всех категорий физических лиц. Конкретные обязательства по такому способу предоставления услуг, как движение физических лиц, показывают, что на данный момент очень немногие страны обязались связать действующее иммиграционное законодательство и нормы регулирования.
Непризнание профессиональной квалификации и требования к получению лицензий также мешают физическим лицам оказывать услуги на экспортных рынках.
Важнейшим препятствием
для данного способа
Все четыре способа поставок — трансграничная торговля, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц — взаимозависимы. Более того, взаимозависимость способов поставок требует их комбинированного использования для получения эффективного ступа на рынки.
3. Специфика международной торговли услугами
3.1 Специфика
международной торговли
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля
тесно взаимодействует с
В-третьих, сфера услуг
обычно больше защищена государством
от иностранной конкуренции, чем
сфера материального
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые услуги).
3.2 Торговое посредничество в сфере услуг
Во внешнеэкономических связях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг с торговыми и посредническими фирмами. Данные отношения опосредствуются особыми видами договоров – договорами поручения и комиссии.
Предметом договора поручения в сфере внешнеэкономической деятельности являются чаще всего изучение рынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключением контрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят возмездный характер.
В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) обязуется за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько сделок от своего имени (на товар или услугу).
Среди услуг, оказываемых посредниками, можно отметить покупку и продажу товаров от собственного имени, но за чужой счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача в аренду (лизинг), заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, контроль товаров, посредничество в платежных операциях, организацию соответствующего документооборота, улаживание недоразумений с таможней, представительство в арбитражных судах, складирование и погрузку, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки и др.
Посредники могут быть специализированные и универсальные. Наиболее полное развитие идея универсализации получила в рамках торговых домов, в деятельность которых может входить предоставление широкого спектра услуг в стране и за рубежом. Особенно эта форма распространена в Японии. Там в середине 80-х годов ХХ века 9 торговых домов контролировали около 40% экспортных и 50% импортных сделок.
3.3 Соглашение ЕС и России об услугах
Важные договоренности достигнуты в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом, которое заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны установили сотрудничество во всех сферах экономических отношений и в частности в торговле товарами и услугами.
В отношении условий учреждения компаний, оказывающих услуги в области страхования, ЕС предоставляет России безусловный режим наибольшего благоприятствования (РНБ), что фактически означает национальный режим.
Несмотря на то, что Россия не подписала Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), заключенное в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился на использование для целей Соглашения отдельных налоговых элементов ГАТС и предоставил России аналогичные закрепленным для участников ГАТС условия доступа на рынки услуг ЕС (через реализацию принципа безусловного РНБ).
Россия и ЕС договорились предоставить друг другу РНБ в отношении услуги и поставщика услуги, в частности, в следующих секторах: консультационные услуги, инженерные услуги, услуги в области информации, телекоммуникаций, лизинговые услуги, услуги в области маркетинга и рекламы, услуги по техническим испытаниям, комиссионные агентские услуги в области оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности, финансовые услуги.
В отношении учреждения и деятельности судоходных агентств по предоставлению международных транспортных услуг, охватывающих смешанные перевозки с использованием морского плеча, Россия и ЕС в соответствии с их законодательством предоставляют друг другу РНБ или национальный режим.
Информация о работе Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами