Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, осветить вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг, а также сделать попытку проанализировать некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России.

Содержание

Введение
1. Мировой рынок услуг
1.1 Состав и структура мирового рынка услуг
1.2 Регулирование рынка услуг
2. Виды международных услуг
2.1 Виды международных услуг и сферы их реализации
2.2 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта
3. Специфика международной торговли услугами
3.1 Специфика международной торговли услугами
3.2 Торговое посредничество в сфере услуг
3.3 Соглашение ЕС и России об услугах
3.4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра таможенных платежей и валютного  контроля

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая  деятельность»

на тему «Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами»

 

 

Выполнил: студент 2-го курса очной

формы обучения факультета таможенного

дела, группа 1202 Н.А.Синюкович

Подпись___________________________

 

Научный руководитель:_______________

(инициалы, фамилия преподователя)

Подпись____________________________

 

 

 

Москва

2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Мировой рынок услуг

    1. Состав и структура мирового рынка услуг

1.2 Регулирование рынка услуг

2. Виды международных услуг

2.1 Виды международных  услуг и сферы их реализации

    1. Особенности услуг как предмета экспорта и импорта

3. Специфика международной торговли услугами

3.1 Специфика международной торговли услугами

3.2 Торговое посредничество в сфере услуг

3.3 Соглашение ЕС и  России об услугах

3.4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы все  острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Как известно, в последние  годы наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы услуг  опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами.  Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 – 74% мирового ВВП (что значительно больше доли товарной торговли), а также 63 – 75% общей численности занятых, кроме того, она способствует росту технической оснащенности труда, внедрению более совершенных технологий и т.д. Причем ни в одной стране, где это происходит, подобная тенденция не оценивается негативно.

Итак, можно сказать, что  на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

Предметом исследования в моей работе выступают услуги на мировом рынке, а объектом ее – движение услуг на данном рынке.

Цель данной работы рассмотреть  состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, осветить вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг, а также сделать попытку проанализировать некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России.

 

1. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ

 

1.1 Состав и структура мирового рынка услуг

 

Современная международная  торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние на развитие национальной экономики  и мирового хозяйства в целом: приобретает растущее значение в  социальной жизни всех стран. Этот процесс  является объективным следствием все возрастающих потребностей научно-технического прогресса и дальнейшего  углубления  разделения труда. Термин «международная торговля услугами» охватывает международный  обмен многими видами услуг, каждая из которых обладает конкретными особенностями. Однако при всей  многоликости международной торговли услугами в обмене услугами просматривается целый ряд общих закономерностей и тенденций, характерных для этой сферы международной торговли.

Вот, что об этом говорит  статистика:

Таблица 1

Годовые темпы  роста мировых показателей ВВП,

Экспорт товаров  и услуг (%)1

Показатели

1985 г.

1990 г.

1995 г.

1996 г.

2000 г.

ВВП

2,0

2,7

2,1

2,6

2,5

Экспорт товаров

0,1

19,4

19,7

2,6

13,0

Экспорт услуг

2,5

20,8

13,5

5,0

6,0


 

Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства.

Мировая статистика свидетельствует  о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных таблицы 2. Общий объем всех видов услуг составил около 35% общей величины мирового экспорта, причем в 1998 году  эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на 30%. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта.

 

Таблица 2

Мировой экспорт  услуг (млрд. долл.)2

 

1988

1990

1994

1998

2001

Все виды услуг

653,2

853,0

1100,0

1290,0

1460,0

Транспорт, в том числе:

167,4

209,2

250,4

324,0

340

пассажирский

36,2

49,6

56,9

30,9

56,9

Фрахт

83,6

103,3

125,0

-

-

др. виды транспорта

47,7

56,3

68,1

-

-

Путешествия

190,1

246,9

321,1

422,0

465,0

Правительственные услуги

43,4

47,0

49,5

-

-

Др. виды услуг

252,4

349,9

479,1

544,0

655,0


 

Доля экономически развитых стран  на мировом рынке услуг составляет около 75%, развивающихся и стран  с переходной экономикой - 24% и международных  организаций - 1%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х годов ХХ века приблизился к 30%. Надо полагать, что эта тенденция будет ускоряться.

Среди причин, стимулирующих быстрое  возрастание мирового рынка услуг, выделяются следующие :

  • зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;
  • развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;
  • новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм. Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю   современными  услугами, связанную прежде всего с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика – на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Рассматривая в этом плане Россию, другие страны СНГ  и Балтии, необходимо отметить, что  хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские  перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

 

1.2 Регулирование рынка услуг

 

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением  финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в  связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций (далее ТНК), которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Рост международной  торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени  действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой  является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в  рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной  гражданской авиации – ИКАО, Международная морская организация – ИМО, Всемирная туристическая организация – ВТО и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД).

Основная идея США  – крупнейшего поставщика услуг на мировой рынок заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

На пути осуществления  этой программы, однако, стоят серьезные  проблемы, связанные, прежде всего с  тем, что поскольку потребление  услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

На практике это означает, что США, проводя регулирование  своего рынка услуг, обязаны не предъявлять  аналогичных требований к своим  партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить  за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего  филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

Результатом переговоров Уругвайского раунда (с сентября 1986 по 15 декабря 1993 года) было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Расследованию подвергались услуги в области телекоммуникаций, филиалов и транспорта.

Информация о работе Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами