Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть состав и структуру мирового рынка услуг, его специфику, регулирование, более подробно охарактеризовать услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, осветить вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг, а также сделать попытку проанализировать некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России.

Содержание

Введение
1. Мировой рынок услуг
1.1 Состав и структура мирового рынка услуг
1.2 Регулирование рынка услуг
2. Виды международных услуг
2.1 Виды международных услуг и сферы их реализации
2.2 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта
3. Специфика международной торговли услугами
3.1 Специфика международной торговли услугами
3.2 Торговое посредничество в сфере услуг
3.3 Соглашение ЕС и России об услугах
3.4 Внешняя торговля услугами, некоторые проблемы развития и совершенствование нормативной базы в сфере услуг в России
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

 

2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ  УСЛУГ

 

2.1 Виды международных услуг и сферы их реализации

 

Сложность с  созданием термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и барьерах на пути торговли услугами. Поэтому был создан Классификатор видов деятельности, которые могут рассматриваться как услуги. Классификационная схема различных видов услуг была разработана в ходе Уругвайского раунда. Этот Классификатор услуг включает около 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов:

1. Деловые услуги – 46 групп

2. Телекоммуникационные услуги – 25 групп

3. Строительные и инжиниринговые услуги – 5 групп

4. Дистрибьюторские услуги – 5 групп

5. Образование – 5 групп

6. Финансовые услуги, включая страхование – 17 групп

7. Услуги по защите окружающей среды – 4 группы

8. Услуги по охране здоровья и здравоохранения – 4 группы

9. Туризм – 4 группы

10. Спорт – 5 групп

11. Транспортные услуги – 33 группы

12. Прочие

В Классификаторе услуг ВТО в качестве главного классификационного признака используется деловое назначение услуги. В силу этого Классификатор услуг может быть использован для торговых переговоров и подготовки конкретных предложений и перечней уступок в сфере услуг.

А теперь рассмотрим подробнее некоторые виды услуг.

 

2.1.1 Услуги во  внешнеторговом контракте купли-продажи

Экспорт и импорт услуг, как и товаров, оформляется контрактом или соглашением. А поскольку часто товары и услуги бывают тесно связаны между собой, то внешняя торговля ими оказывается в одном документе. Так, внешнеторговый контракт купли-продажи содержит условия по товару и услугам, а некоторые его разделы имеют самую тесную связь с реализацией услуг – транспортные условия, рекламации, приемка-сдача, страхование, арбитраж, базисные условия поставки. Особенно много услуг содержат условия реализации машин и оборудования: предпродажный и послепродажный сервис, обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание, обучение персонала и т.д.

Предпродажный сервис – важный элемент  услуг, позволяющий поставщикам  показать покупателю «товар лицом», продемонстрировать все его преимущества, положительные стороны с точки зрения простоты и надежности в эксплуатации. Грамотно организованный предпродажный сервис способствует повышению конкурентоспособности готовых изделий.

Большое значение имеет обеспечение  послепродажным сервисом для нормального функционирования поставленного оборудования, а, следовательно, и оценки солидности экспортера.

Организация системы технического обслуживания играет первостепенную роль при определении сбытовой политики. Эффективное обслуживание предполагает высокий уровень гарантийного технического обслуживания и ремонта, предоставление клиентам сервисных услуг, длительных сроков гарантий и бесплатных услуг. Чем лучше экспортер сумеет организовать техобслуживание, тем прочнее его позиции на рынке.

 

2.1.2 Транспортные услуги

Транспортные услуги - это одно из важнейших основ  развития всей системы международной  торговли. Создание и развитие современного морского грузового транспорта рассматривается  многими странами как одно из главных  направлений обеспечения национальной экономической безопасности и суверенитета. Контейнеризация грузовых перевозок, создавшая единый транспортный путь, обслуживаемый  морским и наземным транспортом, удешевила и упростила всю цепочку транспортных и транспортно-экспедиторских операций и заложила основу  для дальнейшего развития единого международного правового поля в сфере транспортных услуг.

Так к транспортным услугам относятся  услуги по железнодорожному транзиту товаров из стран Западной Европы через территорию России на Восток – Иран, КНР, Дальний Восток (КНДР, Японию) и в обратном направлении, а также воздушным путем.

Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги: на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки; на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути; на оплату грузовых сборов в портах, оплату налогов, административных расходов и т.д.

Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют  Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания и Франция

 

2.1.3 Услуги по  международному туризму

Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.

Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там  оплачиваемой деятельностью.

Международный туризм как одна из форм международных экономических  отношений приобрел в современных  условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние  на политические, экономические и  культурные связи между государствами. Он стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет более 35% в Испании, Австрии, Турции; около 20% -в Португалии;10-12% -в Швейцарии и Италии;52%- на Кипре.

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). При осуществлении туристских операций складываются определенные отношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами-туристами, - с другой. Характер и содержание этих соглашений различны.

В системе ООН имеется специальная  организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель ее – содействие развитию туризма.

В классификации Всемирной туристической  организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь поставщиками туристов, и страны, в первую очередь принимающие туристов. К первым относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, РФ, Швеция, Австралия, Канада, Великобритания; ко вторым - Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

 

2.1.4 Таможенные услуги

 При пересечении  таможенной границы взимаются  установленные таможенные пошлины,  НДС и акцизы, а за производство  таможенных услуг – и таможенные  сборы. К ним относятся сборы  за выдачу лицензий, таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение товаров, информирование и консультирование, принятие предварительного решения, участие в таможенных аукционах. Таможенные сборы в РФ уплачиваются в размере 0,15% от таможенной стоимости товара.

 

2.1.5 Рекламные услуги

Рекламная деятельность требует значительных финансовых средств (оплата расходов за услуги). Определение  эффективности рекламной деятельности предполагает проведение анализа структуры  расходов на рекламу, как в целом, так и по отдельным элементам: на проведение рекламных компаний, на использование конкретных рекламных средств, на изготовление рекламных материалов и их распределение. Целенаправленность рекламы предполагает ее ориентацию на известный рынок, конкретную группу потребителей.

 

2.1.6 Арендные услуги (лизинг)

Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем  товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международной  практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3 – 5 лет и выше); хайринг – среднесрочная аренда (1 – 3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров. Это относительно новый вид коммерческой деятельности в международной торговле. Во внешнеэкономической деятельности российских предприятий лизинговые операции имеют преимущественно эпизодический характер.

 

2.1.7 Информационные услуги

Важную роль во внешнеэкономической  деятельности играют производители  информационных услуг. Сотни различных  организаций в зарубежных странах  заняты сбором новой исходной информации, ее аналитической обработкой, хранением и распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной статистики, консультационно-исследовательские фирмы, торговые издательства и торгово-промышленные палаты, ассоциации производителей и т.д. Новые возможности в информационном обеспечении конъюнктурно-ценовой работы открываются благодаря созданию и развитию рынка электронных информационных услуг. Современные компьютерные телекоммуникационные технологии дают доступ практически ко всем видам ценовой информации, которые накапливаются в автоматизированных базах данных (АБД).

 

2.1.8 Финансовые услуги

Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые  сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается  в 1 трлн. долл.

Финансовая деятельность – сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние десятилетия ХХ века страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Германии, Англии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире. Самой мощной из них является группа стран ОПЕК, среди которых выделяются особенно богатые страны – Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Значительную часть нефтедолларов они экспортируют, причем 80% из них направляют в промышленно развитые страны.

Разновидностью международной  финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.

 

2.1.9 Инжиниринговые и консалтинговые  услуги

Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) – обособленный в самостоятельную  сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Вся совокупность инжиниринговых услуг делится на 2 группы: в первой группе – услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги), во второй группе – услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управлением предприятием и реализацией его продукции, в том числе услуги по осмотру и испытанием оборудования, подбор и подготовка кадров, маркетинговые исследования и пр.).

В современных условиях роль инжиниринга как объекта международной торговли существенно возросла. Данные услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе.

Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

 

2.2 Особенности услуг как предмета экспорта и импорта

Информация о работе Услуги на мировом рынке. Специфика международной торговли услугами