Услуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъ­емлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.

Содержание

Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Сертификация систем безопасности и качества организуется и произ­водится для создания уверенности у потребителя услуг (продукции) и других заинтересованных сторон в возможности предприятий и предпринимателей обеспечить потребителей услугами, соответствующим существующим тре­бованиям.

Защиту потребителей услуг осуществляют уже названные органы, а также Федеральный антимонопольный комитет (ГКАП РФ и его территори­альные органы), которые:

           направляют предписания исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей;

           направляют материалы о нарушении прав потребителей в орган, вы­давший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или её досрочном аннулировании;

           направляют в органы прокуратуры, другие правоохранительные ор­ганы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбужде­нии уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

           дают официальные разъяснения по вопросам применения иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потре­бителей;

            заключают соглашения с исполнителями о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

            обращаются в суд в защиту прав потребителей.

Санкции, налагаемые Федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами) и другими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными ор­ганами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью услуг (работ):

              уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей - штраф до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

              уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение их за­конных предписаний исполнителем - штраф до 5 тыс. МРОТ;

              причинение ущерба потребителям услугами, не отвечающими требо­ваниям, предъявляемым к их безопасности, - штраф до 5 тыс. МРОТ;

              выполнение работ, оказание услуг без сертификатов, подтверждаю­щих соответствие работ, услуг обязательным требованиям стандартов, - штраф в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг;

              нарушение правил обязательной сертификации работ, услуг органа­ми по сертификации, а также предоставление недостоверных результатов ис­пытаний работ, услуг испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации - штраф в размере двукратной стоимости соот­ветствующих работ, услуг.

Штраф взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов, а для индиви-

 

дуальных предпринимателей арбитражный суд может принять решение об уплате соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере одного про­цента налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.

Другая сторона соглашения о сроке - период, в течение которого услу­га оказывается, - имеет значение в первую очередь для тех видов услуг, ко­торые не могут быть предоставлены за один раз. Так, репетиторство, меди­цинские услуги большей частью представляют собой длительный процесс, осуществляемый в результате нескольких посещений, что зависит от необхо­димости контроля за усвоением знаний, ходом лечения, а также многих дру­гих факторов. Таким образом, необходимым условием выступает определе­ние периодичности посещений: раз в неделю, каждый день и пр.

Нарушение условий оказания услуг в части сроков их исполнения свя­зано обычно с её несвоевременным началом реализации услуги, явно мед­ленным её исполнением, нарушение обусловленного конечного срока. При возникновении таких ситуаций потребитель вправе по своему выбору назна­чить исполнителю новые сроки, перепоручить за счёт исполнителя реализа­цию услуги другому лицу, потребовать снижения платы за услугу. Если пер­воначальные сроки исполнения услуги определяются правовыми нормами или договором, то новые назначаются потребителем в одностороннем поряд­ке и являются для исполнителя обязательными, что обеспечивается в случае их нарушения, возможным наступлением для исполнителя штрафных санк­ций (неустойка в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки, но не более одной стоимости услуги (заказа)).

Важным условием является также место исполнения обязанности по оказанию услуги. Услуга может быть предоставлена в месте нахождения ли­бо услугодателя, либо услугополучателя, либо в ином месте, определяемом соглашением сторон. Выбор места исполнения должен быть осуществлён при заключении договора. Если по характеру услуги она должна быть оказана в помещении, следует при заключении договора оговорить, кто именно пре-

доставляет помещение, а также требования к помещению. Например, ме­дицинские услуги могут оказываться лишь в специально предназначенном для этого помещении услугодателя либо на дому у услугополучателя.

Основной обязанностью услугополучателя является уплата вознаграж­дения за оказанную услугу. Вознаграждение - единственный в обязательстве по оказанию услуг овеществлённый предмет, который позволяет судить о наличии гражданско-правовых обязательственных отношений. Дело в том, что отношения по оказанию услуг могут возникать как в сфере товарно- денежного обращения, так и вне её. Гражданско-правовое обязательство же может регулировать лишь те отношения по оказанию услуг, которые имеют товарно-денежный характер. Особенности услуги как товара заключаются в том, что она направлена на удовлетворение индивидуальной потребности, во- первых, и обладает неовеществлённой формой выражения, во-вторых. Ука­занные обстоятельства и обусловливают пределы существования товарно- денежных отношения по оказанию услуг.

Цена услуги зависит от нескольких факторов. Основное значение при­даётся потребительной стоимости услуги, т.е. размер вознаграждения зависит от того, какая именно потребность удовлетворяется. Например, цена услуги адвоката, защищающего имущественные интересы клиента, может опреде­ляться в процентном отношении к стоимости имущества, являющегося пред­метом спора, цена информационной услуги может зависеть от прибыли, ко­торая должна быть получена благодаря использованию предоставляемой ин­формации. Однако использование только потребительной стоимости в усло­виях дефицита услуг приводит к необоснованному увеличению размера воз­награждения. Несоразмерность деятельности услугодателя и выгоды, кото­рую может получить услугополучатель в результате оказания услуги, может привести к извлечению нетрудовых доходов, когда размер вознаграждения во много раз превысит трудовые затраты услугодателя. Следовательно, необ­ходимы пределы вознаграждения, однако устанавливать их в нормативном порядке нецелесообразно. Регулирование размера вознаграждения должно.

осуществляться экономическими методами. По мере насыщения рынка ус­лугами, роста конкуренции между услугодателями, с одной стороны, и по­вышения культуры и грамотности населения, с другой, цены на услуги будут постепенно снижаться. Так, правовая неграмотность населения вызвала су­щественный рост цен на юридические услуги.

Другим фактором, влияющим на определение размера вознаграждения, являются затраты, понесённые услугодателем при оказании услуги. Кроме затрат собственного труда при оказании услуг могут использоваться различ­ные вещи как потребляемые, так и непотребляемые.. Использование потреб­ляемых вещей должно оплачиваться услугополучателем в полном размере, непотребляемых - в размере амортизации вещи, происшедшей при оказании услуги. Так, использование массажистом мазей, других лекарственных средств оплачивается в размере фактически произведённых затрат, а исполь­зование приборов, например, электромассажёра - в размере амортизации.

Цена услуг может определяться тремя основными способами:

                  путём установления твёрдой суммы вознаграждения за оказываемую услугу,

                  путём установления суммы вознаграждения за единицу времени (по­часовая оплата),

                   в процентном отношении к прибыли, получаемой услугополучателем в результате оказания услуги.

Выбор способа исчисления вознаграждения зависит от вида услуги, а также от желания сторон. При заключении договора стороны должны прийти к соглашению о способе исчисления вознаграждения и его размере.

Кроме того, указанные способы определения цены могут дифференци­роваться в зависимости от уровня подготовки (квалификации) услугодателя, сложности услуги, периода времени и других условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Главы или статьи именно с таким названием не было в ГК РСФСР 1964 г., поскольку правоотношения по возмездному оказанию услуг регламенти­ровались ведомственными нормативными актами либо вообще не регулиро­вались. И тогда участники гражданского оборота, прибегая к аналогии права (закона), руководствовались обычно сходными правоотношениями.

Уже в части первой ГК РФ оговаривалось введение самостоятельного института возмездного оказания услуг. Это свидетельство того, что законо­датель предвидел заранее ситуацию о необходимости выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Видимо, поэтому ст. 128 части первой ГК рассматривает услуги в виде определённого самостоя­тельного объекта права.

Что же такое возмездное оказание услуг? Кодекс даёт этому виду услуг следующее определение: «По договору возмездного оказания услуг исполни­тель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определён­ные действия или осуществлять определённую деятельность), а заказчик обя­зуется оплатить эти услуги» (п.1 ст. 779 ГК).

Из пункта 2 ст. 779 ГК РФ следует, что правила главы 39 ГК РФ рас­пространяются на договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринар­ных, аудиторских, информационных, услуг по обучению и т.д., за исключе­нием оказываемых по договорам, предусмотренных главами 37, 38, 40, 41, 44, 45,46, 47, 49, 51,53 ГК РФ.

В главе 39 Кодекса есть ст. 780: «Если иное не предусмотрено догово­ром возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услугу лично».

Из неё вытекает: во-первых, исполнитель не только должен, но и обя­зан оказать услугу лично; во-вторых, никакое другое лицо, кроме исполните­ля не вправе оказать услугу заказчику, если иное не предусмотрено в тексте заключённого договора, и, в-третьих, ст. 780 ГК РФ является исключением из

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обязательства по оказанию услуг - новый для нашего законодательст­ва институт, хотя отдельные виды услуг в той или иной форме встречались и раньше.

Нормы об обязательствах по оказанию услуг со временем, видимо, станут играть роль общих положений для всех обязательств по оказанию ус­луг. В настоящее же время законодатель, во избежание коллизии правовых норм и руководствуясь принципом законодательной экономии, установил правило о неприменении норм главы 39 ГК РФ ко всем обязательствам по оказанию услуг, самостоятельно урегулированным в ГК. Так, из сферы дей­ствия главы 39 ГК исключены такие обязательства по оказанию услуг, как поручение и комиссия.

Существуют законы, которые нуждаются в совершенствовании фор­мулировок. В их числе - Закон о защите прав потребителей. Как сказано в его преамбуле, потребитель - это гражданин, использующий, приобретаю­щий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд. Данное положение должно быть отражено в наименовании Закона (Закон о защите прав граждан- потребителей), поскольку в нормативных актах, например, в Законе РФ о сертификации продукции и услуг от 10 июня 1993 г. понятие «потребитель» используется и применительно к юридическим лицам.

Неудачен здесь и термин «защита», так как содержание закона выхо­дит далеко за её пределы. Об этом убедительно свидетельствует содержание первых трёх разделов. Только раздел IV отведён государственной и общест­венной защите прав потребителей. В специальной монографии обоснованно отмечается, что по своему объёму понятие «охрана» гораздо полнее понятия защита». Охрана обнимает и систему средств гражданско-правовой защиты прав потребителей.

1 Шерстобитов A.F Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993. С. 36.

 

 

общего правила об исполнении обязательства, в силу которого исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из за­кона, иных правовых актов, условия обязательства или его существа не выте­кает обязанность должника исполнять обязательство лично (п. 1 ст. 313 ГК).

Ст. 782 ГК РФ об одностороннем отказе от исполнения договора воз­мездного оказания услуг закрепляет основные принципы гражданского зако­нодательства:

                    о равноправии участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ);

                    о равной ответственности контрагентов договорного обязательства как обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ), за определёнными изъятиями.

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положе­ния о подряде (ст. ст. 702-729 ГК) и положения, о бытовом подряде (ст. ст. 730-739 ГК).

Вышеуказанные нормы права о подряде применяются к договору о возмездном оказании услуг лишь в случаях, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Информация о работе Услуга