Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.
Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Сертификация систем безопасности и качества организуется и производится для создания уверенности у потребителя услуг (продукции) и других заинтересованных сторон в возможности предприятий и предпринимателей обеспечить потребителей услугами, соответствующим существующим требованиям.
Защиту потребителей услуг осуществляют уже названные органы, а также Федеральный антимонопольный комитет (ГКАП РФ и его территориальные органы), которые:
направляют предписания исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей;
направляют материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или её досрочном аннулировании;
направляют в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;
дают официальные разъяснения по вопросам применения иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
заключают соглашения с исполнителями о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
обращаются в суд в защиту прав потребителей.
Санкции, налагаемые Федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами), федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами) и другими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими контроль за качеством и безопасностью услуг (работ):
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение законных предписаний о прекращении нарушений прав потребителей - штраф до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение их законных предписаний исполнителем - штраф до 5 тыс. МРОТ;
причинение ущерба потребителям услугами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к их безопасности, - штраф до 5 тыс. МРОТ;
выполнение работ, оказание услуг без сертификатов, подтверждающих соответствие работ, услуг обязательным требованиям стандартов, - штраф в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг;
нарушение правил обязательной сертификации работ, услуг органами по сертификации, а также предоставление недостоверных результатов испытаний работ, услуг испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной сертификации - штраф в размере двукратной стоимости соответствующих работ, услуг.
Штраф взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня получения соответствующих решений о наложении штрафов, а для индиви-
дуальных предпринимателей арбитражный суд может принять решение об уплате соответствующих сумм штрафов, а также пени в размере одного процента налагаемой суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.
Другая сторона соглашения о сроке - период, в течение которого услуга оказывается, - имеет значение в первую очередь для тех видов услуг, которые не могут быть предоставлены за один раз. Так, репетиторство, медицинские услуги большей частью представляют собой длительный процесс, осуществляемый в результате нескольких посещений, что зависит от необходимости контроля за усвоением знаний, ходом лечения, а также многих других факторов. Таким образом, необходимым условием выступает определение периодичности посещений: раз в неделю, каждый день и пр.
Нарушение условий оказания услуг в части сроков их исполнения связано обычно с её несвоевременным началом реализации услуги, явно медленным её исполнением, нарушение обусловленного конечного срока. При возникновении таких ситуаций потребитель вправе по своему выбору назначить исполнителю новые сроки, перепоручить за счёт исполнителя реализацию услуги другому лицу, потребовать снижения платы за услугу. Если первоначальные сроки исполнения услуги определяются правовыми нормами или договором, то новые назначаются потребителем в одностороннем порядке и являются для исполнителя обязательными, что обеспечивается в случае их нарушения, возможным наступлением для исполнителя штрафных санкций (неустойка в размере 3% от стоимости услуги за каждый день просрочки, но не более одной стоимости услуги (заказа)).
Важным условием является также место исполнения обязанности по оказанию услуги. Услуга может быть предоставлена в месте нахождения либо услугодателя, либо услугополучателя, либо в ином месте, определяемом соглашением сторон. Выбор места исполнения должен быть осуществлён при заключении договора. Если по характеру услуги она должна быть оказана в помещении, следует при заключении договора оговорить, кто именно пре-
доставляет помещение, а также требования к помещению. Например, медицинские услуги могут оказываться лишь в специально предназначенном для этого помещении услугодателя либо на дому у услугополучателя.
Основной обязанностью услугополучателя является уплата вознаграждения за оказанную услугу. Вознаграждение - единственный в обязательстве по оказанию услуг овеществлённый предмет, который позволяет судить о наличии гражданско-правовых обязательственных отношений. Дело в том, что отношения по оказанию услуг могут возникать как в сфере товарно- денежного обращения, так и вне её. Гражданско-правовое обязательство же может регулировать лишь те отношения по оказанию услуг, которые имеют товарно-денежный характер. Особенности услуги как товара заключаются в том, что она направлена на удовлетворение индивидуальной потребности, во- первых, и обладает неовеществлённой формой выражения, во-вторых. Указанные обстоятельства и обусловливают пределы существования товарно- денежных отношения по оказанию услуг.
Цена услуги зависит от нескольких факторов. Основное значение придаётся потребительной стоимости услуги, т.е. размер вознаграждения зависит от того, какая именно потребность удовлетворяется. Например, цена услуги адвоката, защищающего имущественные интересы клиента, может определяться в процентном отношении к стоимости имущества, являющегося предметом спора, цена информационной услуги может зависеть от прибыли, которая должна быть получена благодаря использованию предоставляемой информации. Однако использование только потребительной стоимости в условиях дефицита услуг приводит к необоснованному увеличению размера вознаграждения. Несоразмерность деятельности услугодателя и выгоды, которую может получить услугополучатель в результате оказания услуги, может привести к извлечению нетрудовых доходов, когда размер вознаграждения во много раз превысит трудовые затраты услугодателя. Следовательно, необходимы пределы вознаграждения, однако устанавливать их в нормативном порядке нецелесообразно. Регулирование размера вознаграждения должно.
осуществляться экономическими методами. По мере насыщения рынка услугами, роста конкуренции между услугодателями, с одной стороны, и повышения культуры и грамотности населения, с другой, цены на услуги будут постепенно снижаться. Так, правовая неграмотность населения вызвала существенный рост цен на юридические услуги.
Другим фактором, влияющим на определение размера вознаграждения, являются затраты, понесённые услугодателем при оказании услуги. Кроме затрат собственного труда при оказании услуг могут использоваться различные вещи как потребляемые, так и непотребляемые.. Использование потребляемых вещей должно оплачиваться услугополучателем в полном размере, непотребляемых - в размере амортизации вещи, происшедшей при оказании услуги. Так, использование массажистом мазей, других лекарственных средств оплачивается в размере фактически произведённых затрат, а использование приборов, например, электромассажёра - в размере амортизации.
Цена услуг может определяться тремя основными способами:
путём установления твёрдой суммы вознаграждения за оказываемую услугу,
путём установления суммы вознаграждения за единицу времени (почасовая оплата),
в процентном отношении к прибыли, получаемой услугополучателем в результате оказания услуги.
Выбор способа исчисления вознаграждения зависит от вида услуги, а также от желания сторон. При заключении договора стороны должны прийти к соглашению о способе исчисления вознаграждения и его размере.
Кроме того, указанные способы определения цены могут дифференцироваться в зависимости от уровня подготовки (квалификации) услугодателя, сложности услуги, периода времени и других условий.
VI. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Главы или статьи именно с таким названием не было в ГК РСФСР 1964 г., поскольку правоотношения по возмездному оказанию услуг регламентировались ведомственными нормативными актами либо вообще не регулировались. И тогда участники гражданского оборота, прибегая к аналогии права (закона), руководствовались обычно сходными правоотношениями.
Уже в части первой ГК РФ оговаривалось введение самостоятельного института возмездного оказания услуг. Это свидетельство того, что законодатель предвидел заранее ситуацию о необходимости выделения этой группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм. Видимо, поэтому ст. 128 части первой ГК рассматривает услуги в виде определённого самостоятельного объекта права.
Что же такое возмездное оказание услуг? Кодекс даёт этому виду услуг следующее определение: «По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществлять определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги» (п.1 ст. 779 ГК).
Из пункта 2 ст. 779 ГК РФ следует, что правила главы 39 ГК РФ распространяются на договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, информационных, услуг по обучению и т.д., за исключением оказываемых по договорам, предусмотренных главами 37, 38, 40, 41, 44, 45,46, 47, 49, 51,53 ГК РФ.
В главе 39 Кодекса есть ст. 780: «Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услугу лично».
Из неё вытекает: во-первых, исполнитель не только должен, но и обязан оказать услугу лично; во-вторых, никакое другое лицо, кроме исполнителя не вправе оказать услугу заказчику, если иное не предусмотрено в тексте заключённого договора, и, в-третьих, ст. 780 ГК РФ является исключением из
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обязательства по оказанию услуг - новый для нашего законодательства институт, хотя отдельные виды услуг в той или иной форме встречались и раньше.
Нормы об обязательствах по оказанию услуг со временем, видимо, станут играть роль общих положений для всех обязательств по оказанию услуг. В настоящее же время законодатель, во избежание коллизии правовых норм и руководствуясь принципом законодательной экономии, установил правило о неприменении норм главы 39 ГК РФ ко всем обязательствам по оказанию услуг, самостоятельно урегулированным в ГК. Так, из сферы действия главы 39 ГК исключены такие обязательства по оказанию услуг, как поручение и комиссия.
Существуют законы, которые нуждаются в совершенствовании формулировок. В их числе - Закон о защите прав потребителей. Как сказано в его преамбуле, потребитель - это гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд. Данное положение должно быть отражено в наименовании Закона (Закон о защите прав граждан- потребителей), поскольку в нормативных актах, например, в Законе РФ о сертификации продукции и услуг от 10 июня 1993 г. понятие «потребитель» используется и применительно к юридическим лицам.
Неудачен здесь и термин «защита», так как содержание закона выходит далеко за её пределы. Об этом убедительно свидетельствует содержание первых трёх разделов. Только раздел IV отведён государственной и общественной защите прав потребителей. В специальной монографии обоснованно отмечается, что по своему объёму понятие «охрана» гораздо полнее понятия защита». Охрана обнимает и систему средств гражданско-правовой защиты прав потребителей.
1 Шерстобитов A.F Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993. С. 36.
общего правила об исполнении обязательства, в силу которого исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условия обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнять обязательство лично (п. 1 ст. 313 ГК).
Ст. 782 ГК РФ об одностороннем отказе от исполнения договора возмездного оказания услуг закрепляет основные принципы гражданского законодательства:
о равноправии участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ);
о равной ответственности контрагентов договорного обязательства как обычая делового оборота (ст. 5 ГК РФ), за определёнными изъятиями.
К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. ст. 702-729 ГК) и положения, о бытовом подряде (ст. ст. 730-739 ГК).
Вышеуказанные нормы права о подряде применяются к договору о возмездном оказании услуг лишь в случаях, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.