Услуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъ­емлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.

Содержание

Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

В соответствии с законом (ст.23, 49 ГК) предприятие и индивидуаль­ный предприниматель могут заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законами и иными нормативными актами РФ, только на основании специального разрешения-лицензии. Право пред­приятия (предпринимателя) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо разрешение, возникает с момента получения лицензии или с ука­занного в ней срока и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Практика лицензирования последнего времени показала необходи­мость изменение нормативного регулирования реализации услуг. И такие из­менения происходят. Если до 1995 года лицензирование значительного коли­чества видов деятельности возлагалось на органы субъектов РФ, и при этом некоторые виды деятельности не лицензировались, хотя такая необходимость существовала, то с момента принятия Правительством РФ постановления №1418 наметилось проведение единой государственной политики в области лицензирования. Этим постановлением утверждены Порядок ведения лицен­зионной деятельности и Перечень лицензионных видов деятельности и орга­нов, уполномоченных осуществлять такую деятельность.

Новый порядок лицензирования, в отличие от существовавшего ранее, установил минимальный срок действия лицензии в три года (ранее - один год), впервые определил сроки рассмотрения заявки на выдачу лицензии (30 дней по общему правилу), предусмотрел механизм обжалования отказа в вы­даче лицензии, повысил значимость бланков лицензий по степени защищён­ности и способу отчётности до уровня ценной бумаги на предъявителя

 

Некоторые центры лицензирования самостоятельны и не подчинены палате - это центры, занимающиеся особыми видами деятельности: оружие, самооборона, частная детективная, охранная и противопожарная службы, медицина.

Наряду с указанными требованиями, оказание платных услуг в соци- ально-культурной сфере разрешается только гражданам, имеющим необхо­димую подготовку, а в случаях, предусмотренных законодательством и соот­ветствующее образование. Требование Закона о наличии у услугодателя не­обходимой подготовки не вызывает возражений, однако непонятно, почему оно адресовано только лицам, оказывающим услуги в социально-культурной сфере. Под необходимой подготовкой здесь, видимо, следует понимать нали­чие у гражданина соответствующих навыков, приёмов работы, которые по­зволяли бы ему обеспечивать надлежащее качество производимых товаров и оказываемых услуг. Иной подход к определению этого понятия, например, включение в него указания на наличие специального образования, документа на право работать по данной специальности и т.п., противоречил бы положе­ниям закона о том, что граждане обязаны иметь соответствующее образова­ние лишь в случаях специально предусмотренных законом. Представляется, что необходимой подготовкой в изложенном понимании должен обладать каждый гражданин, изъявивший желание заниматься индивидуальной пред­принимательской деятельностью, независимо от того, в какой сфере он пред­полагает работать.

Первое вытекает из существа обязательства: если услуга носит личный характер, то выступление организации в качестве непосредственного потре­бителя услуги невозможно. Так, услуги медицинского, зрелищного характе­ра, репетиторство предполагают воздействие непосредственно на человека, его тело, интеллект и т.д. По самой природе услуги её нельзя производить впрок, накапливать, поэтому в перечисленных случаях конкретным услуго-получателем всегда выступает гражданин. Однако следует выделить те слу­чаи, когда обязанность по оплате услуг, предоставляемых гражданину, берёт

на себя организация, с которой гражданин состоит в трудовых отношениях либо отношениях членства.

Второе ограничение связано с выступлением организаций (юридиче­ских лиц) в качестве услугодателя и вытекает из принципа специальной пра­воспособности юридических лиц.

Принцип специальной правоспособности юридических лиц примени­тельно к отношениям гто оказанию услуг более жёстко действует в отноше­нии государственных учреждений, кооперативных и общественных предпри­ятий и организаций. Так, не допускается оказание услуг по обучению ино­странным языкам кооперативом по строительству гаражей, в уставе которого такой вид деятельности как репетиторство не упомянут. Недопустимо оказа­ние платных услуг гражданам судом, прокуратурой, поликлиникой, больни­цей или иными учреждениями, основной целью которых является оказание бесплатных услуг либо защита прав и интересов граждан. Следовательно, оказание услуг государственными учреждениями, кооперативными и обще­ственными организациями может осуществляться только в случаях, прямо предусмотренных в уставе или положении, т.е. в строгом соответствии с принципом их специальной правоспособности. Однако специальная право­способность стала приобретать универсальный характер. Существуют запре­ты, например, на производство и сбыт наркотических, ядовитых веществ.

2.ОБЪЕКТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Объектом обязательства по оказанию услуг является услуга как граж­данско-правовая категория, т.е. услуга как продукт труда, не имеющий ове­ществлённой формы выражения.

Гражданско-правовое регулирование экономических отношений по оказанию услуг достигается с помощью различного рода обязательственных отношений. Выбор конкретной разновидности обязательства зависит от вида

услуги. Так, экономические отношения по оказанию материальных услуг регулируются обязательствами подрядного типа, в результате исполнения которых достигается создание овеществлённого результата. Поскольку инте­рес потребителя удовлетворяет не процесс оказания услуги (обслуживание), а результат этой деятельности, то и объектом гражданских правоотношений выступает овеществлённый результат. Он может выражаться в создании но­вой вещи, а также в совершении каких-либо операций с существующими ве­щами.[1]

При оказании материальных услуг второго вида создания новой вещи не происходит, здесь результат выражается в каких-либо изменениях суще­ствующих благ: сохранение или восстановление потребительских свойств вещей, пространственное их перемещение и т.п. Особенностью указанных отношений является то, что выделить результат деятельности в виде отдель­но существующего предмета невозможно, он материализуется в вещах и не­отделим от них. Как уже отмечалось, к материальным услугам второго вида относятся не только услуги, направленные на изменение и создание вещей, но и услуги, объектом воздействия которых выступает человек, т.е. личные материальные услуги. Они также облекаются в гражданско-правовую форму обязательства по выполнению работ. В связи с тем, что объектом воздейст­вия услуги выступает человек, определённые требования предъявляются к процессу оказания услуги (соблюдение санитарных норм, комфортность, безопасность и т.п.), что воплощается в возложении на исполнителя услуги дополнительных обязанностей и предоставлении услугополучателю права требовать их выполнения.

Услуга как объект гражданско-правовых договорных обязательств специально исследована Е.Д. Шешениным. Автор выделяет ряд признаков услуги как предмета договорного обязательства: а) услуга - это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу; б) оказание услуги не создаёт вещественного результата; в) полезный эффект услуги

(деятельность) потребляется в процессе предоставления услуги, а потреби­тельная стоимость исчезает.1

Экономическое понятие услуги, как справедливо замечает Е.Д. Шеше- нин, шире юридического понятия услуги как предмета договорного обяза­тельства по оказанию услуг, последний ограничивается такой деятельностью, которая не производит вещественные потребительные стоимости. Отсутствие вещественного результата в обязательствах по оказанию услуг, видимо, и обусловило трактовку Е.Д. Шешениным услуги как объекта-действия. Выше показано, что результат в отношениях по оказанию услуг не отсутствует и он имеет свой материальный носитель, но не вещный. Поэтому нельзя согла­ситься с утверждением автора, будто в правоотношении, опосредующем об­щественное отношение по оказанию услуг, предметом договора может быть не результат деятельности, а только сама деятельность (действие).2 Именно результат деятельности, который представляет собой особую форму продук­та труда, является объектом указанного правоотношения.

Объектом обязательства по оказанию услуг - услугой в юридическом смысле - может быть и «деятельность юридического лица».' Однако дея­тельность не каждого юридического лица имеет своим предметом услугу как гражданско-правовую категорию. Так, деятельность юридических лиц, кото­рая связана с производством нематериальных услуг, например, музыкальных школ, «как таковая» не является объектом гражданско-правового обязатель­ства. Эта деятельность представляет собой совокупность услуг, оказываемых работниками организации конкретным потребителям. Поэтому однородной деятельности, которая бы удовлетворяла конкретного потребителя как тако­вая, эти организации не осуществляют. Объектом обязательства здесь высту­пают те услуги, которые они производят.

              Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг//Сб. уч. тр. Свердловского юрид. ин-та. Вып. 3. Свердловск. 1964. С. 151 и сл.

              Там же. С. 186.

Шешенин Е.Д. 11редмет обязательства по оказанию услуг. С. 187.

 

Деятельность же таких организаций как музеи, выставочные залы может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта обязательства по оказанию услуг. Она обладает такой степенью однородности, что каждый конкретный услугополучатель заключает договор и получает услугу именно от деятельности всей организации в целом, а не какого-либо из её работни­ков. Полезный эффект этой деятельности связан с ознакомлением с фондами музея, экспонатами и т.д. Услуги экскурсовода в таких организациях, если их стоимость не включается в стоимость входного билета, могут выступать объ­ектом самостоятельного обязательства. В последнем случае между музеем либо иной организацией, осуществляющей подобный вид деятельности, и посетителем возникает обязательство по предоставлению услуг экскурсовода и услуг по ознакомлению с фондами музея. Если же за оказание услуг экс­курсовода не предусмотрено самостоятельное вознаграждение, то интересы

Таким образом, нормативное определение объекта обязательства по оказанию услуг можно сформулировать следующим образом: «Услугой явля­ется деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе её существования, продукт которой не имеет овеществлённого выражения». Сходное определение услуги приводит и Е.Д. Шешенин.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Содержанием обязательства являются права и обязанности сторон - кредитора и должника. Основная обязанность должника - это обязанность по передаче кредитору объекта обязательства. Ей корреспондирует право креди­тора. В обязательстве по оказанию услуг содержание обязательства составля­ет обязанность должника оказать услугу и право кредитора требовать её пре­доставления.

Прежде всего, необходимо определить, какая именно услуга должна быть оказана, т.е. в каждом конкретном случае конкретизировать объект обя- 1 Шешенин Е.Д. О нормативном регулировании отношений по оказанию услуг. С. 93

зательства. Под конкретизацией услуги здесь понимается качественная ха­рактеристика услуги как продукта труда. Условие о качестве является одним из обязательных в содержании обязательства по оказанию услуг.

В связи с тем, что каждый заказчик оценивает услугу, прежде всего, с позиций её соответствия своим личным требованиям (с этой точки зрения его оценка является обобщающей, она охватывает многие стороны работы пред­приятий и качества услуги и особенно хорошо характеризует труд работни­ков сервиса в качестве деятельности), необходимо учесть мнение определён­ных групп потребителей и найти оптимальное для данного места и времени качество бытового обслуживания.' Приведённый вывод позволяет опреде­лить факторы, влияющие на качество услуги. К ним относятся: уровень орга­низации производства, уровень организации труда, профессиональная подго­товка и качество труда исполнителей услуги, а также качество исполнения услуги и качество модели (образца).2 Последние два фактора являются опре­деляющими. Следовательно, чтобы нормативно урегулировать требования к качеству услуги, в законодательстве следует отразить: а) требования к каче­ству модели (образца), для чего необходимы подробные положения об услу­гах, которые явились бы своеобразным эталоном, позволяющим услугополу- чателю оценить, соответствует ли указанная услуга этому положению или нет; б) требования к качеству исполнения услуги. Реализации этого требова­ния способствует установление различных категорий услуг, при разработке которых следует учесть исполнительское мастерство, например, музыкантов, сложность программы, необходимость взаимодействия с другими исполни­телями и т.д. Субъективность оценки услугополучателя, особенно прояв­ляющаяся при оказании нематериальных услуг, в сочетании с объективным критерием, которым могла бы стать установленная категория услуги, даст возможность оценить истинное качество оказанной услуги.

Следует подчеркнуть необходимость сочетания обоих критериев. Каж­дый из них в отдельности даёт однобокое представление и отражает интере-

сы только одной стороны в обязательстве. Гиперболизация одного из при­знаков приводит к ущемлению интересов контрагента. Например, установле­ние разрядности ателье индивидуального пошива одежды было направлено на повышение качества изделий. При этом предполагалось, что ателье более высокого разряда будут шить изделия высокой сложности, модного стиля и т.п. Разумеется, оплата пошива также зависела от разрядности ателье. На практике же оказалось, что для заказчика разрядность приводит только к не­обходимости - при одинаковом уровне качества - оплачивать услуги ателье в повышенном размере.

Критерий определения качества работ и услуг практически одинаков. Существующие различия отражают лишь специфику отношений, возникаю­щих при выполнении работ и оказании услуг, а также их разнообразие, ис­ключающее в определённых моментах унифицированный подход. При обна­ружении недостатков в реализованной услуге (выполненной работе) потре­битель вправе потребовать по своему выбору безвозмездного устранения не­достатков, или соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу, или дублирования услуги, если это возможно, или возмещения рас­ходов, связанных с исполнением этой же услуги третьим лицом. Исполни­тель обязан выполнить эти требования в десятидневный срок со дня их предъявления, за исключением требования о повторном оказании услуги, ко­торое подлежит удовлетворению в срок, установленный для срочного оказа­ния услуги, а если таковой не установлен - в срок, предусмотренный догово­ром об оказании услуги, который был ненадлежаще исполнен.

Качество услуги по договору о её возмездном оказании Гражданским кодексом специально не регулируется по причине её (услуги) неовеществ- лённого содержания. Вместе с тем, по мнению законодателя (ст. 702, 730, 783 ГК), качество оказываемой потребителю услуги должно регулироваться в со­ответствии с Законом о защите прав потребителей и иными правовыми акта­ми, принятыми в соответствии с ним. Однако и этот закон не содержит кон­кретных критериев, применимых для оценки качества услуги, формулируя их

(критерии) применительно к качеству выполнения работ. Качество некото­рых услуг определяется и такими понятиями, как «категория», «класс», «раз­ряд» и т.п., отражающими категорию обслуживания.

Закон о защите прав потребителей, определяя порядок и формы право­вого регулирования вопросов безопасности услуг (работ), устанавливает вме­сте с тем их обязательную сертификацию на соответствие требованиям безо­пасности. Эта проблема достаточно просто решается в отношении услуг ма­териального характера, которые можно подвергнуть инспекционному кон­тролю в процессе оказания услуги по уровню стабильности и конечному ре­зультату. Другое дело - услуги нематериальные, уровень и безопасность ко­торых можно проконтролировать лишь методом социологической оценки.

Информация о работе Услуга