Услуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъ­емлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.

Содержание

Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Понятие услуги              5

1)          Услуга как экономическая и правовая категория                                          5

а)              Услуга как экономическая категория              5

б)              Услуга как правовая категория                                          9

II. Правовой режим реализации услуг              14

Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве              17

I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг              17

2)              Объект обязательства по оказанию услуг.               20

3)                Содержание обязательства по оказанию услуг              23

Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству              31

Заключение              32

Список использованной литературы              34

I. ВВЕДЕНИЕ

Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъ­емлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.

Правовой режим хозяйствования при оказании услуг в рамках граж­данского оборота распределяется на взаимоотношения хозяйственного субъ­екта с законом, государством и деловыми партнёрами.

Отношения с потребителем реализуются производством товаров, ра­бот, услуг при условии соблюдения хозяйственно-правовых требований к осуществлению этой деятельности. Пограничный характер хозяйственно- правового регулирования на стыке гражданско-правового и административ­ного регламента деятельности хозяйственного субъекта требует ограничения и баланса меры свободы и меры принуждения властными полномочиями го­сударства.

Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых пер­спективных, быстроразвивающихся отраслей экономики.

Обязательства по оказанию услуг - новый для нашего законодательст­ва институт. О возмездном оказании услуг мы можем рассмотреть:

4)     Понятие услуги вообще, ведь сфера действия обязательства по ока­занию услуг зависит от того, какое содержание вкладывается в по­нятие услуги. В этом смысле услугу можно рассмотреть как эконо­мическую и правовую категорию, увидеть, что вкладывают в это понятие различные авторы;

5)      Также можно рассмотреть правовой режим реализации услуги, т.е. посмотреть, как услуги применяются на практике;

             

6)      Дальше можно перейти уже к понятию обязательства по оказанию услуг, узнать, как оно понималось в советском гражданском праве, что включалось в состав обязательства, в частности, его субъект, объект и само его содержание;

7)       Ну, и, наконец, рассмотреть договор возмездного оказания услуг, как он отражён в действующем законодательстве;

8)      И можно ещё увидеть, как возмездное оказание услуг отражается в судебной практике ВС РФ и ВАС РФ.

Хотя понятие возмездного оказания услуг понимается в литературе не­однозначно, услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для свободного эквивалентно­го обмена произведёнными благами. В период перехода к товарно- денежному рыночному хозяйству резко повышается необходимость исполь­зования договорной формы организации хозяйственных связей самостоя­тельных субъектов в самых различных областях отношений.

II. ПОНЯТИЕ УСЛУГИ

1. УСЛУГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

а)Услуга как экономическая категория

Услуги, как и вещи, представляют собой результат деятельности чело­века по созданию благ, средств удовлетворения своих жизненных потребно­стей и в качестве таковых обладают общей содержательной основой. Эконо­мическое содержание - потребительская стоимость, - как вещей, так и услуг, заключается в способности удовлетворения потребностей людей. Следова­тельно, сущностные характеристики вещей и услуг с точки зрения экономи­ческого содержания совпадают.

Различия между вещами и услугами следует искать не в экономиче­ском содержании, а в их физической форме.' Физическая форма услуги ха­рактеризуется тем, что она (услуга) представляет собой деятельность, не имеющую овеществлённого, материального результата, но создающего опре­делённый полезный эффект.

Материальные и нематериальные блага, с точки зрения юридической науки, тождественны материальным и духовным ценностям.

Нематериальность услуги закономерно вытекает из присущего эконо- мической науке понимания материального." С точки зрения философского понимания, услуга всегда имеет тот или иной материальный носитель - субъекта, оказывающего услугу. Если бы исполнитель услуги не осуществ­лял какой-либо деятельности в материально воспринимаемой форме, то по­лучатель услуги не смог бы её потребить. Так, нельзя осуществить перевозку без транспортных средств.

1 Тыкоцкий Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. Вильнюс, 1973. С. 42. : Чтобы не смешивать юридическое и экономическое содержание понятия нематериально­го блага, в дальнейшем термин «нематериальное благо» применительно к услуге не ис­пользуется.

В высказывании К. Маркс употребляет термин «услуга» для обозна­чения, во-первых, процесса создания продукта: труд «... оказывает услуги...» и, во-вторых, формы самого продукта: «... в качестве деятельности». Осо­бенность услуги заключается в том, что результат труда неотделим от про­цесса его создания. Иными словами, труд создаёт некоторый полезный эф­фект, потребляемый человеком, и, в то же время, является носителем этого эффекта, физической формой его бытия.1

Услуга не может существовать вне своего носителя. Однако физиче­ская неотделимость процесса создания продукта труда и самого продукта - услуги не препятствует их раздельному научному анализу, тем более, что экономическое содержание процесса производства услуги и продукта-услуги различны.

Первая сторона явления (процесс труда) выражается в категории «об­служивание», вторая (продукт труда) - в категории «услуга».2

Двойственность понимания К. Марксом услуги вытекает и из следую­щего высказывания: «Известного рода услуги ... воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, суще­ствующих отдельно от исполнителей этих услуг, иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар».1

Когда Маркс говорит об услугах, которые воплощаются в товарах, он имеет в виду услугу как процесс труда, во втором случае услуга как процесс труда, не получая овеществлённой формы, является одновременно и продук­том труда.

С иных позиций оценивает приведённое высказывание М.К. Сулейме- нов. По его мнению, воплощение услуг в товарах и рассмотрение услуги как полезной деятельности, но не вещи - это разные аспекты вопроса. Услуга, рассматриваемая в последнем значении, - это услуга в широком смысле сло-

 

              Тыкоцкий Л.И. Указ. соч. С. 46.

              Тыкоцкий Л.И. Указ. соч. С. 46.

Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 1. С. 414.

ва. Она выступает не как экономическое отношение, а как отношение чело­века к природе, момент производительных сил.'

Следовательно, услуга обладает стоимостью, которая складывается из трудовых затрат при производстве самих услуг, а также необходимых мате­риальных средств производства. Деятельность, создающая услуги (процесс труда), сама по себе стоимостью не обладает, как не обладает меновой стои­мостью любой живой труд. Услуга же, как продукт, имеющий физическую форму труда, обладает меновой стоимостью. Поэтому свойствами товара об­ладает только услуга как продукт труда.

Различие между вещами и услугами заключается в том, на удовлетворение какого интереса направлена деятельность производителя этого продук­

та. Исходным пунктом движения любого вида труда является потребность в нём, реализуемая в способности этого конкретного вида труда удовлетворить ту или иную потребность человека. Возникает и реализуется эта потребность по-разному, что и находит отражение в различных экономических формах труда, удовлетворяющих потребности человека неодинаковыми способами/

В предшествовавшем изложении категория «услуга» рассматривалась как единство процесса и продукта труда. Однако категории экономической науки являются отражением общественных отношений3, т.е. в экономической категории должны отражаться отношения между людьми. В этом смысле ус- луга как политико-экономическая категория «отражает отношения по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу непо­средственного воздействия этого труда на человека».1 Структура указанного общественного отношения выглядит следующим образом: субъектами отно­шений выступают, с одной стороны, лицо, которому услуга оказывается, с другой, лицо, оказывающее услугу. Содержанием общественного отношения является деятельность людей - процесс оказания услуги, который обознача-

Масевич М.Г., Покровский Б.В.. С'улейменов М.К. Правовые формы хозяйственного рас­чёта производственных объединений и предприятий. Алма-Ата, 1979. С. 223.

Солодков М.В., Полякова Т.Д.. Овсянников Л.Н. Указ. соч. С. 111.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 409.

Солодков М.В.. Полякова Т.Д.. Овсянников Л.Н. Указ. соч. С. 44.

ется термином «обслуживание». Объектом отношения - продуктом, по по­воду которого складывается общественное отношение, является услуга как «экономическая форма труда, который потребляется в качестве деятельно­сти».1

В зависимости от формы продукта труда К. Маркс различал два рода услуг: материальные и нематериальные.

Материальной является услуга, при производстве которой труд, по­требляемый в качестве деятельности, одновременно материализуется в своём предмете, т.е. при производстве этой услуги создаётся новая вещь. Если же труд не материализуется в своём предмете, а производит в нём или с ним ма­териальные изменения иным способом, мы также имеем дело с материаль­ными услугами, но иного рода." К ним можно отнести деятельность транс­порта, работы по восстановлению потребительной стоимости (ремонт, хим­чистка, стирка и т.п.).

Нематериальная услуга представляет собой единство процесса и про­дукта труда, которое обусловлено тем, что продукт нематериальной услуги существует лишь в физической форме продукта труда, оказывающего услугу. В отличие от материальных услуг, продукты нематериальных услуг не во­площаются в какой-либо вещественной форме. Материальная же услуга по­добного рода единством процесса и продукта труда не обладает, ибо процесс создания материальной услуги имеет физическую форму труда, а продукт материальной услуги существует в овеществлённой форме.

Среди нематериальных услуг можно выделить личные услуги и услуги, направленные на изменение общественных отношений.1 К первой группе от­носят все услуги по совершенствованию и восстановлению качеств личности (услуги системы образования, культуры, здравоохранения и других учрежде­ний социально-культурного и просветительского характера). Ко второй группе - услуги финансово-кредитных учреждений, органов государственно-

              Там же. С. 107.             

Там же. С, 133.              Сфера обслуживания населения: региональные проблемы. С. 68.

го управления, охраны общественного порядка, обороны и т.п.1 Различия в форме продуктов нематериальных услуг настолько незначительны, что по­зволяют говорить о единстве формы продуктов нематериальных услуг.

Классификация услуг, в основу которой положены различия в форме продуктов труда, служит отражением дифференциации услуг в зависимости от предмета приложения труда. По этому признаку (объекту их приложения) все услуги могут быть дифференцированы на три группы:

                 услуги, направленные на изменение объектов природы, вещей;

                 услуги, направленные на самого человека;

                 услуги, направленные на изменение общественных отношений.

б)Услуга как правовая категория

Общественные, в том числе экономические, отношения в классовом обществе подвергаются правовому регулированию. Устанавливая дозволе­ния, предписания и запреты, наделяя субъектов общественных отношений субъективными правами и обязанностями, право придаёт развитию указан­ных отношений определённую направленность. Общественное отношение, выступающее предметом правового регулирования, - единичное отношение с волевой направленностью его субъектов.

Воздействие права на общественное отношение заключается в прида­нии ему (общественному отношению) правовой формы, в результате чего общественное отношение становится правоотношением. При этом, однако, общественное отношение не меняет своего содержания.

В литературе наиболее распространена точка зрения, согласно которой правоотношение представляет собой урегулированное нормой права общест-

о

венное отношение. При этом общественное отношение образует содержание того явления, которое облекается в правовую форму. Согласно этой позиции Такая классификация в известной мере условна, поскольку сам человек, будучи средото­чием

соотношение формы и содержания должно быть таково, чтобы в опреде­лённую форму облекалось бы всё содержание соответствующего явления. Поскольку явление есть единство формы и содержания, необходимо, чтобы форма пронизывала всю ткань данного явления.1 В этом и состоит сущест­венный недостаток данной точки зрения.

На самом деле правовая форма придаётся не всему общественному от­ношению, не элементам общественного отношения в целом, а лишь отдель­ным, наиболее значимым моментам элементов общественного отношения.

Объектом общественного отношения может выступать любой резуль­тат деятельности людей, а в ряде случаев и сама деятельность, т.е. всё то, что может удовлетворять потребности человека. В результате правового урегу­лирования фактическое волевое общественное отношение выступает в пра­вовой форме, а его объект в качестве объекта правоотношения. Юридическое содержание правоотношения образуют права и обязанности субъектов. Ос­нова же его, субстанция - субъекты, их поведение и объект - дана самим общественным отношением." Право не может воздействовать на материаль­ные и духовные блага непосредственно. Но, регулируя поведение людей по поводу какого-либо объекта, необходимо учитывать определённые качества объектов. Так, цена вещей, возможность или невозможность их многократно­го использования, общественная значимость (земля, леса, недра, воды...), общественная опасность (яды, наркотики, оружие) и многие другие призна­ки, будучи закреплёнными в законе, обусловливают поведение субъектов. Ведь объектом правоотношения может выступать не всякий предмет реаль­ной действительности, а лишь такой, взаимодействие субъектов с которым, в силу особых свойств этого предмета небезразлично государству, а поэтому регулируется им, в результате чего и реализуется не как простое обществен­ное отношение, а в форме правового отношения.' Такой предмет может од­новременно выступать в качестве объекта различных общественных отноше-

Информация о работе Услуга