Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.
Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
I. ВВЕДЕНИЕ
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.
Правовой режим хозяйствования при оказании услуг в рамках гражданского оборота распределяется на взаимоотношения хозяйственного субъекта с законом, государством и деловыми партнёрами.
Отношения с потребителем реализуются производством товаров, работ, услуг при условии соблюдения хозяйственно-правовых требований к осуществлению этой деятельности. Пограничный характер хозяйственно- правового регулирования на стыке гражданско-правового и административного регламента деятельности хозяйственного субъекта требует ограничения и баланса меры свободы и меры принуждения властными полномочиями государства.
Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики.
Обязательства по оказанию услуг - новый для нашего законодательства институт. О возмездном оказании услуг мы можем рассмотреть:
4) Понятие услуги вообще, ведь сфера действия обязательства по оказанию услуг зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие услуги. В этом смысле услугу можно рассмотреть как экономическую и правовую категорию, увидеть, что вкладывают в это понятие различные авторы;
5) Также можно рассмотреть правовой режим реализации услуги, т.е. посмотреть, как услуги применяются на практике;
6) Дальше можно перейти уже к понятию обязательства по оказанию услуг, узнать, как оно понималось в советском гражданском праве, что включалось в состав обязательства, в частности, его субъект, объект и само его содержание;
7) Ну, и, наконец, рассмотреть договор возмездного оказания услуг, как он отражён в действующем законодательстве;
8) И можно ещё увидеть, как возмездное оказание услуг отражается в судебной практике ВС РФ и ВАС РФ.
Хотя понятие возмездного оказания услуг понимается в литературе неоднозначно, услуги наряду с работами рассматриваются в качестве товара, т.е. продукта деятельности, предназначенного для свободного эквивалентного обмена произведёнными благами. В период перехода к товарно- денежному рыночному хозяйству резко повышается необходимость использования договорной формы организации хозяйственных связей самостоятельных субъектов в самых различных областях отношений.
II. ПОНЯТИЕ УСЛУГИ
1. УСЛУГА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
а)Услуга как экономическая категория
Услуги, как и вещи, представляют собой результат деятельности человека по созданию благ, средств удовлетворения своих жизненных потребностей и в качестве таковых обладают общей содержательной основой. Экономическое содержание - потребительская стоимость, - как вещей, так и услуг, заключается в способности удовлетворения потребностей людей. Следовательно, сущностные характеристики вещей и услуг с точки зрения экономического содержания совпадают.
Различия между вещами и услугами следует искать не в экономическом содержании, а в их физической форме.' Физическая форма услуги характеризуется тем, что она (услуга) представляет собой деятельность, не имеющую овеществлённого, материального результата, но создающего определённый полезный эффект.
Материальные и нематериальные блага, с точки зрения юридической науки, тождественны материальным и духовным ценностям.
Нематериальность услуги закономерно вытекает из присущего эконо- мической науке понимания материального." С точки зрения философского понимания, услуга всегда имеет тот или иной материальный носитель - субъекта, оказывающего услугу. Если бы исполнитель услуги не осуществлял какой-либо деятельности в материально воспринимаемой форме, то получатель услуги не смог бы её потребить. Так, нельзя осуществить перевозку без транспортных средств.
1 Тыкоцкий Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. Вильнюс, 1973. С. 42. : Чтобы не смешивать юридическое и экономическое содержание понятия нематериального блага, в дальнейшем термин «нематериальное благо» применительно к услуге не используется.
В высказывании К. Маркс употребляет термин «услуга» для обозначения, во-первых, процесса создания продукта: труд «... оказывает услуги...» и, во-вторых, формы самого продукта: «... в качестве деятельности». Особенность услуги заключается в том, что результат труда неотделим от процесса его создания. Иными словами, труд создаёт некоторый полезный эффект, потребляемый человеком, и, в то же время, является носителем этого эффекта, физической формой его бытия.1
Услуга не может существовать вне своего носителя. Однако физическая неотделимость процесса создания продукта труда и самого продукта - услуги не препятствует их раздельному научному анализу, тем более, что экономическое содержание процесса производства услуги и продукта-услуги различны.
Первая сторона явления (процесс труда) выражается в категории «обслуживание», вторая (продукт труда) - в категории «услуга».2
Двойственность понимания К. Марксом услуги вытекает и из следующего высказывания: «Известного рода услуги ... воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг, иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар».1
Когда Маркс говорит об услугах, которые воплощаются в товарах, он имеет в виду услугу как процесс труда, во втором случае услуга как процесс труда, не получая овеществлённой формы, является одновременно и продуктом труда.
С иных позиций оценивает приведённое высказывание М.К. Сулейме- нов. По его мнению, воплощение услуг в товарах и рассмотрение услуги как полезной деятельности, но не вещи - это разные аспекты вопроса. Услуга, рассматриваемая в последнем значении, - это услуга в широком смысле сло-
Тыкоцкий Л.И. Указ. соч. С. 46.
Тыкоцкий Л.И. Указ. соч. С. 46.
Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. 1. С. 414.
ва. Она выступает не как экономическое отношение, а как отношение человека к природе, момент производительных сил.'
Следовательно, услуга обладает стоимостью, которая складывается из трудовых затрат при производстве самих услуг, а также необходимых материальных средств производства. Деятельность, создающая услуги (процесс труда), сама по себе стоимостью не обладает, как не обладает меновой стоимостью любой живой труд. Услуга же, как продукт, имеющий физическую форму труда, обладает меновой стоимостью. Поэтому свойствами товара обладает только услуга как продукт труда.
Различие между вещами и услугами заключается в том, на удовлетворение какого интереса направлена деятельность производителя этого продук
та. Исходным пунктом движения любого вида труда является потребность в нём, реализуемая в способности этого конкретного вида труда удовлетворить ту или иную потребность человека. Возникает и реализуется эта потребность по-разному, что и находит отражение в различных экономических формах труда, удовлетворяющих потребности человека неодинаковыми способами/
В предшествовавшем изложении категория «услуга» рассматривалась как единство процесса и продукта труда. Однако категории экономической науки являются отражением общественных отношений3, т.е. в экономической категории должны отражаться отношения между людьми. В этом смысле ус- луга как политико-экономическая категория «отражает отношения по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу непосредственного воздействия этого труда на человека».1 Структура указанного общественного отношения выглядит следующим образом: субъектами отношений выступают, с одной стороны, лицо, которому услуга оказывается, с другой, лицо, оказывающее услугу. Содержанием общественного отношения является деятельность людей - процесс оказания услуги, который обознача-
Масевич М.Г., Покровский Б.В.. С'улейменов М.К. Правовые формы хозяйственного расчёта производственных объединений и предприятий. Алма-Ата, 1979. С. 223.
Солодков М.В., Полякова Т.Д.. Овсянников Л.Н. Указ. соч. С. 111.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 409.
Солодков М.В.. Полякова Т.Д.. Овсянников Л.Н. Указ. соч. С. 44.
ется термином «обслуживание». Объектом отношения - продуктом, по поводу которого складывается общественное отношение, является услуга как «экономическая форма труда, который потребляется в качестве деятельности».1
В зависимости от формы продукта труда К. Маркс различал два рода услуг: материальные и нематериальные.
Материальной является услуга, при производстве которой труд, потребляемый в качестве деятельности, одновременно материализуется в своём предмете, т.е. при производстве этой услуги создаётся новая вещь. Если же труд не материализуется в своём предмете, а производит в нём или с ним материальные изменения иным способом, мы также имеем дело с материальными услугами, но иного рода." К ним можно отнести деятельность транспорта, работы по восстановлению потребительной стоимости (ремонт, химчистка, стирка и т.п.).
Нематериальная услуга представляет собой единство процесса и продукта труда, которое обусловлено тем, что продукт нематериальной услуги существует лишь в физической форме продукта труда, оказывающего услугу. В отличие от материальных услуг, продукты нематериальных услуг не воплощаются в какой-либо вещественной форме. Материальная же услуга подобного рода единством процесса и продукта труда не обладает, ибо процесс создания материальной услуги имеет физическую форму труда, а продукт материальной услуги существует в овеществлённой форме.
Среди нематериальных услуг можно выделить личные услуги и услуги, направленные на изменение общественных отношений.1 К первой группе относят все услуги по совершенствованию и восстановлению качеств личности (услуги системы образования, культуры, здравоохранения и других учреждений социально-культурного и просветительского характера). Ко второй группе - услуги финансово-кредитных учреждений, органов государственно-
Там же. С. 107.
Там же. С, 133. Сфера обслуживания населения: региональные проблемы. С. 68.
го управления, охраны общественного порядка, обороны и т.п.1 Различия в форме продуктов нематериальных услуг настолько незначительны, что позволяют говорить о единстве формы продуктов нематериальных услуг.
Классификация услуг, в основу которой положены различия в форме продуктов труда, служит отражением дифференциации услуг в зависимости от предмета приложения труда. По этому признаку (объекту их приложения) все услуги могут быть дифференцированы на три группы:
услуги, направленные на изменение объектов природы, вещей;
услуги, направленные на самого человека;
услуги, направленные на изменение общественных отношений.
б)Услуга как правовая категория
Общественные, в том числе экономические, отношения в классовом обществе подвергаются правовому регулированию. Устанавливая дозволения, предписания и запреты, наделяя субъектов общественных отношений субъективными правами и обязанностями, право придаёт развитию указанных отношений определённую направленность. Общественное отношение, выступающее предметом правового регулирования, - единичное отношение с волевой направленностью его субъектов.
Воздействие права на общественное отношение заключается в придании ему (общественному отношению) правовой формы, в результате чего общественное отношение становится правоотношением. При этом, однако, общественное отношение не меняет своего содержания.
В литературе наиболее распространена точка зрения, согласно которой правоотношение представляет собой урегулированное нормой права общест-
о
венное отношение. При этом общественное отношение образует содержание того явления, которое облекается в правовую форму. Согласно этой позиции Такая классификация в известной мере условна, поскольку сам человек, будучи средоточием
соотношение формы и содержания должно быть таково, чтобы в определённую форму облекалось бы всё содержание соответствующего явления. Поскольку явление есть единство формы и содержания, необходимо, чтобы форма пронизывала всю ткань данного явления.1 В этом и состоит существенный недостаток данной точки зрения.
На самом деле правовая форма придаётся не всему общественному отношению, не элементам общественного отношения в целом, а лишь отдельным, наиболее значимым моментам элементов общественного отношения.
Объектом общественного отношения может выступать любой результат деятельности людей, а в ряде случаев и сама деятельность, т.е. всё то, что может удовлетворять потребности человека. В результате правового урегулирования фактическое волевое общественное отношение выступает в правовой форме, а его объект в качестве объекта правоотношения. Юридическое содержание правоотношения образуют права и обязанности субъектов. Основа же его, субстанция - субъекты, их поведение и объект - дана самим общественным отношением." Право не может воздействовать на материальные и духовные блага непосредственно. Но, регулируя поведение людей по поводу какого-либо объекта, необходимо учитывать определённые качества объектов. Так, цена вещей, возможность или невозможность их многократного использования, общественная значимость (земля, леса, недра, воды...), общественная опасность (яды, наркотики, оружие) и многие другие признаки, будучи закреплёнными в законе, обусловливают поведение субъектов. Ведь объектом правоотношения может выступать не всякий предмет реальной действительности, а лишь такой, взаимодействие субъектов с которым, в силу особых свойств этого предмета небезразлично государству, а поэтому регулируется им, в результате чего и реализуется не как простое общественное отношение, а в форме правового отношения.' Такой предмет может одновременно выступать в качестве объекта различных общественных отноше-