Услуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъ­емлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.

Содержание

Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Там же. С. 83.

■ Дулин A.П. Объект правоотношения (вопросы теории). Саратов, 1980. С. 63. ' Дулин А.П. Указ. соч. С. 61. 63.

ний как правовых, так и неправовых. Здесь всё зависит от того, как проис­ходит взаимодействие, с какой стороны предмета взаимодействуют субъек­ты.1 Иначе говоря, именно та сторона явления, выступающего объектом об­щественного отношения, которая непосредственно направлена на удовлетво­рение выраженной потребности человека, и выступает объектом правового отношения. Выделение той или другой стороны предмета осуществляется путём обособления различных признаков, характеризующих предмет в обще­ственном отношении, т.е. это в известном смысле социальные характеристи­ки вещей. Совокупность таких признаков, т.е. определённая сторона явления, будучи закреплённой в законе, и представляет собой объект правоотношения.

Экономическое отношение услуги выступает предметом правового ре­гулирования. Объектом этого отношения выступает услуга, двойственность экономического содержания которой определяет и особенности правового регулирования. Из двойственного характера услуги как экономической кате­гории и учёта того, что правом опосредуется не всё общественное отноше­ние, а лишь определённые стороны элементов общественного отношения, складывается и правовое понимание категории «услуга». В отличие от услуги как экономической категории, охватывающей и процесс, и продукт труда, услуга как правовая категория охватывает только одну из сторон этого слож­ного явления, т.е. либо процесс либо продукт труда.

Услугой в юридическом смысле является та или другая сторона эконо­мического содержания услуги: либо продукт труда, либо процесс труда. По­нятие услуги как экономической категории определяется при определении предмета правового регулирования, а как правовой категории - при опреде­лении объекта правоотношения.

Услуга как процесс труда (обслуживание) выступает как объект трудо­вых правоотношений, под которым понимается выполнение рабочим и слу-

Там же. С. 34.

жащим определённой трудовой функции, характеризуемой специально­стью, квалификацией и должностью.1

Услуга как продукт труда выступает объектом гражданских правоот­ношений, под которым понимается определённое благо - результат деятель­ности, обладающий свойствами товара.2

Наиболее эффективное правовое регулирование экономического от­ношения по оказанию услуг в рамках одной отрасли права достигается в том случае, когда в правовую форму облекается не только та сторона услуги, ко­торая выступает в качестве объекта правоотношения, но и та, которая объек­тивно требует правовой формы вследствие особенностей общественного от­ношения. То есть когда законодатель учитывает особенности объектов от­расли права или содержания отношения во взаимосвязи со всеми элементами общественного отношения.

Сложность проблемы разграничения норм трудового и гражданского права в регулировании отношений по оказанию услуг наиболее рельефно проявляется в случаях, когда услуга оказывается гражданином, а не предпри­ятием. Так, при оказании услуги предприятием имеется три субъекта: потре­битель услуги, работник, оказывающий услугу и предприятие, с которым ра­ботник состоит в трудовых отношениях. При этом субъектами трудового правоотношения являются работник и предприятие, а гражданского - пред­приятие и потребитель, т.е. можно разграничить правоотношения и по субъ­ектам. Когда же услугу оказывает гражданин, мы имеем дело только с двумя субъектами: лицом, оказывающим услугу, и её потребителем. Отношения в последнем случае следует различать по признаку, раскрывающему сущность

 

 

 

 

 

' Советское трудовое право: Учебник/Под ред. А.С. Пашкова, О.В. Смирнова. М.. 1988. С. 7, 181.

В литературе нет единства мнений о понятии объекта гражданских правоотношений. В легальном определении предмета гражданского права в части имущественных отношений подчёркивается, что имущественные отношения обусловлены «использованием товарно- денежной формы» (Преамбула Основ гражданского законодательства Союза ССР и союз­ных республик). Само указание на товарно-денежную форму даёт основание для вывода, что объектом отношений, составляющих предмет гражданского права, является товар. Только товарные отношения могут выступать в стоимостной форме, поскольку именно товар характеризуется такими признаками, как меновая и потребительная стоимость.

явления - объекту. Однако объект как трудовых, так и гражданских право­отношений, облекающих в правовую форму экономические отношения по оказанию услуг, существует лишь в физической форме труда. Необходимо выявить, когда под физической формой труда мы понимаем одну сторону яв­ления - процесс оказания услуги, а когда другую - продукт. На поверхности явления это различие будет выражаться в характере отношений. Так, если объектом правоотношения является процесс труда, то услугополучателя бу­дет интересовать выполнение услугодателем определённой трудовой функ­ции в течение определённого периода времени, а если объектом является ус­луга как продукт труда, то услугополучателя интересует выполнение услуго­дателем конкретного задания. Таким образом, на поверхности явления услуга как процесс труда характеризуется длящимся характером отношений, а услу­га - продукт труда - носит разовый характер. Поэтому для разграничения трудовых и гражданских правоотношений следует принять во внимание ха­рактер отношений - длящийся или разовый: если гражданин приглашается для оказания услуг в течение определённого периода (неделя, месяц, год), то оговаривается выполнение им определённой трудовой функции (домработ­ница, шофёр, няня...), если же речь о выполнении разового, конкретного за­дания (обслужить больного, погулять с ребёнком...), то имеют место граж­данские правоотношения.1

Для разграничения трудовых и гражданских правоотношений многие авторы предлагают использовать также такой признак как включение работ­ника в коллектив предприятия и подчинение его внутреннему трудовому распорядку либо регистрацию трудового договора в профсоюзных органах, когда в качестве работодателя выступает гражданин. Однако это внешние признаки, определяемые, в конечном счёте, особенностями объектов право­отношений.

 

Советское трудовое право: Учебник/Под ред. А.С. Пашкова. О.В. Смирнова. М.. 1988. С. 183.

Таким образом, нематериальные услуги, в зависимости от того, какая потребность удовлетворяется, могут быть предметом правового регулирова­ния как трудового, так и гражданского права. Объектом правоотношения вы­ступает одна из сторон услуги как экономической категории. Под услугой как правовой категорией и следует понимать одну из сторон экономического понятия услуги. Если объектом правоотношения является процесс обслужи­вания, правовое регулирование осуществляется нормами трудового права, если услуга как продукт труда - нормами гражданского права.

2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ

К услугам порой относят все виды полезной деятельности, не создаю­щие материальных ценностей. Отличительной чертой деятельности в сфере услуг является не осязаемый реально характер производимого в этой области продукта. Назначение услуг определяет их многообразие. Они могут быть предназначены для личного потребления, другие могут носить характер не­которого воспроизводства.

Услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами друг другу, отли­чаются от реализуемых в потребительских целях, поскольку первые перено­сятся на себестоимость товара, работы, услуги, реализуемых впоследствии потребителю (юридические, консультационные), а вторые (медицинские, на­пример) не участвуют в приращении капитала.

Услугам, как и физическим товарам, присущи покупательные риски. Однако некоторые услуги (медицинские, юридические) в отличие от произ­водства вещественных продуктов, не сопровождаются предоставлением ка­ких-либо гарантий. Неосязаемость таких услуг нередко и после их поруче­ния, создаёт проблему доверия потребителя производителю услуг.Профессиональная услуга - это сделка, фактическая завершённость которой овеществлена вложенным трудом. Потребитель получает то, что предоставляет, может и должен предоставить для его блага производитель

профессиональных услуг по условиям сделки. И поскольку сам результат находится за пределами сделки, то справедливо ожидать от производителя профессиональных услуг, чтобы по её условиям, согласно ст. 401 ГК, он принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.

Предоставление ненадлежащей и непредоставление надлежащей услу­ги, как правило, влечёт за собой прямой материальный ущерб для потребите­ля. Убытки требуют компенсации, и потребитель при обнаружении недостат­ков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги и соответствующего уменьшения расходов, понесённых им оп устранению недостатков оказанной услуги своими силами и третьими лицами, полного возмещения убытков, причинён­ных ему в связи с недостатками оказанной услуги.

Ненаступление ожидаемого потребителем результата не является не­пременным свидетельством допущенного при оказании услуги недостатка, а, следовательно, не подлежит обязательному возмещению материальный ущерб, убытки. Результат услуги - категория договорная, и в отношении его наступления при соблюдении сторонами ряда существенных условий дости­гается предшествующее началу оказания услуги соглашение. В содержание такого соглашения всегда включается обязательность надлежащего исполне­ния услуги, но не всегда - обязательность наступления ожидаемого результа­та, если он зависит от каких-либо условий благоприятствования, недоступ­ных точному прогнозированию.

ГК РФ уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена глава 39 ГК. Правовое регулирование возмездного оказания услуг помимо специальных норм главы 39 ГК осуществляют также обязательные нормы кодекса о подряде, о бытовом подряде, если это не противоречит нормам на­званной главы или положениям договора об услуге (ст. 783 ГК).По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по за­данию заказчика оказать услуги (совершение определённого действия или

осуществление определённой деятельности), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 799 ГК). По некоторым признакам этот договор схож с други­ми, например с договором подряда, по которому исполнитель (подрядчик) также обязуется за плату выполнить определённую работу по заданию заказ­чика. Однако здесь результат работы должен иметь материальную форму. От договора поручения договор возмездного оказания услуг отличается тем, что при первом исполнитель (поверенный) действует не самостоятельно, а от имени и за счёт заказчика (доверителя) и совершает юридические действия, в результате которых права и обязанности возникают у последнего.

В отличие от договоров купли-продажи и подряда, имеющих специ­альное регулирование отношений с участием гражданина-потребителя, дого­вор возмездного оказания услуг является по субъектному составу отсылоч­ным и общим положением о том же подряде (ст. 783 ГК).

Сроки и порядок оплаты услуг определяются договором оказания воз­мездной услуги (ст. 781 ГК). Потребитель услуги может также расторгнуть договор и без предусмотренных законом оснований в любое время. При этом он должен уплатить исполнителю часть цены, пропорциональную части вы­полненной работы (оказанной услуги), до получения извещения о расторже­нии договора, а также возместить исполнителю убытки, причинённые его расторжением в пределах разницы между частью цены, выплачиваемой за выполненную работу, и ценой всей выполненной работы (ст. 32 Закона о за­щите прав потребителей).

Согласно ст. 450 ГК, изменение или расторжение рассматриваемого договора допустимо по соглашению сторон, по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой, в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Односторонний отказ от исполне­ния договора (полностью или частично), когда он допустим, считается изме­нением или расторжением договора соответственно.

III. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УЛУГ В СОВЕТСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

1. СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ

Участниками обязательственных отношений по оказанию услуг высту­пают услугополучатель (кредитор) и услугодатель (должник). Экономиче­ские отношения по оказанию услуг могут складываться между гражданами, между гражданами и юридическими лицами, а также между организациями.

Запрещается гражданам, организация зрелищных мероприятий, что по­зволяет утверждать, что оказание услуг эстетического характера гражданами запрещено, поскольку оно не может быть осуществлено без организации зре­лищных мероприятий.

Для осуществления услуг связи необходимо наличие определённой техники, каналов связи, которые не могут находиться в собственности или владении граждан. Следовательно, оказание услуг связи также не может осуществляться гражданином.

Требования к гражданам, оказывающим услуги, могут различаться в зависимости от того, оказывает ли гражданин услуги в порядке осуществле­ния предпринимательской деятельности или нет.

Если деятельность гражданина по оказанию услуг носит разовый ха­рактер, либо незначительна по объёму и оплате труда, то регулируются об­щими установлениями гражданского законодательства. Следовательно, ока­зание услуг может быть либо одноразовым в течение календарного года, ли­бо носить более частный характер, если сумма получаемого при это дохода незначительна. Размер вознаграждения при оказании услуги не более одного раза в течение календарного года может быть как значительным, так и незна­чительным, в зависимости от вида оказываемой услуги, по крайней мере, предельный размер вознаграждения за разовую услугу законом не лимитирован. Представляется, что систематическое оказание услуг за незначитель­ное вознаграждение должно охватываться действием Закона лишь в том слу­чае, если в течение определённого периода времени, например, месяца, года, общая сумма получаемого гражданином дохода превышает необлагаемый налогом минимальный размер оплаты труда.

Информация о работе Услуга