Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:06, курсовая работа
Заметное место в обязательственных отношениях, являющихся неотъемлемой частью предмета гражданско-правового регулирования, занимают услуги. Их роль существенно возрастает в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда во всё большей степени гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опирается на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.
Понятие услуги 5
1) Услуга как экономическая и правовая категория 5
а) Услуга как экономическая категория 5
б) Услуга как правовая категория 9
II. Правовой режим реализации услуг 14
Понятие обязательства по оказанию услуг в советском гражданском праве 17
I. Субъект обязател ьства по оказанию услуг 17
2) Объект обязательства по оказанию услуг. 20
3) Содержание обязательства по оказанию услуг 23
Договор возмездного оказания услуг по действующему законодательству 31
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Там же. С. 83.
■ Дулин A.П. Объект правоотношения (вопросы теории). Саратов, 1980. С. 63. ' Дулин А.П. Указ. соч. С. 61. 63.
ний как правовых, так и неправовых. Здесь всё зависит от того, как происходит взаимодействие, с какой стороны предмета взаимодействуют субъекты.1 Иначе говоря, именно та сторона явления, выступающего объектом общественного отношения, которая непосредственно направлена на удовлетворение выраженной потребности человека, и выступает объектом правового отношения. Выделение той или другой стороны предмета осуществляется путём обособления различных признаков, характеризующих предмет в общественном отношении, т.е. это в известном смысле социальные характеристики вещей. Совокупность таких признаков, т.е. определённая сторона явления, будучи закреплённой в законе, и представляет собой объект правоотношения.
Экономическое отношение услуги выступает предметом правового регулирования. Объектом этого отношения выступает услуга, двойственность экономического содержания которой определяет и особенности правового регулирования. Из двойственного характера услуги как экономической категории и учёта того, что правом опосредуется не всё общественное отношение, а лишь определённые стороны элементов общественного отношения, складывается и правовое понимание категории «услуга». В отличие от услуги как экономической категории, охватывающей и процесс, и продукт труда, услуга как правовая категория охватывает только одну из сторон этого сложного явления, т.е. либо процесс либо продукт труда.
Услугой в юридическом смысле является та или другая сторона экономического содержания услуги: либо продукт труда, либо процесс труда. Понятие услуги как экономической категории определяется при определении предмета правового регулирования, а как правовой категории - при определении объекта правоотношения.
Услуга как процесс труда (обслуживание) выступает как объект трудовых правоотношений, под которым понимается выполнение рабочим и слу-
Там же. С. 34.
жащим определённой трудовой функции, характеризуемой специальностью, квалификацией и должностью.1
Услуга как продукт труда выступает объектом гражданских правоотношений, под которым понимается определённое благо - результат деятельности, обладающий свойствами товара.2
Наиболее эффективное правовое регулирование экономического отношения по оказанию услуг в рамках одной отрасли права достигается в том случае, когда в правовую форму облекается не только та сторона услуги, которая выступает в качестве объекта правоотношения, но и та, которая объективно требует правовой формы вследствие особенностей общественного отношения. То есть когда законодатель учитывает особенности объектов отрасли права или содержания отношения во взаимосвязи со всеми элементами общественного отношения.
Сложность проблемы разграничения норм трудового и гражданского права в регулировании отношений по оказанию услуг наиболее рельефно проявляется в случаях, когда услуга оказывается гражданином, а не предприятием. Так, при оказании услуги предприятием имеется три субъекта: потребитель услуги, работник, оказывающий услугу и предприятие, с которым работник состоит в трудовых отношениях. При этом субъектами трудового правоотношения являются работник и предприятие, а гражданского - предприятие и потребитель, т.е. можно разграничить правоотношения и по субъектам. Когда же услугу оказывает гражданин, мы имеем дело только с двумя субъектами: лицом, оказывающим услугу, и её потребителем. Отношения в последнем случае следует различать по признаку, раскрывающему сущность
' Советское трудовое право: Учебник/Под ред. А.С. Пашкова, О.В. Смирнова. М.. 1988. С. 7, 181.
В литературе нет единства мнений о понятии объекта гражданских правоотношений. В легальном определении предмета гражданского права в части имущественных отношений подчёркивается, что имущественные отношения обусловлены «использованием товарно- денежной формы» (Преамбула Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик). Само указание на товарно-денежную форму даёт основание для вывода, что объектом отношений, составляющих предмет гражданского права, является товар. Только товарные отношения могут выступать в стоимостной форме, поскольку именно товар характеризуется такими признаками, как меновая и потребительная стоимость.
явления - объекту. Однако объект как трудовых, так и гражданских правоотношений, облекающих в правовую форму экономические отношения по оказанию услуг, существует лишь в физической форме труда. Необходимо выявить, когда под физической формой труда мы понимаем одну сторону явления - процесс оказания услуги, а когда другую - продукт. На поверхности явления это различие будет выражаться в характере отношений. Так, если объектом правоотношения является процесс труда, то услугополучателя будет интересовать выполнение услугодателем определённой трудовой функции в течение определённого периода времени, а если объектом является услуга как продукт труда, то услугополучателя интересует выполнение услугодателем конкретного задания. Таким образом, на поверхности явления услуга как процесс труда характеризуется длящимся характером отношений, а услуга - продукт труда - носит разовый характер. Поэтому для разграничения трудовых и гражданских правоотношений следует принять во внимание характер отношений - длящийся или разовый: если гражданин приглашается для оказания услуг в течение определённого периода (неделя, месяц, год), то оговаривается выполнение им определённой трудовой функции (домработница, шофёр, няня...), если же речь о выполнении разового, конкретного задания (обслужить больного, погулять с ребёнком...), то имеют место гражданские правоотношения.1
Для разграничения трудовых и гражданских правоотношений многие авторы предлагают использовать также такой признак как включение работника в коллектив предприятия и подчинение его внутреннему трудовому распорядку либо регистрацию трудового договора в профсоюзных органах, когда в качестве работодателя выступает гражданин. Однако это внешние признаки, определяемые, в конечном счёте, особенностями объектов правоотношений.
Советское трудовое право: Учебник/Под ред. А.С. Пашкова. О.В. Смирнова. М.. 1988. С. 183.
Таким образом, нематериальные услуги, в зависимости от того, какая потребность удовлетворяется, могут быть предметом правового регулирования как трудового, так и гражданского права. Объектом правоотношения выступает одна из сторон услуги как экономической категории. Под услугой как правовой категорией и следует понимать одну из сторон экономического понятия услуги. Если объектом правоотношения является процесс обслуживания, правовое регулирование осуществляется нормами трудового права, если услуга как продукт труда - нормами гражданского права.
2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ
К услугам порой относят все виды полезной деятельности, не создающие материальных ценностей. Отличительной чертой деятельности в сфере услуг является не осязаемый реально характер производимого в этой области продукта. Назначение услуг определяет их многообразие. Они могут быть предназначены для личного потребления, другие могут носить характер некоторого воспроизводства.
Услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами друг другу, отличаются от реализуемых в потребительских целях, поскольку первые переносятся на себестоимость товара, работы, услуги, реализуемых впоследствии потребителю (юридические, консультационные), а вторые (медицинские, например) не участвуют в приращении капитала.
Услугам, как и физическим товарам, присущи покупательные риски. Однако некоторые услуги (медицинские, юридические) в отличие от производства вещественных продуктов, не сопровождаются предоставлением каких-либо гарантий. Неосязаемость таких услуг нередко и после их поручения, создаёт проблему доверия потребителя производителю услуг.Профессиональная услуга - это сделка, фактическая завершённость которой овеществлена вложенным трудом. Потребитель получает то, что предоставляет, может и должен предоставить для его блага производитель
профессиональных услуг по условиям сделки. И поскольку сам результат находится за пределами сделки, то справедливо ожидать от производителя профессиональных услуг, чтобы по её условиям, согласно ст. 401 ГК, он принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Предоставление ненадлежащей и непредоставление надлежащей услуги, как правило, влечёт за собой прямой материальный ущерб для потребителя. Убытки требуют компенсации, и потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги и соответствующего уменьшения расходов, понесённых им оп устранению недостатков оказанной услуги своими силами и третьими лицами, полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Ненаступление ожидаемого потребителем результата не является непременным свидетельством допущенного при оказании услуги недостатка, а, следовательно, не подлежит обязательному возмещению материальный ущерб, убытки. Результат услуги - категория договорная, и в отношении его наступления при соблюдении сторонами ряда существенных условий достигается предшествующее началу оказания услуги соглашение. В содержание такого соглашения всегда включается обязательность надлежащего исполнения услуги, но не всегда - обязательность наступления ожидаемого результата, если он зависит от каких-либо условий благоприятствования, недоступных точному прогнозированию.
ГК РФ уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена глава 39 ГК. Правовое регулирование возмездного оказания услуг помимо специальных норм главы 39 ГК осуществляют также обязательные нормы кодекса о подряде, о бытовом подряде, если это не противоречит нормам названной главы или положениям договора об услуге (ст. 783 ГК).По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершение определённого действия или
осуществление определённой деятельности), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 799 ГК). По некоторым признакам этот договор схож с другими, например с договором подряда, по которому исполнитель (подрядчик) также обязуется за плату выполнить определённую работу по заданию заказчика. Однако здесь результат работы должен иметь материальную форму. От договора поручения договор возмездного оказания услуг отличается тем, что при первом исполнитель (поверенный) действует не самостоятельно, а от имени и за счёт заказчика (доверителя) и совершает юридические действия, в результате которых права и обязанности возникают у последнего.
В отличие от договоров купли-продажи и подряда, имеющих специальное регулирование отношений с участием гражданина-потребителя, договор возмездного оказания услуг является по субъектному составу отсылочным и общим положением о том же подряде (ст. 783 ГК).
Сроки и порядок оплаты услуг определяются договором оказания возмездной услуги (ст. 781 ГК). Потребитель услуги может также расторгнуть договор и без предусмотренных законом оснований в любое время. При этом он должен уплатить исполнителю часть цены, пропорциональную части выполненной работы (оказанной услуги), до получения извещения о расторжении договора, а также возместить исполнителю убытки, причинённые его расторжением в пределах разницы между частью цены, выплачиваемой за выполненную работу, и ценой всей выполненной работы (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).
Согласно ст. 450 ГК, изменение или расторжение рассматриваемого договора допустимо по соглашению сторон, по требованию одной из сторон при существенном нарушении условий договора другой, в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично), когда он допустим, считается изменением или расторжением договора соответственно.
III. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УЛУГ В СОВЕТСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
1. СУБЪЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
Участниками обязательственных отношений по оказанию услуг выступают услугополучатель (кредитор) и услугодатель (должник). Экономические отношения по оказанию услуг могут складываться между гражданами, между гражданами и юридическими лицами, а также между организациями.
Запрещается гражданам, организация зрелищных мероприятий, что позволяет утверждать, что оказание услуг эстетического характера гражданами запрещено, поскольку оно не может быть осуществлено без организации зрелищных мероприятий.
Для осуществления услуг связи необходимо наличие определённой техники, каналов связи, которые не могут находиться в собственности или владении граждан. Следовательно, оказание услуг связи также не может осуществляться гражданином.
Требования к гражданам, оказывающим услуги, могут различаться в зависимости от того, оказывает ли гражданин услуги в порядке осуществления предпринимательской деятельности или нет.
Если деятельность гражданина по оказанию услуг носит разовый характер, либо незначительна по объёму и оплате труда, то регулируются общими установлениями гражданского законодательства. Следовательно, оказание услуг может быть либо одноразовым в течение календарного года, либо носить более частный характер, если сумма получаемого при это дохода незначительна. Размер вознаграждения при оказании услуги не более одного раза в течение календарного года может быть как значительным, так и незначительным, в зависимости от вида оказываемой услуги, по крайней мере, предельный размер вознаграждения за разовую услугу законом не лимитирован. Представляется, что систематическое оказание услуг за незначительное вознаграждение должно охватываться действием Закона лишь в том случае, если в течение определённого периода времени, например, месяца, года, общая сумма получаемого гражданином дохода превышает необлагаемый налогом минимальный размер оплаты труда.