Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа
Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.
Введение………..…………………………………………………………….3 стр.
Глава 1.
1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.
1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.
1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.
1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.
Глава 2.
2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.
2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.
Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.
Список использованной литературы……………………………..………..30 стр.
Высшее профес- сиональное |
Неполное высшее профес- сиональное |
Среднее профес- сиональное |
Начальное профес- сиональное |
Среднее (полное) общее |
Основное общее |
Начальное общее, не имеют начального общего |
Итого | |
Уровень экономической активности, % | ||||||||
Все население |
83,8 | 45,1 | 79,2 | 81,2 | 58,8 | 33,5 | 15,9 | 65,8 |
Мужчины | 87,4 | 46,3 | 85,2 | 85,8 | 65,6 | 40,0 | 21,0 | 70,9 |
Женщины | 81,0 | 44,2 | 75,6 | 74,5 | 52,1 | 27,0 | 12,4 | 61,3 |
Уровень занятости, % | ||||||||
Все население |
81,1 | 40,5 | 74,8 | 75,4 | 52,8 | 28,7 | 14,0 | 61,1 |
Мужчины | 84,8 | 41,7 | 80,7 | 79,9 | 59,1 | 34,1 | 18,3 | 65,7 |
Женщины | 78,3 | 39,5 | 71,3 | 68,8 | 46,6 | 23,2 | 11,0 | 57,0 |
Уровень безработицы, % | ||||||||
Все население |
3,2 | 10,2 | 5,6 | 7,2 | 10,2 | 14,5 | 12,2 | 7,2 |
Мужчины | 3,0 | 9,8 | 5,3 | 6,9 | 10,0 | 14,8 | 12,8 | 7,3 |
Женщины | 3,3 | 10,6 | 5,7 | 7,7 | 10,5 | 14,1 | 11,4 | 7,0 |
Что касается безработицы,
то среди лиц с высшим образованием ее
уровень оказывается примерно вдвое ниже,
чем в среднем по стране. Доля долгосрочных
безработных среди них также ниже, чем
в большинстве других групп. Так, если
среди безработных с ВУЗовскими дипломами
год и более ищут работу менее 35%, то среди
безработных со средним образованием
или ниже — 40 — 50%. Кроме того, по мере повышения
образования резко снижается уровень отчаявшихся
работников. Для лиц с законченным
высшим образованием он не достигает 0,5%,
тогда как для лиц с начальным образованием
приближается к 9%. Отсюда можно сделать
вывод, что самым тяжелым, застойным формам
незанятости чаще всего оказываются подвержены
лица с минимальным человеческим капиталом,
тогда как обладание высоким образованием
обеспечивает по отношению к ним практически
полный иммунитет.
Глава 2
2.1 Проблемы роста российского человеческого капитал.
Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда. Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет распродаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет и его извечный патернализм.
Во многом с выводами экспертов ООН можно согласиться. Страна действительно живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери ЧК: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.
Егоров С. пишет:
«Российская система
Немалую роль в этом сыграло крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.
В настоящее время в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.
Выше уже отмечалось, что в составе стартового ЧК России при переходе к рынку отсутствовала такая составляющая ЧК как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.
Дополнительно необходимо учитывать отток ЧК в другие страны. Для России он велик. За границу в развитые страны на постоянную работу приглашаются (или сами пробиваются) только избранные, особо талантливые и известные специалисты, главным образом, в области естественных наук и инженерных профессий. А также молодые и пробивные таланты, которые составляют наибольшую долю российской молодежи.
Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого качества российского ЧК и , соответственно, его низкой отдачи.
Увеличение государственных и частных инвестиций в ЧК и их эффективное использование только и может поправить положение и вывести Россию из глубокого полисистемного кризиса. И в первую очередь из кризиса духовного, кризиса нравственного. Даст возможность преодолеть перманентный раскол в российском обществе, противостояние государства и населения. Другого пути повышения качества жизни, эффективности экономики, формирования гражданского общества, формирования предпринимательской этики, возвращения населения к цивилизованным этическим нормам у страны просто нет.
Увеличение
инвестиций в ЧК и поддержание их на высоком
уровне в долях от ВВП, даже в ущерб другим
сферам деятельности, является стратегически
необходимым (наряду с другими)и, возможно,
достаточным условием вхождения России
в число передовых стран мира (если такую
задачу перед страной ставить), пусть в
отдаленной перспективе. В монографии
под редакцией академика Л. Абалкина человеческий
ресурс, человеческий потенциал, человеческое
развитие рассматриваются не столько
как факторы развития, сколько как цели
этого развития. Однако в экономике знаний,
в интеллектуальной экономике первенство
будет за теми странами, которые используют
человеческий капитал как фактор развития,
который дает новый прирост как самому
себе, так и качеству жизни населения.
2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.
Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в ЧК со стороны частного бизнеса.
Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского ЧК невозможно решить главные проблемы страны.
Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.
Егоров считает главным условием роста ЧК в России рост заработной платы. Другим условием роста ЧК он считает высокие инвестиции в образование. Здесь он выделяет проблему «утечки мозгов»[8]. Очевидно, что эти проблемы необходимо решать комплексно, системно параллельно с решением проблемы декриминализации страны и обеспечения безопасности населения и бизнеса.
В целом для решения проблемы роста российского ЧК и необходимо следующее:
1.Образование.
Во-первых, поставить задачу повышения уровня и качества российского образования. На мой взгляд, необходимо реформировать всю систему образования. Основные инструменты реформирования и повышения уровня и качества образования:
- реформирование системы образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;
- усовершенствование образовательных программ и стандартов;
- информатизация образования;
- четкое определение обязательств государства и области образования на разных его уровнях;
- совершенствование системы бюджетного и внебюджетного финансирования за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование;
- внедрение образовательных кредитов.
- целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;
- опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;
- создать эффективную
государственную просветительскую систему,
направленную на пропаганду знаний, рост
авторитета профессионалов высокой квалификации,
рост значимости образования по естественным
специальностям и экономике. Использовать
для этих целей государственные каналы
телевидения и другие средства массовой
информации;
2. Здравоохранение.
Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет внедрения оптимальных финансовых механизмов обеспечения здравоохранения, способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат.
Инструменты реализации:
- конкретизация государственных гарантий в области здравоохранения;
- реорганизация системы оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами;
- модернизация
системы образовательного медицинского
страхования, внедрение новых организационно-правовых
форм медицинских организаций, обладающих
большей самостоятельностью в использовании
ресурсов и применении новых методов оплаты
труда медицинских работников.
3.Борьба с бедностью.
Необходимо осуществить следующие меры:
- повышение эффективности программ в области социальной политики в части совершенствования механизмов предоставления социальной помощи;