Уровеньчеловеческого капитала России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………….3 стр.

Глава 1.

1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.

1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.
1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.
1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.
Глава 2.
2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.

2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.
Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.

Список использованной литературы……………………………..………..30 стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (12).doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     ТАБЛИЦА 7. УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОЛУ И УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ, 2005 ГОД

  Высшее 
профес- 
сиональное
Неполное 
высшее 
профес- 
сиональное
Среднее 
профес- 
сиональное
Начальное 
профес- 
сиональное
Среднее 
(полное) 
общее
Основное 
общее
Начальное 
общее, 
не имеют 
начального 
общего
Итого
Уровень экономической активности, %
Все 
население
83,8 45,1 79,2 81,2 58,8 33,5 15,9 65,8
Мужчины 87,4 46,3 85,2 85,8 65,6 40,0 21,0 70,9
Женщины 81,0 44,2 75,6 74,5 52,1 27,0 12,4 61,3
Уровень занятости, %
Все 
население
81,1 40,5 74,8 75,4 52,8 28,7 14,0 61,1
Мужчины 84,8 41,7 80,7 79,9 59,1 34,1 18,3 65,7
Женщины 78,3 39,5 71,3 68,8 46,6 23,2 11,0 57,0
Уровень безработицы, %
Все 
население
3,2 10,2 5,6 7,2 10,2 14,5 12,2 7,2
Мужчины 3,0 9,8 5,3 6,9 10,0 14,8 12,8 7,3
Женщины 3,3 10,6 5,7 7,7 10,5 14,1 11,4 7,0
 

    Что касается безработицы, то среди лиц с высшим образованием ее уровень оказывается примерно вдвое ниже, чем в среднем по стране. Доля долгосрочных безработных среди них также ниже, чем в большинстве других групп. Так, если среди безработных с ВУЗовскими дипломами год и более ищут работу менее 35%, то среди безработных со средним образованием или ниже — 40 — 50%. Кроме того, по мере повышения образования резко снижается уровень отчаявшихся работников. Для лиц с законченным высшим образованием он не достигает 0,5%, тогда как для лиц с начальным образованием приближается к 9%. Отсюда можно сделать вывод, что самым тяжелым, застойным формам незанятости чаще всего оказываются подвержены лица с минимальным человеческим капиталом, тогда как обладание высоким образованием обеспечивает по отношению к ним практически полный иммунитет. 

Глава 2

 2.1 Проблемы роста российского человеческого капитал.

      Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал), является низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности),  творческого потенциала страны, индикатор качества труда.               Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет распродаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет и его извечный патернализм.

     Во многом с выводами экспертов ООН можно согласиться. Страна действительно живет в основном за счет доходов от продаж нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, леса и т.д. Сильно деградировала фундаментальная наука, причем во многом и за счет физической потери ЧК: лучшие ученые страны работают за границей. Соответственно, без науки деградировало образование, причем на всех уровнях.

Егоров С. пишет: «Российская система государственного образования оказывается неспособной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 405% исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным. Когда государство снижает  свое участие в перераспределении ресурсов общества, оно обязано обеспечить перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Поэтому при финансировании исследовательских работ надо использовать гранты специальных фондов и стимулировать предприятия к вложению средств в образовательные программы»[6].

    Немалую роль в этом сыграло крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства. Быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные еще во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны.

    В настоящее время в России существую две экономики, две культура, два типа образования и два слоя людей с противоположенным отношением к жизни, труду, предпринимательству, менеджменту, рынку, науке и культуре. Первая часть российского общества – это люди, живущие  прошлым, живущие ностальгией по временам СССР, не принявшие изменений в экономике и обществе и не желающие меняться. В тоже время молодые и зрелые люди, сумевшие найти свое место в рыночной экономике, создают новую экономику страны, получают современное образование и опыт, стремятся заработать деньги и комфортно устроить свою жизнь. Число студентов в России удвоилось. Граждане России стремятся учиться.

Выше уже отмечалось, что в составе  стартового ЧК России при переходе к рынку отсутствовала такая составляющая ЧК как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России  и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.

      Дополнительно необходимо учитывать отток ЧК в другие страны. Для России он велик. За границу в развитые страны на постоянную работу приглашаются (или сами пробиваются) только избранные, особо талантливые и известные специалисты, главным образом, в области естественных наук и инженерных профессий. А также молодые и пробивные таланты, которые составляют наибольшую долю российской молодежи.

Многочисленные  примеры неудач в государственном  строительстве, законодательстве, экономике  и других сферах российского государства  есть прямое следствие сравнительно низкого качества российского ЧК и , соответственно, его низкой отдачи.

     Увеличение государственных и частных инвестиций в ЧК и их эффективное использование только и может поправить положение и вывести Россию из глубокого полисистемного кризиса. И в первую очередь из кризиса духовного, кризиса нравственного. Даст возможность преодолеть перманентный  раскол в российском обществе, противостояние государства и населения. Другого пути повышения качества жизни, эффективности экономики, формирования гражданского общества, формирования предпринимательской этики, возвращения населения к цивилизованным этическим нормам у страны просто нет.

     Увеличение инвестиций в ЧК и поддержание их на высоком уровне в долях от ВВП, даже в ущерб другим сферам деятельности, является стратегически необходимым (наряду с другими)и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если такую задачу перед страной ставить), пусть в отдаленной перспективе. В монографии под редакцией академика Л. Абалкина человеческий ресурс, человеческий потенциал, человеческое развитие рассматриваются не столько как факторы развития, сколько как цели этого развития. Однако в экономике знаний, в интеллектуальной экономике первенство будет за теми странами, которые используют человеческий капитал как фактор развития, который дает новый прирост как самому себе, так и качеству жизни населения.  

2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.

    Существует проблема, которую приходится разрешать любому государству с развивающейся экономикой: какую часть инвестиций вкладывать в ЧК, не дающий быстрой отдачи? Ясно, что эти инвестиции в развивающейся экономике на первом этапе осуществляются в основном из бюджетов всех уровней за счет экономики на других статьях расходов. Необходимо также налоговое и прочее стимулирование вложений в ЧК со стороны частного бизнеса.

     Опыт создания рыночной экономики в России показал со всей очевидностью, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского ЧК невозможно решить главные проблемы страны.     

      Проблемы эффективного институционального преобразования, диверсификации экономики и повышения эффективности государства, причем решить проблему диверсификации экономики РФ в направлении ее технологического, технического и информационного обновления. Решить задачи создания национальных инновационных и венчурной систем. Решить проблему снижения доли теневой экономики, проблему криминализации страны. Решить проблему безопасности страны и ее граждан. И, наконец, решить главную задачу государства как такового – проблему повышения уровня и качества жизни населения.

       Егоров считает главным условием роста ЧК в России рост заработной платы. Другим условием роста ЧК он считает высокие инвестиции в образование. Здесь он выделяет проблему «утечки мозгов»[8]. Очевидно, что эти проблемы необходимо решать комплексно, системно параллельно с решением проблемы декриминализации страны и обеспечения безопасности населения и бизнеса.

      В целом для решения проблемы роста российского ЧК и необходимо следующее:

1.Образование. 

     Во-первых, поставить задачу повышения уровня и качества российского образования. На мой взгляд, необходимо реформировать всю систему образования. Основные инструменты реформирования и повышения уровня и качества образования:

- реформирование системы образования в направлении подавления коррупции и закрытия слабых коммерческих вузов;

- усовершенствование образовательных программ и стандартов;

- информатизация образования;

- четкое определение обязательств государства и области образования на разных его уровнях;

- совершенствование системы бюджетного и внебюджетного финансирования за счет перехода на нормативно-подушевое финансирование;

- внедрение образовательных кредитов.

- целевым и адресным образом финансировать возврат ведущих российских ученых на родину;

- опережающее увеличивать финансирование труда эффективных научных работников;

- создать эффективную государственную просветительскую систему, направленную на пропаганду знаний, рост авторитета профессионалов высокой квалификации, рост значимости образования по естественным специальностям и экономике. Использовать для этих целей государственные каналы телевидения и другие средства массовой информации; 
 

2.  Здравоохранение. 

     Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет внедрения оптимальных финансовых механизмов обеспечения здравоохранения, способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на конечный результат.

Инструменты реализации:

- конкретизация государственных гарантий в области здравоохранения;

- реорганизация системы оказания медицинской помощи за счет усиления роли первичной медико-санитарной помощи в соответствии с имеющимися ресурсами;

- модернизация системы образовательного медицинского страхования, внедрение новых организационно-правовых форм медицинских организаций, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и применении новых методов оплаты труда медицинских работников. 

3.Борьба с  бедностью. 

Необходимо осуществить  следующие меры:

- повышение эффективности программ в области социальной политики в части совершенствования механизмов предоставления социальной помощи;

Информация о работе Уровеньчеловеческого капитала России