Уровеньчеловеческого капитала России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………….3 стр.

Глава 1.

1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.

1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.
1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.
1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.
Глава 2.
2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.

2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.
Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.

Список использованной литературы……………………………..………..30 стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (12).doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Со статистической точки зрения человеческий капитал  обладает важным преимуществом: для него существуют «натуральные» измерители, которые — при всей их очевидной условности — значительно расширяют возможности межстранового анализа (для «обычного» капитала такие натуральные измерители недоступны в принципе). Это, во-первых, число накопленных лет обучения и, во-вторых, доли работников, имеющих образование определенного уровня. Естественно, национальные учебные программы в различных странах сильно отличаются, отсюда — необходимость в международно сопоставимом наборе категорий для определения ступеней (уровней) образования. Эту задачу решает Международная стандартная классификация образования, принятая ЮНЕСКО в 1997 году (МСКО-97).

   Теперь  обратимся к характеристикам запаса человеческого капитала, накопленного Россией. По оценкам Барро и Ли, в 2000 году страна имела один из самых высоких в мире образовательных уровней (табл. 2). Для населения в возрасте 15 лет и старше средняя фактическая продолжительность обучения достигала 10 лет (десятое место в выборке Барро и Ли), для населения в возрасте 25 лет и старше — 10,5 года (седьмое место в выборке Барро и Ли). Россия являлась очевидным «аутлайером», располагаясь существенно выше линии тренда. Это означает, что образовательный уровень был в ней намного выше, чем в остальных странах, относившихся к той же, что и она, доходной категории. По среднему числу лет обучения она опережала не только страны BRIC и другие переходные страны, но также и большинство развитых стран. Так, для населения в возрасте 25 лет и старше ее «отрыв» от Германии составлял 0,7 года, от Японии — 0,8 года, от Великобритании — 1,1 года, от Франции — 2,1 года. Из всех рассматриваемых стран впереди были только США, от которых Россия отставала на 1,8 года.

тАБЛИЦА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ  ПО СТРАНАМ, 2000 ГОД

  Среднее число накопленных 
лет образования
ВВП на душу 
населения 
по паритету 
покупательной 
способности 
в 2004 году, 
тыс. долл. США
население 15 лет 
и старше
население 25 лет 
и старше
Развитые страны
Франция 7,86 8,37 26,9
Германия 10,20 9,75 26,1
Япония 9,47 9,72 27,3
Великобритания 9,42 9,35 28,5
США 12,05 12,25 36,7
Переходные страны
Чехия 9,48 9,46 17,9
Венгрия 9,12 8,81 15,4
Польша 9,84 9,90 11,9
Страны BRIC
Бразилия 4,88 4,56 7,7
Китай 6,35 5,74 5,1
Индия 5,06 4,77 2,9
Россия 10,03 10,49 9,1
 

    

      Анализ данных об охвате населения образованием разного уровня подтверждает, что по формальным признакам Россия действительно является одной из самых высокообразованных стран в мире (табл. 3). Так, среди россиян в возрасте 25 — 64 лет 89% имеют по крайней мере полное среднее образование — лучший показатель среди всех стран, вошедших в выборку ОЭСР (OECD, 2005). Для сравнения: в Бразилии аналогичный показатель составляет лишь 30%. Еще более поразительно, что в стране с таким сравнительно невысоким уровнем душевого ВВП как Россия свыше половины населения — 57% — имеют третичное образование. Это на 13 процентных пунктов больше, чем у следующей за ней Канады, и в несколько раз выше, чем у других постсоциалистических стран, где данный показатель не превышает даже 15%. Еще благоприятнее выглядит образовательная структура занятого населения: и по доле работников с образованием не ниже верхнего уровня вторичного образования (94%), и по доле работников с третичным образованием (64%) Россия удерживает первое место в мире. Так, занятых с третичным образованием насчитывается в ней (в относительном выражении) примерно вдвое больше, чем в Великобритании, Германии или Франции. Для страны с не слишком хорошо работающей экономикой, лишь недавно вышедшей из глубокой и затяжной трансформационной рецессии, подобное достижение нельзя не признать поразительным.[2] 

        тАБЛИЦА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ               

                                            25 — 64 ЛЕТ, 2003 ГОД

  Все население Занятое население
доля имеющих 
полное 
среднее 
образование 
и выше
доля имеющих 
третичное 
образование
доля имеющих 
полное 
среднее 
образование 
и выше
доля имеющих 
третичное 
образование
тип В тип А всего    
Развитые страны
Франция 64,9 9,2 14,2 23,4 71,0 26,9
Германия 83,4 9,9 14,1 24,0 88,0 28,6
Япония 83,9 16,5 20,9 37,4 85,7 39,8
Великобритания 65,1 8,7 19,3 28,0 74,2 33,7
США 87,5 9,0 29,4 38,4 90,4 42,2
Переходные страны
Чехия 86,4   11,7 12,0 91,8 14,3
Венгрия 74,1   15,3 15,4 84,9 19,6
Польша 48,3   14,2 14,2 62,4 22,3
Страны BRIC
Бразилия* 29,5   8,2 8,2
Китай
Индия
Россия* 89,4 36,1 20,8 56,9 93,7 63,8
 
 

      В значительной мере это неожиданное «первенство» России обеспечивается сверхвысокой пропорцией лиц, имеющих третичное образование типа B (ССУЗы в российской терминологии) [6]. Однако и по доле лиц с третичным образованием типа A (ВУЗы в российской терминологии) Россия входит в десятку мировых лидеров. Так, среди стран, охватываемых статистикой ОЭСР, с результатом 21% она делит девятое-десятое место с Японией. Очевидно, что и в данном отношении Россия также является «аутлайером»: стран со столь парадоксальным сочетанием показателей душевого ВВП и охвата третичным образованием мировая практика больше не знает. Можно предположить, что образовательный потенциал России создает достаточно благоприятные возможности для развития интеллектуалоемких видов деятельности и формирования экономики, основанной на знаниях.

     Этот вывод подтверждается тем, что по количеству исследователей на 1 млн (взрослого) населения Россия также относится к числу стран-лидеров. Как показывает табл. 4, она оставляет далеко позади не только страны BRIC, но и другие страны с переходной экономикой. В 2003 году она имела в два раза больше исследователей на 1 млн. населения, чем Чехия, Венгрия или Польша, и в 5 — 30 раз больше, чем Бразилия, Китай или Индия. По этому показателю она находилась примерно на том же уровне, что Франция, Германия и Великобритания, уступая лишь Японии и США. Не удивительно, что и в данном отношении Россия находится намного выше того уровня, который характерен для стран, входящих в ее доходную группу.

ТАБЛИЦА 4. ЧИСЛО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В РАСЧЕТЕ НА 1 МЛН ЖИТЕЛЕЙ,

1996 — 2004

  1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Развитые страны
Франция 2649 2638 2646 2716 2903 2980 3120 3213
Германия 2810 2873 2892 3096 3132 3208 3222 3206 3261
Япония 4907 4958 5163 5198 5098 5310 5070 5287
Великобритания 2501 2508 2706
США 4211 4484
Переходные страны
Чехия 1256 1220 1220 1317 1349 1461 1461 1544 1594
Венгрия 1009 1083 1142 1227 1409 1438 1471 1496 1472
Польша 1358 1438 1453 1460 1428 1473 1469 1519 1581
Страны BRIC
Бразилия 344
Китай 445 474 387 420 546 579 627 663
Индия 157 119
Россия 3799 3605 3341 3380 3455 3465 3385 3371 3319
 
 
 

   Многочисленный контингент исследователей Россия сохранила несмотря на резкое сокращение занятости в сфере науки. В переходный период именно наука оказалась сектором, где темпы сокращения занятости были максимальными. За период 1990 — 2004 годов общая численность занятых в науке сократилась более чем вдвое — с 2,8 до 1,2 млн чел. Отсюда можно сделать вывод, что «скрытое присутствие» в российской экономике лиц с опытом исследовательской работы много выше, чем показывает текущая статистика. Поэтому едва ли есть основания полагать, что инновационный потенциал страны может сдерживать количественная нехватка ученых и инженеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Качество образования в России.

       Если по уровню образования Россию можно отнести к числу стран-лидеров, но о качестве образования этого сказать нельзя. Нехватка финансовых ресурсов и многочисленные институциональные перемены привели к тому, что в пореформенный период качество российского образования, по-видимому, ухудшалось. Снижению академических стандартов обучения в системе высшего образования могло способствовать резкое — в два с половиной раза — увеличение численности студентов. О серьезном неблагополучии в этой области свидетельствуют как показатели затрат на образование, так и результаты стандартных международных тестовых испытаний.[2]

      По доле затрат на образование  в ВВП (3,5 — 3,7% в последние  годы) Россия заметно отстает  не только от развитых, но и  от большинства переходных стран (табл. 6).

ТАБЛИЦА 6. РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ  В ПРОЦЕНТАХ ВВП  ПО УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ, 2002 ГОД, %

  Всего Расходы на образование 
в расчете на одного учащегося 
по отношению к ВВП на душу населения
начальное 
образование
среднее 
образование
третичное 
образование 
тип В
третичное 
образование 
тип А 
и послевузовское 
образование
третичное 
образование 
всего
Развитые страны
Франция 6,1 18,3 30,8 35,7 33,2 33,8
Германия 5,3 17,0 26,4 21,5 44,5 41,3
Япония 4,7 22,5 25,6 35,2 44,0 43,1
Великобритания 5,9 17,8 22,5 40,9
США 7,2 22,2 25,1 56,8
Переходные страны
Чехия 4,4 12,5 21,9 16,3 40,2 37,6
Венгрия 5,6 21,0 22,2 60,5 57,0 57,1
Польша 6,1 23,1 43,2
Страны BRIC
Бразилия** 4,0 10,9 12,3 134,7
Китай  
Индия** 4,8 14,6 26,3 91,7
Россия 3,7 9,3* 16,9* 12,6* 34,9* 26,5*

2000 год. 
** 2001 год. 

    В относительном выражении она тратит на образование примерно столько же, сколько другие страны BRIC — Бразилия, Китай и Индия. В результате по этому показателю Россия располагается примерно на линии тренда. С учетом чрезвычайно высоких коэффициентов охвата образованием не удивительно, что по соотношению между расходами на одного учащегося и душевым ВВП Россия попадает в число явных аутсайдеров. Так, для вторичного образования соотношение расходов на одного учащегося и ВВП на душу населения составляет в ней всего 9,3%, а для третичного образования — 26,5% (данные 2000 года). Это едва ли не самые низкие показатели во всем мире, которые ставят Россию в один ряд с такими странами, как Индонезия, Уругвай и Перу. Однако если выделить из всего третичного образования высшее образование (тип А), то окажется, что по относительным расходам на него Россия выглядит вполне достойно: с показателем 35% (данные 2000 года) она опережает такие развитые страны, как Франция, Италия или Испания. Это явно указывает на то, что финансирование системы образования в России деформировано и смещено в пользу высшего образования (третичное типа А) в ущерб среднему. Естественно, это не может не оказывать отрицательного влияния на качество последнего.

      

1.5 Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда.

     Опыт  других стран мира свидетельствует,  что человеческий капитал заметно  усиливает конкурентные позиции  работников: чем он значительнее, тем выше экономическая активность и занятость; меньше риск попадания в безработицу и короче ее продолжительность; больше заработки и шире доступ к привлекательным рабочим местам; интенсивнее профессиональная и территориальная мобильность. Более образованная рабочая сила успешнее адаптируется к изменениям в экономической и социальной среде, активнее осваивает новые знания и навыки, быстрее откликается на достижения научно-технического прогресса и начинает раньше внедрять их в своей повседневной практике. Прослеживаются ли эти закономерности также и на российском рынке труда Можно ли полагать, что в российских условиях обладание высоким формальным образованием открывает доступ к лучшим рабочим местам и более высоким заработкам.

      Несмотря на бурный приток на российский рынок труда выпускников ВУЗов и ССУЗов, экономическая ценность формального образования в 1990-е годы скорее возрастала, чем снижалась. Как показывает табл. 9, в российских условиях образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда — экономическую активность, занятость, безработицу и заработки. Так, с повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения — 84% — он достигает у обладателей ВУЗовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 81%, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53%.

Информация о работе Уровеньчеловеческого капитала России