Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа
Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.
Введение………..…………………………………………………………….3 стр.
Глава 1.
1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.
1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.
1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.
1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.
Глава 2.
2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.
2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.
Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.
Список использованной литературы……………………………..………..30 стр.
Со статистической точки зрения человеческий капитал обладает важным преимуществом: для него существуют «натуральные» измерители, которые — при всей их очевидной условности — значительно расширяют возможности межстранового анализа (для «обычного» капитала такие натуральные измерители недоступны в принципе). Это, во-первых, число накопленных лет обучения и, во-вторых, доли работников, имеющих образование определенного уровня. Естественно, национальные учебные программы в различных странах сильно отличаются, отсюда — необходимость в международно сопоставимом наборе категорий для определения ступеней (уровней) образования. Эту задачу решает Международная стандартная классификация образования, принятая ЮНЕСКО в 1997 году (МСКО-97).
Теперь обратимся к характеристикам запаса человеческого капитала, накопленного Россией. По оценкам Барро и Ли, в 2000 году страна имела один из самых высоких в мире образовательных уровней (табл. 2). Для населения в возрасте 15 лет и старше средняя фактическая продолжительность обучения достигала 10 лет (десятое место в выборке Барро и Ли), для населения в возрасте 25 лет и старше — 10,5 года (седьмое место в выборке Барро и Ли). Россия являлась очевидным «аутлайером», располагаясь существенно выше линии тренда. Это означает, что образовательный уровень был в ней намного выше, чем в остальных странах, относившихся к той же, что и она, доходной категории. По среднему числу лет обучения она опережала не только страны BRIC и другие переходные страны, но также и большинство развитых стран. Так, для населения в возрасте 25 лет и старше ее «отрыв» от Германии составлял 0,7 года, от Японии — 0,8 года, от Великобритании — 1,1 года, от Франции — 2,1 года. Из всех рассматриваемых стран впереди были только США, от которых Россия отставала на 1,8 года.
Среднее
число накопленных лет образования |
ВВП на
душу населения по паритету покупательной способности в 2004 году, тыс. долл. США | ||
население
15 лет и старше |
население 25 лет и старше | ||
Развитые страны | |||
Франция | 7,86 | 8,37 | 26,9 |
Германия | 10,20 | 9,75 | 26,1 |
Япония | 9,47 | 9,72 | 27,3 |
Великобритания | 9,42 | 9,35 | 28,5 |
США | 12,05 | 12,25 | 36,7 |
Переходные страны | |||
Чехия | 9,48 | 9,46 | 17,9 |
Венгрия | 9,12 | 8,81 | 15,4 |
Польша | 9,84 | 9,90 | 11,9 |
Страны BRIC | |||
Бразилия | 4,88 | 4,56 | 7,7 |
Китай | 6,35 | 5,74 | 5,1 |
Индия | 5,06 | 4,77 | 2,9 |
Россия | 10,03 | 10,49 | 9,1 |
Анализ данных об охвате населения образованием
разного уровня подтверждает, что по формальным
признакам Россия действительно является
одной из самых высокообразованных стран
в мире (табл. 3). Так, среди россиян в возрасте
25 — 64 лет 89% имеют по крайней мере полное
среднее образование — лучший показатель
среди всех стран, вошедших в выборку ОЭСР
(OECD, 2005). Для сравнения: в Бразилии аналогичный
показатель составляет лишь 30%. Еще более
поразительно, что в стране с таким сравнительно
невысоким уровнем душевого ВВП как Россия
свыше половины населения — 57% — имеют
третичное образование. Это на 13 процентных
пунктов больше, чем у следующей за ней
Канады, и в несколько раз выше, чем у других
постсоциалистических стран, где данный
показатель не превышает даже 15%. Еще благоприятнее
выглядит образовательная структура занятого
населения: и по доле работников с образованием
не ниже верхнего уровня вторичного образования
(94%), и по доле работников с третичным образованием
(64%) Россия удерживает первое место в мире.
Так, занятых с третичным образованием
насчитывается в ней (в относительном
выражении) примерно вдвое больше, чем
в Великобритании, Германии или Франции.
Для страны с не слишком хорошо работающей
экономикой, лишь недавно вышедшей из
глубокой и затяжной трансформационной
рецессии, подобное достижение нельзя
не признать поразительным.[2]
тАБЛИЦА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ
Все население | Занятое население | |||||
доля
имеющих полное среднее образование и выше |
доля имеющих третичное образование |
доля имеющих полное среднее образование и выше |
доля имеющих третичное образование | |||
тип В | тип А | всего | ||||
Развитые страны | ||||||
Франция | 64,9 | 9,2 | 14,2 | 23,4 | 71,0 | 26,9 |
Германия | 83,4 | 9,9 | 14,1 | 24,0 | 88,0 | 28,6 |
Япония | 83,9 | 16,5 | 20,9 | 37,4 | 85,7 | 39,8 |
Великобритания | 65,1 | 8,7 | 19,3 | 28,0 | 74,2 | 33,7 |
США | 87,5 | 9,0 | 29,4 | 38,4 | 90,4 | 42,2 |
Переходные страны | ||||||
Чехия | 86,4 | 11,7 | 12,0 | 91,8 | 14,3 | |
Венгрия | 74,1 | 15,3 | 15,4 | 84,9 | 19,6 | |
Польша | 48,3 | 14,2 | 14,2 | 62,4 | 22,3 | |
Страны BRIC | ||||||
Бразилия* | 29,5 | 8,2 | 8,2 | — | — | |
Китай | — | — | — | — | — | — |
Индия | — | — | — | — | — | — |
Россия* | 89,4 | 36,1 | 20,8 | 56,9 | 93,7 | 63,8 |
В значительной мере это неожиданное «первенство» России обеспечивается сверхвысокой пропорцией лиц, имеющих третичное образование типа B (ССУЗы в российской терминологии) [6]. Однако и по доле лиц с третичным образованием типа A (ВУЗы в российской терминологии) Россия входит в десятку мировых лидеров. Так, среди стран, охватываемых статистикой ОЭСР, с результатом 21% она делит девятое-десятое место с Японией. Очевидно, что и в данном отношении Россия также является «аутлайером»: стран со столь парадоксальным сочетанием показателей душевого ВВП и охвата третичным образованием мировая практика больше не знает. Можно предположить, что образовательный потенциал России создает достаточно благоприятные возможности для развития интеллектуалоемких видов деятельности и формирования экономики, основанной на знаниях.
Этот вывод подтверждается тем, что по количеству исследователей на 1 млн (взрослого) населения Россия также относится к числу стран-лидеров. Как показывает табл. 4, она оставляет далеко позади не только страны BRIC, но и другие страны с переходной экономикой. В 2003 году она имела в два раза больше исследователей на 1 млн. населения, чем Чехия, Венгрия или Польша, и в 5 — 30 раз больше, чем Бразилия, Китай или Индия. По этому показателю она находилась примерно на том же уровне, что Франция, Германия и Великобритания, уступая лишь Японии и США. Не удивительно, что и в данном отношении Россия находится намного выше того уровня, который характерен для стран, входящих в ее доходную группу.
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Развитые страны | |||||||||
Франция | 2649 | 2638 | 2646 | 2716 | 2903 | 2980 | 3120 | 3213 | — |
Германия | 2810 | 2873 | 2892 | 3096 | 3132 | 3208 | 3222 | 3206 | 3261 |
Япония | 4907 | 4958 | 5163 | 5198 | 5098 | 5310 | 5070 | 5287 | — |
Великобритания | 2501 | 2508 | 2706 | — | — | — | — | — | — |
США | — | 4211 | — | 4484 | — | — | — | — | — |
Переходные страны | |||||||||
Чехия | 1256 | 1220 | 1220 | 1317 | 1349 | 1461 | 1461 | 1544 | 1594 |
Венгрия | 1009 | 1083 | 1142 | 1227 | 1409 | 1438 | 1471 | 1496 | 1472 |
Польша | 1358 | 1438 | 1453 | 1460 | 1428 | 1473 | 1469 | 1519 | 1581 |
Страны BRIC | |||||||||
Бразилия | — | — | — | — | 344 | — | — | — | — |
Китай | 445 | 474 | 387 | 420 | 546 | 579 | 627 | 663 | — |
Индия | 157 | — | 119 | — | — | — | — | — | — |
Россия | 3799 | 3605 | 3341 | 3380 | 3455 | 3465 | 3385 | 3371 | 3319 |
Многочисленный
контингент исследователей Россия сохранила
несмотря на резкое сокращение занятости
в сфере науки. В переходный период именно
наука оказалась сектором, где темпы сокращения
занятости были максимальными. За период
1990 — 2004 годов общая численность занятых
в науке сократилась более чем вдвое —
с 2,8 до 1,2 млн чел. Отсюда можно сделать
вывод, что «скрытое присутствие» в российской
экономике лиц с опытом исследовательской
работы много выше, чем показывает текущая
статистика. Поэтому едва ли есть основания
полагать, что инновационный потенциал
страны может сдерживать количественная
нехватка ученых и инженеров.
1.4 Качество образования в России.
Если по уровню образования Россию можно отнести к числу стран-лидеров, но о качестве образования этого сказать нельзя. Нехватка финансовых ресурсов и многочисленные институциональные перемены привели к тому, что в пореформенный период качество российского образования, по-видимому, ухудшалось. Снижению академических стандартов обучения в системе высшего образования могло способствовать резкое — в два с половиной раза — увеличение численности студентов. О серьезном неблагополучии в этой области свидетельствуют как показатели затрат на образование, так и результаты стандартных международных тестовых испытаний.[2]
По доле затрат на образование в ВВП (3,5 — 3,7% в последние годы) Россия заметно отстает не только от развитых, но и от большинства переходных стран (табл. 6).
Всего | Расходы
на образование в расчете на одного учащегося по отношению к ВВП на душу населения | |||||||
начальное образование |
среднее образование |
третичное образование тип В |
третичное образование тип А и послевузовское образование |
третичное образование всего | ||||
Развитые страны | ||||||||
Франция | 6,1 | 18,3 | 30,8 | 35,7 | 33,2 | 33,8 | ||
Германия | 5,3 | 17,0 | 26,4 | 21,5 | 44,5 | 41,3 | ||
Япония | 4,7 | 22,5 | 25,6 | 35,2 | 44,0 | 43,1 | ||
Великобритания | 5,9 | 17,8 | 22,5 | — | — | 40,9 | ||
США | 7,2 | 22,2 | 25,1 | — | — | 56,8 | ||
Переходные страны | ||||||||
Чехия | 4,4 | 12,5 | 21,9 | 16,3 | 40,2 | 37,6 | ||
Венгрия | 5,6 | 21,0 | 22,2 | 60,5 | 57,0 | 57,1 | ||
Польша | 6,1 | 23,1 | — | — | — | 43,2 | ||
Страны BRIC | ||||||||
Бразилия** | 4,0 | 10,9 | 12,3 | — | — | 134,7 | ||
Китай | — | — | — | — | — | |||
Индия** | 4,8 | 14,6 | 26,3 | — | — | 91,7 | ||
Россия | 3,7 | 9,3* | 16,9* | 12,6* | 34,9* | 26,5* |
* 2000
год.
** 2001
год.
В относительном выражении она тратит на образование примерно столько же, сколько другие страны BRIC — Бразилия, Китай и Индия. В результате по этому показателю Россия располагается примерно на линии тренда. С учетом чрезвычайно высоких коэффициентов охвата образованием не удивительно, что по соотношению между расходами на одного учащегося и душевым ВВП Россия попадает в число явных аутсайдеров. Так, для вторичного образования соотношение расходов на одного учащегося и ВВП на душу населения составляет в ней всего 9,3%, а для третичного образования — 26,5% (данные 2000 года). Это едва ли не самые низкие показатели во всем мире, которые ставят Россию в один ряд с такими странами, как Индонезия, Уругвай и Перу. Однако если выделить из всего третичного образования высшее образование (тип А), то окажется, что по относительным расходам на него Россия выглядит вполне достойно: с показателем 35% (данные 2000 года) она опережает такие развитые страны, как Франция, Италия или Испания. Это явно указывает на то, что финансирование системы образования в России деформировано и смещено в пользу высшего образования (третичное типа А) в ущерб среднему. Естественно, это не может не оказывать отрицательного влияния на качество последнего.
1.5 Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда.
Опыт
других стран мира
Несмотря на бурный приток на российский рынок труда выпускников ВУЗов и ССУЗов, экономическая ценность формального образования в 1990-е годы скорее возрастала, чем снижалась. Как показывает табл. 9, в российских условиях образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда — экономическую активность, занятость, безработицу и заработки. Так, с повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения — 84% — он достигает у обладателей ВУЗовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 81%, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53%.