Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа
Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.
Введение………..…………………………………………………………….3 стр.
Глава 1.
1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.
1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.
1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.
1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.
Глава 2.
2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.
2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.
Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.
Список использованной литературы……………………………..………..30 стр.
Содержание.
Введение………..……………………………………………
Глава 1.
1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.
1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
2.2. Возможные
пути и методы повышения уровня и качества
российского человеческого капитала.……………...……………………………….
Список использованной
литературы……………………………..………..30
стр.
Введение.
Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.
Формирование информационной экономики, где главенствующую роль играет специфический ресурс - знания, заставляет исследователей обратиться к анализу человеческого капитала. Функционирование и развитие человеческого капитала, использование его потенциала, становится не менее важным, чем внедрение современной технологии, так как является средством, с помощью которого разрабатываются данные технологии. Мировой опыт показывает, что развитие информационного общества неразрывно связано с концепцией человеческого развития, развитием сфер, где происходит накопление человеческого капитала, прежде всего сферы образования.
Проблема доступности, востребованности, эффективности получаемого образования чрезвычайно актуальны и в России. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы курсовой работы углубляют понимание проблем развития человеческого капитала.
Цель моей работы – проанализировать человеческий потенциал России.
Предмет моего исследования – человеческий капитал России.
Глава 1.
1.1. Понятие человеческого капитала
В силу особенностей развития экономики, экономической науки и мысли, общества, государственности России в последние годы резко усилился интерес к понятию человеческого капитала[1] со стороны ученых многих специальностей и направлений науки: экономистов, политологов, психологов, управленцев, медиков и т.д. Неудачи в развитии заставляют аналитиков и ученых искать глубинные причины этого.
Существует несколько определений человеческого капитала[1]:
- узкое;
-расширенное;
- широкое.
Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. На первом этапе состав человеческого капитала включал только образование (узкое определение). На втором этапе в состав человеческого капитала (расширенное определение) постепенно включили воспитание, образование, знания (науку), здоровье, информационное обслуживание, культуру и искусство (рис.1).
На третьем этапе развития экономической категории человеческого капитала[1] были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей, подготовку эффективной элиты, формирования и развития гражданского общества (ГО), повышения эффективности институционального обслуживания, инвестиции в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион (рис. 2).
Базовыми составляющими человеческого капитала являются ментальность (внутренняя культура населения), образование, здоровье и накопленные знания. И лучшие специалисты, определяющие прирост и эффективность использования знаний и инноваций, предпринимательского ресурса.
Но важны все составляющие человеческого капитала. Низкое качество любой из них резко снижает общее качество человеческого капитала. В данном случае работают отрицательные синергетические (нелинейные) и мультипликативные эффекты ослабления эффективности человеческого капитала при снижении эффективности или качества любой составляющей.
Математически взаимосвязь составляющих человеческого капитала можно представить в виде:
ЧК = ЧК0 + ПЧКn , |
где П - знак произведения взвешенных составляющих ЧКn, индекс n изменяется от 1 до N.
Если одна из составляющих ЧК равна нулю, то, как следует из этой формулы, произведение составляющих также обнуляется. И человеческий капитал равен некоторой минимальной величине ЧК0.
И приведенная формула, и факторный анализ показывают, что сформировать качественный человеческий капитал возможно только при комплексном и системном подходах, когда одновременно формируются все компоненты человеческого капитала. И эффективно функционируют все факторы их роста. Как это и было в Финляндии во время диверсификации экономики и формирования национального человеческого капитала.
Результаты расчетов человеческого капитала
России и стран СНГ на базе затратного
метода с использованием алгоритма специалистов
Всемирного банка и схемы, представленной
на рис.1, приведены в табл.1. Использовались
оценки составляющих человеческого капитала
по затратам государства, семей, предпринимателей
и разных фондов. Они позволяют определить
текущие ежегодные затраты общества на
воспроизводство российского человеческого
капитала.
Страны | Общий объем,
трлн. долл. |
Человеческий капитал, в % к: | ||
национальному
богатству стран |
мировому
итогу |
уровню
США | ||
Мировой итог | 365 | 66 | 100 | 384 |
Страны "семерки" и ЕС | 215 | 78 | 59 | 226 |
из них: | ||||
США | 95 | 77 | 26 | 100 |
страны ОПЕК | 45 | 47 | 12 | 47 |
страны СНГ | 40 | 50 | 11 | 42 |
в том числе Россия | 30 | 50 | 8 | 32 |
Прочие страны | 65 | 65 | 18 | 68 |
в том числе Китай | 25 | 77 | 7 | 26 |
Бразилия | 9 | 74 | 2 | 9 |
Индонезия | 9 | 75 | 2 | 9 |
Мексика | 8 | 77 | 2 | 8 |
Индия | 7 | 58 | 2 | 7 |
Пакистан | 4 | 80 | 1 | 4 |
Табл.1. Доля человеческого капитала в национальном богатстве в ряде стран в конце XX века.
Источник: Нестеров
Л., Аширова Г. Национальное богатство
и человеческий капитал. // ВЭ, 2003, № 2; Экономическая
теория. / Под ред. Николаевой И.П. - М.: Юнити,
2004. - С.:417.
На рис.1 изображены
источники накопления
Человеческий капитал, как
Оценки величины
российского человеческого
1.2 Широкое определение человеческого капитала.
Человеческий капитал в широком понимании формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения и в обеспечение комфортности и эффективности интеллектуального и управленческого труда (рис.2).
Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.
Кратко: Человеческий капитал - это интеллект, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Различают физический капитал, финансовый капитал, природный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, а также некоторые другие виды капитала.
Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы.
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.
В состав человеческого капитала входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования человеческого капитала, обеспечивающие его эффективность.
Человеческий капитал является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме, пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. Поэтому существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной экономической эффективности, его отдельной производительности, его отдельного вклада в рост ВВП и в повышение качества жизни. Человеческий капитал через специалистов вносит вклад в развитие и рост экономики всюду, во всех видах экономической и производственной деятельности.
Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения.
Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.
Основными драйверами развития человеческого капитала являются
конкуренция, инвестиции, инновации.
Инновационный сектор экономики, креативная часть элиты, общества, государства являются источниками накопления высококачественного человеческого капитала, который и определяет направление и темпы развития страны, региона, организаций.
С другой стороны, накопленный качественный
человеческий капитал лежит в основе инновационной
системы и экономики .
1.3 Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.
Необычное сочетание высоких характеристик людских ресурсов со сравнительно низким душевым доходом и посредственным качеством институциональной среды затрудняет выбор стран, которые могли бы рассматриваться по отношению к России как точка отсчета. Поэтому в последующем анализе я буду сравнивать Россию параллельно с тремя различными группами стран — во-первых, с ведущими развитыми странами (Франция, Германия, Япония, США, Великобритания), во-вторых, с передовыми переходными странами (Чехия, Венгрия, Польша) и, в-третьих, со странами так называемой группы BRIC, куда, кроме России, входят Бразилия, Китай, Индия. Такой стереоскопический подход позволяет получить более полное представление об особенностях накопления и использования человеческого капитала в России. Другой возможный путь — посмотреть, как индикаторы человеческого капитала по России соотносятся с аналогичными индикаторами по всей совокупности стран, по которым имеется необходимая информация, независимо от уровня их экономического развития. Это помогает увидеть, насколько российские показатели вписываются или не вписываются в общемировые тренды.