Уровеньчеловеческого капитала России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.

Содержание

Введение………..…………………………………………………………….3 стр.

Глава 1.

1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.

1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.
1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.
1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.
1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.
Глава 2.
2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.

2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.
Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.

Список использованной литературы……………………………..………..30 стр.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (12).doc

— 344.00 Кб (Скачать)

  Содержание. 

Введение………..…………………………………………………………….3 стр.

Глава 1.

   1.1. Понятие человеческого капитала …………..……………………...4-7 стр.

   1.2. Широкое определение человеческого капитала.…………….........8-9 стр.

   1.3. Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного         Россией.………………………………….………………………...….....10-15 стр.

   1.4. Качество образования в России………….……………...…….…16-17 стр.

   1.5. Образовательный потенциал и положение работников на рынке труда России…………………………………………………………………....18-20 стр.

Глава 2. 

   2.1. Проблемы роста российского человеческого капитал……........20-23 стр.

   2.2. Возможные пути и методы повышения уровня и качества российского человеческого капитала.……………...………………………………...23-27 стр.

Заключение…………………………………………………………........28-29 стр.

Список использованной литературы……………………………..………..30 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Прогресс мировой экономической системы связан с формированием постиндустриального, информационного общества. Это должно стать одной из долгосрочных целей развития российской экономики. Достижение данной цели даст возможность существенно изменить структуру российского экспорта, переориентируясь с сырьевых ресурсов на наукоемкие технологии и добиться лидирующего положения среди стран в мировой экономике.       

    Формирование информационной экономики, где главенствующую роль играет специфический ресурс - знания, заставляет исследователей обратиться к анализу человеческого капитала. Функционирование и развитие человеческого капитала, использование его потенциала, становится не менее важным, чем внедрение современной технологии, так как является средством, с помощью которого разрабатываются данные технологии. Мировой опыт показывает, что развитие информационного общества неразрывно связано с концепцией человеческого развития, развитием сфер, где происходит накопление человеческого капитала, прежде всего сферы образования.

     Проблема доступности, востребованности, эффективности получаемого образования чрезвычайно актуальны и в России. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

     Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе.

    Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы курсовой работы углубляют понимание проблем развития человеческого капитала.

  Цель моей работы – проанализировать человеческий потенциал России.

 Предмет моего исследования – человеческий капитал России.

Глава 1.

1.1. Понятие человеческого капитала

В силу особенностей развития экономики, экономической  науки и мысли, общества, государственности России в последние годы резко усилился интерес к понятию человеческого капитала[1] со стороны ученых многих специальностей и направлений науки: экономистов, политологов, психологов, управленцев,  медиков и т.д. Неудачи в развитии заставляют аналитиков и ученых искать глубинные причины этого.

    Существует несколько определений человеческого капитала[1]:

- узкое;

-расширенное;

- широкое.

     Экономическая категория «человеческий капитал» формировалась постепенно. На первом этапе состав человеческого капитала включал только образование (узкое определение). На втором этапе в состав человеческого капитала (расширенное определение) постепенно включили  воспитание, образование, знания (науку), здоровье, информационное обслуживание, культуру и искусство (рис.1).

    На третьем этапе развития экономической категории человеческого капитала[1] были добавлены инвестиции в составляющие, обеспечивающие безопасность людей, подготовку эффективной элиты, формирования и  развития гражданского общества (ГО), повышения эффективности институционального обслуживания, инвестиции в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион (рис. 2).

 

 
 

    Базовыми составляющими человеческого капитала являются ментальность (внутренняя культура населения), образование, здоровье и накопленные знания. И лучшие специалисты, определяющие прирост и эффективность использования знаний и инноваций, предпринимательского ресурса.

    Но важны все составляющие человеческого капитала. Низкое качество любой из них резко снижает общее качество человеческого капитала. В данном случае  работают отрицательные синергетические (нелинейные) и мультипликативные эффекты ослабления эффективности человеческого капитала при снижении эффективности или качества любой составляющей.

Математически взаимосвязь составляющих человеческого капитала можно представить в виде: 

ЧК = ЧК0  + ПЧКn ,
 

 

где П - знак произведения взвешенных составляющих ЧКn, индекс n изменяется от 1 до N.

      Если одна из составляющих ЧК равна нулю, то, как следует из этой формулы, произведение составляющих также обнуляется. И человеческий капитал равен некоторой минимальной величине ЧК0.

     И приведенная формула, и факторный анализ показывают, что сформировать качественный человеческий капитал возможно только при комплексном и системном подходах, когда одновременно формируются все компоненты человеческого капитала. И эффективно функционируют все факторы их роста. Как это и было в Финляндии во время диверсификации экономики и формирования национального человеческого капитала.

      Результаты расчетов человеческого капитала России и стран СНГ на базе затратного метода с использованием алгоритма специалистов Всемирного банка и схемы, представленной на рис.1, приведены в табл.1. Использовались оценки составляющих человеческого капитала по затратам государства, семей, предпринимателей и разных фондов. Они позволяют определить текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство российского человеческого капитала. 
 
 

Страны Общий  объем,

трлн. долл.

Человеческий  капитал,  в %     к:
национальному

богатству стран

мировому

итогу

уровню

США

Мировой итог 365 66 100 384
Страны "семерки" и ЕС 215 78 59 226
из  них:        
США 95 77 26 100
страны  ОПЕК 45 47 12 47
страны  СНГ 40 50 11 42
в том числе Россия 30 50 8 32
Прочие  страны 65 65 18 68
в том числе Китай 25 77 7 26
Бразилия 9 74 2 9
Индонезия 9 75 2 9
Мексика 8 77 2 8
Индия            7                     58                    2                     7
Пакистан            4                      80                     1                     4

      Табл.1. Доля человеческого капитала в национальном богатстве в ряде стран в конце XX века.

Источник: Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал. // ВЭ, 2003, № 2; Экономическая теория. / Под ред. Николаевой И.П. - М.: Юнити, 2004. -  С.:417. 

 На рис.1 изображены  источники накопления элементов  человеческого капитала. Источники  выбраны по группировкам затрат  на соответствующие направления.  Это наука, образование, культура и искусство, здравоохранение и информационное обеспечение.

      Человеческий капитал, как следует  из табл.1, в большинстве стран  превышает половину накопленного  национального богатства (исключение - страны ОПЕК). Это отражает высокий  уровень развития данных стран.

Оценки величины российского человеческого капитала по нашим расчетам очень завышены. В частности, использован некорректный метод замены реальных затрат в РФ на  подготовку одного специалиста их величиной в западных странах. 
 
 

1.2 Широкое определение человеческого капитала.

      Человеческий капитал в широком понимании формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения и в обеспечение комфортности и эффективности интеллектуального и управленческого  труда (рис.2).

    Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

    Кратко: Человеческий капитал - это интеллект, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

    Различают физический капитал, финансовый капитал, природный капитал, интеллектуальный капитал и человеческий капитал, а также некоторые другие виды капитала.

    Национальное богатство включает физический, человеческий, финансовый и природный капиталы.

    Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность и климат, в информационное обеспечение труда, в формирование эффективной элиты, в безопасность граждан и бизнеса и экономическую свободу, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.

     В состав человеческого капитала входят инвестиции и отдача от них в инструментарий интеллектуального и управленческого труда, а также инвестиции в среду функционирования человеческого капитала, обеспечивающие его эффективность.

    Человеческий капитал является сложным и распределенным интенсивным фактором развития. Он, словно кровеносные сосуды в живом организме, пронизывает всю экономику и общество. И обеспечивает их функционирование и развитие. Или, напротив, угнетает при низком его качестве. Поэтому существуют объективные методологические трудности с оценкой его отдельной экономической эффективности, его отдельной производительности, его отдельного вклада в рост ВВП и в повышение качества жизни. Человеческий капитал через специалистов вносит вклад в развитие и рост экономики всюду, во всех видах экономической и производственной деятельности.

    Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения.

    Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.

      Основными драйверами развития человеческого капитала являются

конкуренция, инвестиции, инновации.

      Инновационный сектор экономики, креативная  часть элиты, общества, государства являются источниками накопления высококачественного человеческого капитала, который и определяет направление и темпы развития страны, региона, организаций.

      С другой стороны, накопленный качественный человеческий капитал лежит в основе инновационной системы и экономики . 
 

1.3 Характеристики запаса человеческого капитала, накопленного Россией.

     Необычное сочетание высоких характеристик людских ресурсов со сравнительно низким душевым доходом и посредственным качеством институциональной среды затрудняет выбор стран, которые могли бы рассматриваться по отношению к России как точка отсчета. Поэтому в последующем анализе я буду сравнивать Россию параллельно с тремя различными группами стран — во-первых, с ведущими развитыми странами (Франция, Германия, Япония, США, Великобритания), во-вторых, с передовыми переходными странами (Чехия, Венгрия, Польша) и, в-третьих, со странами так называемой группы BRIC, куда, кроме России, входят Бразилия, Китай, Индия. Такой стереоскопический подход позволяет получить более полное представление об особенностях накопления и использования человеческого капитала в России. Другой возможный путь — посмотреть, как индикаторы человеческого капитала по России соотносятся с аналогичными индикаторами по всей совокупности стран, по которым имеется необходимая информация, независимо от уровня их экономического развития. Это помогает увидеть, насколько российские показатели вписываются или не вписываются в общемировые тренды.

Информация о работе Уровеньчеловеческого капитала России