Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть содержание такой категории как «уровень жизни», исследовать динамику уровня жизни в Республике Беларусь с помощью системы основных показателей.
При выполнении работы использовались методы: сравнительный анализ, индукция, дедукция, статистический анализ, синтез.
Приведенный в данной курсовой работе материал объективно отражает состояние исследуемой категории, так как применяемая система показателей характеризует все аспекты данного понятия, а все теоретические, методологические и аналитические положения, заимствованные из литературных источников, сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..4
Уровень жизни как основа благосостояния населения…………………….6

Определение категории «уровень жизни»……………………………….6
1.2 Факторы, влияющие на уровень жизни…………………………………..8
Составляющие уровня жизни и особенности их расчета………………....12
2.1 Характеристика и классификация основных показателей уровня жизни………………………………………………………………………….12
2.2 Сравнительная характеристика систем показателей зарубежных стран………………………………………………………………………………14
2.3 Индекс развития человеческого потенциала: значение, методика расчёта …………………………………………………………….……………..16
3. Динамика и перспективы повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь…………………………………………………………….22
3.1 Доходы и расходы населения за 1990 – 2007 гг………………………..22
3.2 Перспективы изменения уровня жизни населения в Беларуси ………27
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….33
Приложения………………………………………………...…………….…..35

Работа содержит 1 файл

уровнь жизни.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

    В 1997 г. реальные денежные доходы населения  возросли на 5 %. В 1999 г. – снизились  на 2,5%, а реальная зарплата возросла лишь на 1,9%. В 2000 г. политика в сфере доходов была сориентирована, с одной стороны, на повышение жизненного уровня всего населения республики, а с другой – на социальную поддержку беднейших категорий граждан. Начиная с 2000 г. реальные денежные доходы населения начали увеличиваться. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. они выросли на 28,1%, а в 2003 г. только на 3,9% . В 2005 г. реальные денежные доходы составили 118,4% к 2004 г., в 2006г.–117,8% к 2005 г., а в 2007 г. они понизились до 113,2% к 2006 г [17, с.53].

    Что касается реальных располагаемых денежных доходов, то исходя из статистических данных  можно заметить, что в 1995 г. произошло снижение их на 46,4% по сравнению с 1990 г. это снижение происходило вплоть до 2000 г., когда реальные располагаемые денежные доходы возросли на 1,1% к 1990 г. Если рассмотреть динамику реальных располагаемых денежных доходов по годам, то можно заметить, что падение было в 1995 г. на 34,9% к 1994 г., и в 1999 – на 2,4% к 1998 г. В 2006 г. реальные располагаемые денежные доходы снизились на 2,2% к 2005 г., а в 2007 г. вновь наблюдается их снижение на 2,8% к 2006 г.

    Динамика  расходов населения с 1990-2006 гг. показывает, что большую часть занимают расходы на покупку товаров и оплату услуг (более 80%). Например, в 1990 г. – 82%, 1995 г. – 86,9% , в 2000 г. – 83%, в 2005 г. – 82,8%, в 2007 г. – 80,9%  [6, с. 67].

    Показатель  объема потребления продуктов питания отражает одну из сторон качества питания, который является одним из показателей уровня жизни населения. Если в конце 1980г. – начале 1990-х гг. их доля не превышала 25–30%, то к 1995 г. она возросла до 61,6%, а теперь составляет 47,9% от всех расходов населения. Между тем высокая доля расходов на питание обычно связана с низким уровнем жизни. В развитых странах она, как правило, не превышает 15-25%, в развивающихся составляет 25–50%, в слаборазвитых – более 50%.

    Несмотря  на то, что население расходует большую часть доходов на питание, в республике наблюдается уменьшение среднедушевого потребления отдельных продовольственных товаров и ухудшается его структура.

    Снижение  покупательной способности населения  привело к резкому сокращению среднегодового потребления на душу населения за 1991-1999 гг. Это говорит о том, что в эти годы население потребляло эти продукты ниже рациональной нормы. Существенно превышало норму потребление хлеба и хлебопродуктов в эти годы. Уменьшились объемы покупок непроизводственных товаров и товаров длительного пользования. Недоступными для населения, живущего за чертой бедности оказалось потребление непродовольственных товаров длительного пользования из-за постоянного роста цен.

    Для преодоления этих трудностей повысилась трудовая активность населения. Усилилось развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности домашних хозяйств. Более интенсивный характер приобрели операции над ценными бумагами. Увеличилась деятельность на дачных земельных участках и фермерских хозяйствах в целях повышения возможностей в самообеспеченности продуктами питания. Государство же предприняло ряд мер как в направлении макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и финансовой стабилизации, так и направлении регулирования доходов, создания правовой базы этой деятельности. Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населении и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений, или индексаций [2, с.36].

    Доля  расходов на питание существенно  различается в разрезе социально-демографических групп домохозяйств.

    Уровень жизни зависит от удовлетворения потребностей населения в непродовольственных товарах и товарах длительного пользования, которые, как правило, определяются в расчете на 100 семей или 1000 человек, а также процентной обеспеченности. Степень удовлетворения потребности находится в пределах 50 – 60%, а по товарам легкой промышленности – 10 – 20%.

    Доля  расходов по статье «накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах…»  с 1990 г. по 2002 г. возросла на 0,6%, а, начиная с 2003 по 2007 снизилась на 3,2%. Удельный вес статьи «оплата обязательных платежей и добровольных взносов», которая включает налоги и сборы, платежи по страхованию до 2003 г. практически не имел существенных изменений, только в 2003 г. составлял 9,5% от итога, а в 2007 г. – 16,8% от всех расходов населения.

    При характеристике уровня жизни значительное место занимает потребность в жилье. За 1990 – 2003 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25% и составляла 22,3 м2 на одного человека по сравнению с 17,9% в 1990 г.

    Повышаются  благоустроенность жилья и комфорта быта: увеличилось количество телефонных линий, мобильных телефонов, число пользователей Интернета. Существенно с 1990 г. по 2007 г. увеличились расходы на связь (почти в 5,8 раза), что связано с повышением тарифов на данный вид услуг [3, с.109].

    Уровень жизни в обществе таков, какова производительность труда. Показатель ВВП на душу населения свидетельствует о степени богатства страны и ее возможности обеспечить более высокий уровень жизни. Условиями этого являются высокая производительность труда и большая доля занятого населения. Индекс ВВП Беларуси снизился со 100% (1990 г.) до 65% в 1995 г. В первом же полугодии 2007 г. ВВП вырос на 10,1%, промышленное производство увеличилось же на 12,6% [18, с. 4].

         Динамика показателей роста доходов и расходов населения Республика Беларусь в целом свидетельствует о последовательном и сбалансированном  повышении уровня жизни (Приложение В). 
 
 

    3.2 Перспективы изменения уровня  жизни населения в Беларуси 

    Важным  шагом на пути повышения уровня жизни  является проведение государством правильной социальной политики. Программа-2010 продолжает в определенной мере стратегическую линию своих предшественниц. Одной из основных целей программы и является повышение уровня жизни населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечивать свое благосостояние и благосостояние своей семьи.

    Социальная  политика – важнейшая область  деятельности государства на современном  этапе. От решения социальных проблем  зависит стабильность общества, а  это является главной базой для эффективного развития экономики. Результативность экономической политики проверяется прежде всего уровнем жизни как всего населения, так и различных социальных групп.

    Главная цель социальной политики на 2006-2010 гг.— дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения является усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

    Целевыми  ориентирами политики доходов населения  в прогнозируемом периоде, обеспечивающими достижение этой цели, являются:

- рост реальных денежных доходов населения — 149—156 %;

- повышение уровня реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников — 152—158 %;

- поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий — до величины бюджета прожиточного минимума;

- предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1:6);

- социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);

- обеспечение в 2006—2010 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;

- дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей [15, с.27-29].

    Основной  целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.

    Важнейшей функцией государства остается обеспечение  государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

    Для этого необходимо обеспечить:

    - создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

    - опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

    - поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

    - предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне";

    - развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

    В бюджетном секторе необходимо сохранить  государственное регулирование оплаты труда. В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.

         Повышение реальной заработной платы в 1,52—1,58 раза. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата к концу 2010 года должна составить в долларовом эквиваленте около 500 долларов США [15, с.30].

    Повышение реальных денежных доходов населения осуществляется путем поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением является обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

    Предотвращению  необоснованной дифференциации населения  по уровню доходов способствует дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

    Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2006—2010 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения предусмотрены социальные гарантии.

    Реализация  намеченных мер по росту ВВП и  реальным возможностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49— 56 %. Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг [20, с.37].

    Таким образом, повышение уровня жизни человека за счет стимулирования экономической активности населения, а также предотвращение бедности остается важнейшей задачей государственной социальной политики в Республике Беларусь на долгосрочную перспективу. И уже сейчас динамика показателей, характеризующих доходы населения, является положительной и свидетельствует о последовательном и сбалансированном повышении уровня его жизни. Рост реальных денежных доходов населения, его потребительских расходов и сбережений в значительной мере связан с благоприятной макроэкономической ситуацией, повышением деловой и инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики и в экономике в целом. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

      Состояние экономики напрямую влияет на уровень жизни народа, поэтому экономическое развитие – не самоцель, а средство улучшения жизни населения. В этих условиях возрастает роль и значение прогнозирования уровня жизни как важнейшего инструмента государственного регулирования социальных процессов в стране, направленных на развитие человеческого потенциала.

    Уровень жизни человека определен как  сложная социально-экономическая  категория, которая требует дальнейшего многообразного и неоднократного рассмотрения.

    В данной работе рассмотрены основные системы показателей оценки уровня жизни, которые состоят как из частных показателей, так и укрупненных. Одним из важнейших является индекс развития человеческого потенциала. Он является сводным показателем, складывающимся в свою очередь из таких показателей, как ожидаемая продолжительность жизни; размер реального ВВП на душу населения; уровень образования и квалификации рабочей силы. ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Республика Беларусь, согласно «Докладу о развитии человека» за 2006 г. занимает 67 позицию, однако по сравнению с прошлыми годами в данном рейтинге откатывает назад.

Информация о работе Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь